Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Функции МВФ в современной валютной системе не ограничиваются исключительно предоставлением ресурсов для уравновешивания платёжных балансов стран-членов. Собственно, сама концепция равновесия платёжного баланса и не рассматривается как ключевая цель межгосударственного валютного регулирования. Гораздо важнее создать благоприятные макроэкономические условия для стран-членов МВФ через различные формы поддержки их экономик.

Одним из возможных решений насущных проблем Международного валютного фонда могло стать введение глобализации, однако в нынешней ее форме идея не увенчалась успехом. С одной стороны она сомнительна с экологической точки зрения, с другой она также не вносит вклад и в стабильность мировой экономики. А при переходе плановой экономики на коммерческое направление сделано так много ошибок, что в затронутых мною выше странах стремительно выросла бедность, а доходы сильно сократились. Некоторые ученые экономисты видят простой выход – отказаться от глобализации. Но это нереализуемо и нежелательно. Глобализация в разы улучшила здравоохранение и подняла активное гражданское общество, которое сегодня борется за укрепление демократии и социальной справедливости. Очевидно, что проблема не в глобализации, а в способе ее реализации. Повсюду слышатся призывы к реформам, начиная от ученых, пишущих об изменениях в глобальной финансовой архитектуре, заканчивая движениями протеста, которыми сегодня сопровождается практически каждая крупная международная конференция.

Глобализацию необходимо представить так, чтобы выявить ее позитивный потенциал. Повернуть колесо глобализации вспять невозможно и нам придется жить с ней. Вопрос только в том, как ее выстроить, чтобы как можно больше людей в итоге извлекло максимум пользы, и чтобы эта польза распределялась более равномерно. Необходима, прежде всего, коренная ревизия системы управления, т.е. руководящих и контролирующих структур международных экономических институтов. Для этого надо провести ряд реформ, в том числе по распределению голосов в МВФ, и сделать так, чтобы были слышны голоса не только министров экономики и министров финансов, но и представителей развивающихся стран. Помимо основательного преобразования системы управления несомненной гарантией того, что международные экономические институты будут обращать больше внимания на проблемы бедных, окружающую среду и всеобщие политические и социальные интересы, является укрепление гласности.


Публичная отчетность МВФ все еще не отвечает критериям, действующим для правительств в демократических странах, из-за попытки скрыть критические отчеты. Наиболее насущными являются следующие реформы:

Преобразование регулируемости банковского сектора. Дерегулирование финансового сектора и избыточная значимость, придаваемая капитальным возможностям финансовых институтов, являются ошибкой и только ухудшают ситуацию. В 80-х годах Таиланд обоснованно ограничил предоставление кредитов на спекулятивные сделки с недвижимостью. Требования к Таиланду упразднить эти ограничения были ошибочными.

Реформа конкурсного права и мораториев. Должна быть признана опасность расширения экономических действий рынка капитала. В случае если частные заемщики не могут выполнить требования своих отечественных или иностранных кредиторов, следует санкционировать объявление их банкротами вместо того, чтобы МВФ в рамках процедуры вывода из экономических трудностей брал на себя и уплачивал их долги. Вопрос неплатежеспособности государств (например, Аргентины) очевидно сложнее, но и здесь должно быть больше пространства для банкротств и мораториев, причем МВФ не может играть в этом первостепенную роль. МВФ – один из крупнейших кредиторов, из чего следует, что процедуру банкротства, в которой кредитор выступает в качестве судью, нельзя признать легитимной.

Модификация процедуры списания долгов. Экономика многих развивающихся стран не имеет возможности развиваться до тех пор, пока их долги не будут списаны. Довольно высокий процент от экспортной выручки уходит на выплату долгов индустриальным странам.

Преобразование механизма управления рисками. В современном мире страны подвержены экстремальным рискам в связи с постоянным колебанием обменных курсов. Несомненно, индустриальные страны способны лучше сглаживать эти риски, и согласно реформе им полагается оказывать содействие в создании соответствующих рынков страхования.

Реорганизация процедуры оказания финансовой помощи. Развивающимся странам требуется не только помощь на цели развития, но увеличение финансовой помощи. Относительно небольшие суммы вполне могли бы улучшить здравоохранение и основательно сократить неграмотность. Для оказания помощи в целях развития необходимо учредить более стабильную финансовую базу, независимую от настроений во внутренней политике США или других стран. Основная идея данной реформы заключается в том, чтобы субсидировать развивающиеся страны посредством прибыли от использования глобальных экономических ресурсов – добычи руды с морского дна и прав на рыбную ловлю в морях [7].


Обобщая можно прийти к пониманию, что проблемы МВФ грубо говоря сводятся к одному – управлению, т.е. к вопросу о том, кто и почему принимает решения. Богатейшие индустриальные страны не просто господствуют в этих институтах, их деятельность определяется интересами торгового и финансового мира этих стран в частности. Уже сама процедура выборов высших лиц отражает проблему. Несмотря на то, что сегодня МВФ, как в прочем и другие экономические институты, действуют в основном в странах третьего мира, в их руководстве находятся представители промышленных государств. Руководители избираются за закрытыми дверями, и от кандидатов на эти должности еще никогда не требовалось наличия практического опыта работы в странах третьего мира, что, несомненно, является важным критерием. И сегодня, спустя почти 60 лет после основания, можно констатировать, что МВФ не справился со своей задачей. Многие нормы экономической политики, а именно преждевременная либерализация рынка капитала, и являются причинами обострения нестабильности мировой экономики.

За прошедшие годы многое изменилось – мир меняется и прогрессирует с каждым днем. Однако многое еще предстоит сделать. Невозможно создать идеально функционирующую организацию без становления ее как отработанной до автоматизма системы путем проведения всевозможных реформ и преобразований, на которые, несомненно, нужны время и опыт. Особенно когда идет речь о такой крупной организации, как Международный валютный фонд. Преобразования происходят каждый день и с каждым днем мы все ближе к становлению лучшего аппарата МВФ, который, возможно, наконец, будет соответствовать всем критериям совершенного механизма с экономической точки зрения.

2.5 МВФ и Россия

В настоящее время МВФ насчитывает 189 стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992 года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.

В связи с состоявшимся 17 февраля 2016 года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.


Учитывая постоянный характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые соглашения о заимствовании (NAB), а также двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ условиях.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных мероприятий).

Управляющий в МВФ от России — Министр финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.

Банк России выполняет функцию депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета МВФ № 1 и № 2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в капитал МВФ.

В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке: О кредитных соглашениях с МВФ.

Центральный банк Российской Федерации сотрудничает с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч, консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.

Начиная с 2010 года в отношении России (как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой связи необходимо отметить, что программа FSAP 2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs), в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее время является оценка соответствия российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC ВСP) и оценка соответствия регулирования финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.


Представители Банка России принимают участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.

Важным направлением работы является участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных ограничениях (AREAER).

Дополнительно необходимо отметить участие Банка России в реализации Инициативы «Группы 20» по устранению информационных пробелов в финансовой статистике и взаимодействие с МВФ по реализации рекомендаций указанной инициативы в России.

В соответствии со Специальным стандартом на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.

Во взаимодействии с ведомствами и организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении профильных семинаров, конференций.

В настоящее время Банк России стремится привлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогам программы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целях повышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России и уровня подготовки соответствующих специалистов.

Заключение

Таким образом, позитивное развитие взаимоотношений с МВФ повышает шансы России ускорить процесс возрождения экономики, открывает возможность полноценного возврата на мировые финансовые, фондовые и товарные рынки.

Сфера воздействия МВФ на мировое хозяйство и мировую валютно-финансовую систему значительно расширилась с принятием в эту организацию России и других бывших социалистических стран. Отличительной особенностью кредитных отношений Фонда с Россией стал их долгосрочный характер и эволюция функции фонда в них от кредитного источника до гаранта внешней платежеспособности.

Международный валютный фонд (МВФ) является межгосударственный институт, предоставляющий кредиты странам, разрабатывающий принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляющий межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возникновение этого международного финансового института обусловлено следующими причинами:

Во-первых, усилением интернационализации хозяйственной жизни, образованием ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы. Во-вторых, развитием межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений. В-третьих, необходимостью совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.