Файл: Предмет права социального обеспечения как отрасли и научной дисциплины.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 1374

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

[7]Пенсионные отношения подразделяются на следующие виды пенсий:

- пенсии по старости;

- по инвалидности;

Отношения по пособиям делятся на следующие виды:

- по временной нетрудоспособности;

- пособия по беременности и родам;

- женщинам, состоящим на учете в раннем возрасте беременности, при рождении ребенка;

- пособия по уходу за ребенком в возрасте до 18 месяцев, за ребенком до 16 лет

- по безработице;

- на похороны;

- женам военнослужащих и т.д.

Отношения по предоставлению компенсационных выплат включают в себя компенсацию лицам, ухаживающим за маленьким ребенком в возрасте до трех лет; компенсационные выплаты лицам, ухаживающим за лицом, достигшим возраста 80 лет, инвалидом I группы, престарелыми, нуждающимися по заключению врача в постоянном уходе; безработным женам (мужьям) военнослужащих, проживающим вместе с супругом в местах, где они не могут работать из-за отсутствия возможностей трудоустройства; беженцам и вынужденным переселенцам; лицам, находящимся в вынужденном отпуске без сохранения заработной платы; детям, находящимся под опекой и попечительством, и т.д.

Отношения, связанные с предоставлением гражданам различных социальных услуг, включают отношения, касающиеся социального обслуживания престарелых и инвалидов в стационарных и полустационарных учреждениях; срочного социального обслуживания, ухода на дому; социальной консультативной помощи; реабилитационных услуг для инвалидов; отношений, касающихся социального обслуживания семей с детьми; содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях; содержания детей-инвалидов в домах-интернатах для детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в семье. [8]

Предметом права социального обеспечения также являются отношения по медицинскому обслуживанию и лечению, к которым относятся отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению, а также наркологическая помощь, предоставляемая бесплатно или со скидкой отдельным категориям граждан.

Независимая отрасль права характеризуется наличием собственного предмета и способа правового регулирования. Закон регулирует не все фактически существующие общественные отношения, а только их часть, которая отличается на каждом этапе развития государства и общества. Поэтому предметом права социального обеспечения является относительно изолированная группа общественных отношений, возникающих в процессе реализации гражданами своих прав на социальное обеспечение.


Понятие алиментарного характера социально-бытовых отношений более полно раскрыла Дивеева Н.И. Этим понятием она обозначила способ предоставления государством или от его имени всех видов социального обеспечения и услуг на справедливой основе бесплатно, неэквивалентно, с учетом связи с трудом, но не в [9][10][11][12]обмен на новый встречный труд, в размере нормального жизненного уровня, установленного на данном этапе развития общества, без применения договорных принципов из фонда социального обеспечения.

Косаренко Н.Н. утверждает, что социальное обеспечение - это не индивидуальное (договор пожизненного аннуитета) или групповое (семейно-правовое) обеспечение, а именно социальное, то есть общая, общенациональная обязанность содержать тех членов общества, которые потеряли или еще не приобрели способность обеспечивать себя.

Сулейманова Г.В. характеризует предмет права о социальном обеспечении как социально-элементарные отношения по распределению государственных средств (государственный бюджет и фонды обязательного внебюджетного социального страхования) в порядке, установленном законом, а также иных юридических и физических лиц - на договорных условиях.

Российское государство признает право человека на существование и обеспечивает его средствами для удовлетворения основных потребностей. Это право

гарантируется государством независимо от реализации лицом его способностей к труду, уплаты страховых взносов. Поэтому отношения, возникающие в связи с оказанием помощи малоимущим членам общества в виде денежных выплат, бесплатных медицинских или социальных услуг, сохраняют алиментарный характер.

Кроме того, критерии, названные Григорьевым И.В., сохраняют свою научную ценность и в современный период. Учитывая новые социально-экономические условия, изменения в механизмах финансирования, появление новых социальных опасностей и других факторов, в несколько трансформированной форме они по-прежнему служат основными ориентирами при характеристике предмета законодательства о социальном обеспечении.

Так каковы же, в конце концов, особенности, которые являются основополагающими для отношений по социальному обеспечению граждан?

[13]Во-первых, общая экономическая природа этих отношений, поскольку они носят распределительный характер. Предоставление материальных благ одному из предметов этих отношений достигается перераспределением валового внутреннего продукта с целью выравнивания личных доходов граждан и предотвращения их обнищания.


Во-вторых, специфический круг предметов этих отношений. Одним из субъектов всегда является государство или любой другой уполномоченный или разрешенный государством орган, который обязан или имеет право предоставлять социальное обеспечение.

В-третьих, специфика объекта взаимоотношений: это всегда материальное благо, предоставляемое гражданину посредством социального обеспечения.

В-четвертых, специфика социальных фактов, с которыми связаны возникновение, изменение и прекращение отношений, входящих в сферу действия законодательства о социальном обеспечении.

В-пятых, законодательное закрепление норм социального обеспечения (размеры денежных выплат, объем социальных услуг и пособий), которые не могут быть изменены субъектами отношений ни в сторону ухудшения, ни в сторону улучшения, если они финансируются из централизованных источников (фонды федерального бюджета, фонды социального страхования).

Реализация функций социального обеспечения осуществляется путем предоставления пенсий, пособий и услуг лицам, пострадавшим от социальных рисков. Это означает, что отношения социального обеспечения носят материальный характер и по своей экономической природе могут быть компенсационными и безвозмездными.

Вторым предметом этих отношений являются государственные органы (учреждения) и иные лица, действующие от имени или по поручению государства (общественные агенты). К ним относятся: государственные внебюджетные [14]фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и их территориальные органы, органы Министерства здравоохранения и социального развития, органы Министерства обороны и Министерства внутренних дел, учреждения здравоохранения и социальной защиты, органы местного самоуправления и др.

Социальные отношения в рамках предмета закона о социальном обеспечении формируются между гражданами и органами государственной власти и органами местного самоуправления и организациями в части предоставления гражданам из специальных финансовых источников и на основе законодательства о медицинской помощи, пенсиях, пособиях и других видах предоставления при наступлении обстоятельств, признанных законом социально неблагополучными, которые называются социальными рисками.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 19 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» социальный страховой риск - предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование, страховое событие - совершенное событие, при наступлении которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также страхователей по предоставлению обязательного социального страхования. Статья 7 настоящего Закона определяет виды социальных страховых рисков и страховых случаев. Видами социальных страховых рисков являются: необходимость получения медицинской помощи; потеря заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или иного дохода застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи на


В соответствии с объектом регулирования выделяются две группы отношений:

1) материальные отношения, предметом которых является соответствующее материальное благо (в виде пенсий, пособий, компенсаций, медицинского [15][16][17][18]обслуживания, лечения, медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и в отношении других социальных услуг);

2) процессуально-процессуальные отношения (вспомогательные), необходимые для функционирования материальных отношений. Их предметом является не материальное благо, а совершение компетентным органом определенного правового действия, без которого материальные отношения не могут возникнуть.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими пенсионные отношения такого типа, являются: Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, [19]Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».

Второй тип - государственные пенсии (которые финансируются из федерального бюджета): пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии в связи с потерей кормильца, пенсии за выслугу лет и социальные пенсии.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими пенсионные отношения такого типа, являются: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-[20]ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьях» и др.

Правовой основой регулирования этих отношений являются: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; Федеральный закон от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронах».


В связи с разнообразием компенсационных выплат различаются и виды отношений, возникающие при их предоставлении гражданам. Они возникают при назначении компенсационных выплат: за период отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет; за период академического отпуска по медицинским показаниям студентов и аспирантов; за супругу военнослужащего и жену сотрудника органов внутренних дел [21]на период безработицы; за трудоспособных неработающих граждан, осуществляющих уход за инвалидами I группы, за престарелыми, за ребенком-инвалидом; за питание студентов; за санаторно-курортное лечение инвалидов; за транспортные услуги для инвалидов; за беженцев.

Среди нормативных правовых актов, регулирующих отношения по предоставлению компенсаций, следует отметить следующие: Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах», Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 г. № 111 "О размерах компенсационных выплат отдельным категориям граждан». Указ Президента РФ от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за гражданами-инвалидами», Указ Президента РФ от 26 февраля 2013 г. № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами 1-й группы» и др.

Необходимо выделить отдельную группу отношений, возникающих при выплатах, заменяющих пенсии, например, пожизненное пособие судьям, право на которое закреплено в Законе Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», либо выплаты, предусмотренные Федеральным законом от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном [22]материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией».

Одним из видов отношений материального социального обеспечения являются отношения по оказанию медико-социальной помощи, социальных услуг.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую безвозмездно в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, а также на получение платных медицинских и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. В рамках программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи: