Файл: Гинекология Радзинский, Fuks, Токтар.pdf

Добавлен: 14.02.2019

Просмотров: 110051

Скачиваний: 5708

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Introduction

28

vivum ex ovo» (лат. — все живое из яйца), окончательно доказанного только 
к началу XX в. 

Гарвей, Мальпиги, Шваммердан — все осмыслено и… отложено. На сто-

летия. Однако процветает повивальное ремесло с участием в нем хирургов, 
почувствовавших доходность родовспоможения прежде всего от титулован-
ных особ, богатых купцов, а затем и простолюдинов.

Научным обоснованием родовспоможения, обобщением всего накопленно-

го человечеством опыта в самой древней отрасли медицины — родовспоможе-
нии — мы обязаны Э. Бумму — основоположнику классического акушерства. 
Произошло это всего 100 лет назад — в начале XX в.! Именно Э. Бумму при-
надлежит создание научного акушерства как отрасли мировой медицинской 
науки. Он был первым, кто обобщил отдельные выдающиеся достижения 
своих предшественников (Смелли, Левре, Редерер из Франции; Оззи Андера, 
Буша, Негеле, Шредера, Бандля из Германии; Порро из Италии; Фергюссона, 
Гамильтона, Симпсона, Брекстон-Гикса, Дункана из Англии; Буша, Вилли, 
Шультце, Славянского из России; Дэвиса, Парвина из Соединенных Штатов 
Америки) в одну большую многогранную систему знаний о родовспомо-
жении как раздел науки. Ему же принадлежит заслуга научного осознания 
и обобщения знаний об эфирном и хлороформном наркозе. Он же, правда, 
не всегда успешно, отстаивал приоритет акушера И. Земмельвейса в открытии 
антисептики. Вот как он оценивал своего почти современника: «…антисепти-
ка, предметъ гордости медицины 19 столътiя, чуть-чуть не получила своего 
исходнаго начала изъ акушерства. За два десятилътiя до Lister'a Ignatz Philipp 
Semmelweis (1865) лелъялъ и практически примънилъ ту же мысль, которая 
позднъе побъдоносно проникла изъ Англiи въ медицину всъхъ странъ въ 
видъ антисептическаго метода леченiя ранъ. Semmelweis тщетно боролся 
за свою идею съ той отвагой и выдержкой, которыя даетъ лишь прочное 
внутреннее убъжденiе. Но его современники не признали его. Понадобилась 
еще гибель тысячъ и тысячъ матерей, прежде чъмъ антисептика уже въ видъ 
новаго  открытiя  Joseph̓a  Lister̓a  вторично  проникла  въ  акушерство  съ  тъмъ, 
чтобы уничтожить убiйственныя эпидемiи родильной горячки въ родо-
вспомогательныхъ заведенiяхъ и положить конецъ тъмъ роковымъ случаямъ, 
когда однократное изслъдованiе могло повлечь за собой перенось смертель-
ной заразы, что лишало акушеровъ всякой возможности радоваться плодамъ 
своихъ трудовъ».

ХХ в., уже вошедший в историю как «информационный», стал перелом-

ным в распространении новых знаний. Интернет, свобода перемещений 
специалистов и обмена информацией — реальная гуманитарная глобали-
зация современного мира. Практически одновременно на всей планете 
осмысливаются и внедряются реально полезные для человечества новые 
репродуктивные технологии (прежде всего вспомогательные). Еще более 
значимым стал возврат к традиционным, исторически отобранным, веками 
апробированным приемам взращивания младенцев, основанным на исклю-
чительно грудном вскармливании с момента рождения по «первому требо-
ванию» ребенка в условиях совместного пребывания в одном помещении 
с матерью без «выпаивания», использования сосок, рожков, «пустышек». 


background image

29

Введение

Эти так называемые современные или новые перинатальные технологии 
с небывалой скоростью распространяются во всех странах мира с начала 
80-х годов XX в., так как без них невозможно снизить частоту послеродовых 
и неонатальных инфекционно-воспалительных заболеваний (в том числе 
групповых «вспышек»), улучшить инволюцию матки после родов, повы-
сить не только «индекс здоровья», но даже коэффициент интеллекта (IQ) 
потомства.

XXI в. предложено считать «образовательным», однако речь не идет 

о тотальном обучении «всех всему» (это было возможно только в античные 
времена); задача гораздо глубже — приоритет проблемно-ориентированного 
образования, т. е. обучение специалистов в областях, востребованных обще-
ством, государством, человечеством.

Гинекология (наука о женщине, от греч. gyne — женщина и logos — 

наука) — медицинская дисциплина, занимающаяся изучением нормальной 
физиологической деятельности половых органов женщины и возникаю-
щих в них патологических процессов, а также профилактикой и лечением 
последних.

Акушерство — медицинская дисциплина, охватывающая данные о дето-

родной функции женщины и трактующая рациональную помощь во время 
нормального и патологического течения беременности, родов и послеродо-
вого периода. Важный раздел акушерства — профилактические мероприя-
тия, напрвленные на предупреждение патологических процессов, способ-
ных возникнуть на фоне беременности.

Конкретизируя это определение, можно сказать, что акушерство — 

отрасль человеческой деятельности, направленная на оказание помощи 
женщине во время беременности, в процессе родов и в послеродовом перио-
де. Являясь частью гинекологии, акушерство представляет тонкий сплав 
науки и искусства

1

. Они то пребывают в состоянии равновесия, то наука 

опережает потребности жизни (редко), а чаще главные цели акушерства — 
сохранение жизни и здоровья матери и ребенка — достигаются за счет 
искусства предвидения и предупреждения осложнений, умения бороться 
с уже возникшими аномалиями на интеллектуальной базе родовспоможе-
ния. Этой базой служат теоретические и организационные основы акушер-
ской помощи, ее стандартизация в сочетании с индивидуальным подходом 
к беременности и родам у каждой женщины.

«Настоящий акушер волнуется при каждых родах так же, как настоящий 

моряк при каждом восходе солнца!» (В. В. Конецкий).

Волнение это оправданно, поскольку абсолютных прогнозов в акушер-

стве нет. Терпеливое, внимательное, честное выполнение протоколов дис-

1

 Наука — сложное явление общественной жизни; ее основной задачей является получение 

объективных знаний о мире.

Искусство — практически духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических 

ценностей.

«Две отрасли человеческой деятельности — родовспоможение и кораблевождение — не являют-

ся в чистом виде ни искусством, ни наукой, а представляют собой конгломерат этих высших сфер 
человеческого бытия»
 (В. В. Конецкий).


background image

Introduction

30

пансеризации беременных в соответствии со стратегией риска в акушерстве 
и перинатологии, создание максимально естественных условий для нор-
мальных родов, своевременное направление для родоразрешения в стацио-
нар соответствующего уровня при осложненной гестации — вот ежедневно 
решаемые акушерские задачи. От правильности решения непосредственно 
зависит судьба двух людей — матери и ребенка, а опосредованно — семьи 
и общества.

Таким образом, в целом акушерство и гинекология — практическая 

ветвь репродуктологии, призванная количественно и качественно улучшить 
результаты репродукции, здоровье будущих поколений.

Еще в 1865 г. основоположник отечественного акушерства А. 

Я. Крас-

совский, предваряя первое издание своего учебника, писал о необходимости 
акушерских знаний для всех выпускников медицинских высших учебных 
заведений: «…в каком нравственном положении находится врач, знающий, 
что можно спасти жизнь больной и что он не в состоянии это сделать только 
потому, что занимался не акушерством, а другой специальностью? Я думаю, 
что в такую минуту этот молодой врач, если он добросовестный, принес бы 
большую жертву, чтобы иметь хотя самое обыкновенное представление — 
выжидать ли, надеясь на общую благодетельницу нашу природу, или же 
обратиться к помощи искусства».

Основы акушерства должны знать врачи любой специальности не только 

потому, что рано или поздно, в любой ситуации, порой самой непредска-
зуемой (в пустыне или тундре, на борту самолета или корабля), внезапно 
прозвучит просьба помочь рожающей женщине, но и вследствие большой 
распространенности экстрагенитальных заболеваний. Вот почему все врачи, 
включая «узких» специалистов, не говоря уже о семейной медицине, долж-
ны знать не только особенности лечения различных заболеваний при бере-
менности, но и иметь представление о патогенезе осложнений гестации 
и их фармакотерапии.

Специфика преподавания медицинских дисциплин студентам-

иностранцам заключается в необходимости дать им базовые знания по каж-
дой специальности с пониманием того, что спустя 3–4 года эти будущие 
врачи должны будут сертифицироваться в соответствии с требованиями 
стран, в которых они будут осуществлять свою врачебную деятельность. 
Опыт медицинского факультета Российского университета дружбы наро-
дов по подготовке врачей для работы за рубежом свидетельствует о том, 
что выпускнику отечественного высшего учебного заведения требуется 
не менее 2, а иногда 3 лет, чтобы подготовиться к сертификации, ориен-
тированной на тестовый контроль в англоязычных терминах, зачастую — 
в американизированных стандартах диагностики и лечения. Естественно, 
сам выпускник, его семья и оплатившая его обучение направившая страна 
заинтересованы в укорочении срока этой подготовки. Именно поэтому все 
большей популярностью пользуется обучение иностранцев в «англоязыч-
ных» группах, где преподавание проводится на английском языке с исполь-
зованием различных зарубежных учебников. Ущерб этого очевиден: не зная 
русскоязычной терминологии, а зачастую плохо зная русский язык вообще, 


background image

31

Введение

выпускник англоязычной группы не может продолжить в России после-
дипломное образование, а интерес к нему очень велик! С другой стороны, 
студент не читал в учебниках о приоритетах, существующих в российском 
родовспоможении, более того, рекомендованных Всемирной организацией 
здравоохранения (ВОЗ) для внедрения в здравоохранение стран с государ-
ственной системой медицинской помощи, в частности о диспансеризации 
беременных (Декларация о первичной медико-санитарной помощи, ВОЗ, 
1978 г., Алма-Ата).

Принципиальная отличительная особенность настоящего учебника 

состоит в попытке интеграции современных знаний о гинекологии в широ-
ком смысле слова и основных методов родовспоможения в единую учебную 
систему с использованием английских аналогов русскоязычных терминов 
с выделением различий, преподаваемых в Российской Федерации и англо-
язычных странах. Таким образом, полностью соответствуя российскому 
образовательному стандарту и программе преподавания предмета «Акушер-
ство и гинекология», учебник позволяет студенту получить необходимые 
знания в процессе обучения этому предмету, оценить приоритеты россий-
ского преподавания, дополнив его необходимыми познаниями для последу-
ющей сертификации в стране проживания и/или трудовой деятельности.

Другим принципиальным отличием этого учебника, как и программы 

изучения предмета «Акушерство и гинекология», с 1998 г. служит изучение 
сначала гинекологии, а затем — акушерства и перинатологии. Суть этого 
изменения последовательности преподавания единого предмета заклю-
чается в целесообразности первоочередного изучения науки о женском 
организме в норме и при патологических изменениях вне беременности. 
Затем после познания основных закономерностей специфических функций 
женского организма изучается функционирование репродуктивной систе-
мы — познание закономерностей оплодотворения, зачатия, беременности 
в динамике ее развития, родов и послеродового периода, а также основ 
перинатологии. Наш опыт и опыт других специалистов, длительно препо-
дающих по описанному плану, убеждает, что и российские, и зарубежные 
студенты, начиная изучение гинекологии по алгоритмам, уже привычным 
по кафедрам пропедевтики внутренних болезней и хирургии, хорошо усваи-
вают анатомо-физиологические особенности женского организма, семиоти-
ку и диагностику женских болезней (4-й курс) и уже на этой базе начинают 
изучать акушерство (5-й и 6-й курсы).

Описанные различия, являясь первыми шагами к реализации Болонской 

декларации, позволяют студентам понять общность мировых принципов 
и методов научной и практической репродуктологии, а также узнать раз-
личия, имеющиеся в зарубежных системах оказания гинекологической, 
акушерской и перинатальной помощи.

Так, например, за рубежом не существует отделений патологии беремен-

ных, обсервационных отделений, фельдшерско-акушерских пунктов, в свое 
время решивших и ныне решающих проблему материнской смертности 
в России. Знание этого крайне необходимо студентам-медикам из разви-
вающихся стран, где проблема материнской смертности является главной 


background image

Introduction

32

не только в здравоохранении, но и в политике. С другой стороны, универ-
сальность зарубежных врачей, работающих и в родовспоможении, и в гине-
кологии, включая онкогинекологию и маммологию, ставит перед медицин-
ским образованием студентов-иностранцев в Российской Федерации задачи 
по полноценной подготовке выпускников медицинских высших учебных 
заведений, способных интегрировать достижения российского и зарубеж-
ного здравоохранения.

Читателям этого учебника предстоит учиться в XXI в. — образовательном 

(ЮНИСЕФ). Однако не образование само по себе, а программно-целевое 
обучение знаниям, в которых нуждается человечество, напрямую становит-
ся основой подготовки врачей всех специальностей к оказанию медицин-
ской помощи беременной, роженице и родильнице.

Авторский коллектив желает успехов всем, кто будет изучать предмет 

«акушерство и гинекология» по этому учебнику.

Заслуженный деятель науки РФ, 

доктор медицинских наук, профессор, 

заведующий кафедрой акушерства 

и гинекологии с курсом перинатологии 

В. Е.  Радзинский