Файл: Учебник для высших учебных заведений физической культуры Издание 2е, исправленное и дополненное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2143

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В создании моторных программ принимают участие многие ней­роны коры, мозжечка, таламуса, подкорковых ядер и ствола мозга. Обширное вовлечение множества мозговых элементов необходимо для поиска наиболее нужных из них. Этот процесс обеспечивается широкой иррадиацией возбуждения по различным зонам мозга и сопро­вождается обобщенным характером периферических реакций — их генерализацией. В силу этого первая стадия начинающихся попыток выполнить задуманное движение называется стадией генерализации. Она характеризуется напряжением большого числа активированных скелетных мышц, их продолжительным сокращением, одновременным

286

вовлечением в движения мышц-антагонистов, отсутствием ин­тервалов в

ЭМГ во время расслабления мышц (рис. 33). Все это нару­шает коорди нацию движений, делает их закреп ощенн ыми, при вод ит к значительным энерготратам и, соответственно, излишне выражен­ным вегетативным реакциям. На этой стадии наблюдаются особен­ное учащение дыхания и сердцебиения, подъем артериального давле­ния, резкие изменение состава крови, заметное повышение темпера­туры тела и потоотделения. Однако нет достаточной согласован ности этих сдвигов между собой и их соответствия мощности и характеру работы.

Массированный поток афферентных импульсов от проприоре-цепторов многих мышц затрудняет отделение основных рабочих мы­шечных групп от посторонних. Анализ «темного» мышечного чув­ства еще более осложняется обильным притоком интероцептивных сигналов — в первую очередь, от рецепторов дыхательной и сердеч­но-сосудистой систем. Требуются многократные повторения разу­чиваемого упражнения для постепенного совершенствования мотор­ной программы и приближения ее к заданному эталону.

На второй стадии формирования двигательного навыка проис­ходит концентрация возбуждения в необходимых для его осуществ­ления корковых зонах. В посторонних же зонах коры активность подавляется одним из видов условного внутреннего торможения — дифференцировочным торможением. В коре и подкорковых струк­турах создается мозаика из возбужденных и заторможенных ней­ронных объединений, что обеспечивает координированное выпол­нение двигательного акта. Включаются лишь необходимые мы­шечные группы и только в нужные моменты движения, что можно видеть на записях ЭМГ. В результате рабочие энерготраты снижа­ются.


Навык на этой стадии уже сформирован, но он еще очень непро­чен и нарушается при любых новых раздражениях (выступление на незнакомом поле, появление сильного соперника и т. д.). Эти воз­действия разрушают неокрепшую еще рабочую доминанту,



Рис. 33. Характеристика деятельности мышц при формировании двигательного навыка

Электромиограмма трехглавой мышцы плеча при неосвоенных

(А) и освоенных (Б) циклических движениях

287

едва установившиеся межцентральные взаимосвязи в мозгу вновь приво­дят к иррадиации возбуждения и потере координации.

На третьей стадии в результате многократного повторения на­выка в разнообразных условиях помехоустойчивость рабочей доми­нанты повышается. Появляется стабильность и надежность навыка, снижается сознательный контроль за его элементами, т. е. возникает автоматизация навыка. Прочность рабочей доминанты поддерживается четкой сонастройкой ее нейронов на общий ритм корковой активности. Такое явление было названо А. А. Ухтомским усвоением ритма. При циклической работе ритм корковой активно­сти соответствует темпу выполняемого движения: в ЭЭГпоявляются потенциалы, соответствующие этому темпу «меченые ритмы» ЭЭГ — рис. 34 (Сологуб Е.Б., 1965). Внешние раздражения на этой стадии лишь подкрепляют рабочую доминанту, не разрушая ее. Большая же часть посторонних афферентных потоков не пропускается в спинной и головной мозг: специальные команды из вышележащих центров вызывают пресинаптическое торможение импульсов от периферических рецепторов, препятствуя их доступу в спинной мозги вышележащие центры. Этим обеспечивается защита



Рис. 34. Медленные потенциалы в темпе движения —

«меченые ритмы» ЭЭГ

Радиотелеметрическая регистрация активности моторной области ноги

левого полушария у спортсмена-спринтера при пробегании 50-метровых

отрезков. Цифры справа — порядковые номера пробегов

288

сформированных программ от случайных влияний и повышается надеж­ность навыков.

Процесс автоматизации не означает выключения коркового конт­роля за выполнением движения. В коре работающего человека отмеча­ется появление связанных с движением потенциалов, специфичес­кие формы межцентральных взаимосвязей активности. Однако в этой системе центров по мере автоматизации снижается участие лоб­ных ассоциативных отделов коры, что, по-видимому, и отражает снижение его осознаваемости.



10.4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

В процессе тренировки происходит постоянное сличение создан­ной модели навыка и реальных результатов его выполнения (Бернш-тейнН.А., 1966; Анохин П. К., 1975). По мере роста спортивного ма­стерства совершенствуется сама модель требуемого действия, уточ­няются моторные команды, а также улучшается анализ сенсорной информации о движении.

10.4.1. ОБРАТНЫЕ СВЯЗИ

Особое значение в отработке моторных программ имеют обрат­ные связи. Информация, поступающая в нервные центры по ходу движения, служит для сравнения полученного результата с имею­щимся эталоном. При их несовпадении в мозговых аппаратах срав­нения (лобных долях, подкорковом хвостатом ядре) возникают им­пульсы рассогласования и в программу вносятся поправки — сен­сорные коррекции. При кратковременных движениях (прыжках, бросках, метаниях, ударах) рабочие фазы настолько малы (сотые и тысячные доли секунды), что сенсорные коррекции по ходу движения вносить невозможно. В этих случаях вся программа дей­ствия должна быть готова до начала двигательного акта, а поправки могут вноситься лишь при его повторениях.

В системе обратных связей разл ичают «внутренний контур» регу­ляции движений, передающий информацию от двигательного аппа­рата и внутренних органов (в первую очередь — от рецепторов мыши, сухожилий и суставных сумок), и «внешнийконтур», несущий сигна­лы от экстерорецепторов (главным образом, зрительных и слухо­вых). При первых попытках выполнения движений, благодаря мно­жественному и неопределенному характеру мышечной афферента-ции, основную роль в системе обратных связей играют сигналы «внешнего контура» — зрительный и слуховой контроль. Поэтому на начальных этапах освоения двигательных навыков так важно

289

использовать зрительные ориентиры и звуковые сигналы для облегче­ния процесса обучения. По мере освоения навыка «внутренний кон­тур» регуляции движений приобретает все большее значение, обеспе­чивая автоматизацию навыка, ароль «внешнего контура» снижается.

10.4.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Процесс обучения навыку ускоряется при разного рода допол­нительной информации об успешности выполнения упражнения — указания тренера, компьютерный анализ движения в трехмерном пространстве, просмотр кинокадров, видеофильмов, за­писей ЭМГ и др.


Особенно ценной для обучаемого является срочная инфор­мация, поступающая непосредственно в периоде выполнения уп­ражнения или при повторных попытках (Фарфель В.С., 1960). С по­мощью дополнительной срочной информации можно сообщать спортсмену такие параметры движений, которые им не осознаются и, следовательно, не могут произвольно контролироваться. Например, можно снижать колебания общего центра масс при выполнении сложных равновесий, визуально наблюдая их на экране монитора; контролировать по звуколидеру точность поддержания темпа и сте­пень повышения скорости движения; по изменению мелодии песни замечать ошибки в порядке сокращения мышц и т. п. Тем самым по­вышается возможность совершенствования спортивной техники.

Для усиления мышечных ощущений при освоении сложных уп­ражнений используют различные тренажеры. Особенное влияние на сознательное построение моторных программ имеют тренажеры, управляющие суставными углами, так как импульсы от рецепторов суставных сумок поступают непосредственно в кору больших полу­шарий и хорошо осознаются..

Особое значение в процессе моторного научения имеет речевая регуляция движений (словесные указания педагога, внутренняя речь обучаемого). С помощью речи формируются в коре избирательные взаимосвязи, лежащие в основе моторных программ. В высших отделах мозга человека обнаружены специальные «команд­ные» нейроны, которые реагируютна словесные приказы и запускают нужные действия. Самоприказы и вызываемые ими процессы самоор­ганизации и самомобилизации обеспечиваютусиление рабочей доми­нанты и налаживание моторных и вегетативных компонентов навыка. Этому способствуют и проприоцептивные импульсы от собственных органов речи при произнесении вслух словесных команд (например, подсчет:»Раз, два!» — облегчает регуляциютемпадвижений).

Наряду с совершенствованием навыков моторных действий у спортсменов происходит формирование навыков

290

тактического мышления — специализированной формы умственной деятель­ности. Повторяя определенные тактические комбинации спортсмены автоматизируют мыслительные операции. Это позволяет многие ре­шения принимать почти мгновенно, как бы интуитивно, а осознавать их уже после выполнения (например, в боксе, фехтовании).

10.4.3. НАДЕЖНОСТЬ И НАРУШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

В экстремальных условиях мышечной работы, при развитии утомления надежность навыка поддерживается путем мобилизации функциональных резервов мозга — дополнительным вовлечением не­рвных центров, включением в систему управления движениями дру­гого полушария. Особенно при этом важно усиление в этой системе роли лобных ассоциативных областей, что указывает на произвол ь-ное преодоление утомления. Такая мобилизация резервов мозга в начальной стадии утомления полезна, так как способствует адапта­ции нервной системы к нагрузке и сохранению навыка. При глубо­ком утомлении и переутомлении система управления движениями разрушается и навык теряется.


При действии различных сбивающих факторов, сопровождаю­щих соревновательную деятельность спортсмена (внешних помех, эмоционального стресса, резких изменениях гомеостаза и ар.), про­исходят нарушения двигательных навыков и потеря их автоматиза-ции,т.е. дезавтоматизация. Эти явления больше выражены у менее подготовленных спортсменов, недостаточно упрочивших демонстрируемые навыки, у юных спортсменов, улиц, обладающих нестабильностью нервных процессов и повышенной возбудимостью, при низком уровнеобщей и специальной работоспособности. Так, не­достаточная адаптация к «рваному» режиму и высокому темпу двига­тельной деятельности в ситуационных видах спорта нарушает навыки точностных движений (бросков и передач мяча, шайбы, ударов в боксе и пр.). Недостаточное освоение переключений от интенсивной лыж­ной гонки к стабильной позе итонкой регуляции нажима спускового крючка, требующих смены одной доминирующей группы нервных центров на другую, снижает меткость стрельбы у биатлонистов.

Снижение функционального состояния организма спортсмена при заболеваниях, кислородном голодании, алкогольном опьянении и пр. понижает устойчивость рабочей доминанты и обнаруживается нарушением навыковыхдействий.
При перерывах в тренировке могут сохраняться основные черты навыка, последовательность его фаз, но теряется способность эф­фективного выполнения тонких его элементов. В наибольшей степе­ни утрачиваются самые сложные элементы навыка, а также вегета­тивные его компоненты.

291