Файл: Основы общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и сущность общения в оперативно-розыскной деятельности
1.1. Понятие и правовые основы оперативно-розыскной деятельности
1.2. Сущность общения в оперативно-розыскной деятельности
2 Специфика общения в оперативно-розыскной деятельности
2.2. Особенности оценки личности в процессе общения в оперативно-розыскной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития нашей страны характеризуется прогрессивными социально-экономическими преобразованиями, включая построение правового государства на основе правового регулирования различных сфер общественных отношений, а также укрепления правопорядка, включая наступательную борьбу с преступностью.
В связи с этим правоохранительные органы стоят перед необходимостью, опираясь на накопленный практический опыт и научные исследования, постоянно вести поиск эффективных методов и средств раскрытия преступлений и изобличения преступников.
Актуальность речевой подготовки сотрудников правоохранительных органов в теоретическом и практических планах на современном этапе очевидна, поскольку решение правоохранительных задач невозможно без организации эффективного речевого взаимодействия сотрудников правоохранительных органов с гражданами, руководителей и подчиненных.
Существенное препятствие в работе сотрудников правоохранительных органов недостаточный уровень их компетенции в области профессиональной речевой культуры, в профессиональном общении. К сожалению, часто можно встретить сотрудников правоохранительных органов, которые не умеют точно, логично и убедительно выражать свои мысли.
Объектом исследования выступает комплекс общественных отношений, складывающихся по поводу основ общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.
Предметом исследования выступают научные исследования, нормы действующего законодательства по вопросам основ общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.
Цель работы состоит в комплексном исследовании основ общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.
С учетом этой цели сформулированы следующие задачи исследования:
- раскрыть понятие и правовые основы оперативно-розыскной деятельности;
- исследовать сущность общения в оперативно-розыскной деятельности;
- проанализировать значение в общении коммуникативной компетентности сотрудников осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- показать особенности оценки личности в процессе общения в оперативно-розыскной деятельности.
Методологической основой исследования выступает общенаучный диалектический метод познания социально-правовой действительности, а также основанные на этом методе другие общенаучные методы познания (анализ, синтез, логический, системный и др.).
Теоретической основой выступают положения, выводы, концепции по теме исследования, содержащиеся в работах таких авторов, как В.В. Аврамцева, Е.А. Аврутина, И.А. Климова, Г.С. Човдыровой, А.Ю. Шумилова, Ю. В. Чуфаровского и др. Использование именно данных авторов обусловлено, тем, что их исследование подкреплены материалами правоприменительной практики и служат ориентиром в деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Структура и объем работы обусловлены предметом, целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников.
1. Понятие и сущность общения в оперативно-розыскной деятельности
1.1. Понятие и правовые основы оперативно-розыскной деятельности
Оперативно-розыскная деятельность в Российской Федерации с течением времени регулярно совершенствуется, реформируется и подвергается из года в год новым преобразованиям.
Понятие оперативно-розыскной деятельности (далее: ОРД) неоднократно подвергалось научному анализу, что объясняется в первую очередь его важностью для всей теории и практики ОРД. Необходимо отметить, что в дореволюционный период использовался термин «сыскная работа», в 20–40-е гг. ХХ в. – «оперативно-чекистская работа» и «агентурно-оперативная работа».
Впервые термин «оперативно-розыскная деятельность» в 1966 г. ввел в научный оборот профессор А.Г. Лекарь, который определил ОРД как основанную на законодательных и подзаконных актах систему разведывательных (поисковых) мероприятий, осуществляемых преимущественно негласными средствами и методами в целях предотвращения, раскрытия преступлений и розыска скрывшихся преступников[1].
В 1976 г. профессор В.А. Лукашов предложил следующую дефиницию понятия ОРД: это система регламентируемых подзаконными актами и взаимосвязанных по цели оперативно- розыскных и организационно-управленческих мероприятий, призванная в комплексе обеспечивать своевременное предотвращение, быстрое и полное раскрытие преступлений, а также розыск скрывшихся преступников и лиц, без вести пропавших[2].
В последующие годы к вопросу определения ОРД обращались многие известные отечественные ученые, такие как: В. М. Атмажитов[3], И.И. Басецкий[4], Д. В. Гребельский[5], И. А. Климов[6] и др.
Вместе с тем качественное изменение в определении рассматриваемого понятия произошло в 1993 г., когда оно получило свое закрепление в Законе Российской Федерации от 13 марта 1992 г. № 2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»[7]. Этот закон предусматривал, что ОРД – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно уполномоченными на то настоящим законом государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств. Заметим, что ныне действующий Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[8] сохранил указанное определение, лишь несколько уточнив отдельные термины: «Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств».
Оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными службами и подразделениями государственных органов исполнительной ветви власти, уполномоченных на то законом, в пределах на то своих полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий и в целях защиты жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств[9].
В данном определении наука дает нам понять, что оперативно-розыскная деятельность своей работой защищает конституционные нормы, а также с целью их защиты их же и нарушает, проводя негласные оперативно-розыскные мероприятия. Сама Конституция РФ предполагает это нарушение посредством судебной ветви власти. Иными словами конституция дает регламент оперативным службам и подразделениям правоохранительных органов Российской Федерации на проведение негласных оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан РФ.
На основании вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что Конституция РФ[10] является одним из основных правовых регуляторов оперативно-розыскной деятельности, тем самым она ее регламентирует на основе определенных законодательных норм.
Правовой основой оперативно-розыскной деятельности являются следующие нормативно-правовые акты:
1) Конституция РФ;
2) ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
3) УК РФ[11];
4) УПК РФ[12];
5) ФЗ «О полиции»[13];
6) ФЗ «О безопасности»[14];
7) ФЗ «О прокуратуре»[15];
8) Закон РФ «О государственной тайне»[16];
9) Указы президента[17] и постановления правительства РФ[18];
10) внутриведомственные инструкции[19]
Вышеперечисленные нормативно-правовые акты, действующие в Российской Федерации, регламентируют оперативно-розыскную деятельность. Нами были выделены ФЗ «О полиции» и ФЗ «О безопасности», потому что МВД и ФСБ России являются федеральными государственными органами исполнительной власти, которые в свою очередь больше остальных осуществляют оперативно-розыскную деятельность.
Оперативно-розыскная деятельность во взаимодействии со своими правовыми регуляторами имеет ряд следующих, присущих ей признаков:
1) ОРД – это самостоятельный вид деятельности;
2) ОРД реализуется свойственной только ей имеющийся организационно-упорядоченной формой;
3) ОРД направлена на борьбу с преступностью и осуществляется на выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, организацию профилактики, проверки и разработку;
4) ОРД имеет четкую оперативно-поисковую направленность и выражается в поиске информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес;
5) ОРД проводят должностные лица от имени государства и на правовой основе.
Вышеперечисленные признаки подтверждают собой правовую основу, регламентирующую оперативно-розыскную деятельность.
1.2. Сущность общения в оперативно-розыскной деятельности
Необходимым способом и условиям деятельности сотрудников правоохранительных органов по предупреждению и раскрытию правонарушений является профессиональное общение.
Общение выполняет незаменимую функцию в процессе взаимодействия между людьми, оно неотрывно от общества, поскольку общение – это уникальный и неповторимый способ оформления человеческих мыслей, благодаря чему они приобретают словесное оформление, вследствие чего становится возможным информационный обмен между его участниками. Обладая информационной функцией, общение выступает спутником информации, поскольку изложение информационного сообщения не обходится без коммуникации[20].
Деловое общение – это процесс взаимодействия людей, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающий достижение определенного общего результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели[21].
Необходимо отметить, что деловое общение протекает между многообразным составом его участников. Учитывая тот факт, что одни участники делового общения могут, как находиться в подчинении другого субъекта, так и быть по положению равными между собой, выделяют вертикальное и горизонтальное деловое общение. Вертикальное деловое общение возникает между субъектами, один из которых находится в служебной зависимости другого субъекта. Горизонтальное деловое общение характеризуется равноподчиненностью субъектов делового общения и возникает оно по поводу, например, взаимодействия и координации действий органов государственной власти, не состоящих в подчиненности между собой; разрешения спорных ситуаций между сотрудничающими между собой организациями[22].
Деловому общению характерна упорядоченность, т.е. подчинение установленным правилам и ограничениям. В деловом общении существуют утверждённые образцы поведения, которые зафиксированы официальными правилами и обязанностями служащего, традициями конкретной группы лиц, вариантом делового общения, категорией его официальности, целями и задачами определённого совещания, национальными и культурными обычаями.
Деловому общению присуще следующие формальные ограничения:
а) конвенциональные ограничения (например, действия по инструкции, протоколу, уставу; соблюдение правил внутреннего распорядка, следование традициям организации и т.п.);
б) ситуативные ограничения, связанные с конкретной ситуацией (например, беседа, переговоры, совещание и др.), требуют действовать в определенном регламенте с использованием адекватных коммуникативных средств;