Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исполнительный совет МВФ в начале 1998 г. одобрил создание дополнительной резервной системы - ДРС (Supplemental Reserve Facility), рассчитанной на предоставление финансовой помощи странам-участницам, испытывающим серьезные проблемы с платежным балансом вследствие острых потребностей в крупных средствах для краткосрочного финансирования, возникших в связи с потерей доверия участников рынка к данной стране. При таком положении усиливается давление на баланс движения капиталов и на ее официальные валютные резервы. Указанный механизм используется только в том случае, если существует уверенность, что быстрая перестройка и достаточное финансирование приведут в сжатые сроки к преодолению трудностей с внешними платежами.

Участвуя вместе с Парижским клубом в разработке мер по повышению платежеспособности должников, в частности, мер по выравниванию их платежных балансов, МВФ практически стал выступать важнейшим органом по предоставлению займов развивающимся и восточноевропейским странам. Произошло повышение роли МВФ как координатора международных кредитов и гаранта платежеспособности стран-должников. Заключение страной-должником кредитного соглашения с МВФ, главным элементом которого являются определенные экономические и политические условия (так называемый обусловленный кредит МВФ), предъявляемые данной стране Фондом в форме программы стабилизации экономики, служит для банков-кредиторов гарантией платежеспособности, достаточной для отсрочки погашения долгов и предоставления стране новых кредитов. Отказ страны выполнить условия МВФ закрывает ей доступ к мировому рынку капиталов. В то же время даже небольшой займ МВФ дает стране возможность получить более крупный кредит в банках.

ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕности МВФ ХХI века

Надзорная деятельность МВФ включает «надзор на двусторонней основе», в рамках которого МВФ оценивает политику каждого государства-члена и предоставляет рекомендации по вопросам политики, и «надзор на многосторонней основе», в рамках которого МВФ предоставляет анализ мировой экономики или группы стран, имеющих некоторые общие характеристики. Благодаря интеграции надзора на двусторонней и многосторонней основе МВФ может обеспечить более ком-плексный и последовательный анализ «вторичных эффектов», то есть возможного влияния политики одной страны на другие страны. Кроме того, МВФ проводит надзор за региональными финансовыми механизмами и валютными союзами. Важным элементом надзора на двусторонней основе являются консультации в соответствии со Статьей IV Статей соглашения МВФ, которая предусматривает проведение обзора экономической ситуации и политики в каждом из государств-членов МВФ. Надзор на многосторонней основе включает мониторинг тенденций в глобальной экономике и экономике регионов и анализ вторичных эффектов политики государств-членов, влияющих на мировую экономику. МВФ также ведет мониторинг тенденций в экономике регионов и глобальной экономике и анализирует воздействие, которое меры политики государства-члена могут оказать на соседние страны и мировую экономику. Он публикует периодические доклады об этих тенденциях и результатах анализа. В «Перспективах развития мировой экономики» приводится подробный анализ мировой экономики и перспектив ее роста, рассматриваются такие вопросы, как макроэкономические последствия глобальных финансовых неурядиц и потенциал глобальных вторичных эффектов, особенно тех, которые могут возникнуть в результате мер экономической, налогово-бюджетной и денежно-кредит-ной политики ведущих мировых экономик, таких как США, Китай и зона евро. В «Докладе по вопросам глобальной финансовой стабильности» содержится оценка мировых рынков капитала и финансовых дисбалансов и факторов уязвимости, которые могут создавать риски для финансовой стабильности. В «Бюджетном вестнике» приводятся последние среднесрочные прогнозы по налогово-бюджетной сфере и оценки изменений в области государственных финансов. МВФ также публикует доклады «Перспективы развития региональной экономики», где приводится детальный анализ основных регионов мира.


Кредитование отличие от банков развития МВФ не предоставляет кредиты на конкретные проекты— кредиты Фонда предоставляются странам, которые испытывают проблемы с платежным балансом, для того чтобы дать им время на корректировку мер экономической политики и восстановление роста без необходимости прибегать к действиям, наносящим ущерб их собственной экономике или экономике других государств-членов. Финансирование МВФ предназначено для оказания государствам-членам содействия в решении проблем платежного баланса, стабилизации экономики и восстановлении устойчивого экономического роста. Эта роль по урегулированию кризисов занимает центральное место в кредитовании МВФ.В широком определении МВФ осуществляет два вида кредитования— предоставление кредитов понельготным процентным ставкам и предоставление кредитов странам с низкими доходами на льготных условиях с низкими и, в некоторых случаях, даже нулевыми процентными ставками. В настоящее время все льготные кредиты являются беспроцентными. Мировой финансовый кризис подчеркнул необходимость эффективных глобальных сетей финансовой защиты, помогающих странам преодолевать неблагоприятные шоки. Поэтому одна из основных задач реформ кредитования в последнее время заключалась в том, чтобы дополнить традиционную роль МВФ по урегулированию кризисов дополнительными инструментами для предотвращения кризисов.

Развитие потенциала. Укрепление потенциала таких институтов, как центральные банки и министерства финансов, ведет к более эффективным мерам политики и большей стабильности и интеграции экономики. Именно поэтому МВФ работает со странами над укреплением этих институтов посредством предоставления технической помощи и программ подготовки кадров с упором на вопросы, являющиеся критически важными для экономической стабильности.

Развитие потенциала является одной из трех основных функций МВФ наряду с кредитованием и надзорной деятельностью, и на него приходится 30 процентов его бюджета. Развитие потенциала помогает государствам-членам формировать эффективные меры политики и институты в целях укрепления экономики, расширения инклюзивного роста и создания рабочих мест. МВФ все глубже осознает, что для оказания полезных услуг государствам-членам развитию потенциала нельзя отводить второстепенную роль или вести его в отрыве от других видов деятельности. Таким образом, подход к развитию потенциала в комплексе с надзором и кредитованием дает возможность реализовать потенциальный синергизм между его основными функциями и лучше служить государствам-членам. МВФ обладает исключительными возможностями для поддержки государств-членов благодаря своему глобальному охвату и мандату, включающему три основных элемента. Большой объем специализированных знаний и опыта в работе по развитию потенциала может повысить актуальность, эффективность и действенность его рекомендаций по вопросам экономической политики. Регулярное взаимодействие с директивными органами высокого уровня может повысить адресность, наглядность и эффективность развития потенциала. МВФ также имеет отличные возможности для того, чтобы выступать в качестве информационного центра и поддерживать обмен знаниями, коллегиальное обучение и координацию между поставщиками услуг по развитию потенциала для укрепления этих усилий. МВФ предоставляет услуги по развитию потенциала посредством миссий персонала из штаб-квартиры МВФ в Вашингтоне, США; краткосрочных визитов экспертов; направлением в страны постоянных советников на длительные сроки; сети региональных центров профессионального и организационного развития; и дистанционного обучения в режиме онлайн. Шестнадцать региональных центров помогают МВФ быстро реагировать на возникающие у стран потребности и обеспечивают более тесную координацию с другими партнерами по развитию. Должным образом структурированное и комплексное видение гарантирует, что все усилия сосредоточены на укреплении экономических институтов и согласуются с приоритетами страны в области развития. Эти усилия поддерживаются двусторонними и многосторонними партнерами, которые в настоящее время финансируют примерно половину мероприятий МВФ по развитию потенциала, в том числе за счет поддержки региональных центров. В течение последних 50 лет МВФ оказывал помощь в области развития потенциала всем своим 189 государствам-членам в соответствии с их приоритетами. В 2019 финансовом году развивающиеся страны с низкими доходами получили примерно половину всех технических рекомендаций МВФ. На страны с формирующимся рынком и страны со средними доходами пришлось чуть больше половины деятельности МВФ по подготовке кадров с ориентацией на экономическую политику. По мере того как страны работают над достижением Целей в области устойчивого развития, усилия МВФ по развитию потенциала сосредоточены в следующих фундаментальных областях. Налогово-бюджетная политика. Содействие правительствам в улучшении мобилизации доходов и эффективном управлении расходами, включая налоговую и таможенную политику и укрепление институтов сбора доходов, формулирование бюджета, управление государственными финансами, внутренний и внешний долг и системы социальной защиты. Это позволяет правительствам поддерживать стабильность бюджета; улучшать инфраструктуру, включая школы, дороги и больницы; укреплять системы социальной защиты и привлекать больше инвестиций. Денежно-кредитная политика и политика в отношении финансового сектора. Работа с центральными банками над модернизацией применяемых ими мер и основ денежно-кредитной и курсовой политики и их реализацией; с органами регулирования и надзора за финансовым сектором — над совершенствованием финансовой инфраструктуры и институтов; с другими соответствующими группами — над укреплением и расширением потенциала в области макропруденциального надзора и урегулирования кризисов. Эти усилия помогают укрепить макроэкономическую и финансовую стабильность в стране, стимулируя рост национальной экономики и международную торговлю. Правовая основа. Приведение правовой основы и основы управления в соответствие с международными стандартами, что позволяет странам разрабатывать обоснованные бюджетные и финансовые реформы, бороться с коррупцией, отмыванием денег и финансированием терроризма. Статистика. Повышение возможностей стран в составлении и распространении макроэкономических и финансовых данных для содействия более точному пониманию их экономики, формулирования обоснованной экономической политики, повышения прозрачности и подотчетности и поддержки достижения ими Целей в области устойчивого развития. Разработка и проведение макроэкономической политики. Улучшение навыков должностных лиц по разработке и реализации обоснованной макроэкономической и финансовой олитики, углубление диалога с государствами-членами по вопросам политики и содействие обмену опытом разработки и проведения политики посредством коллегиального обучения.


Деятельность МВФ по развитию потенциала, а также его рекомендации по вопросам политики и исследовательская работа помогают государствам-членам решать первоочередные для них задачи в области развития, в числе которых нижеперечисленные. Сокращение неравенства. МВФ обучает персонал директивных органов реализации всеобъемлющих мер политики, таких как реформа в области расходов и субсидий, прогрессивное налогообложение и финансовая интеграция, в том числе посредством новых финансовых технологий. Он также предоставляет инструменты для анализа, оперативной работы и мониторинга, необходимые странам для искоренения неравенства. Гендерное равенство. Деятельность МВФ по развитию потенциала и подготовке кадров в сфере гендерного равенства была расширена с включением в нее подготовки государственных служащих, семинаров с коллегиальной формой обучения и миссий технической помощи по составлению бюджетов с учетом гендерных факторов. Борьба с изменением климата. МВФ работает со странами в области налоговых реформ в природоохранных целях и установления эффективных цен на энергоносители в целях минимизации эффектов изменения климата. Это также помогает создавать надежные основы и планы по управлению государственными финансами для подготовки стран к стихийным бедствиям и шокам, связанным с изменением климата. Персонал МВФ работал с экспертами в ведущих центральных банках над разработкой инструментов стресстестирования рисков, связанных с климатом.

2.2. Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран

Устав МВФ не предусматривает особенных условий для вступления в организацию. Членство в ней открыто для любого государства, которое способно и готово выполнять определённые обязанности. Вступая в МВФ, страна обязуется:

· Постоянно информировать другие страны о мероприятиях по определению стоимости своих денег относительно денег других государств;

· Отказаться от ограничений на обмен национальных денег на другие валюты;

· Придерживаться такой экономической политики, которая приведёт к росту, как собственного национального богатства, так и богатства всего сообщества в целом.

Страна, которая вступает в МВФ, вносит определённую сумму денег (взнос по предоплате), своего рода членский взнос. Такая сумма денег называется квотой. Квоты имеют такие функции:


- Создают объединённый денежный запас, которым МВФ пользуется для предоставления займов своим членам;

- При их помощи определяется сумма, которую страна, внесшая квоту, может заимствовать или получить в МВФ при периодическом распределении специальных активов, известных как СДР (Special Drawing Rights, SDR). Чем больше взнос, тем больший кредит при необходимости может получить страна;

- Определяют «вес» голоса каждого члена фонда.

МВФ организован по примеру акционерного общества, а потому возможность каждого члена влиять на деятельность Фонда ограничивается его размером его части в капитале. Так, каждая страна-член имеет 250 «базовых» голосов (в независимости от размера взноса в капитал Фонда) и дополнительно по 1 голосу за каждые 100 000 единиц СДР его части в этом капитале. При голосовании по некоторым вопросам кредиторы могут получить по 1 голосу на каждые $400 000 займов, предоставленных ими ко дню голосования, за счёт соответствующего уменьшения количества голосов стран-должников.

Размер квот определяется при вступлении страны в МВФ, а потом пересматривается каждые пять лет. Расчёт проводится при помощи разных формул, которые отличаются элементами и их значимостью.

Рассчитанные квоты могут быть основой для обсуждения и внесения изменений с учётом всех аспектов и функций квот в МВФ.

Сейчас, когда членами МВФ является большинство государств мира, очень сильно разнятся размеры долей и количества голосов каждой страны. Так, учётом квоты в капитале МВФ на долю стран «большой семёрки» приходится 45% голосов, в т.ч. на США - 18%.

После утверждения Советом страна подписывает статьи соглашения и становится членом МВФ. Однако ни одна страна не имеет права использования механизмов Фонда до полной уплаты своего взноса. Кроме того, квота страны-члена не может быть увеличена, пока страна не договорится на такое увеличение и выплатит полной суммы взноса.

2.3. Инспектирование, консультации, предоставление услуг и финансирование стран-членов

В современных условиях деятельность фонда ассоциируется по большей части с его финансово-кредитными функциями. Но в целом существует и другие формы деятельности МВФ.

Возникновение такой формы деятельности как инспектирование связано с переходом от паритетной к современной, открытой системы обмена валют. При этом членами МВФ было принято решение о том, что Фонд должен расширить свою деятельность за рамки меновой стоимости, которая, в конце концов, является результатом целого ряда экономических мероприятий, изучать все сферы экономики стран, которые устанавливают размер этой стоимости, и непредубеждённо давать оценку экономической деятельности стран для всего сообщества членов. Такая форма деятельности была определена самим МВФ как "инспектирование" или надзор за обменной политикой членов организации.


Консультирование является так же постоянной формой деятельности Фонда. Консультируясь со своими членами, МВФ получает информацию о том, насколько ответственно и открыто действует страна при установлении условий, на которых правительства и частные лица других стран покупают и продают её валюту, а так же информацию об общем положении дел в стране.

МВФ проводит три типа консультаций:

  • Ежегодные консультации. Ежегодно группа из 4 - 5 экспертов МВФ приезжает в столицу определённой страны и около двух недель собирает информацию и обсуждает с должностными лицами экономическую политику страны. После этих двух этапов группа, уже в штаб-квартире готовит подробный доклад для обсуждения его на Директорате. Выводы, рекомендации и предложения, разработанные в результате этого обсуждения, передаются на рассмотрение правительству страны.
  • Дополнительные консультации может организовать директор-распорядитель Фонда в случаях, когда страна неожиданно оказывается в тяжёлой экономической ситуации, или есть подозрение, что её действия противоречат "кодексу поведения" и могут навредить другим государствам.
  • Специальные консультации МВФ проводит с теми странами, экономическая политика которых в значительной степени определяет состояние мировой экономики.

Услуги странам-членам МВФ предоставляются в таких формах:

  • Повышение квалификации национальных кадров. С 1964 г. в штаб-квартире организации в Вашингтоне работает Институт МВФ, который по специальным программам обучает национальные кадры всех стран;
  • Техническая помощь, которую предоставляют эксперты из состава служащих Фонда;
  • Информационное обслуживание. Публикация ежегодных и ежемесячных статистических материалов, издание серий специальных брошюр, и другие виды информационной деятельности.

Наиболее же известной является такая форма деятельности МВФ, как финансирование. МВФ предоставляет финансовую помощь странам-членам в рамках разнообразных механизмов финансирования, которые отличаются в основном типом проблем платёжного баланса, для ликвидации которых они предназначены, и условиями предоставления кредитов.

2.4 Проблемы МВФ

МВФ как главный институт мировой валютной системы определил четыре кардинальных сферы деятельности для предотвращения кризисов в будущем:

  1. Совершенствование финансового регулирования и надзора. Необходимо отметить, что МВФ не играет ведущей роли в данной области, но проблемы, вызванные деятельностью агентств кредитных рейтингов, негативно отразились и на международных финансовых рынках. В связи с этим МВФ выдвинул рекомендации по укреплению инфраструктуры основных финансовых рынков.
  2. Усовершенствование надзора со стороны МВФ на двусторонней основе в целях повышения интеграции в области макроэкономики и финансового сектора.
  3. Укрепление международного сотрудничества и международного надзора на многосторонней основе, что соответственно предполагает более широкое вовлечение стран с формирующимися рынками и стран с низкими доходами в работу организации.