Файл: Тема Развитие системы знаний о государственном управлении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 1147
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разграничение предметов ведения проведено в Конституции РФ на федеральную, совместную и собственную компетенцию субъектов РФ (ст. 71 - 73). Определение принципов и порядка разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами осуществлено законодателем в ФЗ от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об общих принципах..." 1999 г.), который подтверждает возможность разграничения именно полномочий, а не предметов ведения, которые закреплены конституционно.
Действующее законодательство, разделяя федеральные и региональные полномочия в сфере совместной компетенции, не определяет четко федеральные полномочия, а концентрируется на региональных полномочиях
Кроме того, федеральные органы государственной власти вправе осуществлять детальное регулирование не только в совместной сфере, но и в сфере собственных полномочий субъектов РФ, если соответствующие вопросы не регулируются субъектом РФ или его акты противоречат федеральному законодательству. Конституционный Суд подтвердил правомерность такого "вторжения" в Постановлении по "Тульскому делу", подчеркнув, что если субъект РФ не принял закон, отнесенный к его компетенции, то федеральный законодатель в случае необходимости вправе осуществить правовое регулирование в этой сфере.
Что касается разграничения полномочий с муниципальным уровнем власти, то здесь на первый взгляд проблем возникает меньше. Во-первых, законодательно четко определены вопросы местного значения в зависимости от видов муниципальных образований (ст. 14 - 16 ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") и полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (ст. 17). Во-вторых, и это важная новелла Закона, в ст. 19 ФЗ 2003 г. четко указано, что полномочия органов местного самоуправления по вопросам, не отнесенным федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Тем самым законодатель исчерпывающим образом определяет компетенцию муниципалитетов.
Аанализируя обозначенные преобразования в части разграничения компетенции между уровнями публичной власти в России, можно сформулировать ряд выводов. Во-первых, федеративные реформы непосредственно отразились на механизме разграничения полномочий между федеральным, региональным и местным уровнями публичной власти в направлении централизации и концентрации полномочий у Федерации. Во-вторых, проводимое законодательное разграничение федеральных и региональных полномочий по предметам совместного ведения ограничивает права субъектов РФ и требует расширения их полномочий, сопровождаемого конкретизацией федеральных полномочий с учетом социально-экономических потребностей и возможностей субъектов РФ. В-третьих, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 2003 г. сместил пропорции правового регулирования местного самоуправления в пользу Федерации. Закон централизовал нормативное регулирование ряда местных вопросов, переместив его с регионального на федеральный уровень. В-четвертых, сложно ставить вопрос о наличии совместных полномочий государства и местного самоуправления, поскольку они отделены друг от друга и представляют разные уровни публичной власти, хотя и совместно участвуют в решении единых задач. Поэтому важно находить оптимальные пути сочетания централизации и децентрализации в системе разграничения федеральных, региональных и муниципальных полномочий.
Принцип государственных гарантий местного самоуправления
Европейская Хартия местного самоуправления провозглашает принцип гарантированности местного самоуправления населению поселений с требованием закрепления данного принципа в законодательстве конкретного государства. Российская Федерация признает и гарантирует осуществление местного самоуправления на конституционном уровне (эта гарантия закреплена в статье 12 Конституции Российской Федерации). Помимо этого, гарантированность осуществления местного самоуправления закреплена в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иных нормативно-правовых актах, в том числе регионального уровня. Гарантированность местного самоуправления состоит в формировании системы правовых гарантий защиты местного самоуправления, признаваемого формой самостоятельного осуществления народовластия: российская Конституция провозглашает существование местной публичной власти. В основе данного принципа лежит децентрализация государственного управления, разграничение системы полномочий на уровне муниципального управления между органами государственного управления федерального и регионального уровня, а также органами управления муниципальных образований.
Принцип организационного обособления органов местного самоуправления
Конституция утверждает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Рассматриваемый принцип определяет основы взаимоотношений муниципальных органов между собой, муниципальных органов и органов государственной власти, а также статус муниципальных служащих.
Муниципальному образованию должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность. При этом подчиненность одного муниципального образования другому не допускается. Наименование органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий
, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований.
На основе данного принципа строятся взаимоотношения органов и должностных лиц местного самоуправления с государственными органами и государственными должностными лицами. Законодательно закреплено, что:
-
а) образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается; -
б) осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается; -
в) должностные лица местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих; -
г) решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда;
Законодательство обеспечивает защиту органов местного самоуправления от незаконного вмешательства государственных органов в их деятельность, но и устанавливает основы их взаимодействия.
Органы местного самоуправления вступают во взаимодействие с органами государственной власти, реализуя отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться, а также осуществляя решения, принятые органами государственной власти, оказывая содействие государственным органам в выполнении их задач и функций на местном уровне.
Федеральный закон наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации, а также закрепляет обязанность органов государственной власти, государственных должностных лиц рассматривать направленные им обращения органов и должностных лиц местного самоуправления.
Взаимодействие органов местного самоуправления с органами власти государственной. Данный принцип отражен в главе 8 Конституции. Могут быть переданы полномочия органов государственной власти органам местного самоуправления. Например, полномочия субъекта переданы муниципальному району. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления строится на принципах:
1) законности;
2) добровольности;
3) учета совместных интересов и взаимной ответственности;
4) сохранения независимости муниципальной власти.
Основными формами взаимоотношенийгосударственных и муниципальных органов власти, осуществляемых без взаимной передачи полномочий друг другу, являются договоры и соглашения, а также создание государственно-муниципальных организаций, выполняющих общие задачи и функции.
Принцип ограниченности, предельности компетенции систем государственного и муниципального управления.
В самом общем виде компетенция есть комплекс легально установленных способов осуществления публичных функций. В самом общем виде компетенция есть комплекс легально установленных способов осуществления публичных функций. Принцип заключается в том, что для всех этих функций есть ограничения полномочий. Накладывается определенный предел на их реализацию и осуществление. Компетенция состоит из элементов двоякого рода: собственно компетенционные элементы предметы ведения как юридически-определенные сферы и объекты воздействия, властные полномочия как гарантированная законом мера принятия решений. сопутствующие элементы цели как долгосрочная нормативная ориентация, выражающаяся в непрерывном решении возникающих задач посредством осуществления компетенции; обязанность действовать, которая касается как государства, так и его органов и должностных лиц. Без нее компетенция теряет главное - публично-правовое обеспечение с помощью разных средств.
Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления
1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся:
определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемых настоящим Федеральным законом;
правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления;
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
2. Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
3. В случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону применяются Конституция Российской Федерации и настоящий Федеральный закон.
Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления
1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:
правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом;
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.