Файл: Программа спортивной подготовки по художественной гимнастике срок реализации 10 лет Составитель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 170
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В соревновательном мезоцикле по сравнению с предсоревновательным уменьшается общий объем работы (по количеству элементов). Однако увеличивается доля работы по элементам max трудности, происходит интенсификация тренировочного процесса за счет тренировки по соединениям, частям и целым комбинациям (рис.2).
Рисунок 2 – Примерная тренировочная нагрузка в предсоревновательном и соревновательном мезоцикле высококвалифицированных гимнасток
Средние циклы тренировки состоят из различных сочетаний недельных циклов (микроструктур), отличаются друг от друга величиной и характером тренировочных нагрузок. Возможные варианты микроциклов представлены в таблице10.
Таблица 10 – Модель соревновательного мезоцикла
Микроциклы | Объем | Интенсивность | Количественные показатели | Основная направленность тренировочной работы, % | ||
Объем (сумма элементов, соединений) М±m | Интенсивность (комбинации, элементы в минуту), М±m | |||||
V | Средний | Средняя | 2238,1±64,84 796,5±14,26 | 29.3±0,27 3,7±0,11 | | |
VI | Низкий | Средняя | 1682,1±51.68 567.3±14,43 | 19,7±0,57 3,53±0,11 | | |
VII | Средний | Средняя | 2115,2±40,83 691,2±17,45 | 19,8±0,42 3,89±0,10 | | |
VIII | Большой | Высокая | 3156,3±84,87 1279,8±43,21 | 44,8±1,53 4,64±0,16 | | |
IX | Средний | Высокая | 2877,7±94,41 1163,6±46,35 | 44,6±1,74 5,3±0,20 | |
В соревновательном периоде возможны и другие варианты мезоциклов. По мере приближения к соревнованию изменяется не только количественная сторона выполнения нагрузки, но и качественная. От гимнасток требуется стабильное и выразительное выполнение целых комбинаций. В связи с этим увеличивается психическая напряженность занятий.
Аналогичная тенденция наблюдается не только в индивидуальных, но и в групповых.
В предсоревновательном мезоцикле характерна тренировка по элементам (совершенствование индивидуальной техники) в парах (переброски, броски предметов), по соединениям, где отрабатываются синхронность работы, выполняются «черновые варианты» целых комбинаций (2-3 за занятие). В соревновательном мезоцикле целые комбинации выполняются по 7-12 раз в день (при двухразовых тренировках 5-7 раз в основном занятии, 2-5 – в дополнительном), а также продолжается совершенствование отдельных, наиболее сложных соединений.
Для переходного периода характерным является восстановительно-поддерживающий мезоцикл с «мягким» тренировочным режимом, с использованием эффекта «переключения» для исключения монотонности в тренировке. Мероприятия, содействующие оптимальному течению восстановительных процессов.
Восстановительно-разгрузочные мезроциклы применяются внутри периода основных соревнований (между соревновательными мезоциклами) т.е. промежуточные.
Для обеспечения круглогодичности спортивной подготовки, подготовки к спортивным соревнованиям и активного отдыха (восстановления) лиц, проходящих спортивную подготовку, организуются тренировочные сборы, являющиеся составной частью (продолжением) тренировочного процесса в соответствии с перечнем тренировочных сборов. Тренировочные мероприятия (сборы) могут быть иметь различную направленность в зависимости от целей и задач спортивной подготовки на конкретном этапе и периоде (Таблица 11).
Таблица 11 – Тренировочные мероприятия
№ п/п | Вид тренировочных сборов | Предельная продолжительность сборов по этапам спортивной подготовки (количество дней) | Оптимальное число участников сбора | ||||
Этап высшего спортивного мастерства | Этап совершенствования спортивного мастерства | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап начальной подготовки | ||||
1. Тренировочные сборы по подготовке к соревнованиям | |||||||
1.1. | Тренировочные сборы по подготовке к международным соревнованиям | 21 | 21 | 18 | - | Определяется организацией, осуществляющей спортивную подготовку | |
1.2. | Тренировочные сборы по подготовке к чемпионатам, кубкам, первенствам России | 21 | 18 | 14 | - | ||
1.3. | Тренировочные сборы по подготовке к другим всероссийским соревнованиям | 18 | 18 | 14 | - | ||
1.4. | Тренировочные сборы по подготовке к официальным соревнованиям субъекта Российской Федерации | 14 | 14 | 14 | - | ||
2. Специальные тренировочные сборы | |||||||
2.1. | Тренировочные сборы по общей или специальной физической подготовке | 18 | 18 | 14 | - | Не менее 70% от состава группы лиц, проходящих спортивную подготовку на определенном этапе | |
2.2. | Восстановительные тренировочные сборы | До 14 дней | - | Участники соревнований | |||
2.3. | Тренировочные сборы для комплексного медицинского обследования | До 5 дней но не более 2 раз в год | - | В соответствии с планом комплексного медицинского обследования | |||
2.4. | Тренировочные сборы в каникулярный период | - | - | До 21 дня подряд и не более двух сборов в год | Не менее 60% от состава группы лиц, проходящих спортивную подготовку на определенном этапе | ||
2.5. | Просмотровые тренировочные сборы для кандидатов на зачисление в образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта и центры спортивной подготовки | - | До 60 дней | - | В соответствии с правилами приема |
При реализации Программы допускается проведение спортивных мероприятий за пределами Российской Федерации.
Практические материалы для тренировочных занятий.
Программный материал для практических занятий (индивидуальные тренировочные программы).
Для обеспечения эффективного управления подготовкой спортсмена на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства разрабатываются индивидуальные тренировочные программы, раскрывающие направленность, содержание, порядок, последовательность и сроки осуществления тренировочных и внетренировочных заданий, связанных с достижением индивидуальных целей спортивной подготовки в соответствии с индивидуальным планом спортивной подготовки.
Схема разработки индивидуальных тренировочных программ представлена на рисунке 3.
Анализ данных, необходимых для составления тренировочной программы |
Определение периода реализации тренировочной программы (в соответствии с индивидуальным планом) |
Определение направленности и задач реализации тренировочной программы (в соответствии с индивидуальным планом) |
Выбор оптимального варианта структуры тренировочного процесса в соответствии с периодом реализации тренировочной программы |
Определение состава тренировочных средств и режима тренировочной работы |
Подбор комплекса восстановительных средств и распределение их в соответствии с периодом реализации тренировочной программы |
Определение сроков и методов контроля (в соответствии с индивидуальным планом) |
Рисунок. 3 – Схема разработки индивидуальных
тренировочных программ
Успех реализации тренировочной программы обусловлен обоснованным определением состава тренировочных средств и режима тренировочной работы с учётом специализации, индивидуальных особенностей, уровня подготовленности спортсмена и направленности тренировочного процесса.
Рекомендации при разработке индивидуальных тренировочных программ:
-
индивидуальная тренировочная программа разрабатывается на мезоцикл с учётом индивидуального плана спортивной подготовки, основной направленности тренировочного процесса в мезоцикле; -
нагрузка определяется в соответствии с задачами периода годичной подготовки и с учётом основной направленности микроциклов; -
при разработке индивидуальных тренировочных программ и определении структуры, содержания, объёмов, режимов работы необходимо ориентироваться на общие задачи периодов годичной подготовки, в рамках которых разрабатывается тренировочные программы.
При построении индивидуальных тренировочных программ рекомендуется ориентироваться на задачи тренировочного процесса по основным разделам подготовки и нормативные требования Программы по виду спорта художественная гимнастика (Таблица 12).
Таблица 12 – Примерное содержание тренировочного процесса по разделам спортивной подготовки
Разделы подготовки | Задачи тренировочного процесса | Количество часов по разделам подготовки | |
ССМ | | ||
Общая физическая подготовка (ОФП) | Расширение функциональных, двигательных возможностей спортсменов на основе применения элементов лёгкой атлетики | 131 | |
Расширение функциональных, двигательных возможностей спортсменов на основе применения элементов циклических видов спорта (плавание, лыжи и т.д) | |||
Укрепление опорно-двигательного аппарата посредством силовых упражнений | |||
Повышение уровня развития гибкости и содействие поддержанию оптимального уровня развития гибкости посредством применения динамических, статических и комбинированных упражнений | |||
Восстановление функций организма и физическая реабилитация после специфических нагрузок, характерных для сложнокоординационных видов спорта | |||
Развитие ловкости, приспособительной вариативности движений посредством применения элементов игровых видов спорта | |||
Специальная физическая подготовка (СФП) | Комплексное развитие физических качеств в специфических режимах работы, характерных для сложнокоординационных видов спорта посредством выполнения соревновательных упражнений (тренировочной формы) и специально подготовительных упражнений | 291 | |
Обеспечение эффективного становления и реализации основных спортивных навыков в соревновательной практике (прыжковая, вращательная, др.) посредством выполнения соревновательных упражнений (тренировочной формы) и специально подготовительных упражнений | |||
Обеспечение необходимой физической базы для эффективного совершенствования упражнений в избранном виде спорта посредством выполнения соревновательных упражнений (тренировочной формы) и специально подготовительных упражнений | |||
Развитие способностей проявлять имеющийся функциональный потенциал в специфических условиях соревновательной деятельности посредством выполнения соревновательных упражнений (тренировочной формы) и специально подготовительных упражнений | |||
Развитие физиологических функций необходимых для освоения соревновательных упражнений и успешного ведения соревновательной борьбы в условиях действия сбивающих факторов посредством выполнения соревновательных упражнений (тренировочной формы) и специально подготовительных упражнений | |||
Формирование и развитие способностей к управлению физико-механическим состоянием своего тела в процессе выполнения соревновательных упражнений | |||
Техническая подготовка (ТП) | Формирование и совершенствование техники исполнения базовых элементов различного уровня сложности посредством выполнения специально подготовительных и соревновательных упражнений | 233 | |
Формирование и совершенствование техники исполнения всех элементов и связок соревновательной программы посредством выполнения специально подготовительных и соревновательных упражнений | |||
Достижение высокого уровня владения элементами различных групп сложности посредством выполнения специально подготовительных и соревновательных упражнений | |||
Достижение высокого уровня владения соединениями их элементов дающие максимальные надбавки посредством выполнения специально подготовительных и соревновательных упражнений | |||
Достижение технической избыточности выражающийся во владении перспективной техникой позволяющей быстро наращивать сложность соревновательной программы | |||
Формирование умения точно воспроизводить оптимальный технический вариант соревновательной программы в требуемый момент в условиях действия сбивающих и неблагоприятных факторов включая соревновательный стресс | |||
Достижение стабильности, надежности и устойчивости результата при выполнении соревновательных упражнений | |||
Совершенствование хореографической подготовленности с учетом специфики сложнокоординационных видов спорта | |||
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка | Формирование вариативного мышления посредством моделирования различных условий соревновательной деятельности | 247 | |
Формирование готовность успешно выступать на соревнованиях в любом амплуа | |||
Формирование умения противостоять сбивающим факторам посредством моделирования различных условий соревновательной деятельности | |||
Совершенствование навыков успешного ведения соревновательной борьбы в неблагоприятных условиях соревновательной деятельности | |||
Развитие способности быстро и адекватно реагировать на неожиданно возникающие ситуации посредством моделирования различных условий соревновательной деятельности | |||
Формирование умения быстро перестраивать комбинацию по ходу её выполнения посредством моделирования различных условий соревновательной деятельности | |||
Совершенствование способности управлять эмоциональным состоянием в условиях соревнований | |||
Формирование психологической готовности к участию в соревнованиях | |||
Формирование умения использовать приемы активной саморегуляции психических состояний | |||
Развитие и совершенствование психических функций и качеств, необходимых для успешных занятий в избранном виде спорта, для достижения высшего уровня спортивного мастерства | |||
Контрольные испытания (соревнования) | Участие в тренировочных соревнованиях в соответствии с индивидуальным календарем соревнований | 364 | |
Участие в контрольных соревнованиях в соответствии с индивидуальным календарем соревнований | |||
Участие в инструкторской и судейской практике | В соответствие с планом инструкторской и судейской практики (см. табл. 15) | 58 | |
Восстановительные мероприятия | В соответствие с планом применения восстановительных средств (см. табл. 13) | 131 | |
Всего часов по разделам подготовки: | | 1456 | |
Рекомендации по организации психологической подготовки.
Главная задача психологической подготовки на этапах совершенствования спортивного мастерства - развитие свойств личности, определяющих успех в спорте, укрепление и совершенствование механизмов нервно-психической регуляции, доведение их до уровней, определяющих рекордные достижения, овладение приемами самовнушения и саморегуляции состояний во время соревнований и тренировок, развитие мотивации на достижение высших спортивных достижений.
Формирование необходимых личностных качеств спортсмена происходит с помощью изменения и коррекции отношения спортсмена к выполняемой и предстоящей тренировочной нагрузке, к своим возможностям восстановления, к нервно-психическому перенапряжению, к качеству выполнения тренировочного задания, к спортивному режиму и к спортивной жизни вообще.
Основными методами психологической подготовки являются беседы тренера со спортсменами в индивидуальной и коллективной форме, использование разнообразных средств и приемов психолого-педагогического воздействия: убеждения, внушения, метода заданий и поручений, моделирования соревновательных ситуаций, методы идеомоторной тренировки.
Содержание основных методов и приемов психологической подготовки
1. В ходе бесед и лекций происходит психологическое образование спортсмена, объяснение особенностей предстартовых и соревновательных передний в соответствии с индивидуальными особенностями, обучение ритуалу предсоревновательного поведения. Главный метод воздействия - убеждение, воздействие на сознание пловца.
2. Беседы с другими людьми в присутствии спортсмена. Содержание беседы косвенно направлено на этого спортсмена. Основная задача - снятие противодействия, которое нередко возникает при использовании внушений и убеждений, борьба с подсознательным негативизмом.
Метод воздействия – косвенное внушение.
3. Аутотренинг - самостоятельное, без посторонней помощи, использование изученных или заранее подготовленных внушений в состоянии глубокого расслабления и покоя (релаксации) или в состоянии так называемого аутогенного погружения, с задачей создания необходимого психического состояния. В процессе аутотренинга завершается переход внушения в самовнушение, совершенствуются механизмы саморегуляции.