Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 201
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.3. Методы коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у младших школьников
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. Занятия имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся со сложным дефектом.
Как отмечает Л.Д. Лебедева [28], различные художественные материалы по-разному влияют на ребенка. Краски (гуашь): спонтанное рисование, снимают зажатость. Карандаши: сдерживают гиперактивность. К тому же, снимают неуверенность – ведь можно стереть и перерисовать. Глина (пластилин, соленое тесто): работа с агрессией, снимает негативные эмоции и зажимы. Коллаж, например, из журнальных вырезок, уменьшает тревожность, страх неумения (рисовать).
Арт-терапия, как никакой другой психотерапевтический прием, связана с творчеством и реализацией креативных, игровых аспектов личности специалиста, использующего этот метод.
По мнению Л. Мардер [30] занятия изобразительной деятельностью в младшем школьном возрасте не только помогают овладеть приемами лепки и рисования, но является одной из форм усвоения ребенком социального опыта. При этом у ребенка развиваются и реализуются социально-личностные потребности
ребенка, что влияет на становление личностных качеств и социальную компетентность, это положительно влияет на обучение и воспитание личности ребенка. В современной образовательной реальности обучения детей приемы арт-терапии включаются в методические программы внеурочной деятельности начальной школы. Особенно яркие результаты дает арт-терапия для младших школьников. Доступность таких методов и отсутствие противопоказаний позволяют заниматься арт-терапией людям всех возрастных категорий и при любом состоянии здоровья. Арт-терапия применительно к специальному коррекционному образованию представляет собой несколько направлений, для применения разных видов искусства осуществляя коррекцию нарушенных функций, процессов и отклонений в личностном развитии.
В современной психологической науке все чаще появляются и исследуются новые арт-терапевтические методики. Арт-терапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения.
Модель психолого-педагогической коррекции эмоциональной сферы у детей с помощью арт-терапии включает следующие компоненты: изотерапия, сказкотерапия, фототерапия, песочная терапия, ландшафтная арт-терапия, музыкотерапия, игротерапия.
По мнению Б.Н. Неменского [36], изотерапия – метод, помогающий человеку справиться с негативными эмоциями, снять нервно-психическое напряжение.
Процесс рисования как таковой дает человеку возможность разгрузиться, снять стресс, успокоиться и почувствовать удовлетворение от деятельности, в этом объясняется востребованность изотерапии.
С помощью изотерапии можно справиться с такими проблемами, как: выражение свои эмоций и чувств безопасным для себя и окружающих способом. Изотерапия эффективна в случаях, когда нужно освободиться от психологической зажатости, агрессивности, нервозности, неуравновешенности, ревности, страхов и др.; низкая самооценка. По статистике от низкой самооценки и неуверенности в себе страдает больше 70% людей. Благодаря практическим упражнениям изотерапии, любой может значительно повысить свою самооценку и стать увереннее. Кроме того, занятия изотерапией способствуют раскрытию творческого потенциала и открывают в человеке новые ресурсы и возможности.
По мнению Б.Н. Неменского [36], сказкотерапия – одно из эффективнейших направлений арт-терапии и психокоррекции, которое использует возможности сказки для развития и совершенствования личности, решения ею своих проблем и вопросов посредством увлекательного путешествия в тайну и волшебство сказки. С незапамятных времен люди использовали сказания, легенды и рассказы, чтобы передать народную мудрость из поколения в поколение. Через сказки с самого младенчества ребенку прививали определенные социально-моральные ценности, формировали картину мира. С появлением науки «психология» многие выдающиеся психологи и психотерапевты стали практиковать этот древнейший метод воздействия
на человека – сказкотерапию.
По мнению И.М. Никольской [38], фототерапия – метод воздействия на психологическое состояние человека посредством фотографии. Фотография как разновидность визуального искусства выполняет лечебно-коррекционные функции при консультировании клиентов. С ее помощью можно решать различные психологические проблемы клиента, гармонизировать его личность и развивать чувство прекрасного, творческие способности. Фототерапия может выступать как отдельный вид арт-терапии, так и в сочетании с другими – например, с музыкальной терапией, игротерапией и сказкотерапией.
По мнению И.М. Никольской [38], песочная терапия – это одно из направлений психотерапии и психокоррекции, в котором основной упор делается на раскрытие творческих ресурсов клиента и выражение им неотреагированных эмоций, чувств и переживаний через создание им своего «мира» из миниатюрных фигурок в специальной песочнице. Это один из эффективных и глубинных методов, благодаря которому происходит решение проблем клиента, коррекция и развитие его личности.
По мнению А.М. Прихожан [46], Ландшафтная арт-терапия – это новейшее направление работы за рамками привычного кабинета: всем знакомая прогулка на открытом воздухе, поиск и использование найденных предметов (шишек, веток и прочих материалов) для создания различных арт-объектов. Данный подход помогает не только развить воображение, творческое мышление, интуицию и обогатиться эстетическим опытом. Ландшафтная арт-терапия способствует укреплением чувства Я, развивает природную сенситивность и самопознание,
снимает напряжение, совершенствует саморегуляцию, развивает коммуникативные навыки, повышает в целом социальную активность, сплачивает команды (в групповой терапии), развивает экологическое сознание, формирует чувство ответственности за окружающую среду
По мнению А.М. Прихожан [46], музыка действительно способна оказывать большое терапевтическое воздействие подтверждено множественными исследованиями, проведёнными на Западе. В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением (в медицине и психологии), имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии). Именно катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе, особенно с детьми, имеющими проблемы в развитии.
Итак, арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или просто сосредоточиться. Творчество, как ребенка, так и взрослого, реализованная в процессе арт-терапии, дает возможность выразить и воспроизвести внутренние чувства, переживания,