Файл: Кафедра Направление подготовкиСпециальность Рейтинговая работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экономическая политика государства в целом ориентирована на достижение общенациональных целей страны, общества, народа. Это обширная совокупность целевых задач, которую трудно свести к одной обобщенной цели.

Основные цели социально-экономической политики государства:

  • Экономический рост. Благодаря ему обеспечиваются увеличение количества, повышение качества жизненных благ, а в итоге и более высокий уровень благосостояния и социальной защиты граждан.

  • Полная занятость. Все желающие трудиться обеспечиваются работой и возможностью зарабатывать необходимый доход. Общество избавляется от потерь, связанных с недоиспользованием его трудовых ресурсов.

  • Экономическая эффективность. Все хозяйственные ресурсы общества применяются с максимальной отдачей.

  • Экономическая свобода. Максимальная свобода для всех участников хозяйственных отношений – свободу предпринимательства, свободный выбор экономических партнеров и т.д.

  • Обеспечение нетрудоспособных. Всем нетрудоспособным и престарелым, а также гражданам с ограниченными физическими возможностями должен быть обеспечен достойный человека образ жизни.

  • Стабильный уровень цен. Общий взлет цен (инфляция) и резкое их падение (дефляция) нарушают нормальный ход развития экономики и не обходятся без негативных последствий.

  • Баланс во внешних связях обеспечивает национальному хозяйству страны необходимое равновесие, благоприятные условия для развития отечественного производства, прочность позиций в различных отношениях (торговых, денежных и др.) с иностранными государствами.

В современной экономической науке проблема установления целей и задач государственной экономической политики рассматривается утилитарно и сводится не к формированию единой общей цели, а к установлению спектра, совокупности таких целей. Но и при таком подходе нет возможности однозначным образом выразить совокупность целей, преследуемых государством в ходе выработки и осуществления своей экономической политики.

3. Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям.1

Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены
устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращения ее загрязнения, гибели природы.

Как и в любой управленческой системе, в ГРЭ необходимо выделять объекты управления, то есть то, на что направлены государственная деятельность и политика, и субъекты управления, т.е. структуры, лица, которые их осуществляют. Государство в силу своих специфических функций объединяет в себе оба эти понятия. На большинстве уровней управления можно условно выделить несколько блоков объектов государственного регулирования.2

Первый блок – макроэкономические объекты ГРЭ:

  • экономический рост национального хозяйства;

  • структура национального хозяйства (прежде всего отраслевая);

  • региональная политика;

  • инвестиционный климат;

  • цены и ценообразование;

  • антиинфляционная политика;

  • научно-техническая и инновационная политика;

  • государственный сектор;

  • предпринимательство;

  • антимонопольная политика;

  • теневая экономика.

Второй блок включает денежно-финансовые объекты:

  • денежно-финансовое обращение;

  • условия сохранения и накопления капитала;

  • налоги и налогообложение;

  • государственный внешний и внутренний долг;

  • платежно-торговый баланс страны;

  • экспортно-импортные операции.

Третий блок объектов ГРЭ содержит социальные и экологические проблемы:

  • занятость, безработица, миграционные процессы;

  • социальная защита и социальное обеспечение;

  • образование, в том числе для государственной службы;

  • здравоохранение;

  • охрана окружающей среды.

Принято выделять несколько субъектов государственной экономической деятельности – это само государство, которое включает помимо федеральных образований, региональные (уровень субъектов федерации), местные (города, районы, села, поселки).

Во всех субъектах ГРЭ следует выделять носителей, выразителей и исполнителей хозяйственных интересов. Носители – это физические и юридические лица, имеющие свои индивидуальные экономические интересы. Выразители – объединения носителей, различные союзы и ассоциации (союзы предпринимателей и потребителей, профсоюзы, политические партии). Исполнители хозяйственных интересов – это органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому порядку.



В зависимости от выбранных критериев существует несколько вариантов классификации методов воздействия на экономику. В частности, по способу функционирования различаются методы прямого и косвенного влияния на экономику.

Методы прямого воздействия – это такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты экономики вынуждены приходить к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. К примеру, налоговое законодательство, юридические правила в области амортизационных отчислений, нормативные акты, законотворчество. Прямые методы имеют высокую степень эффекта из-за оперативного достижения экономического результата, но у них есть и серьезный недостаток – создание помех рыночному процессу. К инструментам прямого экономического воздействия относят целевое кредитование (оно выражается в существовании специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли по более льготным ставкам), установление кредитных «потолков» (ограничение объемов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности) и прямой контроль за установлением уровня процентных ставок (установление Центральным банком ставки рефинансирования).

Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Государство только создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к вариантам, соответствующим целям экономической политики. Преимущества данных методов в том, что они не нарушают рыночной ситуации, не вводят неожиданный дисбаланс в состояние динамического равновесия. Недостатком является определенный временной лаг, наблюдаемый между принятием государством мер, их восприятие экономикой и полученными изменениями в хозяйственных результатах. Широко используются косвенные методы денежно-кредитного регулирования: регулирование минимальных резервных требований; осуществление дисконтной политики (регулирование учетных ставок по кредитам); купля-продажа иностранной валюты; регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков и др.

Обратимся к еще одной, весьма важной классификации методов воздействия на экономику. Критерий подхода – организационно-институциональный. Данный перечень включает: административные, экономические и институциональные методы (рисунок 1).
1

Методы воздействия государства на экономику






Административные

Экономические

Институциональные


Меры запрета

Финансовая политика

«Институт» - преобладающий и постоянный способ мышления или действия, который стал привычкой для какой-либо социальной группы или обычаем для народа.



Меры разрешения

Монетарная политика



Меры принуждения

Программирование



Прогнозирование



Рисунок 1-Методы воздействия на экономику

  1. Административные методы. Совокупность административных рычагов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры. Задачей этих мер является создание наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Их функция – обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защита конкурирующей среды, сохранение прав собственности и возможностей свободного принятия экономических решений. Степень активности административных мер зависит от области экономики. В данное время они более настойчиво проявляются в сфере охраны окружающей среды, а также в области социальной защиты.

  2. Экономические методы. К экономическим инструментам относят действия, которые имеют воздействующий на определенные аспекты рыночного процесса характер.

  3. Финансовая политика.С одной стороны, она представляет собой механизм по реализации целей экономической политики. С другой стороны, осуществление финансовых мер является одним из составных элементов общей экономической политики.

  4. Монетарная политикаимеет характер косвенного воздействия и реализуется Центральным банком страны, который имеет относительную самостоятельность от законодательной и исполнительной власти.

  5. Программирование и прогнозирование.Экономическое программирование – это процесс ориентации государства на развитие общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития. Составление программ и прогнозов отражает в основном косвенный вариант государственного регулирования. Программы носят рекомендательный характер для частного сектора. Данный процесс ориентирован в основном на обеспечение деловых кругов важной экономической информацией. В том и другом случае (при составлении программ – в более активной форме) государство косвенно может подсказать, побудить предпринимателей к действиям. Однако решения о них бизнесмены принимают сами.

  6. Институциональные методы. Среди вариантов распространения институциональных форм в современных условиях отметим:


  • формирование исполнительных структур государственной власти, задача которых – практическая реализация целей правительства;

  • создание и поддержание государственного сектора;

  • подготовка экономических программ и прогнозов;

  • поддержка исследовательских центров по экономике, институтов экономической информации, торгово-промышленных палат, различных экономических советов и союзов;

  • обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советников по проблемам экономики;

  • правовая, информационная поддержка предпринимательских и профессиональных союзов;

  • соучастие в создании форм экономической интеграции, организация регулярных международных встреч по экономическим вопросам.

На практике методы государственного регулирования реализуются при помощи определенных инструментов, представленных на рисунке 2.1