Файл: АНАЛИЗ МЕТОДИК ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 453
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ.
1.1. Сущность профессиональных склонностей и интересов.
1.2. Анализ подходов и методик профессиональной диагностики.
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОЛНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ.
2.1. Методы и ход профориентационного исследования.
Предположим, что выбранные методики диагностики профессиональных склонностей действительно работают и показывают то, что должны, а также помогают нуждающимся в профессиональном становлении. Протестируем данный инструментарий и попробуем выяснить сходства и различия теорий, непосредственное удобство и доступность методик.
2.2. Результаты профориентационного исследования.
Одной из основных задач данного этапа эксперимента является практическая апробация методик диагностики профессионального определения и осуществление их сравнительного анализа.
Эксперимент был проведен среди, случайным образом, выбранных людей, согласившихся на тестирование. Возрастной состав испытуемых от 18 до 30 лет. Общее количество составило 20 человек.
Форма проведения эксперимента – индивидуальная. Время тестирования заняло в среднем по 30 минут на каждого участника.
Испытуемые были разделены на две группы (для дальнейшего удобства сравнения методик) после предварительного сравнительного тестирования опросником удовлетворенности работой Спектора. Первую группу составили 10 человек, набравшие не менее 144 баллов (оптимальный уровень удовлетворенности) и высокие значения по шкале “характер работы”, что может свидетельствовать об удовлетворенности деятельностью и применение своего потенциала, вторую – 10 человек, набравшие низкие значения и субъективно неудовлетворенные (также обе группы были опрошены на субъективную удовлетворенность перед началом тестирования) текущим профессиональным положением. (Приложение 4).
1. Дифференциально-диагностический опросник Климова.
Это наиболее популярная профориентационная методика. Показатели теста Климова позволяют констатировать не только наиболее подходящий тип профессии, но и степень выраженности в каждом типе. Данная типология является обоснованной и достаточно общей, но, по моему мнению, немного устарела (это выражается как в самом тексте опросника, так и непосредственно в составленной типологии). Данная методика больше подходит для групповой диагностики (которая по своей сути достаточно поверхностная) так как составлена просто и не занимает много времени, а также скорее для лиц старшего школьного возраста, которым как раз-таки необходима такого рода (общая) информация- для размышления. Если говорить о более детальном и точном исследовании, методика информации не дает, более того существует множество промежуточных, между выделенными типами, профессий. Точность такой диагностики тоже стоит под вопросом, так как на ответы может влиять текущее настроение или популярные культурные течения. Для данного исследования не требуется какой-либо специальной подготовки, но для его точности требуется высокий уровень осознанности и честности от респондентов, чего, увы, не всегда можно ожидать.
Таблица 2
типы профессий |
1 группа |
2 группа |
«человек — человек» |
МЕГ КНН КВИ |
АЕА ННР |
«человек — техника» |
ГНЕ МВА |
БТД КВС |
«человек — знаковая система» |
МАО |
ПАА КМС ММВ СИС |
«человек – художественный образ» |
ККА БДД СВМ ФМА |
ОМА |
«человек — природа» |
СКА |
2. Опросник профессиональных предпочтений Холланда.
Существует некоторое сходство типов, выделенных Холландом, с классификацией типов профессий Е. А. Климова. Эта классификация немного точнее последней, но опять-таки достаточно общая. В целом, можно сказать что эти две методики- взаимозаменяемые. Опросник составлен предельно просто, суть в том, чтобы из пары профессий выбрать наиболее привлекательную, что порой вызывает неоднозначные эмоции, особенно когда встает вопрос выбора между двух приблизительно одинаково привлекательных для респондента профессий. В переводе и адаптации для русскоговорящего пользователя от психолога-профконсультанта Г.В. Резапкиной есть несколько положительных моментов- это довольно обширный список современных профессий в интерпретации и не требуемый высокий уровень откровенности, в связи с простотой задачи (сопоставить два антонимичных слова со степенью привлекательности для респондента). Опросник занимает еще меньше по времени, давая достойные по содержанию и наполненности результаты, но опять-таки, в чистом виде профессиональные типы встречаются довольно редко и обычно можно диагностировать только преобладающие из них.
Таблица 3
тип личности |
1 группа |
2 группа |
реалистический |
БДД МВА |
БТД КВС ММВ |
интеллектуальный |
ККА |
ПАА АЕА |
социальный |
МЕГ КВИ |
ННР |
офисный |
ГНЕ МАО |
КМС СИС |
предпринимательский |
СВМ КНН |
СКА |
артистический |
ФМА |
ОМА |
3. Опросник структура интересов Хеннинга.
Представленная методика является более объемной и наполненной по своему содержанию и интерпретационной составляющей, в отличие от двух вышеописанный методик. Эта профориентационная методика позволяет выявить интересы личности и её профессиональные склонности в 17 различных сферах. По своему строению и внутреннему устройству очень похожа на еще одну популярную методику- карта интересов от А.Е. Голомштока, но, в отличии от неё, предназначена на более взрослую аудиторию, хотя нередко используется среди студентов и школьников старших классов благодаря простоте проведения и обработке результатов. Однако формулировки вопросов могут показаться школьникам немного сложными. Для более общей и четкой картины очень желательно использовать эту методику вместе с другими. В пару к ней хорошо подходит опросник профессиональных предпочтений Холланда. Методика рекомендуется в качестве скриннинговой в профориентационной работе психолога. Допускаются как индивидуальная, так и групповая формы проведения тестирования. Существенный плюс диагностики в том, что есть возможность измерить выраженность склонностей индивидов в каждой из представленных сфер, а это значит, что появляется возможность составить детальный портрет идеальной для испытуемого профессиональной деятельности путем комбинации этих сфер. А также, помимо того, что мы узнаем доминирующую сферу, увеличивается вариативность выбора и из сопутствующих, если по каким-либо причинам индивид не заинтересован в первой. Несмотря на свою простоту использования, данная методика более трудоемкая, нежели две вышеописанные, поскольку требует большей концентрации и на непосредственно утверждениях, а их в несколько раз больше, и на присваемые им степени значимости. Зато такую диагностику, особенно в паре с другой методикой, можно назвать профессиональной.
Таблица 4
сфера |
1 группа |
2 группа |
География |
||
Физика |
||
Биология |
||
Техника |
ГНЕ |
БТД КВС |
Политика |
КВИ |
|
Мораль |
||
Экономика |
ККА КНН МАО |
ПАА КМС ММВ СИС |
Философия |
АЕА |
|
Психология |
ННР |
|
Литература |
||
Легкая музыка |
МВА |
ОМА |
Классическая музыка |
||
Мода |
БДД МЕГ ФМА |
|
Хореография |
||
Искусство кино |
||
Путешествия |
СВМ |
|
Спорт |
СКА |
Касательно респондентов, наблюдался живой интерес к предложенным профориентационным методикам, что говорит об актуальности выбранной темы в целом.
1 группа была также опрошена мной на предмет соответствия результатов методик их текущей профессиональной реализации. Анализируя их ответы (положительные) и результаты, могу сделать вывод о том, что все представленные методики действительно рабочие инструменты, например, для 2 моей группы, каждому члену из которой только предстоит найти для себя наиболее подходящую сферу деятельности. Наглядно видно, что члены 1 группы профессионально удовлетворены, так как их работа соответствует результатам диагностики, т.е. требуемые качества и склонности реализуются “правильно”, о чем свидетельствуют высокие показатели удовлетворенности профессией. Во второй группе все ровно наоборот: низкие показатели по удовлетворенности профессией являются следствием неправильно (по каким- либо причинам) сделанного выбора в пользу менее подходящей деятельности, о чем можно судить по несогласованности между их текущим карьерным положением и результатами диагностики (желаемым профессиям).
Результативная практика показала согласованность методик между собой. Это означает, что по всем методикам получены непротиворечащие, по предложенным респондентам сферам деятельности, результаты. Они, сферы, по этой диагностической батарее, лишь дополняют друг друга более конкретными деталями или общей структурой. Это говорит о высоком качестве каждого отдельного инструмента измерения. А, следовательно, и о надежности в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные теоретический анализ психологической (профориентационно направленной) литературы и практической апробации методик показали, что проблема профессионального самоопределения в современном российском обществе стоит на сегодняшний день особо остро. Это связано с наличием большого числа нерешенных социальных проблем, отсутствием осознанности у людей, отсутствием стремления к самопознанию.
Профессиональное самоопределение – процесс многогранный, многоэтапный и сложный, продолжающийся всю жизнь человека. Однако в науке и практике утвердился подход к пониманию профессионального самоопределения.
В процессе исследования были изучены теоретические основы профессионального самоопределения: как выяснилось, оно тесно связанно с пониманием своих профессиональных склонностей, которые в свою очередь обуславливаются интересами. Проанализированы концепции отечественных и зарубежных психологов, которые объединяет направленность на помощь индивиду в познание себя и, как следствие, профессиональном становление.
Кроме того, изучены наиболее популярные методологические основы диагностики профессионального самоопределения.
В результате эмпирического исследования можно сделать вывод о пригодности проанализированных методик, более того, о их результативности. По-разному измеряя профессиональные склонности, все они, со своими плюсами и минусами, приносят видимый результат. Результаты можно считать достоверными, т.к. были использованы разнообразные диагностические методики, являющиеся, в свою очередь, надежными и валидными инструментами познания.
В настоящее время в науке и практике не решенной задачей остается не только определение сущности процесса профессионального самоопределения, но и проблема организации помощи в профессиональном самоопределении (в том числе и диагностической).
В заключение хочу сказать, что самореализация действительно очень важна для каждого человека. Она отчасти и определяет жизнь, ее качество. К счастью, ее можно достигнуть через самопознание, к которому, в свою очередь, можно прийти не только ненаучными ненадежными способами, но еще и через качественный доступный инструментарий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пряжников Н.С. Профориентология. – М.: Юрайт, 2016. – 406 с.
2. Татьянченко Д.В. Профориентация: основы, проблемы, тенденции, ресурсы: методическое пособие для руководителей образовательных организаций / Д.В. Татьянченко; НИЦ «Центр управления образовательными проектами ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ». – Челябинск, 2016 – 55 с.
3. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, Коррекция и развитие личности. Москва, 2001. – 512 c.
4. Эрик Берн. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Эксмо; Москва; 2014. – 256 c.
5. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л., Аксенова и др. Управление персоналом. – М: Юнити, 2000. – 425 с.
6. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» /Под ред. С.Н.Чистяковой. - М., 1998. – 73 с.
7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие. – 2 –е изд., перераб. – М: Издательство Московского психолого-социального института. 2003. – 347 с.
8. Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1990. – 89 с.
9. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск. 1993. – 104 с.
10. Паранчер Н.Н. Профессиональное самоопределение – важное условие адаптации молодого специалиста к самостоятельной деятельности. Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2003. – 120 с.
11. Поляков В.А. Технология карьеры. — М., 1995. – 186 с.
12. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. – М. Воронеж 1997. – 435 с.
13. С.Ю. Головин. Словарь практического психолога. М.: АСТ.1998. – 290 с.
14. Л. Хьелл, Д. Зиглер. Теории личности. СПБ.: Питер. 2013. – 608 с.
Приложение 1
Дифференциально-диагностический опросник Климова.
1а. Ухаживать за животными |
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным |
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок |
3б. Следить за состоянием, развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) |
4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи |
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) |
6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) |
7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) |
8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище |
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных |
10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений |
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять |
|
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности |
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
|
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) |
15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице |
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий |
17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. |
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания |
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
|
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |