Файл: Учебник для высших учебных заведений физической культуры Издание 2е, исправленное и дополненное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2221

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10.2.2. СТАБИЛЬНОСТЬ И ВАРИАТИВНОСТЬ КОМПОНЕНТОВ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА

Возникшие в первой половине XX века представления о доми­нанте, функциональной системе идвигательном динамическом сте­реотипе легли в основу понимания механизмов формирования дви­гательных навыков в процессе обучения человека. Дальнейшие ис­следования позволили уточнить эти классические представления.

Уже Н. А. Бернштейн отмечал, что даже достаточно простые навы-ковые действия не являются полностью стереотипными. При много­кратных повторениях они могут различаться по амплитуде, скорости выполнения отдельных элементов и т. д. Как оказалось, еще больше они различаются по внутренней структуре. Многоканальная регист­рация ЭМГ различных мышц при выполнении спортивных упраж­нений показала, что в одних и тех же освоенных движениях значи­тельно варьирует состав активных мышечных групп. Одни мышцы включаются вдвижения постоянно, а другие — лишь периодически (табл. 12). Варьируют длительность фаз, мышечные усилия, после­довательность включения мышц. Это позволило говорить о законо­мерной вариативности внешних и внутренних компонентов двига­тельного навыка (Зимкин Н. В., 1975). Наличие вариаций позволяет отбирать оптимальные и отбрасывать неадекватные моторные программы,

281

учитывать не только внешние изменения ситуации, но и со­кратительные возможности мышц. Вариативность особенно выра­жена в периоды врабатывания, перед отказом от работы и в восстано­вительном периоде, Регистрация активности отдельных нейронов головного мозга (в экспериментах на животных и в клинике при ле­чебных мероприятиях) показала значительную вариативность их включения в одни и те же освоенные действия. При этом между ними образуются как «жесткие» (стабильные), так и «гибкие»(вариатив-ные) связи (Бехтерева Н. П., 1980).

Сохранение основных черт двигательного навыка в условиях


Таблица 12

Стабильность и вариативность включения различных мышц у квалифицированного тяжелоатлета при многократных рывках штанги

(по:Н.В.Зимкин, 1973)

Мышцы

Наличие активности (+)

При десяти повторных рывках

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Четырехглавая мышца бедра, наружн.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

То же, средний пучок

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

То же, внутренний пучок

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Длинная спины

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Дельтовидная,средний пучок

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Трехглавая плеча

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Трапециевидная

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Двуглавая плеча

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Икроножная

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Двуглавая бедра

-

-

-

+

+

-

+

-

+

+

Ягодичная

+

+

-

-

+

-

-

-

-

+

Широчайшая спины

+

-

-

-

-

-

-

-

-

+

Дельтовидная, передний пучок

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Большая грудная

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+


изменяющейся внешней среды и перестроек внутренней среды орга­низма возможно лишь при варьировании «гибких» связей в системе управления движениями. Так, хорошо освоенный навык ходьбы осуществляется при разном наклоне туловища, переменных усилиях ног, неодинаковом составе скелетных мышц и нервных центров, раз­личных вегетативных реакциях в зависимости от рельефа дороги, ка­чества грунта, силы встречного ветра, степени отягощения, утомле­ния человека и прочих причин. «Гибкие» элементы функциональ­ной системы составляют основную ее часть, так как в любых услови­ях они обеспечивают выполнение навыка, достижение требуемого результата.

282

Навыки циклических движений более стабильны по сравнению с ациклическими, так как в их основе лежат повторения одинаковых циклов:
Элементы циклических движений Элементы ациклических движений

1-2-1-2-1-2... 1-2-3-4-5-6...
Циклические движения превращаются в навык при переходе от отдельных двигательных актов к последовательной их цепи — от от­дельных шагов к ходьбе и бегу, от начертания отдельных букв к письму и т. п. При этом к процессам коркового управления движе­ниями подключаются древние автоматизмы, так называемые цикло­идные движения, осуществляемые подкорковыми ядрами головного мозга.

Навыки в ситуационных видах спорта (спортивных играх, едино­борствах) отличаются наибольшей вариативностью. Стереотипы в этих видах спорта формируются лишь при овладении отдельными элементами техники (например, в штрафных бросках). Автоматиза­ция этих навыков позволяет быстрее включать их в новые движен ия. В стандартных видах спорта навыки более стереотипны. Их стабиль­ность повышается по мере роста спортивного мастерства. Но и здесь необходимо сохранение определенного уровня вариативности навы­ков для их адаптации к разным условиям выполнения.


10.3. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Процесс обучения двигательному навыку начинается с опреде­ленного побуждения кдействию, которое задается подкорковыми и корковыми мотивационными зонами. У человека это, главным обра­зом, стремление к удовлетворению определенной социальной по­требности (любовь к данному виду спорта, желание им заниматься, преуспеть в упражнении и пр.). Оптимальный уровень мотиваций и эмоций способствует успешному усвоению двигательной задачи и ее решению.

10.3.1. ЗАМЫСЕЛ И ОБЩИЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЯ

На первом этапе формирования двигательного навыка возникает замысел действия, осуществляемый ассоциативными зонами коры больших полушарий (переднелобными и нижнетеменными). Они формируют общий план осуществления движения. Вначале это лишь общее представление о двигательной задаче, которое возникает либо при показе движения другим лицом (педагогом, тренером или опыт­ным спортсменом), либо после словесной инструкции, самоинструк­ции, речевого описания. В сознании человека создается определенный

283

эталон требуемого действия, «модель потребного будущего» (БернштейнН.А., 1966). Эту функцию П. К. Анохин назвал «опере­жающее отражение действительности». Формирование такой на­глядно-образной модели складывается из образа ситуации в целом (задаваемые пространственные и временные характеристики двига­тельной задачи) и образа тех мышечных действий, которые необхо­димы для достижения цели. Имея представление о требуемой модели движения, человек может осуществить ее разными мышечными группами. Так, например, подпись человека имеет характерные чер­ты, независимо от мышечных групп, выполняющих ее (пальцы, кисть, предплечье, нога).

Особое значение имеют в этом процессе восприятие и переработ­ка зрительной информации (при показе) и слуховой (при рассказе). Опытные спортсмены быстрее формируют зрительный образ движе­ния, так как у них лучше выражена поисковая функция глаза, и они способны эффективно выделять наиболее важные элементы. У них богаче кладовая «моторной памяти» — хранящиеся в ней образы ос­военных движений , быстрее происходит извлечение нужных мотор­ных следов.


10.3.2. СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

На втором этапе обучения начинается непосредственное выпол­нение разучиваемого упражнения.

При этом отмечаются 3 стадии формирования двигательного навыка:

1)стадия генерализации (иррадиациивозбуждения),

2) стадия концентрации и,

3)стадия стабилизации и автоматизации.

На первой стадии созданная модель становится основой для пере­вода внешнего образа во внутренние процессы формирования про­граммы собственных действий. Физиологические механизмы этого во многом неясны. На ранних этапах онтогенеза, когда речевая регу­ляция движений (внешней речью постороннего лица или внутрен­ней собственной речью) еще не развита, особенное значение имеют процессы подражания, общие у человека и животных. Наблюдая за действиями другого лица и имея некоторый опыт управления свои­ми мышцами, ребенок превращает свои наблюдения в программы собственных движений. Эти процессы аналогичны процессам освое­ния речи, которую ребенок сначала слышит от окружающих людей, а затем преобразует в собственную моторную речь (по терминологии психолога Л. С. Выготского, это — явление интериоризации, т. е. превращение внешней речи во внутреннюю).

Некоторые особенности программирования отражаются в межцент­ральных взаимосвязях электрической активности мозга.

284

Можно видеть, например, что при наблюдении за выполнением бега посторон­ним лицом в коре больших полушарий у человека появляются потен­циалы втемпе этого бега (своеобразная модель наблюдаемого движе­ния). Подобные изменения ритмов мозга и специфические перестрой­ки пространственной синхронизации корковых потенциалов набл ю-даются также при представлении и при мысленном выполнении движений. При этом пространственные взаимосвязи мозговой актив­ности начинают отличаться от состояния покоя и приближаться кта-ковым при реальном выполнении работы (табл. 13).

Таблица 13

Появление сходства корковых функциональных систем при мысленном и реальном выполнении бега у спринтера 1 разряда

(по данным корреляционного анализа ЭЭГ)




Исходное состояние

Мысленный бег

Реальный бег

А

6 – 7 – 4

4 – 3 – 5 – 2 – 7

‌‌ ‌‌ ‌‌

6

4 – 3 – 5 – 2 – 7

В

1, 2, 3, 5, 8

1, 8

1, 6, 8



Примечание:

1—8 — номера корковых зон,

А — плеяды взаимосвязанной (синхронной и синфазной) активности различных корковых зон с коэффициентами корреляции 0.7-1.0,

В — независимые корковые зоны.

В процессах программирования используются имеющиеся у че­ловека представления о «схеме тела», без которых невозможна пра­вильная адресация моторных команд к скелетным мышцам в разных частях тела, и о «схеме пространства», обеспечивающие простран­ственную организацию движений. Нейроны, связанные с этими функциями, находятся в нижнетеменной ассоциативной области задних отделов коры больших полушарий. Организация движений во времени, оценка ситуации, построение последовательности дви­гательных актов, их сознательная целенаправленность осуществля­ются передне-лобной ассоциативной корой. Только в ней имеются специальные нейроны кратковременной памяти, которые удержи ва-ют созданную программу от момента прихода в кору внешнего пус­кового сигнала (или от момента самоприказа) до момента осуществ­ления моторной команды.

Соответственно этому во время реальной работы можно видеть особую специфику мозговой активности, отражающую характерные черты двигательных программ (рис. 32).Так, у бегунов и конькобежцев как при воображаемом,таки при реальном выполнении бега по

285



Рис. 32. Перестройка и специфика корковых функциональных систем на различных этапах выработки двигательных навыков

а — мастера спорта, б — спортсмены-разрядники.

На схемах — вид головы сверху. 1— иррадиация (б) и концентрация (а)

медленных потенциалов в темпе движения («меченых ритмов») у бегунов

во время бега; 2—5 — высокие межцентральные взаимосвязи потенциалов:

2— бегуны, бег; 3 — фехтовальщики, уколы с выпадом; 4 — биатлонисты,

стрельба; 5 — тяжелоатлеты, толчок штанги.

дорожке или на коньках, устанавливается сходство (пространствен­ная синхронизация) потенциалов передне-лобной (программирую­щей) области с моторными центрами ног, а у гимнастов при представ­лении и выполнении стойки на кистях — с моторными центрами рук. При стрельбе, бросках мяча в баскетбольное кольцо возникает сход­ство активности зрительных, нижнетеменных зон (ответственных за пространственную ориентацию движений) и моторных зон коры, что обеспечивает точность глазо-двигательных реакций. В процессе фехтования к этим зонам подключаются передне-лобные области, связанные с вероятностной оценкой текущей и будущей ситуации.