Файл: Практическая экология для младших школьников методические материалы для учителя по курсу внеурочной деятельности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 471
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
а) обитает в лесах, гнездится в оврагах, балках;
б) питается насекомыми и грызунами;
в) ведёт ночной образ жизни. (Филин.)
В это время членам команд предлагается послушать запись «Голоса птиц» и попробовать отгадать, чьи это голоса, заработав дополнительный жетон команде.
Задание З. Игра «Курочки и петушки»
Ведущий 2. По два представителя от команды в течение одной минуты собирают зёрна, разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.
Задание 4. «Узнай птицу»
Ведущий 1. Прослушайте описание птицы и найдите ее изображение.
1. Птица эта имеет серое оперение туловища, но голова, крылья и хвост у неё чёрные. Клюв у неё длинный, прямой. Голос грубый и резкий. Она относится к наиболее распространённым птицам нашей области.
Ответ: Ворона.
2. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке ярко-красное пятно, а на чёрных крыльях белые пятнышки. Весь пёстрый.
Ответ: Дятел.
3. Сверху она вся чёрная, только над самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий и немного раздвоенный, будто рогатинка.
Ответ: Ласточка.
4. Головка в чёрной шапочке. На шее и груди длинный чёрный галстучек. Спинка, крылья и хвост – тёмные. Грудка ярко-жёлтая, будто она в жёлтый жилетик нарядилась.
Ответ: Синица.
Пока ребята отгадывают, все остальные члены команд называют приметы и пословицы, связанные с птицами, и зарабатывают жетоны для своей команды.
Задание 5.Игра «Коршун»
Ведущий 2. Выбирают коршуна и наседку. Все остальные – цыплята, которые становятся за наседкой в колонну по одному и держат друг друга за пояс. Коршун старается схватить последнего цыплёнка в колонне. Наседка старается помешать этому. Коршун может схватить только последнего цыплёнка. Если он схватил, то становится наседкой. Наседка становится последним цыпленком. Коршун выбирается.
Подведение итогов. Выход на прогулку в пришкольный сад, где ребята наблюдают за птицами.
Занятие 2. Какими бывают облака и дожди осенью
Прогулка в реальную природную среду
Задания для наблюдений и размышлений
1. Полюбуйся разными облаками на небе. 2. Если облака напоминают кучу – это кучевые облака. 3. Если похожи на перо – это перистые облака. 4. Если растянулись по небу слоями – это слоистые облака. 5. Сделай фото- и видеосъёмки.
Демонстрационный опыт. Для изготовления искусственного облака можно заполнить высокую банку с широким горлышком горячей водой примерно на 3 см. Затем закрыть горлышко банки металлическим противнем с кубиками льда на нём. Водяной пар будет конденсироваться в банке, образуя «облако».
Справочный материал по теме занятия
В воздухе содержится огромное количество микроскопических частиц пыли. Вместе с тем в воздухе постоянно содержатся пары воды. Когда влажный воздух, нагреваясь, поднимается вверх, он начинает охлаждаться, и водяной пар конденсируется на частичках пыли, создавая то, что мы называем облаками. Если облако поднимается очень высоко или по иным причинам сильно охлаждается, жидкая вода на поверхности микрочастиц превращается в кристаллы льда. Если облака становятся сильно тяжёлыми, они проливаются обратно на землю дождём, градом или снегом.
Выделяют три основных типа облаков. Перистые облака образуются на очень больших высотах (более 6 километров над поверхностью земли) и состоят из ледяных кристаллов. Кучевые облака могут встречаться на разных высотах. Часто они ассоциируются с ливнями и грозами. Слоистые облака образуют сплошной слой, встречаются на небольшой высоте (ниже 500 метров) и ответственны за долгий, мелкий, моросящий дождь. На самом деле часто бывает очень сложно определить тип облака, ведь существует множество сочетаний различных типов, и разные облака могут встречаться на небе в одно и то же время.
Интересно, что самолётный «след» в небе – это искусственно созданное облако. Из турбин самолёта выбрасывается горячий воздух с высоким содержанием водяного пара. Водяной пар охлаждается, конденсируется и охлаждается на холодном воздухе (на высоте очень холодно), образуя «облачный» след. Его ещё называют конденсационным. Это пример перистых облаков. Чаще всего осадки выпадают, когда на небе кучевые или слоистые облака.
Какими бывают дожди осенью
1. Обложной дождь – дождь, который проливается из облаков очень обширной территории. Облака «обкладывают» небо на всем видимом пространстве. Такие дожди не очень интенсивные, но часто продолжительные, с выпадением большого объёма осадков. Чаще всего это осенние дожди.
2. Ледяной дождь – довольно редкое явление. При ледяном дожде происходит выпадение осадков при минусовой температуре (до –15°С), в результате чего влага замерзает в воздухе или сразу же при попадании на любую поверхность. После таких дождей всё в округе покрывается толстым слоем ледяной глазури: деревья, кустарники, карнизы домов, провода.
3. Дождь со снегом – название говорит само за себя. Холодный дождь вперемешку со снежными осадками. Выпадает при оттепелях в зимний период, ранней весной или поздней осенью.
4. Дождь с градом – тоже холодный дождь, но проливается такой дождь в тёплое время года из кучевых облаков. Градины в разных случаях могут сильно отличаться в размерах: мелкие похожи на крупу, размер крупных может быть с голубиное яйцо. Дожди с градом опасны для урожаев, любой растительности, построек и даже человека. Падая с высоты с ускорением свободного падения, крупная градина может пробить лист оцинкованного железа.
5. Моросящий дождь состоит из мелких капелек, равномерно падающих на землю. Характерный дождь для осеннего периода.
6. Затяжной дождь – признак исключительно осеннего периода. Характеризуется протяженностью во времени, до нескольких дней. Кроме того, отличается пониженной температурой, неторопливостью. Количество выпадающей дождевой воды в сутки не очень велико, но за счёт увеличенной протяженности во времени общая масса осадков довольно велика.
Комментарии к проведению опытов
Опыт 1. Образование капель дождя
Цель: понаблюдать, как образуются и как выглядят мелкие и крупные капли дождя в воздухе; выяснить, как мелкие и крупные капли воды ударяются о поверхность.
Оборудование: вата, прозрачный пластиковый стакан с водой, пипетка, пластиковая тарелка.
Методика выполнения. Набери воду в пипетку и выдавливай из неё капли воды. Попробуй сделать так, чтобы капли были мелкими и крупными. Зарисуй, как выглядят капли воды в воздухе.
Результаты и выводы: капля в воздухе сначала слегка вытянута, затем приобретает шаровидную форму. Падая, она ударяется о поверхность и разлетается мелкими брызгами. Если за короткий период времени к поверхности летит большое количество капель воды, то мы наблюдаем сильный дождь – ливень. Если капли воды мелкие, мы наблюдаем моросящий дождь. Если, пролетая вниз, капли попали в область температуры воздуха ниже нуля градусов, то дождь будет ледяной или со снегом.
Экологический календарь:
4 октября – Всемирный день защиты животных
Сценарий праздника
Оформите помещение детскими рисунками, посвящёнными этой теме, проведите накануне урок лепки «Мой домашний любимец» и организуйте выставку детских творческих работ. Можно также подготовить небольшую выставку иллюстрированных книг, посвящённых животным.
Ведущий 1. Ребята! Сегодня мы отмечаем День защиты животных.
Без зверей нам жить нельзя,
Они братья и друзья,
Это мы все знаем.
И с Всемирным днём зверей
Всех мы поздравляем!
Каких животных вы знаете? Отгадайте загадки.
Говорят, она плутовка,
Длинный хвост, быстра сноровка,
Рыжий и пушистый мех.
Обмануть сумеет всех! (Лиса)
Без расчёски причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады… (Кот)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком. (Собака)
На её спине уютный дом,
Домик этот служит ей щитом.
И хоть ей не страшен зной и дождь,
Медленней её ты не найдешь. (Черепаха)
Он гордо по пескам идёт,
В пути не ест он и не пьёт.
И, наслаждаясь небом синим,
Как будто бы корабль плывет!
На тех, кто злит его, – плюёт. (Верблюд)
Ведущий 2. Игра «Дикие – домашние».
Ребята, я буду называть животных. Если животное дикое, вы поднимаете руки, если домашнее – приседаете. Корова, лось, медведь петух, овца, лошадь, ящерица, собака, волк утка.
Ведущий 1. Ребята, люди установили памятники животным во многих городах мира (должно демонстрироваться соответствующее изображение). Больше всего памятников посвящено собакам, и это неудивительно. Они охраняют дома, служат в полиции, ищут наркотики и взрывчатку, выступают в роли поводырей для незрячих людей. В Париже установлен памятник сенбернару Барри, который помог спасти 40 человек во время снежных заносов в горах. Он отправлялся на розыск сбившихся с пути людей, откапывал их из-под снега, отогревал теплом своего тела.
Ведущий 2. Во время войны собаки выносили раненых с поля боя. Монумент животным, которые вместе с британскими военными участвовали в боях за Англию, установлен в Лондоне. В Санкт-Петербурге поставили памятник собаке Павлова, служащей науке. А в Японии есть памятник дельфину Оло, который предупреждал моряков о том, где корабли могут сесть на мель. Удостоился
благодарности даже обыкновенный воробей, которому за спасение урожая от гусениц поставили памятник в Бостоне (США).
Ведущий 1:
День защиты животных сейчас
Мы давайте начнём с доброты.
Будем помнить всегда, каждый час –
У животных есть тоже мечты!
Чтоб им люди не делали зла,
Чтобы пища пригодной была.
Чтоб на преданность им отвечали,
Чтобы их никогда не бросали!
Ведущий 2. Ребята, у кого из вас есть домашние питомцы? Как вы с ними обращаетесь? Как вы думаете, от кого нужно защищать животных – домашних и диких? Почему нужно беречь зверей?
Ведущий 1. Животных надо защищать от браконьеров, от людей, которые жестоко обращаются с животными, от стихийных бедствий, например, от пожаров и наводнений. В последние годы животных становится всё меньше. Каждый год на Земле исчезают безвозвратно более 70 видов животных и растений.
Ведущий 2. Ребята, расскажите о своих питомцах или о тех, кого надо защитить (комментарии к детским рисункам, к поделкам «Мой домашний любимец»).
Ведущий 1. Ребята, проведём игру-разминку «Мишки и шишки».
Дети под весёлую музыку собирают шишки с завязанными глазами.
Ведущий 2:
Стремись животных защищать,
Они ведь братья наши!
Стремись чуть-чуть добрее стать,
Мир этот сделать краше!
Их дружба крепкая верна,
Животные – как люди,
И нам их доброта нужна.
Кем без добра мы будем?
Занятие 3. Почему осенью листья разноцветные
Прогулка в реальную природную среду
Задания для наблюдений и размышлений
1. У каких растений изменился цвет листьев. 2. Какого цвета листья у берёзы, клёна, рябины, сирени? 3. Какие деревья и кустарники уже сбросили листья? 4. Собери по три листа берёзы, клёна, рябины, сирени. 5. Сделай фото- и видеосъёмки.
Справочный материал по теме занятия
Осень – самое яркое время года. Многие деревья в нашей местности осенью окрашиваются в жёлтые, оранжевые, красные, коричневые тона. В некоторых областях Соединённых Штатов и на значительной территории Канады развит туризм «созерцания листьев». В наших краях мы также любим яркие осенние краски, и нужно уметь объяснять ребятам, почему листья растений претерпевают такие изменения.
Зелёный цвет листьев обеспечивается пигментом хлорофиллом, играющим большую роль в процессе фотосинтеза. Но,