Файл: Кафедра Направление подготовкиСпециальность Рейтинговая работа.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Инструменты экономической политики
Институциональные
Экономические
Административные
Финансовый механизм
Денежно-кредитный механизм
Цель: достижение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением.
Кейнсианский вариант: воздействие преимущественно на совокупный спрос.
Монетаристский вариант: воздействие преимущественно на совокупное предложение.
Политика государственных расходов
Политика государственных доходов
виды
Трансформационные
Трансфертные
формы
Субсидии, субвенции
Инвестиции
Кредиты
источники
Домашние хозяйства
Предприятия
Территориальные корпорации
Заграница
формы
Налоговые доходы
Неналоговые доходы
Рисунок 2 - Инструменты экономической политики
Государственное регулирование рыночной экономикой проводится по шести основным направлениям:
-
Административно-правовое регулирование:
-
создание правовых основ экономики; -
обеспечение соблюдения законов.
Непосредственное государственное управление.
Государственные программы и госзаказы.
Финансовая политика.
Кредитно-денежная политика.
Социальная политика.
Административно-правовое регулирование идет по двум взаимосвязанным линиям: законодательной и исполнительной. Первая линия предполагает создание государством правовых основ экономики – установление законов, регулирующих права собственности, порядок предпринимательства, условия и охрану труда, деятельность монополий, экологические нормы, права потребителей и т.д.
Вторая линия – это текущие административные меры государства по обеспечению соблюдения действующих законов всеми участниками экономических процессов.
Непосредственное государственное управление (полностью или частично) применяется по отношению к таким общественно значимым объектам и сферам, как оборона, энергетика, полезные ископаемые, водные ресурсы, здравоохранение, национальные музеи и т.д. При этом многие из этих объектов и сфер могут находиться в общегосударственной или муниципальной собственности.
Государственные программы и заказы. Такие программы представляют собой комплекс взаимоувязанных мер (производственных, научно-технических, социальных), направленных на решение той или иной проблемы, на достижение определенной цели. Подобные документы (комплексные или целевые комплексные программы) разрабатываются в разных отраслях: в сфере освоения космоса, в создании новых типов вооружений, в проведении широких научных исследований и др. При этом правительство делает соответствующий госзаказ фирмам на производство определенных видов продукции (строительных объектов, космических аппаратов, морских судов, медицинского оборудования и пр.). Эти обычно крупные заказы надежны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах на их получение.
Финансовая политика. Она охватывает весь комплекс мероприятий государства в области финансов. Финансовая политика многогранна и ведется по целому ряду взаимопереплетающихся направлений. Среди них выделяют две главные линии: бюджетную и фискальную политику. Бюджетная политика ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.
Кредитно-денежная политика направлена на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходной экономикой эти цели дополняются задачами формирования рациональной банковской системы, борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного бюджета, создания финансовых условий выхода из кризиса.
Социальная политика направлена на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабозащищенных слоев населения,
создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни. С помощью этой политики государство посредством социальной поддержки, системы трансфертов, ограниченного перераспределения национального дохода стремится не допускать острого социального неравенства, предотвращать социальные конфликты, помогать тем слоям населения, которые не могут обеспечить себя самостоятельно.
Заключение
В результате проведенной работы можно заключить, что цель, которая заключалась в исследовании функции государства в рыночной экономике и границы его вмешательства, достигнута
Для достижения цели, в процессе работы решались следующие задачи:
-
рассмотрена социальная роль в рыночной экономике, функции государства в рыночной экономике, дана характеристика «изъянов» рынка на примере различных школ; -
дана характеристика экономической политике государства, рассмотрены основные виды экономической политики и выявлены основные цели социально - экономической политике государства; -
рассмотрены цели, направления и методы государственного регулирования экономики.
Так же, в результате проделанной работы, можно сформировать следующие выводы.
Вмешательство государства в экономические отношения не должно быть безграничным - экономика не должна быть излишне административно "зарегулирована", так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики.
Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.
В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. Полагаем, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.
Следует отметить, что невмешательство государства в рыночные отношения в современных реалиях практически невозможно. Можно говорить лишь о степени влияния экономических, социальных и иных инструментов на основные элементы рыночной экономики.
Опыт ведущих стран с достаточно развитыми экономиками показывает, что рыночные отношения регулируемы. Вопрос заключается только в том, насколько действенны и оправданы те или иные методы государственного регулирования.
Рыночная экономика эффективна при условии ее поддержки сильным государством. В промышленно развитых странах действенными регулирующими инструментами современной экономики являются государство и право. Для России формирование рыночных отношений ознаменовано появлением ряда противоречий и проблем в различных сферах хозяйствования.
Поэтому на современном этапе для России важным является поиск оптимального соотношения (баланса) мер прямого и косвенного государственно-правового регулирования.
Список используемой литературы
-
Басовский, Л. Е. Макроэкономика / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 208 c. -
Борисовская, Т. А. Микроэкономика. Макроэкономика. Учебник / Т.А. Борисовская, М.З. Ильчиков. - М.: КноРус, 2016. - 382 c. -
Гурова, И. П. Мировая экономика / И.П. Гурова. - М.: Омега-Л, 2018. - 400 c. -
Журавлева, Г. П. Макроэкономика. Учебное пособие / Г.П. Журавлева. - М.: РИОР, Инфра-М, 2021. - 128 c. -
Кочетов, Э. Г. Геоэкономика. Освоение мирового экономического пространства. Учебник для вузов / Э.Г. Кочетов. - М.: Норма, 2019. - 261 c. -
Кульков, В. М. Макроэкономика. Учебник. Практикум / В.М. Кульков, И.М. Теняков. - М.: Юрайт, 2017. - 376 c. -
Ливенцева, Н. Н. Мировая экономика и международные экономические отношения / Под редакцией А.С. Булатова, Н.Н. Ливенцева. - М.: Магистр, 2017. - 185 c. -
Макроэкономика. - М.: Феникс, 2021. - 384 c. -
Мировая экономика. - М.: Сова, ВКТ, АСТ, 2020. - 397 c. -
Симионов, Ю. Ф. Международная экономика и международные экономические отношения / Ю.Ф. Симионов, О.А. Лыкова. - М.: Феникс, 2016. - 192 c. -
Халевинская, Е. Мировая экономика / Е. Халевинская, И. Крозе. - М.: ЮРИСТЪ, 2017. - 304 c.
Интернет-ресурсы официальных образовательных порталов
-
http: // www.gov.ru – Официальная Россия. Сервер органов государственной власти РФ. -
http: // www.economy.gov.ru –Министерство экономического развития РФ. -
http: // economicus.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». -
http://institutiones.com. – Экономический портал.
1 Ливенцева, Н. Н. Мировая экономика и международные экономические отношения / Под редакцией А.С. Булатова, Н.Н. Ливенцева. - М.: Магистр, 2017. - 185 c.
1 Мировая экономика. - М.: Сова, ВКТ, АСТ, 2020. - 397 c.
2 Кочетов, Э. Г. Геоэкономика. Освоение мирового экономического пространства. Учебник для вузов / Э.Г. Кочетов. - М.: Норма, 2019. - 261 c.
1 Симионов, Ю. Ф. Международная экономика и международные экономические отношения / Ю.Ф. Симионов, О.А. Лыкова. - М.: Феникс, 2016. - 192 c.
1 Халевинская, Е. Мировая экономика / Е. Халевинская, И. Крозе. - М.: ЮРИСТЪ, 2017. - 304 c.
2 Симионов, Ю. Ф. Международная экономика и международные экономические отношения / Ю.Ф. Симионов, О.А. Лыкова. - М.: Феникс, 2016. - 192 c.
1 Гурова, И. П. Мировая экономика / И.П. Гурова. - М.: Омега-Л, 2018. - 400 c.
2 Симионов, Ю. Ф. Международная экономика и международные экономические отношения / Ю.Ф. Симионов, О.А. Лыкова. - М.: Феникс, 2016. - 192 c.
3 Басовский, Л. Е. Макроэкономика / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 208 c.
1 Борисовская, Т. А. Микроэкономика. Макроэкономика. Учебник / Т.А. Борисовская, М.З. Ильчиков. - М.: КноРус, 2016. - 382 c.
1 Симионов, Ю. Ф. Международная экономика и международные экономические отношения / Ю.Ф. Симионов, О.А. Лыкова. - М.: Феникс, 2016. - 192 c.
1 Борисовская, Т. А. Микроэкономика. Макроэкономика. Учебник / Т.А. Борисовская, М.З. Ильчиков. - М.: КноРус, 2016. - 382 c.
1 Кочетов, Э. Г. Геоэкономика. Освоение мирового экономического пространства. Учебник для вузов / Э.Г. Кочетов. - М.: Норма, 2019. - 261 c.