Файл: Гинекология Радзинский, Fuks, Токтар.pdf

Добавлен: 14.02.2019

Просмотров: 109844

Скачиваний: 5706

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Chapter 1. Medical Education in Russia...

38

достаточно дискуссионный, длительный, но существенно унифицирующий 
современный учебный процесс в Европе.

Представленные данные свидетельствуют о тождественности основных 

принципов и методов обучения в системе высших учебных заведений России 
и большинстве стран мира. Послевузовское образование (клиническая 
ординатура или резидентура) отличается сроками обучения. В частности, 
по акушерству и гинекологии postgraduate education длится 4 года в Германии 
и Соединенных Штатах Америки, 5 лет — в Израиле, 6 лет — в Греции.

Вероятно, указанные различия сохранятся и в дальнейшем, так как зави-

сят от политики государства в области здравоохранения, в том числе 
в акушерстве и гинекологии. Это в полной мере относится и к повышению 
квалификации на протяжении врачебной карьеры: национальные прави-
тельства сами устанавливают формы, сроки и программы continuum education 
в течение всей жизни врача.


background image

Глава 2

Chapter 2

КРАТКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ 

И СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ 

АКУШЕРСТВА И ГИНЕКОЛОГИИ

BRIEF HISTORY OF DEVELOPMENT 

AND MODERN STATE OF OBSTETRICS & 

GYNAECOLOGY

Родовспоможение справедливо признается древнейшей отраслью кли-

нической медицины, поскольку необходимость в оказании помощи и раз-
личных пособиях при родах («повивальном искусстве») появилась одновре-
менно с возникновением человечества.

«Стремление доставить роженице облегчение ее страданий и помощь 

до того естественно, что мы смело можем считать первые зачатки акушер-
ства более древними, нежели историю медицины, столь старыми, как самый 
род человеческий»
 (Бумм Э., 1907).

Первые попытки помочь женщине в родах были овеяны религиозной 

мистикой в разных ее проявлениях, особенно на ранних этапах разви-
тия человечества — в первобытно-общинном строе. Можно предположить, 
что были времена, когда женщина рожала без какой-либо помощи, сама 
перекусывала пуповину, как это делают животные. Именно наблюдения 
за животными и оказание им примитивной медицинской помощи при ране-
ниях, а также при тяжелых родах способствовали приобретению человеком 
первых навыков в хирургии и акушерстве и переносу их на своих соплемен-
ников. Это одно из обстоятельств возникновения врачевания в первобыт-
ном обществе. К этому времени, видимо, относится и приобретение первых 
знаний по анатомии (при убое животных).


background image

Сhapter 2. Brief History of Development of Gynaecology

40

2.1. АКУШЕРСТВО В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ 

И ДРЕВНЕРИМСКОЙ МИФОЛОГИИ 

(4000 лет до н.э. – 476 г.)

OBSTETRICS IN ANCIENT GREEK AND ROMAN 

MYTHOLOGY (in 4000 bc – ad 476)

Ко второму тысячелетию до н.э. сформировались олимпийская мифоло-

гия и олимпийский пантеон богов во главе с Зевсом. Из древнегреческих 
богов, кроме бога врачевания Асклепия (др.-греч. — Ασκληπιός, у древних 
римлян — Эскулап), его дочерей — богини здоровья Гигеи (Hygieia) и все-
исцеляющей покровительницы лекарственного лечения Панацеи (Panakeia), 
медицине и врачеванию покровительствовали бог-целитель и прорицатель 
Аполлон
 (др.-греч. — Aπόλλων), богиня охоты и покровительница рожениц 
Артемида
 (др.-греч. — Αρτεμις), а также покровительница домашнего очага 
и всего, что связано с семейным бытом, включая вступление в брак, рож-
дение ребенка, — Гестия  (др.-греч. — Εστία).

С этими же сторонами жизни был связан культ богини женской красоты, 

любви и брачной жизни Афродиты (др.-греч. — Aφροδίτη, буквально — пено-
рожденная). Врачеванием, согласно мифологии, занимался кентавр Хирон 
(др.-греч.  — Χείρων).

Римская богиня Люцина (лат.

 — Lūcīna, буквально  светлая) считалась 

родовспомогательницей, покровительницей брака и охранительницей жен-
щин. Люцина — дочь Юпитера и Юноны. Часто ее отождествляют с самой 
Юноной (лат. Juno). В Риме замужние женщины ежегодно 1 марта отмечали 
женский праздник — матроналии в честь Юноны-Люцины. В греческой 
мифологии ей соответствует Илифия (др.-греч. — Είλείθυια).

Диана (Феба) (лат. — Diana) в римской мифологии являлась богиней рас-

тительности, покровительницей диких зверей, родовспомогательницей, олице-
творением Луны — Селены. Отождествлялась с Артемидой и Гекатой и назы-
валась, по словам Тривия, «богиней трех дорог», так как ее изображение 
устанавливалось на перекрестке дорог; это был также знак тройной власти: 
на небе, на земле и под землей. Карала незаконно нарушивших целомудрие.

В греческой мифологии Афина Паллада (лат. — Athene Pallas) — у римлян 

Минерва — дочь Зевса, родившаяся из головы своего отца в полной одежде 
воина с копьем в руке и с железным шлемом на голове. Афина — защитница 
городов, стен и крепостей, покровительница знаний, ремесел и искусств.

Стремление извлечь из трупа матери живого ребенка теряется во мраке 

веков и нашло свое отражение в мифологии: путем кесарского сечения поя-
вился на свет и сам бог медицины Эскулап  (Асклепий, лат. — Aesculapius). 
Мать Эскулапа нимфа Коронида  (от греч. — korone — ворона)  была сражена 
стрелою Артемиды до рождения сына, который и был извлечен из трупа 
матери своим отцом Аполлоном Пеоном. Культ бога целителя Асклепия 
появился в Древней Греции в VII в. до н.э. Прообраз его — реально суще-
ствовавший врачеватель времен Троянской войны (1240–1230 гг. до н.э.) 
Асклепий. Впоследствии он был признан полубогом и сыном Аполлона.


background image

41

Глава 2. Краткий очерк развития гинекологии

Таким же считается происхождение и бога веселья Вакха, или Диониса 

(др.-греч. — Βάκχος, Διόνυσος). Когда однажды Зевс явился к Семеле, матери 
Вакха, во всем величии громовержца, смертная любовница не выдержала 
необъятности славы «отца бессмертных» и погибла, имея у себя под серд-
цем сына на седьмом месяце. Вакх был спасен из горящего трупа своей 
несчастной матери Гермесом, посланным чадолюбивым виновником этой 
катастрофы.

2.2. МЕДИЦИНА ДРЕВНИХ

ANCIENT MEDICINE

Указания на зачатки акушерства и гинекологии встречаются в письмен-

ных памятниках Древнего Египта, Индии, Китая, Греции, в лечебниках 
славянских народов.

О познаниях древних египтян в медицине можно судить по искусству 

бальзамирования трупов, так как оно требовало знания анатомии чело-
веческого тела. Покровительницей родов и материнства в Древнем Египте 
почиталась богиня плодородия Тауэрт, изображаемая в виде беременной 
самки гиппопотама. Во время родов статуэтки богини помещали около 
роженицы и новорожденного. В древнеегипетской медицине уже существо-
вала специализация врачей: были специалисты по внутренним, кожным, 
глазным, желудочно-кишечным («утробные врачи») болезням, по хирургии 
и др. В Древнем Египте имелись акушерки, принимавшие роды на дому. 
Египтянки рожали сидя. Примитивный родильный стульчик сооружался 
из кирпичей, сложенных таким образом, чтобы между бедрами женщины 
и полом было достаточное пространство для выхода ребенка. Проводилась 
обработка новорожденного: его обмывали, отрезали пуповину и клали 
на ложе из кирпичей. Имеются сведения о применении обезболивающих 
средств при родах.

Судя  по  дошедшим  до  нас  литературным  сведениям,  врачи  Древней 

Индии обладали наиболее полными знаниями по строению человеческо-
го тела, так как религия не запрещала исследование трупов. Акушерство 
древние индусы относили к хирургии. Родовспоможение в Древней Индии 
считалось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты под-
робно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильном 
образе жизни; описаны отклонения от нормального течения родов, уродства 
плода, кесарево сечение на мертвой, поворот плода на ножку и эмбриото-
мия. В Индии были предложены рациональные приемы помощи при родах. 
По законам Ману не разрешалось продавать беременную рабыню.

В Древней Индии помощь роженице оказывала любая опытная женщи-

на; в тяжелых случаях родов акушерка обращалась за помощью к врачу-
мужчине. Судя по дошедшим до нас литературным источникам, врачи 
Индии первые в истории положили начало изучению акушерства и пер-
вые предложили рациональные приемы помощи при родах. Так, Сушрута 
впервые упоминает о неправильных положениях плода, при которых он 


background image

Сhapter 2. Brief History of Development of Gynaecology

42

рекомендует производить поворот на ножку и на головку, а в необходимых 
случаях и плодоразрушающую операцию. В Индии для лечения венериче-
ских заболеваний применяли травы и ртуть, для коррекции патологических 
состояний у беременных и рожениц — йогу.

Древнейшим произведением медицинской литературы, обобщившим 

многовековой опыт врачей Древнего Китая, является «Трактат о внутрен-
нем»  («Нейцзин»,  VI  в.  до  н.э.),  состоящий  из  двух  частей  —  «Простые 
рассказы» и «Книга чудес». Предполагаемый автор этого труда — Цинь 
Юэ-жень Бянь Цао. Считают, что он одним из первых в Китае применил 
исследование пульса, отлично владел методом иглотерапии, лечил детские 
и женские болезни. Китайская медицина выделяет простудные заболева-
ния и среди них — болезни матки. Отмечены опухоли и опущения матки, 
бели, опухоли живота, язвы и гнойники влагалища и матки. В Китае знали 
множество лекарственных трав, обезболивающих средств; при оказании 
помощи роженице часто использовали амулеты, особые манипуляции и др., 
в некоторых случаях применяли и акушерские инструменты, точные сведе-
ния о которых до нас не дошли.

В начальный исторический период развития гинекологии наряду с рас-

пространением религиозно-мистических взглядов на женский организм, 
примитивным описанием женских половых органов и их функций шло 
накопление сведений и рациональных приемов оказания помощи при забо-
леваниях женской половой сферы. Врачи Древней Греции и Древнего Рима 
(Гиппократ, Филумен, Цельс, Соран Эфесский, Гален и др.) в своих трудах 
уделяли значительное место женским болезням.

Известно, что древние врачи больше занимались гинекологией, чем аку-

шерством. Изучались менструации, бели, заращения влагалища, смеще-
ния, опущения и выпадения матки, острые воспаления матки, послеродо-
вые заболевания, рак половых органов, заращения цервикального канала. 
Ипохондрия и истерия связывались с воздержанием от брачной жизни 
или с отсутствием месячных. Отмечалась взаимосвязь заболеваний молоч-
ной железы и матки. Акушерская практика находилась в руках повивальных 
бабок. Врачи являлись только теоретиками акушерства, однако произво-
дили «расчленительные и экстрагирующие» операции.

Для гинекологии значительный интерес представляет книдская школа 

врачей (Греция, V в. до н.э.). Чтобы установить заболевания влагалища, 
шейки матки, они проводили исследования per vaginam, используя для этой 
цели зонд. При опущении матки применяли теплые ароматические промы-
вания, проводили вправление матки при ее выпадении, вводили в полость 
матки лекарственные средства и т. д.

Становление и развитие акушерства и представлений о женских болез-

нях этот период связывают с именем Гиппократа II Великого Косского 
(Hippokratus), жившего в 460–370 гг. до н.э. (отец — врач Гераклид, мать — 
известная в то время акушерка Фенарет). Объединение существовав-
ших знаний завершилось появлением «Гиппократова сборника» («Corpus 
Hippocraticum»), содержащего такие разделы, как: «Афоризмы», «О семени 
и природе ребенка», «О женских болезнях», «О прорезывании зубов» и др.