Добавлен: 14.02.2019
Просмотров: 109844
Скачиваний: 5706
Chapter 1. Medical Education in Russia...
38
достаточно дискуссионный, длительный, но существенно унифицирующий
современный учебный процесс в Европе.
Представленные данные свидетельствуют о тождественности основных
принципов и методов обучения в системе высших учебных заведений России
и большинстве стран мира. Послевузовское образование (клиническая
ординатура или резидентура) отличается сроками обучения. В частности,
по акушерству и гинекологии postgraduate education длится 4 года в Германии
и Соединенных Штатах Америки, 5 лет — в Израиле, 6 лет — в Греции.
Вероятно, указанные различия сохранятся и в дальнейшем, так как зави-
сят от политики государства в области здравоохранения, в том числе
в акушерстве и гинекологии. Это в полной мере относится и к повышению
квалификации на протяжении врачебной карьеры: национальные прави-
тельства сами устанавливают формы, сроки и программы continuum education
в течение всей жизни врача.
Глава 2
Chapter 2
КРАТКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ
И СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ
АКУШЕРСТВА И ГИНЕКОЛОГИИ
BRIEF HISTORY OF DEVELOPMENT
AND MODERN STATE OF OBSTETRICS &
GYNAECOLOGY
Родовспоможение справедливо признается древнейшей отраслью кли-
нической медицины, поскольку необходимость в оказании помощи и раз-
личных пособиях при родах («повивальном искусстве») появилась одновре-
менно с возникновением человечества.
«Стремление доставить роженице облегчение ее страданий и помощь
до того естественно, что мы смело можем считать первые зачатки акушер-
ства более древними, нежели историю медицины, столь старыми, как самый
род человеческий» (Бумм Э., 1907).
Первые попытки помочь женщине в родах были овеяны религиозной
мистикой в разных ее проявлениях, особенно на ранних этапах разви-
тия человечества — в первобытно-общинном строе. Можно предположить,
что были времена, когда женщина рожала без какой-либо помощи, сама
перекусывала пуповину, как это делают животные. Именно наблюдения
за животными и оказание им примитивной медицинской помощи при ране-
ниях, а также при тяжелых родах способствовали приобретению человеком
первых навыков в хирургии и акушерстве и переносу их на своих соплемен-
ников. Это одно из обстоятельств возникновения врачевания в первобыт-
ном обществе. К этому времени, видимо, относится и приобретение первых
знаний по анатомии (при убое животных).
Сhapter 2. Brief History of Development of Gynaecology
40
2.1. АКУШЕРСТВО В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ
И ДРЕВНЕРИМСКОЙ МИФОЛОГИИ
(4000 лет до н.э. – 476 г.)
OBSTETRICS IN ANCIENT GREEK AND ROMAN
MYTHOLOGY (in 4000 bc – ad 476)
Ко второму тысячелетию до н.э. сформировались олимпийская мифоло-
гия и олимпийский пантеон богов во главе с Зевсом. Из древнегреческих
богов, кроме бога врачевания Асклепия (др.-греч. — Ασκληπιός, у древних
римлян — Эскулап), его дочерей — богини здоровья Гигеи (Hygieia) и все-
исцеляющей покровительницы лекарственного лечения Панацеи (Panakeia),
медицине и врачеванию покровительствовали бог-целитель и прорицатель
Аполлон (др.-греч. — Aπόλλων), богиня охоты и покровительница рожениц
Артемида (др.-греч. — Αρτεμις), а также покровительница домашнего очага
и всего, что связано с семейным бытом, включая вступление в брак, рож-
дение ребенка, — Гестия (др.-греч. — Εστία).
С этими же сторонами жизни был связан культ богини женской красоты,
любви и брачной жизни Афродиты (др.-греч. — Aφροδίτη, буквально — пено-
рожденная). Врачеванием, согласно мифологии, занимался кентавр Хирон
(др.-греч. — Χείρων).
Римская богиня Люцина (лат.
— Lūcīna, буквально — светлая) считалась
родовспомогательницей, покровительницей брака и охранительницей жен-
щин. Люцина — дочь Юпитера и Юноны. Часто ее отождествляют с самой
Юноной (лат. Juno). В Риме замужние женщины ежегодно 1 марта отмечали
женский праздник — матроналии в честь Юноны-Люцины. В греческой
мифологии ей соответствует Илифия (др.-греч. — Είλείθυια).
Диана (Феба) (лат. — Diana) в римской мифологии являлась богиней рас-
тительности, покровительницей диких зверей, родовспомогательницей, олице-
творением Луны — Селены. Отождествлялась с Артемидой и Гекатой и назы-
валась, по словам Тривия, «богиней трех дорог», так как ее изображение
устанавливалось на перекрестке дорог; это был также знак тройной власти:
на небе, на земле и под землей. Карала незаконно нарушивших целомудрие.
В греческой мифологии Афина Паллада (лат. — Athene Pallas) — у римлян
Минерва — дочь Зевса, родившаяся из головы своего отца в полной одежде
воина с копьем в руке и с железным шлемом на голове. Афина — защитница
городов, стен и крепостей, покровительница знаний, ремесел и искусств.
Стремление извлечь из трупа матери живого ребенка теряется во мраке
веков и нашло свое отражение в мифологии: путем кесарского сечения поя-
вился на свет и сам бог медицины Эскулап (Асклепий, лат. — Aesculapius).
Мать Эскулапа нимфа Коронида (от греч. — korone — ворона) была сражена
стрелою Артемиды до рождения сына, который и был извлечен из трупа
матери своим отцом Аполлоном Пеоном. Культ бога целителя Асклепия
появился в Древней Греции в VII в. до н.э. Прообраз его — реально суще-
ствовавший врачеватель времен Троянской войны (1240–1230 гг. до н.э.)
Асклепий. Впоследствии он был признан полубогом и сыном Аполлона.
41
Глава 2. Краткий очерк развития гинекологии
Таким же считается происхождение и бога веселья Вакха, или Диониса
(др.-греч. — Βάκχος, Διόνυσος). Когда однажды Зевс явился к Семеле, матери
Вакха, во всем величии громовержца, смертная любовница не выдержала
необъятности славы «отца бессмертных» и погибла, имея у себя под серд-
цем сына на седьмом месяце. Вакх был спасен из горящего трупа своей
несчастной матери Гермесом, посланным чадолюбивым виновником этой
катастрофы.
2.2. МЕДИЦИНА ДРЕВНИХ
ANCIENT MEDICINE
Указания на зачатки акушерства и гинекологии встречаются в письмен-
ных памятниках Древнего Египта, Индии, Китая, Греции, в лечебниках
славянских народов.
О познаниях древних египтян в медицине можно судить по искусству
бальзамирования трупов, так как оно требовало знания анатомии чело-
веческого тела. Покровительницей родов и материнства в Древнем Египте
почиталась богиня плодородия Тауэрт, изображаемая в виде беременной
самки гиппопотама. Во время родов статуэтки богини помещали около
роженицы и новорожденного. В древнеегипетской медицине уже существо-
вала специализация врачей: были специалисты по внутренним, кожным,
глазным, желудочно-кишечным («утробные врачи») болезням, по хирургии
и др. В Древнем Египте имелись акушерки, принимавшие роды на дому.
Египтянки рожали сидя. Примитивный родильный стульчик сооружался
из кирпичей, сложенных таким образом, чтобы между бедрами женщины
и полом было достаточное пространство для выхода ребенка. Проводилась
обработка новорожденного: его обмывали, отрезали пуповину и клали
на ложе из кирпичей. Имеются сведения о применении обезболивающих
средств при родах.
Судя по дошедшим до нас литературным сведениям, врачи Древней
Индии обладали наиболее полными знаниями по строению человеческо-
го тела, так как религия не запрещала исследование трупов. Акушерство
древние индусы относили к хирургии. Родовспоможение в Древней Индии
считалось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты под-
робно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильном
образе жизни; описаны отклонения от нормального течения родов, уродства
плода, кесарево сечение на мертвой, поворот плода на ножку и эмбриото-
мия. В Индии были предложены рациональные приемы помощи при родах.
По законам Ману не разрешалось продавать беременную рабыню.
В Древней Индии помощь роженице оказывала любая опытная женщи-
на; в тяжелых случаях родов акушерка обращалась за помощью к врачу-
мужчине. Судя по дошедшим до нас литературным источникам, врачи
Индии первые в истории положили начало изучению акушерства и пер-
вые предложили рациональные приемы помощи при родах. Так, Сушрута
впервые упоминает о неправильных положениях плода, при которых он
Сhapter 2. Brief History of Development of Gynaecology
42
рекомендует производить поворот на ножку и на головку, а в необходимых
случаях и плодоразрушающую операцию. В Индии для лечения венериче-
ских заболеваний применяли травы и ртуть, для коррекции патологических
состояний у беременных и рожениц — йогу.
Древнейшим произведением медицинской литературы, обобщившим
многовековой опыт врачей Древнего Китая, является «Трактат о внутрен-
нем» («Нейцзин», VI в. до н.э.), состоящий из двух частей — «Простые
рассказы» и «Книга чудес». Предполагаемый автор этого труда — Цинь
Юэ-жень Бянь Цао. Считают, что он одним из первых в Китае применил
исследование пульса, отлично владел методом иглотерапии, лечил детские
и женские болезни. Китайская медицина выделяет простудные заболева-
ния и среди них — болезни матки. Отмечены опухоли и опущения матки,
бели, опухоли живота, язвы и гнойники влагалища и матки. В Китае знали
множество лекарственных трав, обезболивающих средств; при оказании
помощи роженице часто использовали амулеты, особые манипуляции и др.,
в некоторых случаях применяли и акушерские инструменты, точные сведе-
ния о которых до нас не дошли.
В начальный исторический период развития гинекологии наряду с рас-
пространением религиозно-мистических взглядов на женский организм,
примитивным описанием женских половых органов и их функций шло
накопление сведений и рациональных приемов оказания помощи при забо-
леваниях женской половой сферы. Врачи Древней Греции и Древнего Рима
(Гиппократ, Филумен, Цельс, Соран Эфесский, Гален и др.) в своих трудах
уделяли значительное место женским болезням.
Известно, что древние врачи больше занимались гинекологией, чем аку-
шерством. Изучались менструации, бели, заращения влагалища, смеще-
ния, опущения и выпадения матки, острые воспаления матки, послеродо-
вые заболевания, рак половых органов, заращения цервикального канала.
Ипохондрия и истерия связывались с воздержанием от брачной жизни
или с отсутствием месячных. Отмечалась взаимосвязь заболеваний молоч-
ной железы и матки. Акушерская практика находилась в руках повивальных
бабок. Врачи являлись только теоретиками акушерства, однако произво-
дили «расчленительные и экстрагирующие» операции.
Для гинекологии значительный интерес представляет книдская школа
врачей (Греция, V в. до н.э.). Чтобы установить заболевания влагалища,
шейки матки, они проводили исследования per vaginam, используя для этой
цели зонд. При опущении матки применяли теплые ароматические промы-
вания, проводили вправление матки при ее выпадении, вводили в полость
матки лекарственные средства и т. д.
Становление и развитие акушерства и представлений о женских болез-
нях этот период связывают с именем Гиппократа II Великого Косского
(Hippokratus), жившего в 460–370 гг. до н.э. (отец — врач Гераклид, мать —
известная в то время акушерка Фенарет). Объединение существовав-
ших знаний завершилось появлением «Гиппократова сборника» («Corpus
Hippocraticum»), содержащего такие разделы, как: «Афоризмы», «О семени
и природе ребенка», «О женских болезнях», «О прорезывании зубов» и др.