Файл: АНАЛИЗ МЕТОДИК ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 455

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако нельзя не отметить, что некоторые профессии требуют совпадения нескольких видов склонностей. Например, профессия психиатра требует склонности к медицине и к работе с людьми. Это создает трудности в определении своего истинного профессионального призвания.

1.2. Анализ подходов и методик профессиональной диагностики.


              Профориентация направлена на активизацию психологических ресурсов личности с тем, чтобы, вступая в профессиональную деятельность, человек мог полностью реализоваться в профессии.  
              В науке выделяют традиционную и современную профориентацию. Традиционная предполагает широкий комплекс мер по оказанию помощи с профессией молодым людям. Современная профориентация предполагает подготовку к конкретному виду деятельности, осведомленность о рынке труда, высокую психологическую и профессиональную мобильность. В процессе такой деятельности создаются условия для личностного развития. 
              Современная профориентация  основана на следующих теориях: Ф. Парсонса (США), которая предполагает знание себя, знание мира профессий и соотнесение двух этих понятий; А. Маслоу (США) – теория самоактуализации; Сигэкадзу Фукуяма (Япония) – теоретические основы профориентации – самоанализ, анализ профессий, профессиональные пробы; С. Чистякова, Е. Климова и др. (Россия), которая основывается на основных понятиях: самопознание и самоанализ, анализ мира труда и профессий, соотнесение требований профессии к человеку с его потребностями и возможностями. Каждая из теорий предлагает свой ряд методик диагностики.

Сущность любой методики заключается в расширении возможностей исследователя. Обычно при рассмотрении практических методик выделяют: 1. имитационную модель, в которой отражаются смысл и содержание методики; 2. психотехническую модель, где отражены процедура, условия использования методики. Имитационная и психотехническая модели относятся к методике как "внешнему образу", представленному в различных методических пособиях. Чтобы методика работала, несомненно, необходим специалист, разбирающийся в смоделированных в методике проблемах (владеющий имитационной моделью) и умеющий провести ее практически (владеющий психотехнической моделью). Все это относят к методике как "внутреннему средству работы психолога".
              Н. С. Пряжников, Е.А. Климов предлагают следующие  методы диагностики профессионального самоопределения:


1. Информационно-справочные, просветительские методы: професcиограммы – краткие описания профессий; справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации); информационно-поисковые системы – ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы): «ручные» варианты ИПС (карточные, бланковые, в виде картотек), компьютеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ); профессиональная реклама и агитация (при условии достоверности, оперативности и привлекательности для тех, кому  такая реклама предназначена); экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов); встречи школьников со специалистами по различным профессиям (при условии специального отбора и психолого-педагогической подготовки таких специалистов по профессии); познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения; использование средств массовой информации может быть достаточно эффективным, но при обязательном учете их специфики (специфического жанра общения с телеаудиторией, требующего не только динамичного изложения существа  вопроса, но и умения «производить впечатление» на самую разную аудиторию, а также неизбежность сокращения «объема» профессиографической информации).

2. Методы профессиональной психодиагностики (в идеале – помощь в самопознании): беседа – интервью закрытого типа (по строго обозначенным  вопросам); открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов); опросники профессиональной мотивации (специалисты считают, что для большинства это более важная диагностика); опросники профессиональных способностей (требуется очень и избирательное их использование и особая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов; для большинства профессий профпригодность формируется в самой трудовой деятельности); «личностные» опросники; проективные личностные тесты (требуется особая подготовка специалиста для их использования); метод наблюдения — это один из основных научно-практических методов работы (при условии владения этим методом, т. е. выделения четкого объекта и параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов, способов интерпретации результатов и др.); сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов; психофизиологические обследования (в широкой практике имеют смысл для профессий с особыми условиями труда, а в специальных исследованиях могут быть использованы для самых разных видов трудовой деятельности); «профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе по типу «F-теста» японского профессора Фукуямы, однако обычно они требуют очень больших материальных затрат (создание мастерских, обеспечение «заинтересованности» фирм и организаций и т. п.) и, к сожалению, не очень подходят к условиям современной РФ; использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности, что позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур [12, с. 93].


3. Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов: группы общения (в профориентации чаще используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия, где на ее фоне удается более эффективно рассматривать и собственно профориентационные вопросы); тренинги общения (иногда позволяют клиентам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах); сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальт-группы, логотерапия и др.), иногда они позволяют лучше осознать клиенту смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением; требуют особой подготовки профконсультанта; профориентационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;

4. Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения: построение "цепочки" основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющее наглядно (на листочке) представить клиенту и самому профконсультанту возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека; использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении (обычно используются на заключительных этапах консультации).
По мнению Н. И. Шевандрина, наиболее пригодными методиками для диагностики параметров профессионального определения являются:
1. дифференциально-диагностический опросник Климова (Приложение 1) построенный на базе разработанной типологии профессий;
2. опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда (Приложение 2);
3. методика структуры интересов В. Хеннинга (Приложение 3), оценивающая интенсивность выраженности 17 направленностей.

1.3. Выводы по 1 главе.

Таким образом, становится понятно, что устойчивые интересы могут определять склонности, которые в свою очередь влияют на правильное профессиональное становление личности. Существуют разные подходы к профориентации, все они направлены на помощь индивиду в познании и систематизации его интересов. Спектр методик диагностики профессионального самоопределения весьма разнообразен. Это связано с многоаспектностью самого явления профессионального самоопределения, основными показателями которого являются уровень готовности осуществить осознанный профессиональный выбор, профессиональная направленность, интересы, склонности, способности и т.д.   


ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОЛНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ.

2.1. Методы и ход профориентационного исследования.

Для диагностики профессионального определения в рамках курсовой были использованы и проанализированы методики, наиболее, по мнению Шевандрина, пригодные для вычисления профориентационных параметров.

1. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Климова на профориентацию, предназначенный для выявления предрасположенности человека, которая выражается в его ценностных ориентациях, к определенным типам профессий. Опросник Климова основан на предположении, что человек, пройдя необходимое и соответствующее профессии обучение, сможет выполнять любую работу, независимо от того, к какой категории из перечисленных ниже она относится. И вместе с тем, показывает предпочитаемый (идеальный для индивида) тип профессии.

Тест состоит из 20 пар утверждений, которые раскрывают в сжатой форме тот или иной вид деятельности. Каждую пару необходимо оценить по привлекательности от -3 до +3. Таким образом, полученный результат является показателем степени выраженности осознанной склонности к одному из пяти типов профессий: «человек — человек» (воспитание, обучение, медицинское обслуживание, правовая помощь, организация кого-либо, исследование других людей); «человек — техника» (преобразование механизмов, обслуживание тех объектов, восстановление чего-либо, изучение изделий); «человек — природа» (преобразование, обслуживание флоры и фауны, заготовка продуктов, восстановление, изучение); «человек — знаковая система» (расчет, сортировка, распознавание символов, составление и хранение документации, устранение искажений); «человек — художественный образ» (создание чего-либо, выступления, изготовление изделий, воспроизведение художественных произведений).

2. Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда (ОПП) в адаптации Г.В. Резапкиной. В основе теста лежит авторская теория профессионального выбора. По мнению ученого, успех в профессиональной деятельности прямо зависит от соответствия типа профессиональной среды и типа личности, а поведение человека обуславливается не только личностными особенностями, но и его окружением. Соответственно люди стремятся найти такую профессиональную среду, которая наиболее подходит имеющемуся типу личности. Опросник профессиональных предпочтений позволяет соотнести склонности и способности с различными профессиями для выбора наиболее подходящей.


Тест состоит из 30 пар различных профессий, в каждой из которых необходимо выбрать одну наиболее подходящую. На основе интересов и ценностных ориентаций Холланд выделяет шесть профессионально-ориентированных типов личности: реалистический тип личности — направлен на создание материальных вещей, обслуживание технических устройств и технологических процессов; интеллектуальный тип личности — все профессии, которые так или иначе задействуют умственный труд, аналитические способности, рационализм и оригинальность мышления; социальный тип личности — профессии, связанные с взаимодействием с социальной средой: обучение, воспитание, лечение, обслуживание, консультирование; офисный (конвенциальный) тип личности — обработка и систематизация информации в виде текста, чисел, формул, ведение документации; предпринимательский тип личности — активные профессии с необходимостью постоянно принимать самостоятельные решения, риском и отсутствием однообразия и монотонности, часто требуют большого количества энергии, организаторских способностей и развитых коммуникативных навыков; артистический тип личности — оригинальные, независимые от общественного мнения люди с необычным взглядом на жизнь, отличаются повышенной эмоциональностью и чувствительностью, предпочитают профессии из мира искусств: литература, театр, кино, изобразительное искусство.

3. Методика- структура интересов Хеннинга. Методика относится к классу опросников-анкет. Предназначена для выявления профессиональных склонностей, интересов личности.

Стимульный материал представлен 136 утверждениями, к которым испытуемый должен выразить свое отношение по 4 градациям от «совершенно неприемлемо» до «вполне приемлемо». Все вопросы методики сгруппированы в 17 шкал, отражающие различные сферы человеческой деятельности (например, литература, политика, спорт, мода, философия и др.). Используется простой алгоритм обработки полученных данных, который заключается в суммировании сырых значений по шкалам. Интерпретация осуществляется путем сравнения выраженности значений по шкалам.

Выборка состояла из 20 случайных людей, половина из которых (1 группа) субъективно удовлетворены (ранее были протестированы на 36-пунктовый «Опросник удовлетворенности работой» (Job Satisfaction Survey; JSS), разработанный Спектором (1985), оценивающий аффективную реакцию индиви­да на работу и ее специфические аспекты) своей профессиональной деятельностью, сферой (взятые для проверки работоспособности и актуальности методик в целом), в то время как другая половина (2 группа) находится в “поиске себя”.