Файл: АНАЛИЗ МЕТОДИК ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 450

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

“Чем бы таким мне интересным заниматься по жизни?” – вопрос, который в той или иной форме рано или поздно задает себе каждый человек. “Проблема самоопределения есть, прежде всего, проблема определения своего образа жизни”- писал С. Л. Рубинштейн. В современном мире, где существует большое разнообразие профессиональных специальностей, где каждая по-своему интересна и многообещающе перспективна, правда бывает сложно определиться со своими предпочтениями. Склоняясь к той или иной специальности, начинаешь задумываться о требуемых и имеемых личностный качествах и в итоге так и начинается путь изучения себя с точки зрения профессиональной самореализации. Надо ли говорить, что этот вопрос влияет не только на качество и образ жизни в материальном плане, он важен и в плане эмоционального здоровья, и, как следствие (если рассматривать с т.з. психосоматики) - физического.

Существует множество, как научных, так и эзотерических способов, и теорий познаний себя и своих предрасположенностей. Кому-то ближе план рефлексии о своих детских склонностях и чертах характера, кто-то придерживается деятельного подхода: пробовать все подряд “методом тыка” пока не получится что-нибудь, совсем отчаявшиеся идут к астрологу. Еще один способ в определении профессиональной направленности занимают референтные группы- это ближайшее социальное окружение, которое вызывает эффект подражания и способствует появлению массового увлечения некоторыми профессиями. По данным социологических опросов, довольно много молодых людей выбирают профессию по совету знакомых. При этом возрастает вероятность, что выбранная профессия окажется не совсем подходящей для конкретного человека. Что приводит к фрустрации и способствует возникновению различных комплексов, неврозов, общему дискомфорту, потерянности по жизни, склонности к перемене мест работы. Это еще один из ненадежных источников познания себя, о чем свидетельствует статистика – 47% граждан[1] не работают по профессии.

Наряду с надежной информационной ориентацией, чрезвычайно важно умение разбираться в себе и своих способностях, мотивах выбора профессии и интересах при помощи достоверных, валидных научных способов. Эти данные могут быть получены с помощью традиционных психологических методов наблюдения, беседы, опроса. Но более стандартизованный вид они приобретают после проведения специального психодиагностического обследования.


Не существует общепринятой универсальной методики по профориентации на все случаи жизни, поэтому в процессе практической деятельности профконсультант стоит перед выбором батареи диагностических методик, наиболее подходящей для решения задачи в конкретной профориентационной ситуации.

Объект исследования:  профориентационная диагностика склонностей личности.
Предмет: методики, выявляющие профессиональные склонности. Цель: проанализировать методологические основы профориентационной диагностики склонностей личности.
Задачи:
1.      Изучение научных концепций и теоретических основ профессионального определения личности.
2.      Сравнение методологических основ диагностики профессиональных склонностей личности.
3.      Анализ методов диагностики профессиональных склонностей личности.
4.      Апробирование методик диагностики профессионального определения.

Гипотеза: предположим, что методики диагностики профессиональных склонностей действительно помогают нуждающимся в профессиональном становлении.
Методы:
1)     общетеоретические  (сравнительный анализ, синтез, классификация);
2)     эмпирические (методы изучения литературы, анкетирование,  тестирование, опрос).

Практическое значение: исследование проводится для общего понимания лучших научных профориентационных методик и их практической результативности для лиц, ставших перед вопросом личной профессиональной склонности.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ.

1.1. Сущность профессиональных склонностей и интересов.

При выборе профессиональной деятельности человек, как правило, старается придерживаться трех основных составляющих: “хочу”, “могу”, “надо”.

“Надо” – это потребность рынка труда. Выбирая профессию, человек должен согласовывать свой выбор с ее актуальностью в текущем времени и потребностью производства в таких кадрах.

“Могу” – это физиологические характеристики и способности человека. Индивидуально-психологические особенности, дающие возможность успешности выполнения какой-либо деятельности, которая не обязательно сводится к имеющимся знаниям и навыкам, скорее наработка дается относительно просто.


“Хочу” – это интересы и склонности. Интерес заключается в стремление к познанию чего-либо, желание изучать этот вопрос. Склонности — избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ей заниматься [13, c. 223]. 

Интересы могут становиться склонностью со временем. Настоящая склонность обычно состоит из устойчивого, длительного интереса к вопросу и стремления к деятельности в том направлении. 

Между интересами и склонностью много общего, но есть ключевое различие: в склонности есть как содержательно-оценочная сторона (отношение к чему-либо), так и динамическая, побудительная (стремление что-то делать), в свою очередь, интерес имеет только первую сторону. 

Интересы и склонности состоят в перечне профессионально важных качеств в dictionary of occupational titles, DOT (словарь профессий); они распределены по десяти факторам, различные сочетания которых и есть образцы интереса к разным видам профессиональной деятельности. 

В DOT выделены следующие склонности:

  • Склонность к производственной деятельности, приносящей видимые результаты,
  • склонность к обработке материалов,
  • склонность к деловым контактам,
  • склонность к рутинному труду,
  • склонность к нравственному воспитанию людей,
  • склонность к особой заботе о своем престиже,
  • склонность к интеллектуальной деятельности, связанной с общением,
  • склонность к научно-технической деятельности,
  • склонность к абстрактному мышлению и творческому труду,
  • склонность к технике и управлению механизмами.

Склонности могут различаться по широте, т.е. их количеству и разнообразию у личности; по продолжительности и разной степени осознанности. Те или иные склонности могут занимать разное место в устремлениях личности: от неважного до придающего смысл жизни. На формирование и проявление склонностей оказывают влияние особенности типа темперамента человека: скорость, устойчивость и интенсивность протекания психических процессов.

Склонности зависят не только от особенностей нервной системы, но и от личностных особенностей. Например, если опираться на теорию З. Фрейда, люди с оральным типом личности, которые общительны, разговорчивы, любят поспорить, часто имеют склонность к профессиям орального типа (юристы, проповедники, радиокомментаторы, певцы, повара и т. п).  Люди с личностью анального типа, для которых характерны любовь к порядку, упрямство, экономность и самоконтроль, должны предпочитать такие профессии, как бухгалтерское, библиотечное или банковское дело, обеспечение технической безопасности [14, c. 26].


Профессиональное определение личности имеет ряд этапов, начиная от неосознанной игры ребенка, до постепенно сознательного выбора деятельности с опорой на склонности у взрослого человека.

Важность выявления склонностей личности к той или иной профессии также обусловлена их связью со способностями. При этом понимание этой связи в психологии неоднозначно. Например, А. Ф. Лазурский, К. Платонов отождествляли эти два понятия. Б. М. Теплов допускал возможность независимого развития склонностей и способностей и даже противоречия между ними на разных этапах развития.

Причины несоответствий между способностями и склонностями заключаются в недостаточной выраженности: при наличии склонности слабая способность, причиной может быть неоправданная переоценка, что может породить самоуверенность и снизить усердие, и социальная обусловленность выбора деятельности (мода на профессию, ее престижность в обществе, выбор профессии по совету); при наличии способности не выражена склонность: ее утрата вследствие потери интереса к деятельности из-за неправильного обучения (его однообразности, чрезмерных требований) или проявления более сильного интереса (возможно, по чисто внешней привлекательности) к другой деятельности. С ранних обращений к измерению интересов и склонностей исследователи обратили внимание на то, что ответы индивида на прямые вопросы об его интересах (склонностях) оказываются чаще всего ненадежным способом их выявления и оценки. Анализ результатов применения такого прямого метода помог сделать два важных вывода:

1. у большинства людей ограниченная информация о различных видах деятельности и поэтому они не в состоянии решить, понравится ли им предлагаемая в прямом опроснике профессия;

2. индивид крайне редко может глубоко осознать свои интересы в различных областях профессиональной деятельности.  

Одна из первых попыток в изучение профессиональной направленности была предпринята в 1920 г. Э. Стронгом, создавшим специальный метод диагностики интересов ‑ Бланк Стронга. Позднее методика была переработана, в результате чего стала возможным диагностировать предпочтения человека в пяти областях, имеющих отношение к профессии: это непосредственно профессии (представляемые в соответствии с информированностью), учебные предметы (благодаря которым возникает профориентация), отдельные конкретные действия (например, работа с компьютером, публичные выступления), развлечения и повседневное социальное взаимодействие (старыми, представителями рискованных профессий и т.д.). 


Джон Л. Холланд в 1959 году составил свою теорию, основываясь на том, что все существующие профессии можно объединить в шесть основных моделей профессиональной среды: практические, исследовательские, художественные, социальные, предпринимательские и конвенциональные. По версии Холланда, этой схеме соответствуют шесть типов ориентации личности. Существует еще и склонность личности не только к тем или иным типам специальностей, но и к определенным должностям в плане профессиональной иерархии. Модели возможной ориентации оказывают воздействие на решение о выборе профессии. Индивиды выбирают профессию и создают себе жизненные и производственные условия применительно конкретно к своему типу. Выбор, по мнению ученого, - это выражение структуры личности и в известной мере проявление общественного разделения труда. 

Также существует некоторое сходство типов, выделенных Холландом, с классификацией типов профессий Е. А. Климова (Дифференциально-диагностический опросник).

Таблица 1

типы профессий

склонности

«человек человек»

устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку.

«человек техника»

заниматься созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств.

«человек знаковая система»

обрабатывать тексты и таблицы; производить расчеты и вычисления; перерабатывать информацию; работать с чертежами, картами и схемами; оперировать знаками и символами; искать и исправлять ошибки.

«человек художественный образ»

стремление создавать, проектировать, моделировать художественные произведения, заниматься художественным творчеством (живопись, скульптура, фотография, кино…); сочинять (стихи, прозу и др.); выступать на сцене и др.

«человек природа»

ухаживать и наблюдать за животными; разводить растения, выращивать овощи и фрукты; ориентироваться в природных явлениях; наблюдать, изучать различные природные явлениями.

Однако, при всей популярности и обоснованности этой типологии, существует множество промежуточных, между выделенными типами, профессий. 

Еще один протокол- профессиональных предпочтений Кьюдера (KuderPreference Record-Vocational) построен на измерении соответствия структуры интересов респондента интересам, присущим профессиональной референтной группе. Показатели отражают интересы к 10 широким областям деятельности: работа на открытом воздухе, работа с машинами и механизмами, вычисления и расчеты, научная работа, изобразительное искусство, литература, музыка, сфера социальных услуг, канцелярская работа, просветительская деятельность.