Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Механизм кредитных долей (Credit Tranche Policy) является важнейшим каналом использования общих ресурсов Фонда. Средства в иностранной валюте, составляющие 100% величины квоты, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли, делятся на четыре кредитные доли - транши (Credit Tranches), образующие каждый раз по 25% квоты. Страна, прибегающая к расходованию своих кредитных долей в Фонде, может при этом использовать полностью или частично и резервную долю, а может и сохранить ее. Это означает, что предельная сумма иностранной валюты, которую страна может приобрести у МВФ в результате полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. МВФ предъявляет стране, прибегающей к кредиту, определенные требования, касающиеся выполнения условий по преодолению экономических трудностей, причем уровень требований по мере перехода от более низких кредитных долей к более высоким постоянно возрастает. Обязательства страны-заемщика, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируется в специальном документе именуемом «письмо о намерениях» (Letter of Intensions), которое она направляет в МВФ. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями Фонда» или не выполняет его предписаний, он может ограничить или полностью лишить ее права пользоваться ресурсами МВФ.

Соглашения о резервных кредитах (Stand-by Arrangements), или соглашения «стэнд-бай», а также соглашения о расширенных кредитах (Extended Arrangements), заключаемые страной-членом с Фондом, предполагают, что страна получает гарантию того, что она сможет автоматически получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную валюту до суммы, о которой достигнута договоренность, в любое время, в течение срока действия соглашения, при условии соблюдения страной условий, оговоренных в соглашении. Такая практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной линии.

В современных условиях главным назначением кредитов «стэнд-бай» является кредитование макроэкономических стабилизационных программ, осуществляемых странами-членами. Теперь фактическое получение валюты, предоставляемой стране Фондом в виде резервного или расширенного кредита в рамках верхних кредитных долей, разделено на определенные стадии. Это означает, что иностранная валюта выдается порциями (траншами), через установленные промежутки времени в течение периода действия соглашения. Ход выполнения этого соглашения страной-заемщиком контролируется со стороны МВФ с помощью специальных целевых критериев. Такие критерии распространяются на макроэкономические показатели: кредитно-денежную политику, государственные финансы, государственный долг, политику торговых и валютных ограничений, а также относятся к сфере использования заграничных кредитов и к уровню внешних валютных резервов. До тех пор, пока Фондом не зафиксировано выполнение обусловленных целевых критериев и других условий, оговоренных в соглашении, страна не может получить следующий валютный транш. Если МВФ приходит к выводу, что страна не достигла намеченных макроэкономических критериев и, следовательно, не выполнила согласованные меры, Фонд прекращает предоставление ей валютных ресурсов. В этом случае Фонд требует от страны принятия дальнейших мер, направленных на достижение намеченных целей, оказывая соответствующее экономическое давление. Вместе с тем стороны могут договориться о пересмотре осуществляемой программы действий и изменении критериев, что дает стране-заемщику возможность продолжать получение средств у МВФ.


По соглашениям «стэнд-бай» кредиты обычно предоставляются на срок 12-24 месяцев. Покупки иностранной валюты, совершенные на основе соглашений «стэнд-бай», должны быть погашены (выкуплены обратно) в течение двухлетнего периода с погашением через три года после даты покупки. Практика показывает, что объем выделяемых средств по соглашениям «стэнд-бай», как правило, превышает сумму их фактического использования. После окончания такого соглашения не использованная страной-членом сумма кредита возвращается Фонду. В целом на долю резервных кредитов приходится около половины всех кредитных операций МВФ.

Механизм расширенного финансирования (Extended Fund Facility - EFF) дополняет механизмы резервных и кредитных долей. Он предполагает кредитование на основе среднесрочных программ расширенного финансирования (EFF) на период до трех лет с целью преодоления трудностей с платежным балансом, вызванных макроэкономическими проблемами в области производства, торговли, ценообразования, препятствующими осуществлению политики. При обращении в Фонд об оказании помощи на основе соглашения о расширенном кредите страна-член должна представить Фонду программу с изложением целей экономической политики на весь период действия соглашения, а также направлять ежегодно перечень мер, намеченных к реализации на протяжении следующего двенадцатимесячного периода для достижения поставленных целей. Приобретение иностранной валюты у Фонда производится по частям (траншами), причем для получения последующего транша необходимо представить обоснованное заключение о выполнении программы, ранее согласованной с МВФ. Кредиты EFF предоставляются за счет обычных (собственных) ресурсов МВФ. Возмещение использованных валютных средств должно производиться двенадцатью равными взносами в течение срока от 4 1/2 до 10 лет со дня каждой покупки валюты.

Механизм дополнительного финансирования (Supplementary Financing Facility - SFF) был введен в 1977 г. Он предполагает использование Фондом заемных средств для дополнительного финансирования. Заемные средства предоставлены в виде займов в различных валютах тринадцатью странами-членами, Швейцарским национальным банком на сумму 4,6 млрд. долл., а также пятью странами-экспортерами нефти на сумму 3,2 млрд. долл. Дополнительное финансирование предоставлялось странам, которые имели хронический дефицит платежного баланса и исчерпали лимиты получения обычных кредитов за счет обычных заемных ресурсов. Этот механизм использовался для выполнения странами-членами масштабных стабилизационных экономических программ и предусматривал также согласие страны-заемщика с 1 условиями Фонда: предоставление кредитов отдельными траншами; представление заключения о выполнении предписанной Фондом программы перед получением каждого транша.


2. Специальные компенсационные механизмы включают:

- компенсационное финансирование;

- финансирование системных преобразований;

- финансирование буферных запасов.

Компенсационное финансирование осуществляется из Фонда компенсационного финансирования и финансирования в случае непредвиденных обстоятельств - CCFF (Compensatory and Contingency Financing Facility), направленного на поддержание темпов реформ, проводимых в соответствии с одобренными МВФ соглашениями, а также для компенсации потерь от экспортной выручки; для покрытия расходов за услуги; возмещения убытков, связанных с резким ростом цен на импортируемое зерно; если убытки носят временный характер и вызваны внешними обстоятельствами, независящими от стран-членов.

Финансирование системных преобразований осуществляется из Фонда системной трансформации - STF (Systemic Transformation Facility). Оно направлено на преодоление трудностей, связанных с осуществлением экономических реформ и переходом к рыночной экономике.

Финансирование буферных запасов осуществляется из фонда буферных запасов - BSFF (Buffer Stock Financing Facility), действующего с 1969 г. Оно осуществляется с целью оказания странам-членам помощи при финансировании ими своего участия в создании международных буферных запасов сырьевых товаров в соответствии с товарными соглашениями в тех случаях, когда страна испытывает затруднение с платежными балансами из-за неблагоприятной конъюнктуры на мировых товарных рынках. Кредиты выдаются на срок до 3-5 лет в размере до суммы, эквивалентной 45% квоты. Такие кредиты предоставлялись на создание буферных запасов олова, какао, каучука, сахара.

3. Чрезвычайная помощь (Emergency Assistance) предоставляется в форме закупок товаров с целью оказания помощи странам-членам в решении проблем платежного баланса при возникновении непредвиденных стихийных бедствий.

4. Механизмы помощи странам с низким уровнем доходовпредполагают предоставление финансовых ресурсов из Фонда структурной перестройки (Structural Adjustment Facility) и из Расширенного фонда структурной перестройки - ESAF (Enhanced Structural Adjustment Facility).

Фонд структурной перестройки - САФ (SAF) предназначен для предоставления займов, ориентированных на оказание помощи бедным странам, испытывающим хронический дефицит платежных балансов, в осуществлении ими среднесрочных программ макроэкономической и структурной перестройки. МВФ преследует цель помочь таким странам добиться устойчивого экономического роста, преодолеть трудности с платежным балансом, упорядочить отношения с кредиторами, устранить ограничения в области внешней торговли и платежей.


Фонд расширенной структурной перестройки - ЕСАФ (Enhanced Structural Adjustment Facility - ESAF) фактически стал преемником САФ с 1987 г. Он имеет те же цели, что и САФ. Различие состоит в уровне доступа стран-членов к ресурсам, в масштабах и темпах реализации структурной перестройки в стране-заемщике; в процедурах мониторинга и в источниках финансирования.

Правом пользоваться ресурсами ЕСАФ получили 72 страны. Кредиты предоставляются сроком на 4 года тем странам, в которых проводившаяся ранее экономическая политика осуществления структурных реформ дала удовлетворительные результаты и которые предпринимали эффективные меры в регулировании платежных балансов. Кредиты предоставляются как за счет неиспользованных ресурсов фонда САФ, так и за счет специальных займов и взносов (6 млрд. СПЗ). Кредиты выдаются сроком на 3 года до 190% квоты а при исключительных обстоятельствах - до 255% квоты.

Предоставление Фондом кредитов странам-членам связано с выполнением последними определенных политико-экономических условий. Такой порядок получил название «обусловленности» (conditionality) и он строится на определенных принципах, установленных МВФ.

1. Возвратность предоставленных Фондом финансовых средств. Предполагается, что пул финансовых средств, находящийся в распоряжении МВФ, равнодоступен для всех стран-членов. Поэтому каждый член, заимствующий средства временно и на определенных условиях у другого члена через пул, обязан их вернуть по мере решения проблемы дефицита и платежного баланса.

2. Обоснование реальности возврата средств предполагает, что до предоставления Фондом финансовых средств из пула страна-член должна обосновать реальность возврата средств в результате решения проблем с платежами; возврат средств должен быть обеспечен в течение нормального срока погашения долга.

3. Страна-заемщик средств у МВФ выплачивает сумму сборов, необходимых для покрытия оперативных расходов и возмещения средств стране-донору. Процентные ставки как по займу, так и по возмещению полученного у МВФ кредита несколько ниже, чем рыночные, что обусловлено интересами сотрудничества; средства выдаются Фондом путем продажи иностранной валюты или СПЗ (в обмен на национальную валюту), погашение производится в обратном порядке - путем выкупа иностранной валюты. Срок кредитования, как правило, ограничен 3-5 годами, а по отдельным видам займов 7-10 годами. Основной процент за кредиты, выдаваемые из оплаченного капитала, периодически пересматривается.

В то время, как МБРР выдает займы только бедным развивающимся странам, МВФ может предоставить финансовые средства любой стране-члену, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств кредиторам в других странах или нуждается в финансовых ресурсах для осуществления экономических реформ или стабилизации платежного баланса. В своей деятельности МВФ придерживается жесткой финансовой политики, предполагающей выполнение страной, нуждающейся в займе, обязательств скоординировать свою политику с рекомендациями МВФ. Разработанные МВФ рекомендации относятся как к развивающимся странам, так и к странам с переходной экономикой. В них заложены определенные критерии, обязательные для выполнения.


1. Макроэкономическая политика должника должна быть направлена на обеспечение активного сальдо платежного баланса как главного фактора выплаты основной части долга и процентов.

2. Стабилизация внутреннего спроса за счет ограничения государственных расходов.

3. Использование займов на финансирование производственной сферы; выплата основной части долга и процентов за счет получаемой в производственной сфере прибыли.

4. Обеспечение бездефицитности (равновесия) государственного бюджета за счет сокращения неоправданных государственных расходов и сдерживания инфляции.

5. Проведение эффективной налоговой политики, способствующей развитию инвестирования и предпринимательства и обеспечивающей сбор налогов для покрытия государственных расходов.

6. Стабилизация денежного обращения, что предполагает проведение девальвации, а в отдельных случаях денежных реформ.

7. Обеспечение максимального использования рыночных механизмов и конкуренции как средства повышения уровня конкурентоспособности народного хозяйства; отмена контроля над ценами и заработной платой, свободный допуск на внутренний рынок и конкуренция со стороны импортируемых товаров.

8. Осуществление структурной перестройки экономики как основы долгосрочного развития. В систему мер в этой области входят: разгосударствление промышленных предприятий и перевод их с бюджетного на кредитное финансирование; развитие экспортных отраслей за счет как налоговых стимулов, так и девальвации, повышающей эффективность экспортной продукции; содействие притоку прямых иностранных инвестиций путем снижения уровня налогообложения и предоставления гарантий на вывоз прибылей.

9. Обеспечение стабильности политической власти, поскольку смена власти влечет за собой решение вопроса о преемственности внешних обязательств, включая займы.

При выработке своих рекомендаций МВФ руководствуется монетаристской концепцией, которая исходит из взаимозависимости между величиной денежной массы в стране, объемом совокупного спроса, с одной стороны, и состоянием платежного баланса - с другой. Основную причину неуравновешенности платежного баланса Фонд видит в наличии избыточного совокупного платежеспособного спроса в стране, вызываемого в первую очередь дефицитом государственного бюджета и чрезмерным расширением денежной массы. МВФ своими рекомендациями содействует созданию в странах-заемщиках благоприятных макроэкономических условий, снижающих риск невозвращения займов. Поскольку этот риск связан с проведением государственной экономической политики, можно считать, что МВФ своими действиями обеспечивает снижение политического риска, который непосредственно связан также со стабильностью политической власти.