Файл: Тема Развитие системы знаний о государственном управлении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 1159

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оценка эффективности тех или иных государственных программ (экономического, социального или культурного развития) возможна с привлечением таких показателей: объема выполненных работ и проведенных мероприятий, соотносимого с расходами; реализации официально установленных стандартов потребления товаров и услуг; уровня удовлетворения потребностей и запросов населения в определенных услугах и предметах жизненной необходимости, что фиксируется, в частности, опросами населения и анализом жалоб и предложений граждан; динамики роста бюджетных ассигнований и пр.

Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ согласно вышеназванной методике производится на основе анализа и сопоставления показателей, характеризующих:

1)      Конечные результаты деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по сферам. Под конечными результатами деятельности понимаются достигнутый уровень социально-экономического развития субъектов РФ, а именно – уровень реализации основных целей деятельности региональных властей в различных сферах, удовлетворенность населения качеством предоставляемых государственных услуг и деятельностью органов исполнительной власти субъекта РФ.

2)      Эффективность использования бюджетных ресурсов в субъекте РФ по сферам. Объём неэффективных расходов региональных бюджетов определяется на основе показателей (в соответствии с нормативными или среднероссийскими значениями), характеризующих бюджетную сеть в регионе и ее использование.

3)      Ход реализации институциональных реформ в субъекте РФ по сферам. Под ходом реализации институциональных реформ понимается внедрение новых механизмов управления в различных сферах и их эффективность.

Все вышеобозначенные показатели взаимосвязаны между собой и рассматриваются в едином контексте.

Цели сравнительных оценок качества государственного управления:

- Глобализация.

- Процесс унификации государственных институтов.

- Изучение и поиск лучшей практики.

Организации, участвующие в оценке государственного управления

Международные.

Национальные.

Правительственные.

Неправительственные.

Частные организации.

Индексы качества государственного управления:

Индекс Всемирного банка GRICS (Governance Research Indicator Country Snapshot).

Индекс конкурентоспособности роста (Growth Competitiveness Index , GCI).

Исследование условий ведения бизнеса (BEEPS–TheBusinessEnvironmentandEnterprisePerformanceSurvey).


Индекс восприятия коррупции.

Индекс экономической свободы.

Национальные оценки эффективности государственного управления

-Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (48 показателей, по которым оценивается деятельность региональных органов исполнительной власти)

-Указ Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (12 показателей, по которым оценивается деятельность региональных органов исполнительной власти)

ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ(Указ Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»)

1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.

2. Численность населения.

3. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств).

4. Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе

Микропредприятиями , и индивидуальными предпринимателями.

5. Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта

РФ.

6. Уровень безработицы в среднем за год.

7. Реальные располагаемые денежные доходы населения.

8. Удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади

жилищного фонда.

9. Доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, не

сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников государственных

(муниципальных) общеобразовательных учреждений.

10. Смертность населения (без показателей смертности от внешних причин).

11. Оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ.

12. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, -всего, в том числе переданных неродственникам(в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство),

охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные

семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов

Для оценки эффективности государственного управления необходимы соответствующие критерии и показатели оценки, которые характеризовали бы качество всей системы органов государственной власти и местного самоуправления в единстве их целеполагания, организации и функционирования [89]. Можно выделить пять таких критериев:



  • • целевая ориентированность организации и функционирования государственной системы и ее элементов, определяемая через степень соответствия их управляющих воздействий целям, объективно исходящим из их положения и роли в обществе. Причем оцениваются не только нормативно закрепленные, но и реализуемые на практике органами государственной власти цели;

  • • затраты времени на решение управленческих вопросов и осуществление управленческих действий — время, необходимое на реализацию управленческих процессов, начиная от получения, обработки и прохождения информации до разработки, принятия и реализации государственных управленческих решений. Фактор времени играет существенную роль: актуальность проблемы имеет место только в конкретные моменты времени, поэтому чем дольше будет приниматься решение, тем выше могут быть потери в будущем;

  • • стиль функционирования государственно-управляющей системы, ее подсистем и других организационных структур — формы, методы, средства и ресурсы для достижения поставленных целей;

  • • сложность организации субъекта государственного управления, его подсистем и звеньев;

  • • издержки на содержание и обеспечение функционирования государственно-управляющей системы, ее подсистем и иных организационных структур — оценка взаимозависимостей между стоимостью управления и результатами деятельности органов государственной власти.

В целях повышения эффективности органов государственной власти в настоящее время проводится работа по четырем направлениям :

  • • развитие единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системы «Управление» (ГАС «Управление») для совершенствования информационного, технологического и аналитического обеспечения принятия решений на всех уровнях государственного управления;

  • • реформирование системы общественных советов для общественных представителей в обсуждение принимаемых органами власти решений;

  • • разработка и внедрение показателей эффективности и результативности деятельности органов государственной власти и государственных гражданских служащих в целях оценки повышения качества их деятельности;

  • • противодействие коррупции, выявление и последующее устранение причин и условий ее появления.

В Российской Федерации (далее – РФ)выработка показателей эффективности государственного и муниципального управления, а также методики оценки эффективности активно осуществляется в последние годы как на официальном уровне, так и научно-экспертным сообществом. Прежде всего необходимо отметить следующие документы: Указы Президента РФ от 28.04.2008 г. № 607, от 21.08.2012 г. № 1199, Постановления Правительства РФ от 3.11.2012 года №1142, от 17.12.2012 №1317-р, Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 21 января 2009 года №52-р. На основе указанных нормативно-правовых актов в настоящее время определяется эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также проводится мониторинг российского законодательства, выявляющий эффективность правового обеспечения государственного и муниципального управления.


Так, Указом Президента РФ от 21.08.2012 г. №1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» была введена методика (утверждённая постановлением Правительства РФ от 3.11.2012 г. № 1142) оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ на основе свёртки сводных индексов отдельных показателей по блокам (экономический блок, социальный блок и опросы) в интегральный показатель эффективности . Особо стоит отметить, что в методике при расчёте сводных показателей используются как средний темп роста показателя, так и его объём. Ежегодно в соответствии с методикой Министерством регионального развития РФ проводится оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и публикуется доклад.

Результаты государственного управления наглядно видны в экономике и благосостоянии людей, в социальной и духовной сфере, в общественной безопасности (правопорядке), в международном сотрудничестве и в других сторонах жизни. И все общество в целом, и каждый человек в отдельности имеют свое мнение относительно рациональности и эффективности государственного управления. Однако подобное ценностное отношение людей к государственному управлению не заменяет необходимости специальной, т. е. квалифицированной и общественно значимой оценки качества государственного управления или его отдельных проявлений в тот или иной исторический момент.

Обществу нужны не только и не столько периодические изменения в управлении (революции и реформы, реорганизации и прочие резкие преобразования), а такое его состояние, при котором совершенствование государственного управления носило бы постоянный, профилактический, предупредительный характер и в каждый данный исторический момент (перед новыми проблемами) гарантировало его высокий уровень.
Составной и подготовительной частью такого процесса совершенствования выступают анализ и оценка характера, уровня, эффективности организации и функционирования системы государственного управления. Ибо прежде, чем совершенствовать, стоит основательно изучить, проанализировать и правильно оценить активность того или иного звена, органа, отдельного участника управления. Причем, что особо важно, подобные анализы и оценки должны быть строго определенными по времени, формам, процедурам, последствиям, систематическими и авторитетными. Они призваны превратиться в естественную и необходимую часть как самого управления, так и процесса его совершенствования.


Оценку государственному управлению делают разные общественные институты: гражданин, семья, трудовые коллективы, общественные объединения, государственные структуры. Существуют и определенные процедуры, в соответствии с которыми такая аналитическая деятельность осуществляется и приводит к тем или иным последствиям. Выделим пять способов анализа и оценки государственного управления.

Из всех способов оценки следует выделить следующие:

· отчеты органов государственной власти, управленческих структур, а также должностных лиц о результатах их деятельности. Это – ежегодные послания Президента Республики Беларусь Национальному Собранию, отчеты Правительства Республики Беларусь перед Национальным собранием, отчеты палат Национального Собрания перед обществом, а депутатов перед избирателями и т.д.;

· общественное мнениетакже является разновидностью оценки эффективности государственного управления, которое представляет собой совокупность суждений, взглядов, позиций, точек зрения множества людей. Оно как бы соотносит результаты управления с потребностями, интересами и ожиданиями людей. И хотя общественное мнение по своей природе субъективно,из-за своей массовости оно обладает свойством объективно «видеть» эффективность государственного управления;

· оценку эффективности государственного управления отражают средствами массовой информации, которые по своей сути призваны объективно оценивать происходящие в жизнедеятельности общества события и, следовательно, результаты управления;

· обращения граждан, содержание которых формирует представления о жизни людей, их потребностях, конкретных интересах, нарушениях их прав т.п., что в определенной мере также позволяют судить об эффективности государственного управления, обнаружить недостатки, упущения, слабые места в системе государственного управления.

Основные термины:

Эффективность- это комплексная характеристика возможных, а также реально полученных результатов выполнения определенных функций системой государственного управления, учитывая при этом степень соответствия результатов, которых удалось достичь, и поставленных целей и задач по развитию.
Экономическая эффективность- отражает внутреннее положение дел в системе государственного управления, ее собственную деятельность, а техническая эффективность — соответствие государственного управления требованиям внешней среды с учетом влияния, которое оно оказывает на состояние общества.