Файл: Основы общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в) эмоциональные ограничения, т.е. умение независимо от степени напряженности деловой атмосферы управлять собой, своими чувствами, демонстрировать культуру выражения эмоций;

г) насильственные ограничения, т.е. допустимость прерывания контакта, если содержание информации перестает носить предметный характер, закончилось отведенное для коммуникации время, реакция партнера неадекватна (например, агрессивное поведение)[23].

Сотрудники правоохранительных органов в деловом общении с различными категориями граждан должны учитывать ряд важных обстоятельств: в первую очередь, принципы такого общения не должны противоречить существующим в обществе конкретным этическим нормам поведения людей; во-вторых, они должны распространяться на все виды и уровни профессионального общения; в-третьих, соблюдение их должно быть выгодно для всех участников делового взаимодействия и выступать в качестве действенного регулятора их поведения.

Профессиональное общение сотрудников правоохранительных органов с гражданами характеризуется также специфичностью поводов для вступления сотрудников в общение с гражданами и заключается в том, что в большинстве случаев поводом для вступления в подобное общение является совершенное либо готовящееся преступление, правонарушение, асоциальное поведение. Следовательно, круг участников общения ограничен: с одной стороны – сотрудники правоохранительных органов, с другой – пострадавшие, свидетели, правонарушители. Это обстоятельство определяет содержание и цели общения[24].

Специфичность поводов вступления в общение приводит к тому, что для обеих сторон психическое состояние характеризуется такими особенностями, как повышенное нервное напряжение в связи с высокой ответственностью за результаты общения и доминирование отрицательных эмоциональных состояний.

Специфика оперативно-розыскной деятельности подразумевает постоянные коммуникации оперативных сотрудников с объектами оперативной заинтересованности, лицами, обладающими оперативно значимой информацией. Это можно определить как оперативное общение, эффективность которого напрямую зависит от качеств личности оперативного работника и профессионального владения им психологическими приемами, используемыми в коммуникациях с другими людьми. Оперативное общение подразумевает свои специфические закономерности[25].


Профессиональное общение оперативных работников – это процесс взаимодействия между оперативными сотрудниками и другими людьми, порождаемый потребностями в обмене информацией, восприятии и понимании другого человека, приводящий к установлению психологического контакта и доверительных отношений[26]. Эффективность оперативного общения напрямую зависит от успешности и наличия у сотрудника профессиональных навыков установления психологического контакта, который, в свою очередь, определяет возможность или, в случае неустановления контакта, дальнейшую невозможность выполнения поставленных перед оперуполномоченным задач, достижения целей оперативно-розыскной деятельности.

Общение оперативного сотрудника протекает в рамках самых разнообразных профессиональных действий, таких как общение с гражданином, обратившимся за помощью, в ходе личного сыска или опроса. В подавляющем числе случаев это не простой разговор оперативного сотрудника с другим человеком, а акт поведения и действий, осуществляемый для решения определенных профессиональных задач. Профессиональные особенности оперативного сотрудника определяются тем результатом, который должен быть достигнут (изменение поведения гражданином, дача показаний и др.). Оперативный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности, как правило, общается с непростыми людьми, находясь в обстановке напряженности, конфликтности и противоборства.

Исходя из того, что в психологии комплекс профессиональных функций составляет психологическую структуру любого вида деятельности, можно, учитывая специфику ОРД, выделить в деятельности сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел следующие профессиональные функции: познавательную, коммуникативную, конструктивную, организационную, удостоверительную и воспитательную[27].

Проанализировав шесть вышеуказанных профессиональных функций и реально возможные психологические структуры взаимодействия оперативного сотрудника с лицами, располагающими оперативно значимой информацией, мы можем определить психологическую структуру профессионального общения. Она состоит из следующих элементов:

  • постановка оперативным сотрудником цели профессионального общения;
  • моделирование оперативным сотрудником сценария предстоящего профессионального общения;
  • планирование оперативным сотрудником предстоящего профессионального общения;
  • подготовка оперативного сотрудника к предстоящему профессиональному общению;
  • ориентирование оперативного сотрудником в ситуации профессионального общения;
  • формирование у гражданина интереса к предмету профессионального общения или к себе, оперативное знакомство;
  • искусственное создание оперативным сотрудником благоприятных психологических условий для профессионального общения;
  • завоевание авторитета (доверия), внушение оперативным сотрудником собеседнику положительных эмоций;
  • нейтрализация психологических барьеров;
  • управление профессиональным общением, установление оперативным сотрудником психологического контакта с лицом, обладающим значимой информацией;
  • анализ и рефлексивный прогноз ситуации и позиции собеседника и сознательное фиксирование оперативным сотрудником доверительной зоны общения;
  • установление оперативным сотрудником доверия со стороны собеседника;
  • достижение оперативным сотрудником основной или запасной цели профессионального общения;
  • контроль и коррекция результатов профессионального общения и анализ оперативным сотрудником профессионального общения[28].

Чтобы психологически грамотно воздействовать на кого-либо в процессе профессионального общения, оперативный сотрудник должен умело ориентироваться в различных ситуациях. Ориентирование в профессиональном общении предполагает получение информации и устранение негативного воздействия в процессе общения, вызванного различными источниками[29].

Для лучшего запоминания психологической структуры профессионального общения представим ее в виде трех частей.

Цель первой части - попытка оперативного работника установить психологический контакт с интересующим его лицом, а затем - попытка «войти» в доверие к нему.

Реализуя задачу второй части структуры профессионального общения, сотрудник добывает у лица, с которым установлен контакт, оперативно-розыскную информацию, при этом часто скрывая цели профессионального общения или цели оперативного знакомства.

Цель третьей части структуры профессионального общения состоит из целей более низкого уровня:

  • убедить лицо, с которым установлен контакт, в том, что полученная в ходе общения информация не представляет интереса для оперативного сотрудника, если общение протекает в негласной форме или с зашифровкой истинной цели общения, при этом переключая внимание указанного лица на что-то другое, например, на причину вызова в ОВД;
  • искусственно создать собеседнику благоприятные условия для того, чтобы выговориться до конца, раскрыть свои доминирующие мотивы, потребности, не перебивая его, и при этом внушить ему положительные эмоции.

Оперативный сотрудник должен не только выслушать лицо, с которым установлен контакт, но и подчеркнуть, что полученная информация ценна и своевременна. При этом оперативный работник должен уметь не выказывать неудовольствие, своевременно поблагодарить за «ценную» информацию, а также за то, что человек уделил ему время, даже если информация является малозначительной. Для лица, с которым происходит общение, она может представляться чрезвычайно важной, поэтому этот человек должен уйти от оперативного сотрудника успокоенным, уверенным в пользе своего поступка[30].

Это одно из основных направлений повышения эффективности профессионального общения.

Психотехнический комплекс, которым оперативный сотрудник оперирует в общении, включает множество психотехник. Каждая психотехника функционально ориентирована на решение конкретных задач общения.


Практика показывает, что выбор психотехники общения зависит не только от объекта, задачи и условий, в которых проводятся ОРМ, но и от психологических особенностей оперативного сотрудника, их проводящего. По данным различных исследований, 45% опрошенных потерпевших, свидетелей и подозреваемых, с которыми у оперативных сотрудников контакт не был установлен, к числу причин этого отнесли: низкую культуру речи, неумение владеть речью, мимикой, жестами, грубость, угрозы. Использование психотехник в ОРД требует соблюдения правовых принципов, вытекающих из оперативно-разыскной практики и содержания норм и законодательства об ОРД[31].

Безусловно, в психологических комбинациях не должно быть места злоупотреблению доверием, фальсификации, провокациям. В ряде законов встречаются положения, прямо указывающие на недопустимость действий, унижающих честь и достоинство граждан (ст. 9 УПК РФ, ст. 5 ФЗ «Об ОРД» и др.).

Таким образом, профессиональное общение – это устойчивые взаимоотношения, которые возникают при взаимодействии оперативного сотрудника с гражданином в ходе оперативного контакта, характеризующиеся проявлением в различной степени симпатии, эмпатии, идентификации, рефлексии, взаимопонимания, взаимопомощи, взаимосопереживания, взаимосочувствия, взаимосодействия, взаимодоверия при нейтрализации психологических барьеров в процессе профессионального общения, когда гражданин сообщает оперативному сотруднику оперативно значимую информацию, способствующую решению оперативно-служебных задач. Следовательно, чтобы уметь добывать оперативно-разыскную информацию, оперативный сотрудник должен знать психологическую структуру профессионального общения (оперативного контакта), а также владеть психотехникой общения.

Столкнувшись при раскрытии преступлений с реальными трудностями в общении, молодые оперативные сотрудники или совсем не понимают глубинные причины этих трудностей, или же оказываются в плену иллюзии понимания, поставив на место реальной причины какую-либо другую. Незнание психологии окружающих ведет к непониманию их поступков. Повышение психологической грамотности, изучение новых психотехнологий расширяет у сотрудников ОВД «психологическое» видение жизни и своей работы. Особенно это относится к оперативным сотрудникам. Актуальным представляется развитие у оперативных сотрудников органов внутренних дел профессиональных качеств, умений, обосновывающих высокую культуру розыска, в частности ведения диалога с лицами, обладающими оперативно значимой информацией[32].


Таким образом, профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов регламентирована нормативными документами. Это способствует формированию у сотрудников стремления строго придерживаться правовых норм, определяет соответствующие стереотипы их поведения и общения. Нормативные акты также определяют время на решение профессиональных задач. С одной стороны, временные и нормативные рамки выступают как фактор, позитивно развивающий, дисциплинирующий сотрудника, но, с другой стороны, ограничивают свободу в общении. Это может привести к тому, что сотрудник будет относиться к актам профессионального общения формально. Например, формально брать объяснения, чтобы уложиться в срок, установленный на разрешение заявления или оперативного материала. Общаясь в таком режиме, сотрудник не учитывает особенностей личности собеседника, контролирует ход общения только в пределах, необходимых для обеспечения формальной стороны дела, и, находясь в условиях дефицита времени, не способен определить и реализовать наиболее эффективную для данной ситуации тактику общения[33].

Учитывая, что закон наделяет сотрудников правоохранительных органов достаточно широкими властными полномочиями, вследствие этого в процессе общения наличие властных полномочий провоцирует их носителя на роль «хозяина положения», человека, определяющего и диктующего ход общения, что нередко может привести к конфликтному характеру общения. Принятие решений в конфликтных ситуациях требует от сотрудника правоохранительных органов эмоциональной уравновешенности, способности анализировать и прогнозировать последствия своих действий; в то же время – решительности, при необходимости жесткости в действиях, и обязательно – уважительного отношения к людям. Поэтому сотрудники правоохранительных органов должны быть осведомлены о речевых тактиках ведения разговора при возникновении конфликта.

Вынужденный характер профессионального общения сотрудника правоохранительных органов определяется ситуацией общения, связанной с юридическими вопросами, как в сфере уголовного, так и гражданского законодательства. Речь идет о ситуациях, когда собеседник неприятен по каким-либо личностным характеристикам, но поскольку он, например, является ценным источником информации, сотрудник просто обязан с ним общаться, внешне не показывать собеседнику свое негативное отношение. В этом случае сотрудники правоохранительных органов должны быть вооружены эффективными средствами профессионального общения.