Файл: Учебник для высших учебных заведений физической культуры Издание 2е, исправленное и дополненное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТРЕНИРОВАННОСТИ

Спортивная тренировка представляет собой специализированный педагогический процесс, направленный на повышение общей физи­ческой подготовленности и специальной работоспособности.

11.1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕНИРОВКИ И СОСТОЯНИЯ ТРЕНИРОВАННОСТИ

Спортивная тренировка, с физиологической точки зрения, пред­ставляет собой многолетний процесс адаптации организма человека ктребованиям, которые ему предъявляет избранный вид спорта.

Как во всяком педагогическом процессе, в ходе тренировки со­блюдаются общие педагогические принципы—активности, сознатель­ности, наглядности, систематичности, последовательности, доступ­ности и прочности. Вместе с тем, имеются специфические принципы тренировки—единство общей и специальной физической подготов­ки, непрерывность и цикличность тренировочного процесса, посте­пенное и максимальное повышение тренировочных нагрузок. Эти принципы обусловлены закономерностями развития физических качеств и формирования двигательных навыков у человека, особен­ностями функциональных перестроек в организме, изменением диа­пазона функциональных резервов спортсмена.

11.1.1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ТРЕНИРОВКИ

Лишь на базе общей (неспециализированной) подготовки, в резуль­тате развития физических качеств и роста функциональных возмож­ностей организма, осуществляется переход к специализированным формам подготовки спортсмена в избранном виде спорта. Этот про­цесс должен быть по возможности непрерывным, так как перерывы в систематических занятиях приводят к резкому падению достигнуто­го уровня проявления качественных сторон двигательной деятельнос­ти и освоения двигательных навыков. Так, например, достигнутый у подростков на протяжении первого года занятий рост мышечной силы за время летнего перерыва практически полностью теряется.

Цикличность тренировочного процесса связана с тем, что выход на наиболее высокий уровень специальной работоспособности осу­ществляется постепенно на протяжении подготовительного периода (3-4 мес). К соревновательному периоду спортсмен достигает высо­кого уровня работоспособности, но поддерживать этот достигнутый на данном этапе наивысший уровень функциональных и психичес­ких возможностей человек может лишь ограниченное время


292
(не более 4-5 мес). После чего необходим определенный отдых, переклю­чение на другую деятельность, снижение нагрузки, т. е. переходный период. Годичный тренировочный цикл (или 2 цикла в году), в свою очередь, подразделяется на промежуточные мезоциклы, а те — на не­дельные микроциклы. Такая цикличность соответствует естествен­ным биоритмам человеческого организма и, кроме того, позволяет варьировать применяемые физические нагрузки.

Правильное чередование тяжести физических нагрузок с опти­мальными интервалами отдыха обеспечивает возможность использо­вания явлений суперкомпенсации —сверхвосстановления организма, когда следующее тренировочное занятие начинается с более высоко­го уровня работоспособности по сравнению с исходным. При этом режиме неуклонно растут результаты спортсмена и сохраняется его здоровье. Слишком большие интервалы не дают никакого прироста, а недостаточные интервалы приводят к падению работоспособности и ухудшению функционального состояния организма.

Тренировочные нагрузки должны постепенно повышаться в за­висимости от достигнутого уровня функциональных возможностей, иначе даже при систематических занятиях будет обеспечиваться лишь их поддерживающий эффект. Например, при физических на­грузках у молодых людей ЧСС должна быть выше 150 уд. мин , а у пожилых — выше 130 уд. мин , иначе адаптивных сдвигов в орга­низме, в частности в состоянии сердечной мышцы, не будет наблю­даться.

Для достижения высоких спортивных результатов должны использоваться максимальные нагрузки, которые вызывают мобилиза­цию функциональных резервов центральной нервной системы, дви­гательного аппарата и вегетативных систем, оставляя функциональ­ный и структурный след тренировки.

11.1.2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТОЯНИЯ ТРЕНИРОВАННОСТИ

Правильная организация тренировочного процесса обусловлива­ет состояние адаптированности спортсмена кспециализированным нагрузкам или состояние тренированности.

Его характеризуют

1) повышение функциональных возможностей организ­ма и


2) увеличение экономичности его работы.

Овладение рациональной техникой выполнения упражнений, со­вершенство координации движений, повышение экономичности дыхания и кровообращения приводят к снижению энерготрат на стандартную работу, т. е. повышает ее КПД.

Наиболее высокий уровень тренированности достигается в состо­янии спортивной формы. Это состояние требует предельно возможной мобилизации всех функциональных систем организма,

293
значительного напряжения регуляторных процессов. Соответствен­но, оно может сохраняться непродолжительное время в зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена, его квалификации и др. факторов. Цена такого уровня адаптации оказывается высокой — при этом повышается реактивность организма на действие неблагоп­риятных условий среды, снижается его устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям, т. е. резко снижается иммунитет.

Характер физиологических сдвигов определяется направленнос­тью тренировочного процесса — на быстроту, силу или выносли­вость, особенностями двигательных навыков, величиной нагрузки на отдельные мышечные группы и т. п., т. е. тренировочные эффек­ты специфичны.

Тренировочный эффект зависит от объема физической нагрузки — ее длительности, интенсивности и частоты. Однако у каждого человека имеется генетически определяемый предел функ­циональных перестроек в процессе тренировки — его генетическая норма реакции. При одинаковых физических нагрузках различные люди отличаются по величине и скорости изменений функциональ­ной подготовленности, т.е. по тренируемости.

Влияние наследственных факторов определяет степень развития физических качеств. Наименее тренируемыми качествами являются быстрота, гибкость, скоростно-силовые возможности. Генетически обусловлены изменения многих физиологических показателей (МПК, анаэробных возможностей, максимальной величины ЧСС, роста жизненной емкости легких и др.).

11.2. ТЕСТИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ В ПОКОЕ

Особенности морфологических, функциональных и психофизи­ологических показателей организма человека в состоянии покоя ха­рактеризуют степень его функциональной подготовленности к оп­ределенной физической нагрузке.

11.2.1. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В СПОРТЕ


Для тестирования функциональной подготовленности спортсме­нов исходят из модели чемпиона, в которой представлены характери­стики сильнейших спортсменов в ответственных соревнованиях. Из этой модели выводятся спортивно-важные качества или модельмас-терства, включающая характеристики специальной физической, технической и тактической подготовки спортсменов, находящихся в спортивной форме. Отсюда определяют наиболее информативные показатели функциональной подготовленности или шире — модель

294

спортивных возможностей, в которую входят функциональная и психологическая подготовленность, морфологические особенности, возраст и спортивный стаж. Подобный подход позволяет определить целевые задачи подготовки спортсмена и его собственные спортив­ные перспективы.

Для оценки индивидуальных особенностей адаптации'организма к работе необходимо комплексное тестирование, позволяющее полу­чить сведения о различных морфофункциональных и психофизиоло­гических показателях конкретного человека. В тренировочном про­цессе используют различные виды контроля, в ходе которых исследу­ют состояние различных органов и систем организма спортсмена.

• Оперативный или текущий контроль, отражающий ежеднев­ные реакции организма спортсмена на выполняемые физичес­кие нагрузки по наиболее вариативным показателям (ЧСС, тест Самочувствие-Активность-Настроение (САН), способ­ность решения тактических задач, состояние внимания и пр.).

• Этапный контроль, проводимый 5-6 раз в году с использова­нием менее динамичных показателей (МПК, максимальная анаэробная мощность, индекс Гарвардского степ-теста, оцен­ка временных интервалов и пр.).

• Углубленное медицинское обследование (1 раз в году) с анализом достаточно консервативных показателей (тестирование лично­стных характеристик, психофизиологическихпоказателей, ин­дивидуально-типологических особенностей высшей нервной деятельности) и ряда сложных медицинских параметров.

11.2.2. ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В ПОКОЕ

В центральной нервной системе спортсмена отмечается высокий уровень лабильности нервных центров, оптимальная воз­будимость и хорошая подвижность нервных процессов (возбужде­ния иторможения). У спортсменов, обладающих выраженным каче­ством быстроты,
время двигательной реакции укорочено, в ЭЭГ по­коя отмечается повышенная частота альфа-ритма — 11 -12 колеб. • с (напр., у 80% баскетболистов 1 разряда и мастеров спорта, в отличие от лыжников-гонщиков и борцов, имеющих частоту 8-9 колеб. • с ).

Двигательный аппарат квалифицированных спортсменов отличается большей толщиной и прочностью костей, выраженной рабочей гипертрофией мышц, их повышенной лабильностью и воз­будимостью, большей скоростью проведения возбуждения подви­гательным нервам, запасами мышечного гликогена и миоглобина, высокой активностью ферментов. Об улучшении иннервации мышц свидетельствуют факты утолщения нервно-мышечных

295

синапсов и увеличение их числа. Спортсмены имеют высокие показа­тели произвольного напряжения мышц и в то же время отличного их расслабления, т. е. большую величину амплитуды твердости мышц.

Обмен веществ спортсменов характеризуется увеличением запасов белков и углеводов, снижением уровня основного обмена (лишь в соревновательном периоде основной обмен может быть по­вышен из-за недостаточного восстановления).

Дыхание спортсменов более эффективно, так как увеличена ЖЕЛ (до 6-8 л), т. е. расширена дыхательная поверхность; больше глубина вдоха, что улучшает вентиляцию легких и снижает частоту дыхания (до 6-12 вдохов в 1 мин). Лучше развиты и более выносливы дыхательные мышцы (это можно наблюдать, например, по способ­ности сохранять высокие значения ЖЕЛ при повторных ее определе­ниях). Величина минутного объема дыхания в покое не изменена (из-за противоположных сдвигов частоты и глубины дыхания), но максимальная легочная вентиляция значительно выше у трениро­ванных лиц (порядка 150-200 л • мин ) по сравнению с нетрениро­ванными

(60-120л • мин ). Увеличенадлительность задержки дыха­ния (особенно в синхронном плавании, нырянии), что свидетель­ствует о хороших анаэробных возможностях и пониженной возбуди­мости дыхательного центра.