Файл: Практическая экология для младших школьников методические материалы для учителя по курсу внеурочной деятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 473

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В зимний период в Челябинской области бывают метели и вьюги. Метель – перенос над земной поверхностью снежных масс мощным порывистым ветром достаточной силы, причём перемещение снега обычно происходит в одном направлении. Вьюга – снежная зимняя буря, сопровождаемая сильным ветром, при которой снег кружится и носится по воздуху.

Метель может проявляться по-разному. Она способна начаться как лёгкая зимняя позёмка и постепенно превратиться в сильнейший буран. Метеорологи различают три вида метели: позёмок, низовая метель и так называемая общая метель. При позёмке лежащий на земле снег поднимается и сразу переносится ветром на высоте не более двух метров. Это возможно, если снег сухой и несмёрзшийся, а скорость ветра составляет не менее 5–6 метров в секунду. Низовую метель фиксируют, когда ветер переносит снежные массы в слое высотой нескольких метров. Скорость ветра при этом не менее 7–9 метров в секунду. Существует и понятие «общая метель», когда перенос ветром снега становится настолько интенсивным, что невозможно определить, есть ли сейчас снегопад или перемещается в пространстве только снег, поднятый с земли. В этом случае видимость очень плохая, нельзя разглядеть небо и облака, а скорость ветра составляет от 10 метров в секунду.

В большинстве случаев именно такое понятие, как низовая метель, и именуется в народе вьюгой. Интенсивность вьюги обычно такова, что в вихревом потоке несутся уже обломки снежинок, в то время как в общей метели снежинки практически всегда сохраняют свою целостность. Появление вьюги во многом зависит от рельефа местности: как правило, чаще всего она возникает над неровной поверхностью. Вьюгу провоцирует и изменчивость ветра, который начинает резко дуть то в одну, то в другую сторону, вызывая снежные завихрения. Во время вьюги сугробы образуются так: снег откладывается на земле неравномерно, где-то большими массами, а где-то – тонким слоем. При метели слои снега достаточно однородны и характеризуются одинаковой, не слишком высокой плотностью. При метели частички отложенного снега более крупные, чем при вьюге. Метель чаще наблюдается при циклонической погоде (с пониженным атмосферным давлением), а вьюга – при антициклонической (с повышенным давлением).

Еще одно интересное явление могут наблюдать ребята – снежный наст. Наст – это плотная корка снега под снежным покровом или на поверхности снежного покрова, образующаяся в результате подтаивания и последующего замерзания снега либо в результате ветрового уплотнения (ветровой наст).
Если слой наста плотный и толстый, то он может выдержать вес небольших животных. Ребята тоже могут проверить, как передви­гаться по насту и по свежему снегу сугроба.

Комментарии к проведению опытов

Опыт 1. Цель: научиться различать разные виды зимних осадков – снег и снежную крупу.

Оборудование: 10 мелких кусков ваты, 10 зёрен белого круглого риса, лист тёмного картона.

Методика выполнения. Попробуйте понаблюдать, как по-разному падают снежинки и снежная крупа. От ваты отделите меленькие части – это будут снежинки. А зёрна риса – снежная крупа. С одинаковой высоты отпустите вату и рис на лист тёмного картона. Что вы наблюдаете? Расскажите, какой вывод можно сделать о зимних осадках.

Результаты и выводы: снег при отсутствии ветра падает равно­мерно и опускается на поверхность без заметного звука. Снежная крупа падает с большей скоростью и со звуком (стучит о поверхность).

Занятие 9. Почему сосна хвоинки не сбросила

Прогулка в реальную природную среду

Задания для наблюдений и размышлений

1. Сравни внешний вид разных хвойных деревьев. 2. Собери по шесть свежих и опавших хвоинок сосны и ели. 3. Собери шесть сохранившихся листьев деревьев. 4. Сделай фото- и видеосъёмки.

Справочный материал по теме занятия

Листья-хвоинки большинства хвойных растений могут жить в течение нескольких лет, в отличие от листьев листопадных деревьев и кустарников. Такое «долголетие» объясняется адаптациями хвои к недостаточному водоснабжению в зимнее время, к резким колебаниям зимних и летних температур. Какие это адаптации?

В первую очередь это форма и размеры листа. Хвоинки похожи на иголки, они некрупные и имеют малую испаряющую поверхность. Кроме того, внешний клеточный слой листа – эпидермис – покрыт толстой кутикулой. Это дополнительная защита от неблагоприятных факторов внешней среды и способ надёжно сохранить влагу. Устьиц (дыхательных отверстий) на листе много, они расположены по всей его поверхности, однако имеют своеобразную «запирающую» конструкцию, позволяющую свести испарение через них к минимуму.

Любопытно, что хвою сосны можно собирать на вырубках и использовать в медицинских целях. Хвоя содержит до 1 % эфирного масла, до 0,2 % аскорбиновой кислоты, смолу, дубильные вещества. Из хвои, молодых побегов и шишек получают сосновое масло, которое можно применять в составе противовоспалительных и спазмолитических средств, при почечнокаменной болезни, использовать для ингаляций при заболеваниях лёгких и для освежения воздуха в служебных и жилых помещениях, больничных палатах, детских садах, школах, в саунах, производить экстракт для укрепляющих ванн. В годы Великой Отечественной войны (1941–1945 годы)

в Челябинске и области хвоя широко заготавливалась и использовалась для приготовления настоев в качестве противоцинготного средства – источника витамина C.

Комментарии к проведению опытов

Опыт 1. Защита хвоинок от испарения воды

Цель: узнать, какую роль играет восковая плёнка, покрывающая хво­инку.

Оборудование: бумажная салфетка, кусочек пергаментной бумаги, стакан с водой, ложечка, хвоинки сосны, листья берёзы (или другого дерева).

Методика выполнения. Приготовьте салфетку и кусочек перга­мента. Капните на них несколько капель воды. Что вы наблюдаете?

Результаты и выводы: салфетка быстро пропитывается водой и промокает, а пергаментная бумага не промокает, вода с нее стекает. Воск не дает воде проникнуть через плёнку. Вот так восковой налёт помогает и дереву удерживать внутри хвоинки драгоценную влагу в холодный период года.

Занятие 10. Что берёза на снег разбросала

Прогулка в реальную природную среду

Задания для наблюдений и размышлений

1. Рассмотри цвет ствола у берёзы, осины и тополя зимой. Чем они отличаются? 2. Рассмотри плоды берёзы (серёжки) и семена на снегу. 3. Есть ли серёжки на молодых берёзках? 4. Сделай фото- и видеосъёмки.

Справочный материал по теме занятия

Семена берёзы называют серёжками. Плод берёзы очень мелкий – это сжатый с боков орешек, снабжённый двумя перепончатыми крылышками. Эти крылышки помогают плодам разноситься ветром. Его легко подхватывает ветер, ведь вес 1 000 орешков составляет всего 0,17–0,22 г. Берёза повислая, в большом количестве произрастающая на территории Челябинской области, в свободном состоянии начинает плодоносить с 10 лет, а в насаждении – с 20–25 лет. Плодоносит берёза ежегодно. Плодики созревают уже к концу лета, а рассеивание происходит постепенно в тече­ние всей осени и зимы.

Выращивать берёзу из семян несложно. Она неприхотлива, выносит сильные морозы и не требовательна к почве. Есть данные, что в лесных почвах семена березы сохраняют жизнеспособность до пяти лет. Поэтому, достаточно посеять их на совершенно мокрую землю. Природная всхожесть семян берёзы редко бывает больше 15 %. Сеют обычно под зиму почти поверхностно, т. к. при весеннем посеве всхожесть снижается до 5 %. При этом семена нельзя глубоко заделывать в почву, т. к. они очень мелкие, им просто не хватит энергии на прорастание. После этого землю с семенами можно накрыть сверху стеклом, плёнкой или нетканым укрывным материалом. Прорастание семян берёзы происходит быстро, уже через несколько дней появляются первые всходы.
Всходы очень мелкие, в недельном возрасте не превышают по размеру спичечную головку. Рост сильно зависит от температуры и освещения.
Комментарии к проведению опытов

Опыт 1. Роль ветра в распространении семян березы

Цель: понаблюдать, как лёгкие семена берёзы при движении воздуха разлетаются по гладкой поверхности.

Оборудование: белый лист бумаги, 10 семян или контуров семян берёзы (из коричневой бумаги).

Методика выполнения. Соберите на снегу или нарисуйте и вы­режьте контуры семян берёзы. Разложите их на белый лист бумаги. По­дуйте на семена. Что вы заметили?

Результаты и выводы: если подуть на лёгкие семена, то они быстро разлетаются. Поэтому по снегу семена берёзы могут распространяться ветром далеко от материнского растения.

Занятие 11. Можно ли зимой «разбудить» дерево

Прогулка в реальную природную среду

Задания для наблюдений и размышлений

1. Как узнать дерево, когда на нём нет листьев? 2. Рассмотри силуэты деревьев и кустарников на пришкольном участке. 3. Какие деревья высажены в твоем дворе? 4. Сделай фото- и видеосъёмки

Справочный материал по теме занятия

Любое растение – дерево или кустарник, – это живой организм, который нуждается в тепле, солнечном свете и воде с растворёнными в ней минеральными солями. Зимой в замерзшей почве мало воды, которую растение может использовать. Из-за этого многие растения останавливают свои жизненные процессы, сбрасывая листья (как это происходит у лиственных пород) или закрывают устьица и защищаются от потери влаги с помощью толстого слоя кутикулы (хвойные). Но мы можем смоделировать условия весны, разбудив почки разных видов древесных растений и кустарников, срезав ветви, поместив их в ёмкости с водой в тёплых условиях дома.

Для этого следует срезать ветви известных видов растений, стараясь не травмировать растение. Принеся ветви в класс или домой, следует поместить их в банки с водой, которые подписать. Затем периодически фиксировать в дневнике наблюдения изменения: насколько быстро почки проснутся и появятся новые побеги.

Те ветви, которые пустили корни, можно попробовать посадить в горшок с землёй и по весне пересадить в открытый грунт. Интересно, что, отделяя часть растения и выращивая его отдельно, мы его клонируем – создаём его точную генетическую копию. Растения легко клонируются, это широко используется в сельском хозяйстве.


Комментарии к проведению опытов

Опыт 1. Последовательность выхода растений из зимнего покоя

Цель: понаблюдать, у каких растений раньше других набухли почки и распустились листья.

Оборудование: 2 банки с водой, срезанные живые веточки ивы (берёзы) и яблони (липы).

Методика выполнения. В январе поставь в воду живые веточки ивы (берёзы) и яблони (липы). Наблюдай за их пробуждением. Нарисуй или сфотографируй свои веточки. Под рисунком или фото напиши дату, когда ты заметил изменения.

Результаты и выводы: раньше других набухают почки и распускаются листья у ивы (берёзы), позже – у яблони (липы). Значит, яблоня и липа находились в более глубоком покое.

Занятие 12. Где зимуют лягушки

Прогулка в реальную природную среду

Задания для наблюдений и размышлений

1. Измерь глубину снега на ровной местности и в её понижениях. Какой вывод можно сделать? 2. Можно ли зимой лягушку встретить?

Справочный материал по теме занятия

Лягушки и жабы – представители бесхвостых земноводных. К хвостатым земноводным зоологи относят саламандр и тритонов. Лягушек и жаб называют земноводными, или амфибиями, т. к. цикл их развития связан с водой. Эволюционно они уже «вышли» из воды, но «закрепиться» на суше им ещё не удалось. Кстати, жабы в этом преуспели больше – некоторые из них характеризуются яйцеживорождением и прямым наземным развитием. Лягушки в этом плане проще: их мы ищем и находим у водоёмов, т. к. с водой они связаны очень прочно: здесь их пища, среда размножения и развития.

Лягушка озёрная распространена в лесостепных и степных районах Челябинской области. Обычна встреча с ней по водоёмам бассейна реки Урал и по притокам реки Тобол. Северная граница распространения в области проходит по широте города Троицка. Лягушка остромордая – самая многочисленная лягушка для территории Челябинской области. Распространена она широко: от степных до лесных районов, в горах обитает до 800 м над уровнем моря. Лягушка травяная обычна в горных лесах области, в степных и лесостепных районах не отмечена. По численности заметно уступает остромордой лягушке.

Узнаем внешние отличия и особенности поведения лягушек. Озёрная лягушка – самый крупный вид земноводных в Челябинской области. Тело её сверху зелёное различных оттенков (до зеленовато-коричневого), с черноватыми или тёмно-зелёными пятнами. Изредка вдоль спины тянется светлая полоса. Низ тела белого, грязно-белого или желтоватого цвета с тёмными пятнами или точками. У самцов имеются серые или чёрные резонаторы в углах рта. Всю жизнь проводит в воде или поблизости от нее. Активна она круглые сутки. Питается в основном насекомыми, в том числе двукрылыми, жуками; изредка поедает птенцов мелких птиц, полёвок, землероек, молодь других видов земноводных. На зимовку уходит в сентябре. Зимует на дне водоёмов. Выходит в конце апреля – начале мая.