Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Организационная структура Фонда. Виды, источники ресурсов Фонда

В настоящее время насчитывается 186 государств-членов МВФ. Членство открыто для государств в устанавливаемые МВФ сроки и на определяемых МВФ условиях.

Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, состоящий из представителей стран-членов, назначенных на 5 лет. В ведение Совета входят: изменение статей Соглашения, прием и исключение государств-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Совет управляющих собирается один раз в год и обычно принимает решения по вопросам, которые согласно Уставу не могут быть переданы другому органу. За исключением ряда полномочий (определение условий и прием новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов), Совет управляющих может делегировать исполнение своих задач Исполнительному совету. Совет управляющих принимает решения простым большинством голосов, а по наиболее важным вопросам (экономическим и политическим) - квалифицированным большинством (70 или 85% от голосов членов).

Совет управляющих может учредить новый постоянный орган управления - Совет на уровне министров для регулирования контроля за мировой валютной системой и ее приспособлением к меняющимся условиям. Но он еще не создан и его функции выполняет Временный комитет, состоящий из 24 членов. Временный комитет собирается на заседания дважды в год и постоянно консультирует Совет управляющих по регулированию платежных балансов, обеспечению международной ликвидности, принципам использования ресурсов МВФ, принятию мер, направленных на смягчение кризисных ситуаций в мировой валютной системе, и т.д.

Исполнительный совет (Директорат) отвечает за текущие дела МВФ. Семь из 24 исполнительных директоров назначаются странами с наибольшими квотами (Германия, Великобритания, Китай, Франция, Саудовская Аравия, США и Япония), остальные избираются управляющими от других стран с соблюдением принципов регионального представительства. Назначение и выборы производятся раз в два года. Заседания Исполнительного совета проходят несколько раз в неделю под председательством директора-распорядителя. Как правило, Директорат принимает решения, основываясь на материалах и докладах, которые подготовлены административным аппаратом. Формально все должностные лица МВФ подчиняются только руководящим органам фонда, и правительства государств-членов не имеют права оказывать на них давления.


Директорат назначает директора-распорядителя (по традиции это представитель Европы), который не может быть ни управляющим, ни исполнительным директором. Директор-распорядитель председательствует в Директорате (без права голоса, за исключением случаев, когда голоса разделяются поровну) и возглавляет административный аппарат фонда.

В функции директора-распорядителя входят ведение текущих дел и назначение должностных лиц МВФ: своего заместителя, секретаря, казначея, заведующих отделами, генерального советника юридического отдела, заведующих административной службой и европейской штаб-квартирой фонда (в Париже).

Взаимодействие МВФ с государствами-членами производится через региональные отделы: Африканский, Европейский I, Европейский II, Среднего Востока, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. В МВФ имеются отделы центральных банков, валютных и торговых отношений, по бюджетно-налоговым вопросам, правовой и исследовательский. В аппарате МВФ заняты 2300 сотрудников, 50% из которых - женщины. Это главным образом экономисты, специалисты по налогам, статистике, финансам и филологии.

Организационная структура аппарата МВФ постоянно развивается из-за целевых установок и функций МВФ, которые определяются трансформацией мировой экономики и международных валютно-финансовых отношений.

Основная часть кредитных ресурсов МВФ поступает от государств-членов, главным образом в форме платежей в счет квот. Кроме того, заимствование временно дополняет ресурсы, поступающие в форме квот, и играет важнейшую роль, позволяя Фонду предоставлять своим государствам-членам исключительную финансовую поддержку во время мирового экономического кризиса. Финансирование льготных кредитов и облегчение бремени задолженности для стран с низкими доходами осуществляется через отдельные трастовые фонды, средства которых поступают за счет взносов.

Система квот. Для каждого государства-члена МВФ устанавливается квота, которая отражает, в целом, его относительную величину в мировой экономике. Этот параметр определяет максимальный размер вклада государства в финансовые ресурсы МВФ. После присоединения к МВФ страна обычно вносит до одной четверти своей квоты в форме повсеместно принимаемых иностранных валют (таких как доллар США, евро, иена или фунт стерлингов) или специальных прав заимствования (СДР). Остальные три четверти вносятся в национальной валюте страны. Размер квот пересматривается не реже, чем один раз в пять лет. В 2010 году был завершен 14-й Общий пересмотр квот, и страны-члены МВФ приняли решение о том, чтобы удвоить объем ресурсов МВФ по квотам до 477 млрд СДР. Увеличения квот в рамках Четырнадцатого пересмотра вступили в силу в январе 2016 года.


Золотые авуары. Золотые авуары МВФ составляют приблизительно 90,5 млн тройских унций (2814,1 метрической тонны), что делает МВФ одним из крупнейших официальных держателей золота в мире. Однако Статьи соглашения МВФ жестко ограничивают использование этого золота. При условии одобрения большинством, составляющим 85 процентов от общих прав голоса стран-членов, МВФ может осуществить продажу золота или принять золото в качестве платежа от стран-членов, но Фонду запрещено покупать золото или заниматься другими операциями с золотом.

Кредитный потенциал МВФ. МВФ может направлять полученные в счет квот авуары в национальных валютах стран, характеризующихся прочным финансовым положением, на финансирование кредитования. Исполнительный совет МВФ производит отбор таких валют каждые три месяца. Эмитентами большинства таких валют являются промышленно развитые страны, однако в список валют включались и валюты стран с формирующимся рынком. Авуары МВФ в этих валютах, наряду с его собственными авуарами в СДР, составляют собственные используемые ресурсы МВФ. В случае необходимости МВФ может на временной основе привлекать заемные средства для пополнения этих ресурсов (см. ниже).

О сумме, имеющейся в распоряжении МВФ для немедленного предоставления новых (нельготных) кредитов, позволяет судить его потенциал будущих обязательств (ПБО). Этот потенциал определяется имеющимися у Фонда пригодными для использования ресурсами (включая суммы, доступные в рамках постоянно действующего многостороннего соглашения о займах (см. ниже)), плюс прогнозируемой суммой погашения займов в течение предстоящих двенадцати месяцев за вычетом ресурсов, которые Фонд уже обещал предоставить в соответствии с действующими кредитными соглашениями, и пруденциального остатка.


Соглашения о займах. МВФ имеет два постоянно действующих многосторонних соглашения о займах — Новые соглашения о займах (НСЗ) и Генеральные соглашения о займах (ГСЗ). МВФ может привести в действие эти соглашения, если он сочтет, что его ресурсов, поступающих в форме квот, может оказаться недостаточно для удовлетворения потребностей стран-членов, например, в случае серьезного финансового кризиса.

Льготные кредиты МВФ и облегчение бремени задолженности. Финансовая помощь МВФ странам с низкими доходами в настоящее время предоставляется в двух основных формах: ссуд под низкий процент в рамках Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГТ) и облегчение бремени задолженности в рамкахИнициативы в отношении бедных стран с высоким уровнем задолженности (ХИПК) и Трастового фонда для ограничения и преодоления последствий катастроф (Траст ККР). Эти ресурсы поступают за счет взносов стран-членов и самого МВФ, а не за счет взносов в счет квоты.


Трастовый фонд ПРГ-ХИПК был создан для облегчения бремени задолженности в рамках Инициативы ХИПК и субсидирования ставок по кредитам ПРГТ. Ресурсы, имеющиеся для этого трастового фонда, состоят из грантов и депозитов, которые обещали предоставить 93 государства-члена МВФ, а также взносов самого Фонда.

Трастовый фонд для облегчения бремени задолженности после катастроф (ПКДР) был создан в июне 2010 года для облечения бремени задолженности после катастроф. Трастовый фонд сначала финансировался за счет собственных ресурсов МВФ в размере 280 млн СДР (эквивалентно приблизительно 384 млн долл. США).

1.4 Кредитование со стороны МВФ: сроки и условия механизмов финансирования

В зависимости от целевой направленности и условий кредитования Фонд использует различные кредитные механизмы (facility, что переводится так же, как фонды). В рамках каждого из таких механизмов устанавливаются лимиты, ограничивающие сумму выдаваемых кредитов относительно квоты страны в Фонде. Допуск стран к финансовых ресурсам в пределах соответствующих лимитов определяется в каждом конкретном случае отдельно в зависимости от сложившихся в стране обстоятельств.

Кредитные механизмы можно разделить на следующие четыре категории:

1. обычный механизм;

2. специальные компенсационные механизмы;

3. чрезвычайная помощь;

4. механизмы помощи странам с низким уровнем доходов.

1. Обычные механизмы включают:

- механизмы резервных долей;

- механизм кредитных долей;

- соглашения о резервных кредитах;

- механизм расширенного финансирования;

- механизм дополнительного финансирования.

Механизм резервных долей (Reserve Tranche) предполагает, что приобретаемая страной-членом первая порция иностранной валюты в размере 25% квоты (до Ямайского соглашения 1978 г. была золотая доля) определяется как превышение величины квоты данной страны в МВФ над суммой запаса национальной валюты, находящейся в распоряжении Фонда на Счете общих ресурсов.

Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют ее резервную позицию в Фонде (Reserve Position in the Fund). В пределах резервной позиции страны могут получать средства у МВФ автоматически, по первому требованию. Покупка таких средств не обусловливается предварительным согласием Фонда. Использование резервной позиции рассматривается не в качестве кредитной операции, а как изъятие страной иностранной валюты, внесенной ею в Фонд в счет подписки. Следовательно, не требуется от страны уплаты комиссионных и процентных платежей и возвращения полученных валютных средств.