ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 255
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Группы работают изолированно друг от друга. Готовые истории представляются в общем кругу.
Обсуждаются вопросы:
-
В чем главный смысл каждой истории? -
Что общего между историями? -
Чем они различаются? -
В чем кроется причина получившихся различий? -
Каково предназначение мужчины? -
Каково предназначение женщины? -
К чему приводят нетипичные для своего пола поступки? -
Резюме ведущего:
У каждого пола есть свое предназначение, и неисполнение его рано или поздно приводит человека к печалям и разочарованиям. В жизни существует множество интересных вещей, но, увлекаясь ими, важно не забывать о том, кто ты и для чего ты живешь.
Вариант 5. «Вопросы на листочках»
Цель: откровенный разговор.
Необходимые материалы: коробка или шляпа.
Описание: Каждый пишет на маленьком листочке бумаги вопрос, касающийся темы «Мужчина и женщина», на который он хотел бы получить ответ (или на который сам хотел бы ответить). Листочки с вопросами складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый отвечает на тот вопрос, который ему достался. Цель упражнения – выход на серьезный разговор, возможность увидеть товарищей по группе с новой стороны.
Резюме ведущего:
От того, как каждый из нас относится к противоположному полу – мужчина к женщине и женщина к мужчине – зависит вся жизнь человека. Циничное, пренебрежительное отношение приводит к одиночеству и боли от постоянной потери себя. Отношение, обусловленное собственным духовным богатством человека, порождает любовь и поддержку… Но каждый из нас делает свой выбор.
Завершение работы:
Цель: подведение итогов занятия.
Необходимые материалы: не требуются.
Описание: Ведущий подчеркивает, что у мужчин и женщин – разное предназначение, и каждое из них по-своему важно. Более того, одно предназначение не может существовать и быть реализованным без другого. Группа высказывается на тему:
- Что нового произошло за время занятия?
- Что удивило, оказалось неожиданным?
Домашнее задание
Цель: вербализация опыта, полученного в ходе занятия.
Необходимые материалы:
рабочая тетрадь
Описание: Участникам группы предлагается написать эссе на тему «У каждого пола есть свой потолок».
Дополнительное задание к упражнениям в следующем занятии (№8): придумать историю или легенду о любви.
ЗАНЯТИЕ 8. ЛЮБОВЬ
Постановка проблемы. Информация для тренера Любовь… Какой глубокий и какой разный смысл люди вкладывают в это слово! От вульгарного «займемся любовью…» через романтическое «любовь среди цветов или звезд…» до неисчерпаемого «любить Человека». Каждый из нас обязательно примеряет это понятие на себя. И от того, как мы это делаем, зависит наша жизнь. К сожалению, современные российские подростки нередко путают любовь и секс, что приводит к раннему началу половой жизни, частой смене партнеров и в результате – к высокому риску ВИЧ-инфицирования. Необходимо показать подросткам, что настоящая любовь – это прежде всего забота о другом человеке, когда собственные удовольствия отходят на второй план. Важно создать условия для обращения подростков к принципам чистоты, целомудрия и верности. Следование этим принципам является необходимым условием полноценного развития личности, обеспечивает надежную защиту от заражения ВИЧ и эффективно препятствует распространению вируса. |
Цель занятия:
Формирование понятий «любовь», «влюбленность», «преданность», «верность», «любовь к Родине», «любовь к ближнему» и осознание отличий между ними. Формирование представления о любви как о высшей ценности, основе человеческих отношений
Начало работы:
Вариант 1. Упражнение «Мудрость народов»
Цель: организация совместной деятельности, снятие напряжения и барьеров в общении, введение в тему.
Необходимые материалы: карточки с фрагментами пословиц.
Описание: Участники делятся на группы, каждая группа получает одну пословицу (или «крылатое выражение»), разделенную на фрагменты. Каждый участник группы получает один фрагмент. Задание – составить (восстановить) пословицы из этих фрагментов.
-
Голова без любви, что бесплодная тыква -
Если отдал сердце - обратно не возьмешь -
Красива не красавица, красива любимая -
Любовь молчаливого сверчка жарче любви трескучей цикады. -
Любовь мелкой натуры – что стена из песка -
Любовь – единственное чувство, в котором все истинно и все лживо
Вариант 2. «Я люблю тебя за то, что…»
Цель: обращение к теме занятия, актуализация связанных с ней переживаний.
Необходимые материалы: мяч.
Описание: Организуется круг. Участник, держащий в руках мяч (водящий), кидает его любому другому участнику и говорит: «Я люблю тебя за то, что ты …». Поймавший мяч становится водящим и кидает его следующему участнику, произнося ту же фразу. Условием игры: нельзя, чтобы один и тот же участник становился водящим дважды и нельзя, чтобы никто не побывал в роли водящего.
В ненаправленном обсуждении участники рассказывают о впечатлениях от упражнения и о трудностях, которые возникали по ходу его выполнения. Обсуждается, за что можно любить другого человека и можно ли любить безусловно, «просто так»?
Работа по теме занятия:
Информация для тренера:
О любви
«Любовь есть главное творческое начало и созидательная, живительная сила во всех общественных отношениях людей… Любовь не замыкается в самой себе, но простирает свои действия на все окружающее… Для развития и укрепления в нас любви нужно обширное поле деятельности в кругу подобных нам людей, которым мы бы могли оказывать любовь, делать добро, созидать счастье, чтобы, при общем содействии друг другу удобнее нам устроить и внутреннее и внешнее наше благосостояние, успешнее достигать умственного и нравственного совершенства».
Киевская духовная семинария. «Конспект по нравственному богословию (2-я часть) для 3 класса»
«Любовь начинается с момента, когда мы видим в человеке нечто такое драгоценное, такое светлое, такое дивное, что стоит забыть себя, забыть про себя, и отдать всю свою жизнь - свой ум, свое сердце на то, чтобы этому человеку было светло и радостно».
Митрополит Антоний Сурожский. «О любви»
О влюбленности
«Влюбленные "наотмашь" отданы друг другу. Они живут ощущениями, которых раньше ни один из них не знал. Не знал их всепоглощающую силу и яркость проживания. Не подозревал, что возможно столь обостренное чувство себя, своих состояний и такая устремленность к встрече с другим. В этой увлеченности друг другом ни один из них не отдает себе отчета в причинах своих ощущений, в истоках своих состояний. Каждый просто живет ими, не трудясь над осознанием и не выверяя себя по каким бы то ни было эталонам. Другой человек в этих грезах всегда воспринимается как даритель радости и наслаждений. Не живущий сам по себе, не ответно любящий, не устремленный к миру, но устремленный ко мне. И в этих моих услаждениях по поводу другого заключается для меня вся прелесть встречи.
В таких случаях все, что произойдет затем в семье между супругами, обнаружит, что в период влюбленности они не были отданы друг другу. То есть, не любили друг друга. Напротив, каждый отдавался сам себе, своим состояниям, своим чувствам, своим удовольствиям».
Свящ. Анатолий Гармаев. «Культура семейных отношений»
О сексе
«Секс - есть абстракция, имеющая смысл в контексте анатомии и психологии, но отсутствующая в экзистенциальной реальности человека; именно потому, что человек есть существо, жизнь которого никогда не может иметь невинной самоидентичности телесных отправлений животного. Все в человеке духовно, со знаком плюс или со знаком минус, без всякой середины: то, что в наше время на плохом русском языке принято называть «бездуховностью», никоим образом не есть нулевой вариант, но именно отрицательная величина, не отсутствие духа, но его порча, гниение, распад, заражающий вторичным образом и плоть».
С. Аверинцев. «Брак и семья: несвоевременный опыт христианского взгляда на вещи»
«Синайское Десятословие выделяет «не прелюбы сотвори» - в отдельную заповедь потому, что в случае прелюбодейства поселившаяся в душе ложь растлевает и тело, то есть с особой, уникальной полнотой заражает все психофизическое существо человека сверху донизу».
С. Аверинцев. «Брак и семья: несвоевременный опыт христианского взгляда на вещи»
О любви
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает...»
Первое послание апостола Павла к Коринфянам: 13, 4-8
Вариант 1. Дискуссия
Цель: формирование понятий «любовь», «влюбленность», «преданность», «верность», «любовь к Родине», «любовь к ближнему», «любовь к себе» и осознание различий между этими понятиями.
Необходимые материалы: не требуются.
Описание: Дискуссия на материале одной или нескольких нижеприведенных легенд или на материале предыдущего домашнего задания.
1) Легенда об Эросе – греческом боге любви. Эросу соответствуют римские Амур и Купидон (латинское "cupido" – желание, стремление, влечение; жажда).
Эроса обычно изображают в виде крылатого мальчика или юноши с луком и стрелами, который прицеливается в сердце бога или смертного, намереваясь поразить его любовью и страстными желаниями. Стрелы у Эроса – двух видов: золотые, оперенные голубиными перьями, и свинцовые с совиными перьями. Одни вызывают любовь, другие – безразличие. Древнегреческая поэтесса Сапфо называла Эроса прекрасным, но жестоким к жертвам, которых он очаровал, а любовь уподобляла сладкой горечи. Эрос не имеет совести и потому представляет явную опасность для всех, кто на свою беду окажется рядом с ним: он не жалеет стрел, которые несут столько смятения и боли, сколько окажется возможным. Но однажды жестокий бог и сам влюбился. Эрос был неразлучным спутником своей матери, богини любви и красоты Афродиты. Он исполнял её волю и помогал ей во всех делах. Случилось так, что Афродита прониклась завистью к красоте смертной девушки Психеи. Охваченная ревностью богиня повелела Эросу пронзить сердце Психеи золотой стрелой, чтобы та полюбила самого отвратительного мужчину на свете. Эрос согласился исполнить желание матери, но, увидев Психею, сам полюбил её. Прекрасная Психея стала женой невидимого и таинственного Эроса, который приходил к ней каждую ночь. Он посещал возлюбленную лишь в темноте, предупредив ее, что она не должна вносить в спальню огонь и видеть его. Психея полюбила Эроса, даже не видя его, но ревнивые сестры убедили девушку, что она вышла замуж за ужасное чудовище, которое собирается причинить ей вред. Сестры подстрекали Психею к убийству мужа. И вот в одну роковую ночь любопытство и страх взяли верх, и Психея спрятала в спальне масляную лампу и нож. Когда Эрос заснул, она вытащила светильник и зажгла огонь, чтобы увидеть монстра, но вместо этого увидела прекрасного спящего юношу.
При виде красоты любимого Психею охватила дрожь, и капли раскаленного масла со светильника попали на кожу Эроса. От боли он проснулся и увидел Психею, держащую в руке нож… Разгневавшись на такое недоверие, Эрос улетел, а Психея в отчаянии отправилась искать возлюбленного по всему свету.