Файл: Финансовый анализ деловой активности ПАО «Газпром» на основе отчётности, составленной в соответствии с МСФО.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 226
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы анализа деловой активности компании
Понятие деловой активности компании
1.2. Коэффициенты оборачиваемости
1.3. Коэффициенты финансовой устойчивости
1.4. Ликвидность, платёжеспособность, баланс ликвидности
1.4. Анализ движения денежных средств.
1.5. Источники формирования имущества организации
1.6. Анализ финансовых результатов и рентабельности продаж
Бюджет прибыли рассчитывается в соответствии со схемой формирования ее показателей, которое осуществляется на основе бюджетной информации по основным разделам деятельности компании, а именно:
- Производству продукции и ее реализации;
- Затрат на менеджмент и затрат коммерческих подразделений;
- Бюджета на налоговые и прочие платежи.
При этом необходимо отметить, что бюджетирование прибыли может осуществляться как в целом по компании, так и по отдельным центрам прибыли.
Анализ таких показателей, как прибыль и рентабельность, дает возможность:
- Объективно оценить корпоративные финансовые результаты;
- Найти резервные возможности для увеличения доходов;
- Изыскать резервные возможности для снижения затрат.
Анализ могут проводить как изнутри компании ее сотрудники, так и извне (например, аудиторы). При этом основным (а в случае внешнего анализа – едва ли не единственным) источником для такой работы будет форма № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о финансовых результатах».
Изучение данных вышеуказанной формы дает возможность провести:
- Трендовый анализ прибыли в динамике за несколько лет;
- Горизонтальный анализ динамики компонентов прибыли за один период;
- Вертикальный анализ динамики структуры показателей прибыли;
- Факторный анализ того, что именно и насколько влияет на динамику прибыли;
- Коэффициентный анализ рентабельности работы компании.
Общий анализ финансовых результатов компании осуществляется путем сравнения абсолютных величин, а также сравнения относительных величин по следующим параметрам:
- Динамика роста;
- Структура роста;
- Интенсивность.
На объем прибыли и ее формирование влияют как внешние, так и внутренние экономические факторы.
К факторам первой категории относятся:
- Факторы текущей рыночной конъюнктуры и общей политической и социально-экономической стабильности в стране и мире;
- Административные и правовые факторы, включающие влияние на коммерческую деятельность фирмы норм действующего законодательства.
К факторам второй категории относятся:
- Факторы материально-технического оснащения компании;
- Факторы, относящиеся к качеству ее внутренней организации и менеджмента;
- Внутрикорпоративные экономические факторы (собственно, стратегия развития компании и ее имплементация);
- Социальные факторы, касающиеся условий труда в компании.
Полученная в отчетном периоде прибыль распределяется решением собственников компании в следующем периоде по следующим направлениям:
- Выплата дивидендов;
- Формирование внутрикорпоративных резервов;
- Возмещение убытков прошлых периодов;
- Увеличение уставного капитала.
Иными словами, чистая прибыль делится на две основные части – на дивидендные выплаты и на средства, которые тем или иным образом реинвестируются в компанию.
Проведение анализа чистой прибыли призвано показать, насколько оптимальной с точки зрения развития компании является соотношение двух вышеуказанных частей чистой прибыли, и не нуждается ли такое разделение в коррекции.
Анализ дивидендной политики компании может проводиться посредством расчета следующих коэффициентов:
- Коэффициент прибыли на одну акцию, представляющий собой отношение чистой прибыли (за вычетом выплат по привилегированным акциям) к количеству простых акций компании; его рост повышает привлекательность компании для внешних инвесторов;
- Коэффициент дивидендного выхода, который показывает, какую долю в чистой прибыли компании занимают дивиденды по ее простым акциям; он представляет собой соотношение выплачиваемого по такой акции дивиденда и прибыли, приходящейся на такую акцию;
- Коэффициент реинвестирования прибыли, показывающий, какая часть чистой прибыли компании остается на корпоративное развитие.
На прибыль от реализации продукции компании влияют следующие факторы:
- Объем реализации;
- Цена реализации;
- Полная себестоимость продукции.
Рост объема реализации продукции может вести как к увеличению прибыли (если производство рентабельно), так и к ее уменьшению в обратном случае. В свою очередь, динамика такого показателя, как себестоимость, обратно пропорциональна динамике прибыли.
Рост цены реализации продукции достаточно сильно влияет на рост прибыли, но при этом необходимо иметь в виду, что темпы такого роста не должны приводить к сокращению продаж опережающими темпами – иначе прибыль будет падать.
В соответствии с отечественной методикой, при факторном анализе прибыли применяется следующая базовая формула:
П = К*(Ц - С), (19)
в которой:
- К - количество проданной продукции в единицах;
- Ц - цена реализации единицы продукции в рублях;
- С - себестоимость единицы продукции в рублях.
Возможно также применение специального алгоритма расчета влияния факторов на прибыль при помощи метода абсолютных разниц по формуле:
ΔПобщ = Пф – Ппл, (20)
а также отдельных компонентов по нижеследующим формулам:
- Динамики объема продаж по формуле:
ΔПк = (Кф - Кпл)*(Цпл - Спл) (21);
- Динамики цены реализации по формуле:
ΔПц = Кф * (Цф - Цпл) (22);
- Динамики изменения себестоимости по формуле:
ΔПс = Кф * (Спл - Сф). (23)
Во всех вышеприведенных четырех формулах индексами ф и пл обозначаются плановые и фактические значения соответствующих показателей.
В свою очередь, показатели рентабельности продаж показывают, какую долю прибыль составляет в каждом рубле выручки компании. Для оценки корпоративной рентабельности рассчитываются следующие коэффициенты:
- Коэффициент рентабельности продаж по прибыли от продаж – по следующей формуле:
, (24)
в которой:
- – рентабельность продаж по прибыли от продаж;
- – прибыль от продаж;
- N – выручка-нетто от продаж.
- Коэффициент рентабельности продаж по прибыли до налогообложения – по следующей формуле:
, (25)
в которой:
- – рентабельность продаж по прибыли до налогообложения;
- – прибыль до налогообложения;
- N – выручка-нетто от продаж.
- Коэффициент рентабельности продаж по чистой прибыли – по следующей формуле:
, (26)
в которой:
- – рентабельность продаж по чистой прибыли;
- – чистая прибыль;
- N – выручка-нетто от продаж.
При это необходимо понимать, что рентабельность будет увеличиваться только тогда, когда тем роста прибыли будет больше, чем тем роста продаж компании.
Рентабельность компании зависит как от внешних, так и от внутренних факторов; в связи с этим задачей менеджмента любой компании является:
- Контроль внутренних факторов рентабельности, а именно:
- Снижение показателей материалоотдачи;
- Повышение производительности труда сотрудников;
- Повышение отдачи от основных средств;
- Снижение влияния внешних факторов – главным образом, цен на необходимые сырьевые товары и сервисы.
В том случае, если себестоимость продукции разложить на составляющие, а прибыль обозначить как разницу между выруской и себестоимостью, модель рентабельности может быть описана следующей формулой:
, (27)
в которой:
- – рентабельность продаж;
- В – выручка;
- МЗ – материальные затраты;
- ЗП – затраты на оплату труда и соответствующие налоговые выплаты;
- А – затраты на амортизацию;
- ПрЗ – прочие затраты.
Применение данной модели дает возможность понять, каким образом на рентабельность продукции компании влияет каждый из компонентов себестоимости такой продукции.
Используя метод сокращения и деля коэффициент рентабельности, представленный выше, на общий объем выручки от продаж, получаем следующую формулу по расчету рентабельности:
, (28)
в которой:
- – рентабельность продаж;
- – материалоемкость (в копейках);
- – зарплатоемкость (в копейках);
- – амортизациеемкость (в копейках);
- – уровень прочих затрат (в процентах).
На основе данной формулы посредством метода цепных подстановок можно определит, какие именно показатели из тех, что показывают, насколько эффективно используются ресурсы компании, влияют на рентабельность ее продаж.
Кроме показателя рентабельности продаж, рассчитывается также и показатель рентабельности продукции, показывающий, какая часть прибыли приходится на каждый рубль текущих корпоративных затрат.
Показатель рентабельности продукции рассчитывается по следующей формуле:
, (29)
в которой:
- – показатель рентабельности продукции;
- – прибыль от продаж;
- S – полная себестоимость продукции.
В свою очередь, взаимосвязь показателей описывается следующей формулой:
, (30)
в которой:
- – рентабельность продаж по прибыли от продаж;
- – показатель рентабельности продукции;
- – прибыль от продаж;
- S – полная себестоимость продукции.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы. Степень деловой активности компании прямо пропорциональна ее инвестиционной привлекательности, финансовой устойчивости и кредитоспособности. При проведении анализа корпоративной деловой активности наиболее часто используются следующие показатели. Коэффициент оборачиваемости – показатель, отражающий то, насколько интенсивно используются те или иные виды корпоративных активов либо обязательств. Рост коэффициента оборачиваемости активов свидетельствует о высокой деловой активности компании. Понятие финансовой устойчивости можно дефинировать следующим образом: это такое состояние, при котором компания может полностью обслуживать свои обязательства и осуществлять в полном объеме свою деятельность, благодаря наличию для этого достаточного количества денежных средств. Ликвидность – это способность активов быть обращенными в деньги максимально быстро по рыночной цене. По источникам формирования корпоративное имущество можно разделить на приобретенное на собственные средства компании и приобретенное на заемные средства. Ключевым финансовым результатом деятельности любой компании является прибыль – именно она дает возможность определить, насколько эффективно работала компания в анализируемый период.
Глава 2. Анализ деловой активности на примере ПАО «Газпром»
Деловая активность компаний, как уже отмечалось выше, определяется посредством расчетов соответствующих коэффициентов.
Прежде чем приступить к вычислениям, необходимо рассмотреть консолидированные результаты деятельности Группы «Газпром» во главе с одноимённым Обществам. С данной целью составим таблицу № 1, в которой отобразим показатели по МСФО за период с 2013 по 2017 годов.
Таблица №1. Показатели деятельности ПАО «Газпром» по МСФО за 2013-2017 гг. (в млн. руб.)
Показатель |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|
Баланс |
||||||
Денежные средства и их эквиваленты |
689 130 |
1 038 191 |
1 359 095 |
896 728 |
869 007 |
|
Краткосрочные финансовые вложения |
24 502 |
|||||
Запасы |
569 724 |
671 916 |
804 364 |
711 199 |
772 314 |
|
Дебиторская задолженность |
1 032 026 |
1 045 396 |
1 114 207 |
1 084 967 |
1 122 724 |
|
Прочие оборотные активы |
547 288 |
705 112 |
716 056 |
541 452 |
705 221 |
|
Итого оборотные активы |
2 862 670 |
3 461 155 |
3 993 722 |
3 234 346 |
3 469 266 |
|
Основные средства |
8 940 088 |
9 950 299 |
11 003 881 |
11 502 747 |
12 545 079 |
|
Прочие внеооборотные активы |
1 633 478 |
1 766 106 |
2 054 437 |
2 181 845 |
2 224 425 |
|
Итого активы |
13 436 236 |
15 177 470 |
17 052 040 |
16 918 938 |
18 238 770 |
|
Кредиторская задолженность |
895 694 |
1 217 141 |
1 298 006 |
1 197 005 |
1 378 182 |
|
Краткосрочные кредиты и займы |
331 926 |
464 782 |
646 372 |
447 080 |
874 805 |
|
Прочие краткосрочные обязательства |
163 845 |
174 024 |
180 323 |
277 723 |
336 529 |
|
Итого краткосрочные обязательства |
1 391 465 |
1 855 947 |
2 124 701 |
1 921 808 |
2 589 516 |
|
Долгосрочные кредиты и займы |
1 470 002 |
2 224 042 |
2 795 843 |
2 382 543 |
2 391 713 |
|
Прочие долгосрочные обязательства |
940 415 |
977 460 |
1 216 874 |
1 172 748 |
1 242 060 |
|
Итого обязательства |
3 801 882 |
5 057 449 |
6 137 418 |
5 477 099 |
6 223 289 |
|
Итого акционерный капитал |
9 634 354 |
10 120 021 |
10 914 622 |
11 441 839 |
12 015 481 |
|
Итого обязательства и акционерный капитал |
13 436 236 |
15 177 470 |
17 052 040 |
16 918 938 |
18 238 770 |
|
Доля миноритарных акционеров |
314 764 |
303 463 |
325 036 |
347 308 |
385 395 |
|
Отчёт о прибылях и убытках |
||||||
Выручка |
5 249 965 |
5 589 811 |
6 073 318 |
6 111 051 |
6 546 143 |
|
Прибыль до налогов и доли меньшинства |
1 486 083 |
306 823 |
925 241 |
1 285 138 |
1 018 006 |
|
Чистая прибыль |
1 165 705 |
157 192 |
805 199 |
997 104 |
766 879 |
|
Чистая прибыль, принадлежащая акционерам материнской компании |
1 139 261 |
159 004 |
787 056 |
951 637 |
714 302 |
|
Расходы на уплаты процентов |
- 183 312 |
-34 296 |
||||
Расходы по налогу на прибыль |
3210 378 |
149 631 |
-120 042 |
-288 034 |
-251 127 |