Файл: 1 Основные теоретические представления о времени в психологии и особенности его восприятия подростками 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 233
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В этом понимании «будущее» - это место строительства поведения и развития человека. «Отношение к будущему» можно считать понятием, объединяющим следующие конструкты:
- «жизненная перспектива», как картина будущей жизни в сложной и противоречивой взаимосвязи планируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл жизни;
- «жизненный путь», который отражает представление человека о причинных и целевых связях между жизненными событиями, личностными свойствами и значимыми людьми (А. А. Кроник, Е. И. Головаха);
- «жизненная стратегия личности», которая состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности, определяет меру соответствия и баланса между желаемым и необходимым, между личным и социальным. Другими словами – это обобщенный способ разрешения жизненных ситуаций и выбора значимых альтернатив (К. А. Абульханова- Славская, Н. Ф. Наумова, , Е. А. Смирнова);
- «мечты», как самая ранняя форма выражения отношения к будушему, в последствии приобретающая вид образного выражения потребностей, интересов, личностных смыслов и ценностей, начальный этап целеполагания;
- «жизненные планы» (Ю.М. Резник);
- «личные проекты», как то, что люди думают о, планируют для, стремятся двести до конца и иногда, хотя не всегда, завершают. Вокруг личных проектов организуется повседневная деятельность (Э. Клингер);
- «жизненные задачи», как проблемы, над которыми люди, как они считают, работают в определенный жизненный период или на протяжении всей жизни ( Н. Кантор);
- «личные стремления», как обобщающий конструкт, объединяющий различные планы, цели и непосредственно действия вокруг общей темы. Стремления служат мотивационными организующими принципами, которые придают смысл преследованию целей субъектом ( Р. Эммонс);
- «жизненная программа», как идеальный образ целей и результатов жизни;
- целеполагание, как способность к постановке реалистичных, адекватных своим возможностям целей, на пути личной самореализации (Д. А. Леонтьев, Р. А. Ахмеров) [4, 97 стр].
Перечисленные понятия тесно связаны с категориями «потенциал» (личностный, интеллектуальный, профессиональный) и «возможности», которые на данный момент еще недостаточно изучены и объяснены в психологии. По мнению Абульхановой-Славской данные категории определяют в целом деятельность человека, возможности, понимаемые как способности, навыки и особенности реакции, определяют потенциал личности.
Можно выстроить следующую градацию описанных выше конструктов: личностный, профессиональный, интеллектуальный потенциал конкретизируется в отдельных возможностях; попытки реализации возможностей приводят к постановке целей, появлению планов, формулировке жизненных задач, появлению личных стремлений; жизненные задачи разбиваются на отдельные личные проекты и осознаются как текущие интересы. «Жизненная перспектива» оказывается своего рода мотивирующим фоном, на котором разворачивается реализация задач, проектов, целей, текущих интересов; «жизненные стратегии» оказываются более или менее осознаваемым способом иерархизирования, согласования задач, проектов, целей.
1.2 Время как психологический феномен
Познать время и овладеть временем - это задачи, решение которых имеет важнейшее значение для развития человеческой культуры, общества и личности. Не всякое время может быть сведено к хронологии. И прежде всего это относится к времени человеческой жизни.
Понятие "хронологическое время" могло бы показаться тавтологическим в ньютоновскую эпоху. Вечный и неизменный хронометр вселенной - абсолютное ньютоновское время - по мере развития конкретных научных дисциплин стал давать все более ощутимые сбои. Совершенный А.Эйнштейном переворот в физике заставил мир прислушаться к ускоряющимся и замедляющимся собственным часам движущихся систем, а дальнейшее развитие физики элементарных частиц, квантовой механики поставило вопрос о возможности нарушения считавшихся ранее универсальными свойств времени на уровне микромира.
Развитие эволюционной теории, генетики подготовило почву для изучения биологического времени, как собственного времени биосистем, обусловленного спецификой пространства их функционирования и закономерностями развития живой природы. Подтверждением концепции биологического времени стало открытие биологических часов - физиологических процессов, задающих ритм жизнедеятельности.
До некоторого момента говорилось о так называемых пустых интервалах времени безотносительно к деятельности индивида и его психическим состояниям. Однако многочисленные исследования обнаружили связь между субъективной длительностью времени и характером деятельности испытуемых. Были установлены общие закономерности: чем выше уровень активности и мотивации, чем больше интереса вызывает работа, тем относительно короче кажется длительность времени. Надежность полученных данных послужила основанием для постановки вопроса о природе и свойствах психологического времени.
Выделяются три взаимосвязанных масштаба психологического времени - ситуативный, биографический, исторический. Некоторые, наиболее значимые для индивида ситуации, сопровождающиеся специфическими формами переживания времени, приобретают статус жизненно важных событий, становящихся вехами на жизненном пути человека. Их сутью определяется основное содержание человеческой жизни, а взаимосвязями - отношения принадлежности к прошлому, настоящему и будущему, т.е. временную структуру жизни, на основе которой формируется индивидуальная концепция времени.
Иногда разные масштабы психологического времени совмещаются. Так, может возникнуть ситуация, в которой личность переживает время в масштабе истории, если эта ситуация порождена переломными событиями общественной жизни. Это - ситуация подвига, героического поступка, решающего революционного действия, когда человек отчетливо осознает, что исторический процесс осуществляется и в его собственном времени и пространстве, "здесь" и "сейчас". Совмещение ситуативного и биографического масштабов психологического времени происходит в критических ситуациях, когда в переживании нескольких минут или часов укладывается вся жизнь. Такую ситуацию по собственным переживаниям перед казнью описывает Достоевский: "Выходило, что остается жить минут пять, не больше. Он говорил, что эти пять минут казались ему бесконечным сроком, что в эти пять минут он проживет столько жизней, что ему сейчас нечего думать о последнем мгновении..." [5, 8 стр].
Проблема психологического времени в масштабе человеческой жизни получила теоретическое обоснование в работах П.Жане, Ш.Бюлер, К.Левина, С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева. В последние годы интерес к ней постоянно возрастает, увеличивается количество теоретических и эмпирических исследований в данной области.
Ставшая традиционной "событийная концепция психологического времени" связывает особенности психического отражения человеком времени (скорости, насыщенности, продолжительности) прежде всего с числом и интенсивностью происходящих в его жизни событий: изменений во внешней среде (природной и социальной), во внутреннем мире человека (мыслях и чувствах), в его действиях и поступках. Однако в рамках событийной концепции не получили удовлетворительного решения такие фундаментальные проблемы, как определение границ и содержания психологического настоящего, взаимосвязь прошлого и будущего, субъективная обратимость времени, механизмы формирования определенных временных свойств психической деятельности.
Иной подход к проблеме психологического времени предлагают Е.И.Головаха и А.А.Кроник. Они показали, что ответы на вышеуказанные вопросы могут быть получены путем анализа событий не самих по себе, а в их взаимосвязи. Авторы предлагают "причинно-целевую концепцию психологического времени", в соответствии с которой особенности отражения личностью временных отношений в масштабе жизни определяются ее представлениями о характере детерминации одних значимых жизненных событий другими. Эмпирическая проверка этой концепции осуществлялась на основе специально разработанного Е.И.Головахой и А.А.Кроником метода, с помощью которого возможны измерение и регуляция психологического времени личности [5, 81 стр].
Разработка проблемы социального и психологического времени в философии, становление психологии как самостоятельной науки подготовили почву для развития конкретно-научных исследований временных отношений в психике человека. Научная постановка проблемы психологического времени уже на первом этапе развития психологии как самостоятельной науки потребовала изучения генезиса временных представлений в их связи с формированием пространственных представлений. Попытка английских ассоцианистов во главе со Спенсером обосновать первичность временных отношений в эволюции пространственно-временной структуры человеческого сознания не получила широкого признания. Более убедительной была позиция тех психологов, которые считали, что временные представления исторически и онтогенетически формируются на основе пространственных. М.Гюйо приводит многочисленные аргументы в пользу данной концепции в монографии "Происхождение идеи времени", сыгравшей значительную роль в изучении времени как психологической проблемы. "Желать, подобно Спенсеру, построить пространство с помощью времени, - пишет М.Гюйо, - следовательно, впасть в противоречие с истинными законами эволюции, ибо лишь с помощью пространства мы приходим к представлению времени". В дальнейшем пространственный характер первичных временных представлений был подтвержден в психологических и культурологических исследованиях.
В результате того, что не удалось объяснить механизмы формирования временных представлений личности, в конце XIX - начале XX века широкое распространение приобрели концепции времени, выдвинутые Дильтеем и Бергсоном. Позиции этих философов сходны в том, что оба противопоставляют время как реальность, фиксируемую внутренним чувством и данную непосредственно, "абстрактному времени" математики и естествознания. Такой подход сыграл важную роль в окончательном утверждении идеи о нетождественности физического времени и времени, данного в переживании.
Кроме интуитивизма Бергсона и философии жизни Дильтея, проблема времени в его человеческом смысле и содержании активно разрабатывалась в феноменологии Гуссерля и экзистенциализме Хайдеггера. Важнейшим моментом этих концепций была окончательная субъективизация времени, отождествление его единства в прошлом, настоящем и будущем с временным единством сознания. Феноменологизация времени отчетливо проявилась в западной психологии, когда предметом исследования в ней стало психологическое время личности в масштабах, выходящих за пределы ситуативного переживания. Само понятие "горизонт бытия", как