Файл: Основы общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При беседе главная информация передается через речь, но её дополняет и мимика, и интонация, и жестикуляция. Все учитывается в комплексе. В общих чертах по речи можно составить психический портрет.

Если словарный запас небольшой, употребляется большое количество жаргонных или нецензурных слов, можно сказать, что человек асоциального поведения, некультурный.

Некоторые отклонения в речи, такие как монотонность, замедленное произношение, нечеткая проговаривание, произношение одних и тех же фраз несколько раз может говорить о психическом заболевании или интеллектуальной ограниченности. Речь – индикатор эрудиции. Развитая, плавная, полная, содержательная речь присуща интеллигентному, образованному человеку.

Лицо также может дать информацию о человеке. Если при разговоре он отводит взгляд, смотрит в сторону, это говорит о его нежелании общаться, неискренности. В среднем, при общении люди смотрят друг на друга 20 % времени. Если больше - это говорит о стремлении помочь, о полной готовности к сотрудничеству, об открытости.

По выражению лица можно судить об эмоциональном состоянии собеседника. Есть специальные разработки, помогающими по положению бровей, глаз, губ, мимических движениях, судить о том, что человек чувствует – страх, гнев, радость, горе, удивление и т. д. Можно определить даже лжет человек или говорит правду, или что-то недоговаривает, скрывает. При определённых тренировках и навыков, это не вызывает трудностей в применении на практике.

Поза человека при беседе может говорить о его тревожности или спокойствие. Если он вальяжно, расслабленно сидит, много жестикулируют, он хочет показать свою самоуверенность, возвышенность. Если собеседник скован в движении, сидит на краю стула, значит он растерян, неуверенно себя ощущает. При эмоциональном напряжении человек зажат, нервно потирает пальцы, губы и руки дрожат, лицо краснеет или бледнее. При неуверенности или желание скрыть факты нередко проявляется в неадекватности, мимике (например, улыбка при рассказе о печальных событиях). При депрессии, подавленности наблюдается апатичная, невыразительная мимика, слишком демонстративная мимика (удивление или гнев) призваны для создания эффекта привлечения внимания[50].

Внешность также может многое рассказать о человеке. Аккуратная, стильная одежда говорит о хорошем вкусе, интеллектуальности. Модные, дорогие вещи говорят о хорошем достатке. Небрежно одежда, ветхая – о том, что человек не следит за собой. Наличие множества украшений – о позерстве, стремлении выделиться.


Поведение человека зависит от воспитания, врождённых свойствах личности, психического состояния. Сдержанность движений указывает на хорошее самообладание. В тоже время повышенная активность, возбудимость говорит о нервности, раздражённости[51].

Опытный оперативник должен помнить, что уравновешенному, хорошо владеющему собой человеку  часто  удается           не            показывать            действительных            эмоций. При общении сотрудника с человеком необходимо предвидеть, что резкое требование с лиц с разными темпераментами, может привести к разным последствиям. Сангвиники и флегматики выполнять требования, а холерики могут негодовать, меланхолик замкнется. Необходимо учитывать совокупность психических свойств в каждом конкретном случае[52].

Все люди ведут себя по-своему при различных обстоятельствах. Если человек находится наедине с собой, он спокоен, у него естественное поведение. Если человек присутствует в знакомой компании, и ведёт себя как обычно. Если он попал в не знакомую обстановку, общается с незнакомыми людьми, то он замыкается, присматривается, оценивает обстановку[53]. При наблюдении за человеком в условиях кабинета, в необычных для него ситуации, возможно, что он скрывает свои настоящие качества.

Как правило, впечатления о человеке складывается с первой минуты общения, но на это может повлиять предварительный рассказ постороннего лица о его жизни, личных качествах. Поэтому оперативнику необходимо обстоятельно, не спеша, максимально полно собирать информацию об интересующем объекте и лишь, затем делать рабочие выводы.

Таким образом, приведенный выше материал позволит сотруднику не только определять состояние собеседника, но и воздействовать на него в нужном направлении, а при необходимости и пресекать нежелательные действия с его стороны.

Проведенное во второй главе исследование показало, что когнитивный компонент включает знания, отражающие сущность коммуникативной компетентности оперативного сотрудника. Он предполагает владение сотрудником знаниями об основах, особенностях содержания и осуществления коммуникативной деятельности, наличие у него способностей решать различные проблемы, возникающие при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Кроме того, для достижения результатов оперативно-розыскных мероприятий путем общения сотрудник должен обладать определенными психологическими свойствами: развитые волевые качества; внимание и наблюдательность; развитый оперативный кругозор; профессиональная память; высокая профессиональная мотивация.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Профессиональное общение оперативных работников – это процесс взаимодействия между оперативными сотрудниками и другими людьми, порождаемый потребностями в обмене информацией, восприятии и понимании другого человека, приводящий к установлению психологического контакта и доверительных отношений. Эффективность оперативного общения напрямую зависит от успешности и наличия у сотрудника профессиональных навыков установления психологического контакта, который, в свою очередь, определяет возможность или, в случае неустановления контакта, дальнейшую невозможность выполнения поставленных перед оперуполномоченным задач, достижения целей оперативно-розыскной деятельности.

Ключевая стадия, отличающая именно профессиональное общение сотрудника оперативных подразделений, заключается в предварительной стадии, а именно в подготовке к непосредственному установлению психологического контакта. Она включает в себя тщательное изучение объекта оперативного интереса и выбор приемов общения, используемых для установления и развития психологического контакта. Оперуполномоченному, выступающему в роли активного участника, необходимо профессионально управлять процессом взаимодействия и развития контакта, что невозможно без скрупулезной подготовки к установлению психологического контакта и при отсутствии соответствующего поведенческого навыка. Эффективность установления психологического контакта и дальнейшего развития доверительных отношений обусловлена уровнем профессионализма в использовании методов и приемов оперативно-розыскной психологии, а закрепление навыков использования психологических приемов – приоритетная задача, стоящая перед ведомственными вузами в обучении сотрудников оперативных подразделений. Оперуполномоченный, компетентный в вопросах о возможностях и методах установления психологического контакта, эффективно решает задачи оперативно-розыскной деятельности, используя свой самый главный инструмент психологического воздействия – профессиональное общение.

Сотрудник правоохранительных органов является представителем государственной службы, т.е. носителем определенной социальной роли, которая предполагает наличие широкого круга прав и обязанностей, но для достижения целей профессионального общения, в зависимости от партнера по речевому взаимодействию и ситуации общения, он должен уметь играть различные психологические роли, использовать лексику, понятную собеседнику.


Повышение эффективности ОРД, профессионализма ее субъектов предусматривает не только совершенствование нормативно-правовой базы, организации и тактических приемов, но и активизацию человеческого фактора. Развитые коммуникативные качества и умения – это способность располагать к себе людей, вызывать у них чувство доверия; умение слушать собеседника; умение согласовывать свое поведение с действиями других участников ОРД; способность соотносить свои потребности с интересами окружающих; способность к быстрому установлению психологических контактов с новыми людьми; умение оперативно подбирать нужный тон, оптимальную форму общения в зависимости от психического состояния и индивидуальных особенностей собеседника. К отрицательным коммуникативным качествам и умениям в рассматриваемом плане относятся замкнутость, повышенная сосредоточенность на собственных проблемах, переживаниях; отсутствие навыков установления психологического контакта и доверительных отношений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. - № 31. – Ст. 4398.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.11.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - № 25. – Ст. 2954.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 04.11.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 52 (часть 1). – Ст. 4921.
  4. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 16.10.2019) «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. - № 7. – Ст. 900.
  5. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. - № 1. – Ст. 2.
  6. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 26.07.2019) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. - № 47. – Ст. 4472.
  7. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. - № 33. – Ст. 3349.
  8. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 29.07.2018) «О государственной тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - № 41. – Ст. 8220.
  9. Указ Президента РФ от 02.04.2013 № 309 (ред. от 13.05.2019) «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. - № 14. – Ст. 1670.
  10. Постановление Правительства РФ от 31.07.2014 № 743 (ред. от 20.11.2018) «Об утверждении Правил взаимодействия организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. - № 32. – Ст. 4516.
  11. Приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» // Российская газета. – 2013. – 13 дек.
  12. Закон РФ от 13.03.1992 № 2506-1 (ред. от 02.07.1992) «Об оперативно - розыскной деятельности в Российской Федерации» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 1992. - № 17. - Ст. 892 (документ утратил силу).

Специальная литература

  1. Аврамцев В.В. Психология профессионального общения юриста: учебное пособие / В.В. Аврамцев. – Н.Новгород: НИУ РАНХиГС, 2018. –134 с.

Атмажитов В.М. О сущности оперативно-розыскной деятельности / В.М. Атмажитов // Труды академии управления МВД России. - 2008. - № 1 (5). - С. 66-70.

Басецкий И.И. Проблемы формирования оперативно-разыскной науки (сыскологии в узком смысле слова), а также познаваемой ею оперативно-разыскной реальности в Республике Беларусь / И.И. Басецкий // Оперативник (Сыщик). - 2017. - № 3 (52). - С. 12-14.

Верещак А.В. Особенности профессионального общения сотрудников органов внутренних дел / А.В. Верещак // Сборник научных трудов: Новеллы российского законодательства в контексте стратегии национальной безопасности Всероссийской научно-практической конференции. С.Б. Верещак (отв. редактор). - 2016. - С. 37-42.

Ганева М.А. Особенности оценки личности в процессе общения в оперативно-розыскной деятельности / М.А. Ганева // В сборнике: Проблемы и перспективы развития современной юриспруденции по итогам международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 109-111.

Гребельский Д.В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: автореф. дис. … д-ра юрид. наук / Д.В. Гребельский. - М., 1975. – 340 с.

  1. Головко Е.А. Технология формирования коммуникативной компетентности молодых специалистов вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. А. Головко. - Ставрополь, 2004. - 26 с.

Каримова Т.С. К вопросу о совершенствовании навыков профессиональной коммуникации сотрудников правоохранительных органов / Т.С. Каримова // Правовестник. - 2019. - № 5 (16). - С. 14-18.

  1. Климов И.А. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел как процесс познания (проблемы теории и практики): дис. ... доктора юридических наук / И.А. Климов. - Москва, 1995. – 294 с.

Кораблев С.Е. Организация взаимодействия полицейских структур и населения: психологические аспекты: Учебное пособие / С.Е. Кораблев. - Воронеж, 2016. – 208 с.

Коблева М.М. Психологические основы оперативно – розыскной деятельности / М.М. Коблева // Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт». - 2019. - № 1. - С. 58-61.

  1. Козловская Н. В. Психология общения: учебное пособие / Н.В. Козловская. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. - 409 с.