Файл: Предмет права социального обеспечения как отрасли и научной дисциплины.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 1369

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Закон о социальном обеспечении, как самостоятельная отрасль, сформировался в общей системе права сравнительно недавно.

В конце 60-х годов еще велись научные дискуссии о понятии этой отрасли, ее предмете, способе правового регулирования. В настоящее время его существование стало реальностью. В период реформирования российской государственной системы социального обеспечения населения эта отрасль права приобретает особое значение. Ее нормы служат индикатором социальной политики государства. Они призваны своевременно и адекватно реагировать на все социальные риски, неизбежно связанные с жизнью общества в условиях рыночной экономики.

Актуальность темы работы связана с важностью изучения предмета права на социальное обеспечение и обусловлена поставленными перед данной отраслью права задачами, направленными на обеспечение конституционных прав граждан на достойную жизнь, охрану здоровья, поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и престарелых граждан, создание эффективных механизмов реализации и защиты этих прав.

Поэтому предмет права социального обеспечения подлежит постоянному совершенствованию наряду с изменениями в законодательстве.

Практическая значимость изучения социальных отношений, возникающих в сфере социального обеспечения, и методов их регулирования заключается в том, что нормы данной отрасли права адресованы всему населению, они регулируют отношения, участником которых является каждый человек от рождения до конца жизни. Правоотношения в сфере социального обеспечения возникают в связи с такими социальными рисками, как рождение человека, его болезнь, инвалидность, старость, безработица, бедность, потребность в социальной поддержке по многим обстоятельствам, не зависящим от него самого. В этой связи каждому необходимо знать правовые основы социального обеспечения. Это позволит своевременно и в полном объёме использовать социальные права и, при необходимости, грамотно их защищать.

Целью работы является изучение системы отношений социального обеспечения, входящих в предмет права социального обеспечения.

К задачам относятся:

- Изучение развития права социального обеспечения

- Определение понятия права социального обеспечения

- Изучение общих теоретических положений права социального обеспечения;

- Исследование систем права социального обеспечения;

Объектом работы являются общественные отношения, составляющие предмет права социальной защиты и способы правового регулирования отношений в сфере социальной защиты.


Предметом работы являются нормы права, закрепленные в нормативных правовых актах, регулирующих социальное обеспечение.

В ходе проведенной работы был выбран исторический метод исследования.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Введение определяет актуальность темы, определяет цель и задачи исследования. В главах рассматривается тема и система права социального обеспечения. По результатам исследования делаются выводы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Предмет права социального обеспечения — это сложный комплекс отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части ВВП через систему социального обеспечения[2].

  1. Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме.
  2. Отношения по предоставлению различных социальных услуг (натуральный вид обеспечения)
  3. Процедурные и процессуальные отношения, связанные с реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения: 1) Установление юридических фактов, 2) Реализация права, 3) Защита прав.

1.1 Эволюция понятия права социального обеспечения

Социальное обеспечение всегда занимало и продолжает занимать ключевое и определяющее место в жизни государства и общества. Оно напрямую зависит от развития экономики и тесно связано с политикой и социальным благосостоянием работающих и неработающих людей.

Григорьев И.В определяет социальное обеспечение как совокупность социальных отношений, сложившихся между гражданами, с одной стороны, и государственными органами и организациями и органами местного самоуправления, с другой, по предоставлению гражданам медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения за счет специальных фондов и бюджетных средств в случае возникновения жизненных обстоятельств, приводящих к потере или уменьшению доходов, увеличению расходов, бедности. [1]

Вместе с тем, авторы склонны считать, что социальное обеспечение должно отражать следующие атрибуты:

- организационно-структурный характер, который может осуществляться в различных организационно-правовых формах: обязательное социальное страхование, государственная социальная помощь и др;


- системность отношений правовых, экономических и организационных мер, создаваемых государством;

- направленность на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения человека;

- наступление правового факта - сложная жизненная ситуация или обстоятельства, признанные государством социально значимыми; финансирование за счет целевых социальных фондов. [2]

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности,

потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. [3]

Реализация конституционного права на социальное обеспечение может быть организована в различных формах.

Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые формы его осуществления.

В период 60-80-х годов среди ученых в целом была обобщена концепция, предложенная Афанасьев М.А., согласно которой в законе о социальном обеспечении существует пять видов организационно-правовых форм: 1) государственное социальное страхование работников и служащих; 2) социальное страхование колхозников; 3) социальное страхование колхозников из централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников; 4) обеспечение из специальных фондов общественных организаций (художественных, литературных, музыкальных фондов и фонда Союза кинематографистов).

К середине 1980-х и особенно к началу 1990-х годов, когда постепенно исчезли различия в правовом статусе работников (служащих) и членов колхозов, а обеспечение за счет специальных фондов общественных организаций (союзов художников, писателей, композиторов и т.д.) полностью покрывалось за счет государственного бюджета, выделение всех указанных способов формирования, управления и распределения фондов социального обеспечения утратило свою объективную основу. Сохранили свое значение лишь два механизма - социальное страхование через формирование специальных страховых фондов и социальное обеспечение за счет бюджетных ассигнований.

К середине 1990-х годов была сформирована правовая база для основных секторов социальной сферы, заложены основы законодательного регулирования социально-экономического положения отдельных категорий населения (пенсионеры, беженцы, инвалиды, престарелые, вынужденные переселенцы и другие). Прежде всего, это основополагающие законодательные акты, устанавливающие основы правового регулирования в сфере социального обслуживания, улучшения социальной защиты граждан или отдельных категорий, а также устанавливающие экономические, социальные и правовые гарантии для них, определяющие механизмы их реализации.


Разработаны и реализуются федеральные целевые программы содействия занятости, поддержки пожилых людей и инвалидов («Старшее поколение», «Социальная поддержка инвалидов»). С 1993 года реализуется программа «Дети России», которая через год после ее запуска получила статус президента.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» устанавливает основы правового регулирования в сфере социального обслуживания населения Российской Федерации. (1995).

Как указано в Концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации, практическое становление этой отрасли, понимаемой как комплекс социальных услуг и жизнеобеспечения населения, приближает Россию к общеевропейскому пониманию системы социального управления, построенной на принципах рыночной экономики и отвечающей требованиям создания гуманного и законного общества.

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях «Об общественных объединениях»». 165 от 16 июля 1999 года «Об основах обязательного социального страхования» - система правовых, экономических и организационных мер, устанавливаемых государством для компенсации или минимизации последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан либо, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных [4]категорий граждан в связи с достижением ими пенсионного возраста, инвалидность, утрата кормильца, болезнь, увечье, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до 18 месяцев и другие события, установленные законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании. В настоящее время развитие системы социального обеспечения находится на стадии создания сети учреждений и отладки технологий социального обслуживания с учетом специфики различных регионов Российской Федерации. Важное значение в этом процессе приобретает определение четкой структуры, программ и принципов управления, а также умение быть автономным и самоограниченным как с экономической, так и с социологической точек зрения. Для формирования эффективной системы социальных услуг необходимо также создать собственный инструментарий знаний об окружающей действительности и о человеке, нуждающемся в социальных услугах. На современном этапе идет последовательный процесс моделирования территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности.


Таким образом, право социального обеспечения как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, основанных на неотъемлемых правовых принципах, которые регулируют определенным способом общественные отношения, возникающие в связи с распределением валового внутреннего продукта путем предоставления населению соответствующих видов социального обеспечения компетентными органами в соответствии с нормами и в порядке, установленных законом.

1.2 Предмет права социального обеспечения

Предмет каждой самостоятельной отрасли права состоит из обособленных групп общественных отношений, характеризующихся определенным внутренним единством, что наряду со специальными методами регулирования позволяет отличать эту отрасль права от других отраслей.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права было сформировано в середине 1970-х годов. Доктрина о предмете и способе этой отрасли права была разработана профессором Гусев А.Ю. [5][6] Относительно понятия «предмет права социального обеспечения» следует отметить, что оно неразрывно связано с сущностью самого понятия «социальное обеспечение» и его содержанием.

В настоящее время предмет права социальной защиты состоит из следующих групп общественных отношений:

- по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

- предоставление различных социальных услуг (социальные услуги инвалидам, престарелым, детям, семьям с детьми и т.д., медицинское обслуживание, льготы отдельным категориям граждан);

- процессуальные и процедурные, связанные с установлением правовых фактов, а также осуществлением и защитой права на определенный вид социального обеспечения.

Таким образом, предметом права на социальное обеспечение является совокупность социальных отношений по социальному обеспечению граждан. «Основу» предмета законодательства о социальном обеспечении составляют отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг.

Основным видом социальных отношений, составляющих предмет права на социальное обеспечение, являются пенсионные отношения. Пенсионные отношения тесно связаны с отношениями, возникающими в связи с выплатой различных пособий из внебюджетных фондов или государственного бюджета на социальное обслуживание престарелых и инвалидов.