ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Наглядный материал, дидактический материал в группе и с какой целью может использоваться в работе по развитию речи в непосредственно-образовательной деятельности.
1.Натуральные наглядные пособия (предметы ближайшего окружения (одежда, обувь, посуда, мебель), животные, растения, овощи, фрукты и т.д., т.е. предметы, специально подбираемые для занятия или объекты и явления, наблюдаемые на прогулках, экскурсиях.
2.Объемные наглядные пособия (муляжи, модели, макеты, геометрические тела).
3.Дидактические игрушки (куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки, изображающие животных, птиц, насекомых и т.д.).
4.Изобразительные наглядные пособия (предметные и сюжетные рисунки (иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, репродукции картин, фотоматериалы, слайды, кино и видеоматериалы, плакаты), использование новых компьютерных технологий(интерактивные доски).
5.Графические наглядные пособия (таблицы, схемы, планы).
6.Символические наглядные пособия (исторические, географические карты).
При правильном подборе и методически грамотном преподнесении наглядности педагог раскрывает детям разнообразные качества и свойства, отличительные и общие признаки изучаемого материала. Кроме того, и это очень важно, использование наглядности позволяет поддерживать у детей интерес к занятиям. Это положительно сказывается на качестве усвоения ими учебного материала, повышается эффективность обучения.
К наглядному материалу предъявляют ряд требований. Он должен соответствовать возрасту детей; в нем должны быть хорошо выражены особенности предметов; наглядность должна быть привлекательной, безопасной, устойчивой, прочной; отличаться разнообразием.
Хранить дидактические средства необходимо отдельно от других предметов и игрушек.
Условия эффективности использования наглядности в обучении детей :
1.Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (т.е., в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).
2.Для обследования (зрительного, зрительно-осязательного) наглядности детям должно предоставляться достаточно времени.
3. Детям, которые в этом нуждаются, необходимо на занятии предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать.
4.В ряде случаев (например, при ознакомлении детей с многоплановыми сюжетными изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует внести в группу, до начала занятия для того, чтобы дети могли предварительно рассмотреть ее. После окончания занятия эта наглядность некоторое время может оставаться в группе.
5.При демонстрации новых, незнакомых детям игрушек, предметов педагог обращает внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качествам.
6.Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности четким, доступным пониманию детей данного возраста.
7. Оборудование для самостоятельных игр и занятий помещается в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически обновляется. К нему необходимо обеспечить свободный доступ детей.
В работе с детьми дошкольного возраста часто используется объяснительно-иллюстративный метод обучения. Основная цель такого вида обучения – это передача-усвоение знаний и применение их на практике. Воспитатель стремится изложить материал с применением наглядных и иллюстративных материалов. Поэтому, подготовка материала – достаточно дорогостоящий и трудоемкий процесс. Кроме того, демонстрационный материал для занятий в группах, предлагаемый фирмами-производителями, не всегда удовлетворяет педагогов по своему содержанию, количеству, качеству, цене. Именно поэтому компьютер выступает очередной раз в роли помощника. При создании и демонстрации презентаций, предназначенных для работы с дошкольниками, должны учитываться их возрастные и индивидуальные особенности.
Рекомендации по оформлению слайдов:
·фон слайдов не должен быть слишком ярким;
·изображения в слайдах презентации должны быть высокого качества, не допускается использование нечетких или размытых иллюстраций;
·изображения должны быть достаточно крупными, хорошо и четко видными с любого места;
·на каждом слайде может быть размещено не более 1-2 объектов (под объектами понимаются рисунки и текстовые фрагменты);
·для успешного усвоения содержания слайда изображение не должно быть перегруженным малосущественными деталями, загромождающими картину и отвлекающими внимание детей от главного;
·должны соблюдаться масштабные соотношения частей иллюстрации;
·необходимо учитывать соразмерность объектов относительно друг друга при одновременном размещении на слайде (например, шмель больше мухи);
·если в качестве музыкального сопровождения используется песня, она должна соответствовать теме презентации;
·в заключительной части презентации в качестве стимулирующего момента может содержаться небольшой видеофрагмент по теме (например, мультфильм);
·смена слайдов должна осуществляться по щелчку мыши, чтобы педагог имел возможность управлять презентацией и остановить ее, в случае необходимости отреагировав на вопросы детей или иные ситуации, препятствующие просмотру презентации;
·общее количество слайдов, демонстрируемых на занятии с дошкольниками, не должно превышать 8-10.
При демонстрации презентации очень важно выполнять следующие правила:
·следить, чтобы презентация была хорошо видна всем воспитанникам, не допускается просмотр презентации с ноутбука.
·сопровождать иллюстративный материал пояснениями воспитателя;
·стремиться вовлечь в процесс восприятия возможно все органы чувств: зрение, слух, осязание;
·выделить время для проведения физкультминутки.
Применение информационно-компьютерных технологий:
- способствует повышению профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности;
- способствует повышению интереса детей к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала детьми;
- способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей, информированности их о направлениях деятельности всего учреждения и результатах конкретного ребенка, сотрудничеству родителей и педагогов.
Интерес к учебным ситуациям нужно формировать, опираясь на любознательность и умственную активность детей с помощью общения в игре.
Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения.
В связи с этим особое значение приобретает организация пространства и использование детской мебели, игрушек и предметов, физкультурного оборудования и другого оснащения групп в соответствии с целями безопасности и психологического благополучия каждого ребенка, амплификации (обогащения) условий его развития, что предполагает гибкое и вариативное использование пространства, уход от устаревшего подхода, связанного с жесткой функциональной закрепленностью зон и уголков. Организация среды в учреждении образования направлена на удовлетворение потребностей и интересов самого ребенка, что дает ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться по групповой комнате, иметь свободный доступ к средствам игровой, изобразительной, конструктивной деятельности.
Один из используемых методов построения среды в группах интегрированного обучения и воспитания для детей с ТНР - метод трехуровневого моделирования, что предполагает построение моделей и воссоздание смоделированной ситуации в сюжетно-ролевых или творческих играх. Предметная структура моделируется на трех уровнях в зависимости от развития детей. Такой подход позволяет ребенку выбрать способ действия в среде или самостоятельно опробовать еще незнакомый, соответствующий уровню его развития. Основная задача - предупредить возникновение негативных эмоций, оградить от неуспеха, помочь самостоятельно преодолеть незнание. Трехуровневое моделирование среды позволяет:
-
ребенку с низким уровнем развития видеть образец для зрительного, слухового и речевого эталона -
ребенку со средним уровнем развития самостоятельно выбирать способ действия, пробовать незнакомые прежде. -
ребенку с высоким уровнем развития создавать интересные модели, разворачивать их в творческую импровизацию.
Для моделирования развивающих ситуаций, связанных с развитием речи ребенка, среда должна быть целесообразной, удобной, информированной, создавать образ того или иного процесса, настраивать на эмоциональный лад. В группах для детей с ТНР большое внимание необходимо уделять дидактическим материалам и пособиям, связанным с развитием лексико-грамматической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи. Использовать следующие комплекты:
-
предметных картинок по лексическим темам («Откуда хлеб пришел» «Овощи», «Фрукты» и т. д.); -
игрушек (образные, наборы); -
дидактических игр («Лото», «Домино» «Читай-ка» и т. д.); -
картинок для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т.д. -
пособий для развития мыслительных процессов (обобщения, отвлечения, анализа, синтеза) способность устанавливать логические связи и отношения.
Карточки с ответами ребенок может выкладывать в виде «дороги» через лес, горы и т. д. В дальнейшем он с помощью мелких сюжетных игрушек обыгрывает ситуацию. Это создает условия для перехода дидактической игры в режиссерскую или театрализованную. Поэтому в группах можно предусмотреть разные виды театров: пальчиковый театр, театр на рукавичках, стендовый театр, плоскостные изображения предметов, костюмы для игр - драматизаций. Такие игры влияют на формирование всех сторон речи.
-
Комплекты картинок для составления рассказов (сюжетные, предметные, серии картин) и специальные наглядные схемы и модели.
При организации такой работы необходимо обеспечить детям щадящий зрительный режим. Формирование тесной взаимосвязи и широкого взаимодействия всех анализаторов всех систем организма, создание условий для переключения со зрительного на слуховое и тактильное внимание. Для этого используются специальные дополнительные средства: наглядные и тактильные опоры, двигательные и зрительные модели, разного вида схемы, упражнения.
-
комплекты для подготовки детей к обучению грамоте (дидактические игры, звуковые линейки, азбука в картинках, таблицы и т. д.)
Материалы и пособия хранятся в доступных для детей местах: на специальных стеллажах, в коробках и паках с характерными символическими изображениями. Ребенок может заниматься сидя на полу или ковре, включая различные движения, поэтому основное пространство речевой предметно-развивающей среды занимает мягкое покрытие, на котором размещаются модули и мебель. Кроме горизонтальной плоскости (пол) можно использовать вертикальные поверхности (стены) - панно с рисованными работами детей, которые периодически меняются; воздушные пространства (к потолку подвешены модули и поделки).
Таким образом, будут задействованы все плоскости помещения. В группах для детей с ТНР предполагается быстрое реагирование на изменяющиеся и формирующиеся в коррекционно-воспитательном процессе потребности и возможности воспитанников, поэтому среда отличается мобильностью и изменчивостью. Характерной чертой трехуровневого моделирование предметно-развивающей и игровой среды групп с ТНР является «перетекание» мини сред из эмоционально-рефлексивной в культурно-коммуникативную. Ребенок живет средой, а среда оживляется и преобразуется ребенком. Создание трехуровневой среды обеспечивает психологический комфорт ребенка, предупреждает развитие негативных проявлений, обуславливает его творческую активность. Поэтому среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором познавательно - речевого развития, но и показателем профессионализма педагога.
- 1 2 3