Файл: Тема Развитие системы знаний о государственном управлении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 1155

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основным критерием социальной эффективности использо­вания ресурсов в условиях их ограниченности и постоянной не­хватки является качество удовлетворения насущных потребнос­тей общества и отдельных его граждан. Рост же этой эффективно­сти можно обеспечить не только и не столько за счет абсолютного сокращения или экономии этих ресурсов, а путем оптимизации (рационализации) их использования. В государственном управле­нии эффективность - это не только формальное сопоставление результатов управленческой деятельности и ресурсов, затрачен­ных на их достижение. Главное здесь - политические, социокуль­турные и социально-психологические результаты.

Административные ресурсы - это прогрессистская, технологическая ипостась власти, противостоящая традиционным формам государственного управления в России. Административные ресурсы - это ответ власти на модернизаци-онные вызовы века, ее технологическая, прогрессистская ипостась, су­ществующая в «ресурсном» виде и применяемая при угрозах для самой власти.

Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций.

Государственные финансы включают в себя:

– государственный бюджет;

– государственные внебюджетные фонды.

Финансовые ресурсы государства – это совокупность всех денежных средств, которыми располагает государство, его предприятия, организации, учреждения как хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат.

Финансовые ресурсы формируются в результате экономической и финансовой деятельности страны в процессе создания и распределения валового общественного продукта.

Финансовые ресурсы государства – это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, предприятий, организаций и населения и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизвод­ства и общегосударственных потребностей. Основным источником финансовых ресурсов являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховые фонды.

В хозяйственном обществе могут создаваться:

1) резервный фонд;

2) фонд распределяемой прибыли (фонд дивидендов);

3) фонд развития производства;

4) фонд развития персонала;

5) фонд социального обеспечения;

6) фонд участия персонала в прибылях общества;

7) фонд нераспределенной прибыли и прочие фонды.


Предложения по созданию, пополнению фондов и направлениям использования их средства разрабатываются и подаются исполнительным органом общества высшему органу для принятия соответствующего решения.

Величина фондов может определяться в абсолютном выражении или в процентном соотношении к величине уставного фонда. Размер ежегодных поступлений в фонды определяется в процентном соотношении к размеру чистой прибыли общества, могут устанавливаться верхний или нижний предел отчислений.

Государственный резерв – особый федеральный запас материальных ценностей, предназначенных для использования в целях и в порядке предусмотренном действующим законодательством. В состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд (мобилизационный резерв), запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения первоочередных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и др.

Создание и поддержание необходимых государственных резервов является обязательным условием эффективности государственного управления. В составе общего государственного резерва образуются мобилизационный резерв, неснижаемый запас материальных ценностей, т. е. постоянно поддерживаемый объем их хранения, оперативный резерв сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Государственный резерв предназначается для:

• обеспечения мобилизационных нужд, первоочередных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

• стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения сырьевыми, топливно-энергетическими ресурсами, продовольствием;

• регулирующего воздействия на рынок;

• оказания гуманитарной помощи.

Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Одну из наиболее распространенных в западной политологии классификаций ресурсов власти предложил американский социолог итальянского происхождения, последователь Макса Вебера Амитай Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов:

— утилитарные;

— принудительные;

— нормативные.

Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения.



Принудительные ресурсы – это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

В отечественной политологии наиболее распространенной является классификация ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые ресурсы.

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.

Социальные ресурсы – это понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.

Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. Как считает известный американский социолог О. Тоффлер, в 21 веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Они становятся важнейшим ресурсом власти.

Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.

Ресурсы власти могут использоваться для наказания, для поощрения, для убеждения и для принуждения. Наказание, поощрение, убеждение, принуждение – это 
методы осуществления власти.

Социально-демографический ресурс обозначает совокупность физических лиц, проживающих на территории конкретного региона (города, микрорайона, поселка). Эти лица различаются по возрастным, социальным, профессиональным, этническим и другим признакам. Они представляют собой категорию либо активно задействованных участников социально-культурной деятельности (реальную аудиторию клуба, парка, музея и др.), либо на данный момент по ряду объективных причин (в том числе личного характера) не участвующих в социокультурных мероприятиях (потенциальную аудиторию).

Кадровый ресурс – номенклатура специалистов, отвечающих по своим характеристикам назначению (набору функций) организации и обеспечивающие качество производимого культурного продукта (благ и услуг), а также технический и вспомогательный персонал.

Эффективность использования кадрового ресурса самым непосредственным образом связана с вопросом о современном юридическом, экономическом, социальном статусе специалиста социально-культурной сферы. Это связано не только с трансформацией прежнего понятия «культурно-просветительный работник», но и с объективно возрастающей ролью специалиста, непосредственно организующего контакты с семьей, трудовым коллективом, учреждениями культуры, школой и другими социальными институтами региона.

В рамках кадрового ресурса также выделяется интеллектуальный ресурс (активный потенциал, которым обладают профессионалы и любители, выступающие в качестве авторов многочисленных социально-культурных проектов и программ).

В общем случае под информационными ресурсами понимается вся совокупность сведений, получаемых и накапливаемых в процессе развития науки и практической деятельности людей, для их многоцелевого использования в общественном производстве и управлении.

Для обеспечения своей деятельности органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, отдельные граждане формируют информационные ресурсы.

В информационном обществе особое внимание уделяется именно информационным ресурсам и подчеркивается их значимость по сравнению с традиционными видами ресурсов, например, полезными ископаемыми. Резко повышается эффективность доступа к информационным ресурсам, становится возможным использование компьютерных телекоммуникационных сетей. По полноте предоставляемой информации к российским информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, молено отнести:


  • • ресурсы органов государственной власти;

  • • библиотечные ресурсы;

  • • правовые ресурсы;

  • • архивные ресурсы;

  • • образовательные ресурсы.

Информационные ресурсы есть базовая часть образовательных технологий. Условно их можно назвать «знаниевыми» ресурсами, поскольку они содержат предметное содержание, подлежащее усвоению, так называемый образовательный контент. В образовательной деятельности таким ресурсом становится отчужденное от человека предметное содержание, которое фиксируется на информационном носителе – печатном, электронном. Социальный опыт в этих ресурсах преобразован в особую дидактическую форму, эффективную для усвоения обучающимися, за счет учета возрастных и психологических особенностей, конкретного уровня предметной подготовки.

Коммуникационными считают такой тип электронных образовательных  ресурсов, которые предназначены для организации, вовлечения в процесс и поддержания коммуникаций в сетевой образовательной деятельности, а также продукты образовательных коммуникационных взаимодействий субъектов, накапливаемые в сети и позволяющие впоследствии решать различные классы образовательных задач.

Основной целью коммуникационных ресурсов является создание условий для целенаправленных образовательных взаимодействий участников образовательного процесса. Таких взаимодействий, в которых уже не только преподаватель, но и студент выступает источником усвоенных знаний. Он применяет их в различных образовательных ситуациях, организуемых педагогом или инициируемых самостоятельно, на основе самоорганизации, взаимоорганизации с   партнерами по обучению.

Правовое обеспечение — базовый ресурс государства. В широком смысле — это а) создание правовой базы для функционирования того или иного субъекта правоотношения, б) оказание соответствующих правовых услуг тому или иному субъекту; в) научное и кадровое обеспечение юридической работы по определенному направлению.

По отраслям законодательства правовое регулирование обеспечивается нормами материального и процессуального права. Основой являются нормы публичного права, регулирующие отношения, основанные на властных полномочиях одной стороны I подчинении другой. Это нормы международного, конституционного, административного, финансового, налогового, таможенного, уголовного, арбитражного права. Субсидиарно это регулирование обеспечивается нормами некоторых отраслей частного права, например, трудового, предпринимательского, земельного и жилищного.