Файл: 1. Общая характеристика исследуемого предприятия и отрасли.rtf
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 193
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как видно из таблицы 3 за все исследуемые три года все показатели рентабельности, хотя и стабильно снижаются, все еще имеют положительные, это значит, что деятельность компании является прибыльной, и компания функционирует эффективно. Хотя, при сравнении всех рассмотренных показателей рентабельности 2011 года с 2009, можно сказать, что эффективность финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ» за три года снизилась почти в два раза.
За исследуемые 3 года (по итогам 2011 года относительно 2009) значительно изменились 4 показателя: рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность производства и рентабельность необоротных активов, все они уменьшились примерно в 2 раза, но, не смотря на это, сохранили положительное значение. Значение остальных показателей практически не изменилось. Значит, к концу 2011 года деятельность компании является полностью рентабельной, но ее показатели снизились относительно 2009 года.
2. Разработка и обоснование стратегии ОАО «ЛУКОЙЛ»
.1 Формирование и определение миссии и цели
Разработка миссии предприятия является первым этапом стратегического планирования деятельности организации.
Миссия организации - это предназначение и смысл существования организации для ее собственников и сотрудников, покупателей и деловых партнеров, среды обитания и общества в целом. В миссии проявляется отличие организации от ей подобных, и это отличие, затем, формируется и реализуется в стратегии ее функционирования и развития.
В миссии должны быть отражены следующие характеристики организации:
- целевые ориентиры, т.е. то, на что направлена деятельность организации и к чему она стремится в своей долгосрочной перспективе;
- сфера деятельности и рынок, на котором организация осуществляет реализацию своего продукта;
- философия организации, выраженная в принятых ею ценностях и верованиях.
Лозунговая миссия ОАО «ЛУКОЙЛ» звучит следующим образом: «Мы созданы, чтобы энергию природных ресурсов обратить во благо человека».
Миссия ОАО «ЛУКОЙЛ» в развернутом варианте:
«Способствовать в регионах деятельности Компании долгосрочному экономическому росту, социальной стабильности, содействовать процветанию и прогрессу, обеспечивать сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
Обеспечить стабильный и долгосрочный рост бизнеса, трансформировать ЛУКОЙЛ в лидирующую мировую энергетическую компанию. Быть надежным поставщиком углеводородных ресурсов на глобальном рынке энергопотребления».
Цели организации - это конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться трудовой коллектив.
Цели организации могут быть:
. Краткосрочные - определяются на срок до одного года.
. Среднесрочные - устанавливаются на срок от года до трех лет.
. Долгосрочные - определяются на срок от трех до десяти лет.
Своей основной целью ОАО «ЛУКОЙЛ» считает создание новой стоимости, поддержание высокой прибыльности и стабильности своего бизнеса, обеспечение акционеров высоким доходом на инвестированный капитал путем повышения стоимости активов Компании и выплаты денежных дивидендов.
Для достижения этих целей компания использует все доступные возможности, включая дальнейшие усилия по сокращению затрат, росту эффективности своих операций, улучшению качества производимой продукции и предоставляемых услуг, применению новых прогрессивных технологий и реализует свои краткосрочные и долгосрочные цели.
Долгосрочные цели ОАО «ЛУКОЙЛ» с 2013 по 2022 год представлены в таблице 4.
Таблица 4. Долгосрочные цели ОАО «ЛУКОЙЛ» на 2013-2022 годы.
Области определения целей | Цели |
Прибыльность | 1. Постепенно нарастить к 2022 году чистую прибыль на 25%, относительно размера 2011 года. 2. К 2022 году увеличить рентабельность продаж на 30% относительно уровня 2011 года. Ответственность за выполнение данных целей несет управление экономики и финансов организации. |
Маркетинг | 1. Увеличение к 2022 году доли компании на внешнем рынке на 0,4%. 2. Выйти на рынок светлых нефтепродуктов стран центральной и западной Европы к 2015 году. |
| 3. Увеличить долю внутреннего рынка на 8% к 2026 г. 4. Увеличить к 2022 году долю компании на внешнем рынке на 0,4%. 5. В 2012-2015 г. провести широкую рекламную компанию в странах центральной и западной Европы с целью привлечения новых контрагентов. Ответственность за выполнение данных целей несет управление маркетинга организации. |
Финансы | 1. Инвестировать в сектор транспортировки и переработки нефти 24 млрд. долл. к 2022 году (в т.ч. модернизация существующих производств). 2. К 2022 году увеличить размер выплачиваемых дивидендов по простым акциям на 300% (по сравнению с уровнем 2011 года). Ответственность за выполнение данных целей несет управление экономики и финансов организации и управление стратегического развития. |
Производство | 1. Увеличить за 2012-2022 г. запасы углеводородов на 10 миллиардов баррелей нефтяного эквивалента по средствам увеличения коэффициента использования месторождений. 2. Увеличить добычу углеводородов на 50% - до 1,17 миллиарда баррелей нефтяного эквивалента (из которых 17% ожидается от международных проектов компании) к концу 2021 году. 3. К 2021 году увеличить объем переработки углеводородов на 50% по сравнению с 2011 годом. 4. Увеличить к 2022 году долю газа в структуре добычи углеводородов на 27% относительно уровня 2011 года. 5. Увеличить выпуск автобензина к 2021 году в 1,5 раза (относительно объемов 2011 года). 6. В течение 2012-2021 годов ввести в разработку 3,6 млрд. дополнительных запасов баррелей нефти за счет увеличения коэффициента использования нефти на месторождениях РФ. Ответственность за выполнение данных целей несет управление разведки и добычи и управление переработки и сбыта. |
Организация | 1. усовершенствовать систему управления кадрами организации к 2016 году. Ответственность за выполнение данных целей несет управление персоналом и организационному развитию. |
Исследования и | 1. К 2022 году достигнуть глубину переработки нефти на |
Продолжение таблицы 4 | |
инновационные технологии | НПЗ компании равную 95% по средствам внедрения новых технологий переработки. 2. Модернизировать в 2018 году нефте- и газопроводы. 3. К 2022 году осуществить переход всех мини НПЗ компании на использование попутного нефтяного газа как энергоресурса. Ответственность за выполнение данных целей несет управление по стратегическому развитию. |
Социальная сфера | 1. Усовершенствовать «Социальную политику компании» по работе с нынешними работниками, и работниками, вышедшему на пенсию, и усовершенствовать работу по осуществлению социальных проектов к 2016 году. Ответственность за выполнение данных целей несет управление персоналом и организационному развитию. |
Экология и окружающая среда | 1. Минимизировать сброс загрязненных сточных вод в водные объекты к началу 2017 года. 2. Минимизировать выбросы отходов нефтедобычи в почву к 2018 году. 3. К 2014 году снизить выброс парниковых газов до 3050 млн. тонн СО2-эквивалента согласно Киотскому протоколу. Ответственность за выполнение данных целей несет управление по экологии и охране окружающей среды. |
Работа с контрагентами | 1. Заключить контракт о совместной нефтедобыче в Ираке между иракской компанией North Oil Company (25%), ЛУКОЙЛом (56,25%) и норвежской Statoil ASA (18,75%). Срок действия контракта составляет 20 лет с возможностью продления на 5 лет. 2. Подписать контракт с ОАО «РОСНЕФТЬ» о совместной транспортировке газа с Ванкорского месторождения (разрабатывается «Роснефтью») и месторождений Большехетской впадины (разрабатываются ЛУКОЙЛом). Ответственность за выполнение данных целей несет управление по переработке и сбыту. |
Реализация долгосрочных целей осуществляется по средствам постепенного осуществления краткосрочных целей организации. Краткосрочные цели ОАО «ЛУКОЙЛ» в 2012 году представлены в таблице 5.
Таблица 5. Краткосрочные цели ОАО «ЛУКОЙЛ» в 2012 г.
Области определения целей | Цели |
Прибыльность | 1. Увеличить объема чистой прибыли в 2012 году на 3% по сравнению с объемами 2011 года и дальнейшее наращивание ее объема в 2013 на 3,5%. 2. Увеличить коэффициент чистой прибыли (рентабельность продаж) на 12% в течение 2012 года. Ответственность за выполнение данных целей несет управление экономики и финансов организации. |
Маркетинг | 1. Открыть новое нефтяного месторождения «Западная Курна-2» в Ираке к 17.05.2012. 2. Увеличить долю рынка к декабрю 2012 года на 12%. 3. Увеличить объема продаж светлых нефтепродуктов к 01.01.2013 года на 22%. 4. Увеличить объем сбыта сырой нефти на 6% к 01.10.2012 года. 5. Увеличить объемов сбыта природного газа к 01.01.2013 года на 2,8%. 6. Провести обширную рекламную компанию в странах ближнего зарубежья, направленную на привлечение новых потребителей бензинов и масел 01.09.2012 года. 7. Открыть новые заправочные станции в Белоруссии, Литве и Латвии к 01.06.2012 года. 8. Инвестировать денежные средства для реализации программы «Развития сотрудников» в размере 15 млн. руб. к 01.16.2012 года. Ответственность за выполнение данных целей несет управление маркетинга организации. |
Финансы | 1. Увеличить рентабельность собственного капитала на 3,4% к декабрю 2012 года. 2. Инвестировать в разработку нефте- и газоместорождений средства в размере 0,8 млрд. долл. к 15.08. 2012 года. 3. Инвестировать в разработку и освоение месторождения «Западная Курна-2» 3,5 млрд. долл. к 15.04.2012. 4. Инвестировать в переработку сырой нефти 3 млрд. долл. к 01.07.2012. 5. Увеличить размер выплачиваемых дивидендов по простым акциям на 25% (по сравнению с 2011 годом) к 01.12.2012 года. Ответственность за выполнение данных целей несет управление экономики и финансов организации и управление стратегического развития. |
Производство | 1. Увеличить нефтедобычу до 725 млн. т нефти (увеличение нефтедобычи на 0,5% по сравнению с объемами 2011 года) к 31.12.2012 года. 2. Увеличить газодобычу до 138 млн. т нефти (увеличение нефтедобычи на 9,5% по сравнению с объемами 2011 года) к 31.12.2012 года. 3. Увеличить выход нефтепродуктов светлых фракций 31.12.2012 года на 9% к уровню 2011 года. 4. Сократить себестоимость бензинов и авиационных масел, производимых в результате вторичной переработки на 2,3% относительно уровня 2011 года к 01.11.2012. 5. Снизить корпоративные расходы на 0,7% к 15.08.2012 года. Ответственность за выполнение данных целей несет управление разведки и добычи и управление переработки и сбыта. |
Организация | 1. Усовершенствовать систему мотивации работников организации к 01.08.2012 года. 2. Усовершенствовать систему поощрения и вознаграждения сотрудников к 01.08.2012 года. 3. Усовершенствовать программу «Развития сотрудников», направленную на повышение квалификации персонала к 01.01.2012 года. Ответственность за выполнение данных целей несет управление персоналом и организационному развитию. |
Исследования и инновационные технологии | 1. К 31.12.2012 года достигнуть уровень утилизации попутного нефтяного газа в 95%. 2. Приобрести 3 новых мобильных бурильных установки для нефтяных скважин стоимостью 27 млн. руб. каждая к 15.09.2012. Ответственность за выполнение данных целей несет управление по стратегическому развитию. |
Социальная сфера | 1. Разработать новую программу «Молодежной политики», направленную на привлечение молодых специалистов к 01.06.2012. Ответственность за выполнение данных целей несет и управление персоналом и организационному развитию. |
Экология и окружающая среда | 1. Инвестировать в очистку территорий, прилегающих к местам добычи нефти и газа средства в размере 7 млн. долл. к 01.09.2012 года. Сократить объем выбросов в атмосферу на 302 млн. тонн СО2-эквивалента 01.10.2012 года. Ответственность за выполнение данных целей несет управление по экологии и охране окружающей среды. |
Работа с контрагентами | 1. Усовершенствовать систему скидок для постоянных покупателей нефтепродуктов и сырой нефти к 15.07.2012. Ответственность за выполнение данных целей несет управление по переработке и сбыту. |
2.2 Анализ внешней среды компании
Под термином «внешняя среда» понимаются институты и факторы, которые находятся вне организации и потенциально влияют на результаты ее деятельности. При анализе внешней среды принято различать факторы прямого воздействия, называемые также рабочей средой, и факторы косвенного воздействия, называемые общей средой.
К факторам прямого воздействия относят те условия, которые способны сразу и непосредственно повлиять на деятельность данной организации.
Факторы косвенного воздействия создают общие для всех условия деятельности. Их влияние проявляется косвенно (через рабочую среду), сказывается не сразу и в большинстве случаев не носит специфического характера по отношению к конкретной организации.
Анализ внешней среды косвенного воздействия организации.
К группе косвенных факторов принято относить общие экономические, политические, социальные, научно-технические и экологические условия, которые способны повлиять на деятельность организации и ее результаты и должны быть учтены менеджерами при разработке и принятии решений, особенно долгосрочных. Также анализ косвенных факторов внешней среды организации называют PESTE - анализ.
Экономическая среда. Состояние экономической среды предполагает анализ динамики таких важнейших макроэкономических показателей, как темп роста валового внутреннего продукта, темп инфляции, уровень безработицы, реальные доходы населения, ставка рефинансирования, курс национальной валюты и многие другие.
Политическая среда. Цели и способы управления экономикой страны - это, во многом, результат осуществления политики находящегося у власти правительства. Настроения и расстановка политических сил в обществе с течением времени изменяются, приводя к смене правительства, политического курса и росту неопределенности. Весьма существенным является также выяснение того, насколько стабильно правительство, насколько оно в состоянии реализовывать свою политику, какова степень общественного недовольства.
Социокультурная среда. К социокультурным условиям относят демографическую структуру общества, численность населения и его динамику, уровень образования, социальную мобильность людей (готовность к перемене места жительства и профессии), наличие и характер социальных конфликтов. В эту группу факторов входят также отношение людей к работе и качеству жизни, преобладающая в обществе система ценностей, традиции и обычаи и т.п.