Файл: Основы общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, проведенное в первой главе исследование показало, что сотрудник правоохранительных органов является представителем государственной службы, т.е. носителем определенной социальной роли, которая предполагает наличие широкого круга прав и обязанностей, но для достижения целей профессионального общения, в зависимости от партнера по речевому взаимодействию и ситуации общения, он должен уметь играть различные психологические роли, использовать лексику, понятную собеседнику.

Профессиональная деятельность сотрудника правоохранительных органов в ряде случаев протекает в экстремальных условиях, и поэтому характеризуется как стрессогенная. Во-первых, это общение с необычными людьми, в опасных ситуациях; во-вторых, вся деятельность сотрудников внутренних дел протекает по поводу применения запрещающих норм права или нарушения правил поведения. Следовательно, сотрудник правоохранительных органов должен не просто контролировать процесс общения, но и анализировать его, определять тактику и управлять ходом общения.

2 Специфика общения в оперативно-розыскной деятельности

2.1 Значение в общении коммуникативной компетентности сотрудников осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Анализ различных научных источников показал, что в настоящее время не существует единого понятия сущности коммуникативной компетентности. Это говорит о достаточной сложности и многогранности данного феномена. В отдельных работах коммуникативная компетентность рассматривается как:

  • совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения[34];
  • ситуативная адаптивность и свободно владение вербальными и невербальными средствами общения[35];
  • умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться[36];
  • способность достигать желаемых результатов в общении с людьми, избегая при этом нежелательных эффектов[37];
  • сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психологические знания в области общения, свойства личности, психологические состояния, сопровождающие процесс общения[38].

Исходя из названных подходов к определению коммуникативной компетентности, применительно к оперативному сотруднику ее можно представить как совокупность профессиональных, психологических знаний, умений и навыков, коммуникативных личностных качеств и способностей, необходимых для эффективного общения с целью достижения желаемых результатов в оперативно – розыскной деятельности.

Коммуникативная компетентность имеет сложную структуру. По мнению Л.В. Рагулиной, она включает мотивационно-ценностный, когнитивный, операциональный, регулятивный и рефлексивный компоненты[39].

Основываясь на ее исследовании, основное содержание указанных компонентов может быть представлено в следующем виде.

Мотивационно-ценностный компонент в структуре коммуникативной компетентности оперативного сотрудника представляет собой совокупность устойчивых мотивов и ценностей, направляющих и регулирующих оперативное общение. Он предполагает непрерывное профессиональное самосовершенствование оперативного сотрудника в целях достижения высоких результатов оперативно-розыскной деятельности.

Когнитивный компонент включает знания, отражающие сущность коммуникативной компетентности оперативного сотрудника. Он предполагает владение сотрудником знаниями об основах, особенностях содержания и осуществления коммуникативной деятельности, наличие у него способностей решать различные проблемы, возникающие при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Операциональный компонент включает коммуникативные умения, обеспечивающие эффективное взаимодействие оперативного сотрудника с собеседником.

Регулятивный компонент отражает способность оперативного сотрудника контролировать, корректировать, регулировать взаимодействие с собеседником в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях. Он предполагает готовность и способность оперативного сотрудника к осуществлению саморегуляции, а также его высокую эмоционально-волевую устойчивость.

Рефлексивный компонент представлен умениями операвтиного сотрудника адекватно оценивать собственные поступки и поведение в ситуациях оперативного общения, умениями прогнозировать и обосновывать результаты коммуникативного взаимодействия[40].

Успешное общение оперативного сотрудника предполагает наличие у него следующих умений и способностей:

  • умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей собеседника;
  • умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
  • умение управлять собой: своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, преодолевать психологические барьеры в общении; снимать излишнее напряжение;
  • умение прогнозировать возможные ситуации, последствия своих воздействий;
  • развитые вербальные способности;
  • умение использовать невербальные средства общения;
  • способность к оперативной импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия;
  • способность к спонтанной (неподготовленной) коммуникации;
  • способность разрешать проблемные ситуации.

К любому процессу коммуникации нужно быть психологически готовым. Обычно выделяют общую (заблаговременную, длительную) и ситуативную (временную) психологическую готовность[41]. Общая готовность включает сформированные ранее знания, умения, навыки оператвино-розыскной деятельности. Ситуационная готовность представляет собой психологическую готовность к выполнению различных задач оперативно-розыскной деятельности. Благодаря психологической готовности у оперативного сотрудника появляется реальная возможность скрыть волнение, преодолеть неуверенность в своих возможностях, всегда выглядеть уверенным в себе человеком и т.п.[42]

Эффективность коммуникации в значительной степени определяется наличием обратной связи. Обратная связь выражается в реакции собеседника на то, что услышано, прочитано или увидено, понятна ему представленная информация или нет. Сведения об этой реакции отправляются вербально или невербально оперативному сотруднику для того, чтобы он мог при необходимости скорректировать способ ведения беседы[43].

Таким образом, в целях установления надежной обратной связи оперативный сотрудник осуществляет постоянный контроль собственных коммуникативных действий, внимательно наблюдает за собеседником и на основе визуальной психодиагностики, а также анализа задаваемых ими вопросов оценивает реакции на получаемую информацию. Это позволяет оперативному сотруднику соответствующим образом регулировать коммуникационный процесс.

Итак, для достижения результатов оперативно-розыскных мероприятий путем общения сотрудник должен обладать определенными психологическими свойствами:

  • развитые волевые качества – это уравновешенность и самообладание в конфликтных ситуациях, осторожность, серьезность, решительность, настойчивость. Волевыми качествами, негативно влияющими на осуществление ОРД, являются неуравновешенность, легкомыслие, нерешительность;
  • внимание и наблюдательность – это способность быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой, подмечать изменения в окружающей обстановке, не сосредоточивая специально на них внимание. К отрицательным качествам в этом плане относятся невнимательность, неустойчивость, рассеянность внимания и др.;
  • развитый оперативный кругозор – это знание преступных традиций, обычаев, жаргона, фамилий, имен, кличек судимых лиц, криминальных «авторитетов»; сообразительность; способность оценивать и анализировать оперативную ситуацию, изменения оперативной обстановки; умение выбрать из большого объема оперативной информации именно ту, которая необходима для решения поставленной задачи; умение внушать свои мысли окружающим; способность анализировать меняющуюся оперативную обстановку, делать для себя соответствующие выводы; умственная работоспособность; умение выделять главное; наличие актерских способностей для реализации избранной линии поведения. Отрицательно влияют на развитие интеллектуальных качеств отсутствие знаний о криминальном опыте и актерских способностей у субъектов ОРД, низкая умственная работоспособность и сообразительность;
  • профессиональная память – это способность точно воспроизводить информацию в нужный момент; легко запоминать словесно-логический материал (термины, цифры, фамилии); точно передавать однажды услышанное; запоминать внешность и манеру поведения человека; запоминать цвет, форму, величину, движение, расположение объектов, предметов; запоминать и своевременно воспроизводить мельчайшие детали ситуации общения, по которым впоследствии можно составить целостный образ[44]. Отрицательно в данном аспекте оцениваются низкий уровень развития долговременной словесно-логической и наглядно-образной памяти, а также отсутствие стремления к ее совершенствованию;
  • высокая профессиональная мотивация – это правдивость, смелость, энергичность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность. Профессиональная непригодность к участию в ОРД может детерминироваться лживостью, скептицизмом, грубостью, неисполнительностью[45].

Таким образом, повышение эффективности ОРД, профессионализма ее субъектов предусматривает не только совершенствование нормативно-правовой базы, организации и тактических приемов, но и активизацию человеческого фактора. Развитые коммуникативные качества и умения – это способность располагать к себе людей, вызывать у них чувство доверия; умение слушать собеседника; умение согласовывать свое поведение с действиями других участников ОРД; способность соотносить свои потребности с интересами окружающих; способность к быстрому установлению психологических контактов с новыми людьми; умение оперативно подбирать нужный тон, оптимальную форму общения в зависимости от психического состояния и индивидуальных особенностей собеседника. К отрицательным коммуникативным качествам и умениям в рассматриваемом плане относятся замкнутость, повышенная сосредоточенность на собственных проблемах, переживаниях; отсутствие навыков установления психологического контакта и доверительных отношений.

2.2. Особенности оценки личности в процессе общения в оперативно-розыскной деятельности

В практике оперативной работы изучаются личности, подозреваемые в совершении преступления, устанавливает, может ли человек быть причастен к преступлению. Также приходится беседовать со свидетелями, соседями, знакомыми, сотрудниками, родственниками подозреваемого, собирается информация из всех источников.

Поэтому сотрудникам приходится общаться с разными людьми и для успешной деятельности необходимо наладить определенные отношения с ними. Для этого оценивается личность с различных сторон[46].

Оценка личности складывается из нескольких составляющих: внешний анализ, наблюдение за поведением, беседа, анализ документов (писем, дневника, деловых бумаг, конспектов, аудиозаписей), биографический метод (изучения жизненного пути). При оценке личности необходимо учитывать совокупность всех наблюдений.

Схема изучения личности включает в себя:

  • общие данные (время и место рождения, национальность, образование, специальности, должность, место жительства, семейное положение);
  • внешние признаки (лицо, рост, вес, телосложение, одежда, походка, голос);
  • жизненный путь (родители, детство, учебные заведения, трудовой деятельности, брак, дети);
  • жизненные сферы (семья, профессия, общество, политическая жизнь, свободное время, материальное положение, здоровье);
  • поведение (инициативность, агрессивность, нравственность);
  • темперамент и характер;
  • способности[47].

Наилучший вариант узнать о характере жизни подозреваемого - это организовать и за ним тайное наблюдение.

Под тайным наблюдением подразумевается отслеживание за передвижениями подозреваемого, его встречами, прослушивание телефонных разговоров без ведома человека, за которым установлено наблюдение. Но для этого необходима группа специалистов, оснащённая техникой, мобильными средствами передвижения и связи. Но не всегда это возможно и часто оперативнику приходится составлять мнение о человеке приличной встрече и здесь главное наблюдать за мимикой. Выражение лица меняется в зависимости от психологического состояния, разделяют 4 ярких проявления: удовольствие, не удовольствие (огорчения, досада и т. д.), страх и гнев[48].

Во время беседы оперативный работник выясняет рабочие моменты, определяет отношение человека к интересующим его фактам, увлечениям, в то же время составляет для себя и портрет собеседника: его уровень развития (профессиональный, интеллектуальный); моральные качества, нормы поведения; характер; темперамент.

Для того чтобы более полно составить психический характер лица оперативник должен продумать ход беседы, составить план общения.

Общение должно проходить в спокойной обстановке, не торопясь, с запасом времени. Нужно выключить посторонние источники звука, исключить вмешательство посторонних лиц. Вопросы в беседе необходимо чередовать: особо интересующие факты и общеличностные вопросы, раскрывающие качество собеседника.

В процессе беседы оперативному работнику необходимо изменить тактику вопроса, свое поведение в зависимости от психического состояния собеседника.

При этом необходимо фиксировать его состояние, изменение его тона речи, настроения, жестикуляции и в связи с какими моментами это происходит. Нужно пробовать разные тактики взаимодействие с человеком, вызвать в нём доверительные отношения, узнать от него интересующую информацию.

Для наилучшего результата общения оперативник должен сам настроиться на беседу, сохранять психическое равновесие в сложных конфликтных ситуациях, проявлять выдержку, сдерживать эмоции.

Он должен поддерживать корректную обстановку, не допускать плохого поведения собеседника, речевого бескультурья.

В процессе беседы сотрудник, сохраняет лидерство, поддерживает и развивает активность опроса. Заинтересованность, проникновения в личный мир опрашиваемого – главное условие удачного общения. Лучше всего предварительно составить план беседы (краткого и развернутого), наметить уточняющие, дополняющие вопросы, с учётом психологии личности и возможных вариантов беседы[49].