Файл: 1. Общая характеристика исследуемого предприятия и отрасли.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 193

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как видно из таблицы 3 за все исследуемые три года все показатели рентабельности, хотя и стабильно снижаются, все еще имеют положительные, это значит, что деятельность компании является прибыльной, и компания функционирует эффективно. Хотя, при сравнении всех рассмотренных показателей рентабельности 2011 года с 2009, можно сказать, что эффективность финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ» за три года снизилась почти в два раза.

За исследуемые 3 года (по итогам 2011 года относительно 2009) значительно изменились 4 показателя: рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность производства и рентабельность необоротных активов, все они уменьшились примерно в 2 раза, но, не смотря на это, сохранили положительное значение. Значение остальных показателей практически не изменилось. Значит, к концу 2011 года деятельность компании является полностью рентабельной, но ее показатели снизились относительно 2009 года.

2. Разработка и обоснование стратегии ОАО «ЛУКОЙЛ»
.1 Формирование и определение миссии и цели
Разработка миссии предприятия является первым этапом стратегического планирования деятельности организации.

Миссия организации - это предназначение и смысл существования организации для ее собственников и сотрудников, покупателей и деловых партнеров, среды обитания и общества в целом. В миссии проявляется отличие организации от ей подобных, и это отличие, затем, формируется и реализуется в стратегии ее функционирования и развития.

В миссии должны быть отражены следующие характеристики организации:

- целевые ориентиры, т.е. то, на что направлена деятельность организации и к чему она стремится в своей долгосрочной перспективе;

- сфера деятельности и рынок, на котором организация осуществляет реализацию своего продукта;

- философия организации, выраженная в принятых ею ценностях и верованиях.

Лозунговая миссия ОАО «ЛУКОЙЛ» звучит следующим образом: «Мы созданы, чтобы энергию природных ресурсов обратить во благо человека».

Миссия ОАО «ЛУКОЙЛ» в развернутом варианте:

«Способствовать в регионах деятельности Компании долгосрочному экономическому росту, социальной стабильности, содействовать процветанию и прогрессу, обеспечивать сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.


Обеспечить стабильный и долгосрочный рост бизнеса, трансформировать ЛУКОЙЛ в лидирующую мировую энергетическую компанию. Быть надежным поставщиком углеводородных ресурсов на глобальном рынке энергопотребления».

Цели организации - это конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться трудовой коллектив.

Цели организации могут быть:

. Краткосрочные - определяются на срок до одного года.

. Среднесрочные - устанавливаются на срок от года до трех лет.

. Долгосрочные - определяются на срок от трех до десяти лет.

Своей основной целью ОАО «ЛУКОЙЛ» считает создание новой стоимости, поддержание высокой прибыльности и стабильности своего бизнеса, обеспечение акционеров высоким доходом на инвестированный капитал путем повышения стоимости активов Компании и выплаты денежных дивидендов.

Для достижения этих целей компания использует все доступные возможности, включая дальнейшие усилия по сокращению затрат, росту эффективности своих операций, улучшению качества производимой продукции и предоставляемых услуг, применению новых прогрессивных технологий и реализует свои краткосрочные и долгосрочные цели.

Долгосрочные цели ОАО «ЛУКОЙЛ» с 2013 по 2022 год представлены в таблице 4.
Таблица 4. Долгосрочные цели ОАО «ЛУКОЙЛ» на 2013-2022 годы.

Области определения целей

Цели

Прибыльность

1. Постепенно нарастить к 2022 году чистую прибыль на 25%, относительно размера 2011 года. 2. К 2022 году увеличить рентабельность продаж на 30% относительно уровня 2011 года. Ответственность за выполнение данных целей несет управление экономики и финансов организации.

Маркетинг

1. Увеличение к 2022 году доли компании на внешнем рынке на 0,4%. 2. Выйти на рынок светлых нефтепродуктов стран центральной и западной Европы к 2015 году.




3. Увеличить долю внутреннего рынка на 8% к 2026 г. 4. Увеличить к 2022 году долю компании на внешнем рынке на 0,4%. 5. В 2012-2015 г. провести широкую рекламную компанию в странах центральной и западной Европы с целью привлечения новых контрагентов. Ответственность за выполнение данных целей несет управление маркетинга организации.

Финансы

1. Инвестировать в сектор транспортировки и переработки нефти 24 млрд. долл. к 2022 году (в т.ч. модернизация существующих производств). 2. К 2022 году увеличить размер выплачиваемых дивидендов по простым акциям на 300% (по сравнению с уровнем 2011 года). Ответственность за выполнение данных целей несет управление экономики и финансов организации и управление стратегического развития.

Производство

1. Увеличить за 2012-2022 г. запасы углеводородов на 10 миллиардов баррелей нефтяного эквивалента по средствам увеличения коэффициента использования месторождений. 2. Увеличить добычу углеводородов на 50% - до 1,17 миллиарда баррелей нефтяного эквивалента (из которых 17% ожидается от международных проектов компании) к концу 2021 году. 3. К 2021 году увеличить объем переработки углеводородов на 50% по сравнению с 2011 годом. 4. Увеличить к 2022 году долю газа в структуре добычи углеводородов на 27% относительно уровня 2011 года. 5. Увеличить выпуск автобензина к 2021 году в 1,5 раза (относительно объемов 2011 года). 6. В течение 2012-2021 годов ввести в разработку 3,6 млрд. дополнительных запасов баррелей нефти за счет увеличения коэффициента использования нефти на месторождениях РФ. Ответственность за выполнение данных целей несет управление разведки и добычи и управление переработки и сбыта.

Организация

1. усовершенствовать систему управления кадрами организации к 2016 году. Ответственность за выполнение данных целей несет управление персоналом и организационному развитию.

Исследования и

1. К 2022 году достигнуть глубину переработки нефти на

Продолжение таблицы 4

инновационные технологии

НПЗ компании равную 95% по средствам внедрения новых технологий переработки. 2. Модернизировать в 2018 году нефте- и газопроводы. 3. К 2022 году осуществить переход всех мини НПЗ компании на использование попутного нефтяного газа как энергоресурса. Ответственность за выполнение данных целей несет управление по стратегическому развитию.

Социальная сфера

1. Усовершенствовать «Социальную политику компании» по работе с нынешними работниками, и работниками, вышедшему на пенсию, и усовершенствовать работу по осуществлению социальных проектов к 2016 году. Ответственность за выполнение данных целей несет управление персоналом и организационному развитию.

Экология и окружающая среда

1. Минимизировать сброс загрязненных сточных вод в водные объекты к началу 2017 года. 2. Минимизировать выбросы отходов нефтедобычи в почву к 2018 году. 3. К 2014 году снизить выброс парниковых газов до 3050 млн. тонн СО2-эквивалента согласно Киотскому протоколу. Ответственность за выполнение данных целей несет управление по экологии и охране окружающей среды.

Работа с контрагентами

1. Заключить контракт о совместной нефтедобыче в Ираке между иракской компанией North Oil Company (25%), ЛУКОЙЛом (56,25%) и норвежской Statoil ASA (18,75%). Срок действия контракта составляет 20 лет с возможностью продления на 5 лет. 2. Подписать контракт с ОАО «РОСНЕФТЬ» о совместной транспортировке газа с Ванкорского месторождения (разрабатывается «Роснефтью») и месторождений Большехетской впадины (разрабатываются ЛУКОЙЛом). Ответственность за выполнение данных целей несет управление по переработке и сбыту.



Реализация долгосрочных целей осуществляется по средствам постепенного осуществления краткосрочных целей организации. Краткосрочные цели ОАО «ЛУКОЙЛ» в 2012 году представлены в таблице 5.
Таблица 5. Краткосрочные цели ОАО «ЛУКОЙЛ» в 2012 г.

Области определения целей

Цели

Прибыльность

1. Увеличить объема чистой прибыли в 2012 году на 3% по сравнению с объемами 2011 года и дальнейшее наращивание ее объема в 2013 на 3,5%. 2. Увеличить коэффициент чистой прибыли (рентабельность продаж) на 12% в течение 2012 года. Ответственность за выполнение данных целей несет управление экономики и финансов организации.

Маркетинг

1. Открыть новое нефтяного месторождения «Западная Курна-2» в Ираке к 17.05.2012. 2. Увеличить долю рынка к декабрю 2012 года на 12%. 3. Увеличить объема продаж светлых нефтепродуктов к 01.01.2013 года на 22%. 4. Увеличить объем сбыта сырой нефти на 6% к 01.10.2012 года. 5. Увеличить объемов сбыта природного газа к 01.01.2013 года на 2,8%. 6. Провести обширную рекламную компанию в странах ближнего зарубежья, направленную на привлечение новых потребителей бензинов и масел 01.09.2012 года. 7. Открыть новые заправочные станции в Белоруссии, Литве и Латвии к 01.06.2012 года. 8. Инвестировать денежные средства для реализации программы «Развития сотрудников» в размере 15 млн. руб. к 01.16.2012 года. Ответственность за выполнение данных целей несет управление маркетинга организации.

Финансы

1. Увеличить рентабельность собственного капитала на 3,4% к декабрю 2012 года. 2. Инвестировать в разработку нефте- и газоместорождений средства в размере 0,8 млрд. долл. к 15.08. 2012 года. 3. Инвестировать в разработку и освоение месторождения «Западная Курна-2» 3,5 млрд. долл. к 15.04.2012. 4. Инвестировать в переработку сырой нефти 3 млрд. долл. к 01.07.2012. 5. Увеличить размер выплачиваемых дивидендов по простым акциям на 25% (по сравнению с 2011 годом) к 01.12.2012 года. Ответственность за выполнение данных целей несет управление экономики и финансов организации и управление стратегического развития.

Производство

1. Увеличить нефтедобычу до 725 млн. т нефти (увеличение нефтедобычи на 0,5% по сравнению с объемами 2011 года) к 31.12.2012 года. 2. Увеличить газодобычу до 138 млн. т нефти (увеличение нефтедобычи на 9,5% по сравнению с объемами 2011 года) к 31.12.2012 года. 3. Увеличить выход нефтепродуктов светлых фракций 31.12.2012 года на 9% к уровню 2011 года. 4. Сократить себестоимость бензинов и авиационных масел, производимых в результате вторичной переработки на 2,3% относительно уровня 2011 года к 01.11.2012. 5. Снизить корпоративные расходы на 0,7% к 15.08.2012 года. Ответственность за выполнение данных целей несет управление разведки и добычи и управление переработки и сбыта.

Организация

1. Усовершенствовать систему мотивации работников организации к 01.08.2012 года. 2. Усовершенствовать систему поощрения и вознаграждения сотрудников к 01.08.2012 года. 3. Усовершенствовать программу «Развития сотрудников», направленную на повышение квалификации персонала к 01.01.2012 года. Ответственность за выполнение данных целей несет управление персоналом и организационному развитию.

Исследования и инновационные технологии

1. К 31.12.2012 года достигнуть уровень утилизации попутного нефтяного газа в 95%. 2. Приобрести 3 новых мобильных бурильных установки для нефтяных скважин стоимостью 27 млн. руб. каждая к 15.09.2012. Ответственность за выполнение данных целей несет управление по стратегическому развитию.

Социальная сфера

1. Разработать новую программу «Молодежной политики», направленную на привлечение молодых специалистов к 01.06.2012. Ответственность за выполнение данных целей несет и управление персоналом и организационному развитию.

Экология и окружающая среда

1. Инвестировать в очистку территорий, прилегающих к местам добычи нефти и газа средства в размере 7 млн. долл. к 01.09.2012 года. Сократить объем выбросов в атмосферу на 302 млн. тонн СО2-эквивалента 01.10.2012 года. Ответственность за выполнение данных целей несет управление по экологии и охране окружающей среды.

Работа с контрагентами

1. Усовершенствовать систему скидок для постоянных покупателей нефтепродуктов и сырой нефти к 15.07.2012. Ответственность за выполнение данных целей несет управление по переработке и сбыту.




2.2 Анализ внешней среды компании
Под термином «внешняя среда» понимаются институты и факторы, которые находятся вне организации и потенциально влияют на результаты ее деятельности. При анализе внешней среды принято различать факторы прямого воздействия, называемые также рабочей средой, и факторы косвенного воздействия, называемые общей средой.

К факторам прямого воздействия относят те условия, которые способны сразу и непосредственно повлиять на деятельность данной организации.

Факторы косвенного воздействия создают общие для всех условия деятельности. Их влияние проявляется косвенно (через рабочую среду), сказывается не сразу и в большинстве случаев не носит специфического характера по отношению к конкретной организации.

Анализ внешней среды косвенного воздействия организации.

К группе косвенных факторов принято относить общие экономические, политические, социальные, научно-технические и экологические условия, которые способны повлиять на деятельность организации и ее результаты и должны быть учтены менеджерами при разработке и принятии решений, особенно долгосрочных. Также анализ косвенных факторов внешней среды организации называют PESTE - анализ.

Экономическая среда. Состояние экономической среды предполагает анализ динамики таких важнейших макроэкономических показателей, как темп роста валового внутреннего продукта, темп инфляции, уровень безработицы, реальные доходы населения, ставка рефинансирования, курс национальной валюты и многие другие.

Политическая среда. Цели и способы управления экономикой страны - это, во многом, результат осуществления политики находящегося у власти правительства. Настроения и расстановка политических сил в обществе с течением времени изменяются, приводя к смене правительства, политического курса и росту неопределенности. Весьма существенным является также выяснение того, насколько стабильно правительство, насколько оно в состоянии реализовывать свою политику, какова степень общественного недовольства.

Социокультурная среда. К социокультурным условиям относят демографическую структуру общества, численность населения и его динамику, уровень образования, социальную мобильность людей (готовность к перемене места жительства и профессии), наличие и характер социальных конфликтов. В эту группу факторов входят также отношение людей к работе и качеству жизни, преобладающая в обществе система ценностей, традиции и обычаи и т.п.