Файл: Учебника Разработка предметноориентированных систем.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 436

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кнопка Подсчёт покажет общее число файлов, удовлетворяющих указанным условиям поиска.
С помощью поиска можно произвести замену слова или фразу в файле.
Для этого воспользуйтесь закладкой Замена.
Рабочий стол
Рабочий стол, как уже отмечалось выше, – это инструмент для организации удобного управления работой сайта с помощью произвольно размещаемых гаджетов. Система запоминает настройки Рабочего стола для каждого пользователя.
Управление Рабочим столом выполняется с помощью кнопки
Настройки, где доступны следующие операции:
1. Создать новый рабочий стол. Новые рабочие столы можно использовать для более удобной организации управления Административной частью.
2. Настроить рабочий стол: определение столбцов и их размеров.
3. Настроить все рабочие столы: изменение названий и положения столов, удаление столов.
4. Сбросить текущие настройки: вернуться к настройкам по умолчанию.
5. Сохранить как настройки по умолчанию: сохранить настройки всех рабочих столов как настройки по умолчанию.
Гаджеты в продуктах «1С-Битрикс: Управление сайтом» – это особые программные элементы, выполняющие функции уведомления и быстрого перехода к различным элементам управления и настройки системы и её элементов. С помощью гаджетов на Рабочем столе может быть представлена самая разнообразная информация.
Для добавления гаджета служит кнопка Добавить гаджет. Открывается выпадающий список всех доступных гаджетов. Выберите необходимый гаджет, и он отобразится на рабочем столе в левой колонке сверху.

Перемещается гаджет наведением курсора мыши на его заголовок.
Удерживая нажатой левую кнопку мыши, переместите гаджет в нужное место рабочего стола.
При нажатии на кнопку Настроить открывается форма настройки параметров. Состав полей формы зависит от конкретного гаджета.
Минимальная настройка, доступная везде, – это переименование.
Системой запоминаются все выполненные персональные настройки и расположение гаджетов.
Список гаджетов, которые можно добавить на рабочий стол:
1. Группа
Личное. Гаджеты для работы с персональными инструментами:
-
Заметки – создание/изменение текстовых заметок;
-
Избранные ссылки – создание собственного мини-каталога ссылок.
2. Группа Внешние сервисы. Сервисы для получения информации из
Интернета:
- RSS-лента – вывод сообщений с внешнего источника;
-
Прогноз погоды – прогноз погоды по выбранной местности и быстрый переход к сервису Яндекс.Погода;
-
Задачи и события – гаджет для получения информации о задачах с портала Битрикс24.
3. Группа Контент. Гаджеты раздела Контент:
-
Элементы инфоблока – вывод списка элементов инфоблока согласно настройкам гаджета и быстрый переход к форме редактирования элемента.
4. Группа Магазин. Гаджеты раздела Магазин:
-
Заказы – вывод списка элементов инфоблока согласно настройкам гаджета и быстрый переход к форме редактирования элемента;
-
Статистика по товарам – вывод статистики по самым продаваемым и самым просматриваемым товарам;
-
Графики по продажам – графики по доходу и по количеству;


-
Мобильное приложение – работа с мобильным приложением.
5. Группа Веб-аналитика. Гаджеты раздела Веб-аналитика:
-
Статистика – вывод статистики заказов и списка заказов и быстрый переход к соответствующим страницам раздела.
6. Группа Настройки. Гаджеты раздела Настройки Административной части:
О системе – информация о системе, обновлении, числе пользователей и другая;
Монитор производительности
– вывод текущей оценки производительности и быстрый переход к Панели производительности;
Монитор качества – вывод оценок Монитора качества;
Проактивная защита – вывод текущего уровня защиты и быстрый переход к Панели безопасности;
Marketplace – переход к выбору решений из каталога;
Битрикс24 – подключение Битрикс24;
Авторизация Битрикс24 – подключение единой авторизации всех порталов Битрикс24 и сайтов на «1С-Битрикс: Управление сайтом»;
Инспектор сайтов – переход к настройкам Инспектора. Текущая информация по Инспектору;
Скорость сайта – измерение скорости открытия сайта для пользователей.
Разработчики проектов на Bitrix Framework могут создать свои гаджеты и размещать их в системе.
Контекстная справка
Контекстная справка – информация о функционале, открываемая «по месту требования», то есть отобразится вся информация по теме страницы, с которой она открывается. Например, в разделе Информационные блоки откроется окно с информацией только о работе с инфоблоками, в разделе
Медиабиблиотека – только о медиабиблиотеке.
Контекстная помощьдоступна только в Административном разделе системы. К ней обращаются нажатием на кнопку в Административной панели.

Справка содержит следующие разделы:
-
Почитайте готовые ответы – это список быстрых вопросов и ответов.
Здесь собраны типовые вопросы и ответы, которые поступали в службу поддержки;
-
Учебный курс – список уроков из учебных курсов с детальным и подробным описанием функционала;
-
Советы пользователей – статьи партнёров 1С-Битрикса о работе с тем или иным функционалом;
-
Посмотрите Видеоролики – список видеороликов с общим рассказом о функционале и приёмах работы;
-
Пользовательская документация
– список страниц из
Пользовательской документации;
-
Быстрый поиск – поиск по всем справочным материалам. Иногда с его помощью можно быстрее получить ответ;
-
Расскажите, что вы искали и не нашли – форма для отправки запроса на разъяснение тех или иных возможностей продукта.
Для администраторов отображается ещё и форма для обращения в техподдержку компании «1С-Битрикс».
Экспорт в MS Excel
Сохранить данные из «1С-Битрикс: Управление сайтом» на локальный компьютер – достаточно частая задача. Для такой операции используется формат MS Excel. Экспорт в него прост, выполняется в пару кликов прямо из
Списка элементов. Используйте для этого кнопку Настроить. Если перед экспортом воспользоваться фильтром, то можно сохранить список только нужных вам элементов, а не всех подряд.
Управление информацией на сайте. Структура страницы
Информация делится на два типа. Такое деление облегчает работу контент-менеджера над содержанием сайта. Хотя работа с текстом в обоих случаях происходит через Визуальный редактор, эти два типа имеют существенные различия.


Первый тип информации называется «статический», второй тип –
«динамический».
Статическая информация – это редко изменяемая информация, которая выводится непосредственно в тексте самой страницы сайта вручную контент- менеджером.
Динамическая информация – это часто изменяемая однородная информация, выводимая на страницах сайта с помощью специальных программных компонентов системы.
Общее у обоих типов то, что редактирование в обоих случаях происходит одинаково: в Визуальном редакторе.
А вот различий намного больше.
Первое отличие – место размещения информации в системе.
Статическая информация размещается в файлах сайта, динамическая – в базе данных, используемой сайтом.
В базу данных информацию заносят с помощью Информационных блоков, а извлекают с помощью компонентов.
Второе отличие прямо вытекает из первого: где отображаются статическая и динамическая информация.
В системе «1С-Битрикс: Управление сайтом» используется термин раздел как для разделов со статической, так и для разделов с динамической информацией. Для сайта они обозначают одно и то же: логическую структурную единицу, в которой размещаются другие логические единицы.
Примеры: раздел сайта «О компании», в котором есть отдельные страницы «О нас», «Контакты», «Наши услуги» и т. д., или раздел «Каталог», в котором есть подразделы «Обувь», «Одежда» и т. д.
С технической точки зрения это разные вещи:
- раздел с динамической информацией – это запись в базе данных;
- раздел со статической информацией – это папка с файлами.
Аналогично со страницами: они могут быть и статическими, и динамическими.

Отличить, какой раздел (страница) на сайте статический, а какой динамический, достаточно просто по адресу страницы: если в логической файловой структуре сайта есть папка (файл) с таким же именем, то это – статическая страница. Если нет – то динамическая.
Статическая информация показывается только на конкретной странице
(файле), а динамическая показывается как на физической, так и на динамической странице.
Третье отличие – как происходит вывод информации.
В случае статической информации «1С-Битрикс: Управление сайтом» просто показывает файл с текстом, картинкой, видео – и всё. Если пользователь открывает динамическую страницу, то запускается выполнение программного кода, создаётся страница и показывается пользователю.
Программный код, который выполняет создание динамической страницы и показ её пользователю, называется компонентом.
Четвёртое отличие – возможность программной обработки информации.
Поскольку динамическая информация – это запись в базе данных, то она изменяется и адаптируется, например: соединяется с другой записью, показывается в списке вместе с другими записями в зависимости от разных критериев.
Пятое отличие – возможность быстрого изменения формы вывода информации.
Для изменения формы вывода статической информации правится информация на самой странице. И хотя Визуальный редактор позволяет сделать это максимально комфортно, всё же это требует дополнительных усилий. В некоторых особо сложных случаях требуется и знание HTML.
Отличия в свойствах определяют применение типов. Статический тип лучше всего применять для редко изменяемой информации, вывод которой не зависит от каких-то часто меняющихся условий, например, страницы с информацией об организации, её контактах, условиях работы.


Динамический тип лучше применять для однородной информации, которая выводится в зависимости от разных условий. Как правило, это ленты новостей, каталоги товаров, фотогалереи, блоги и форумы и т. д.
На статической странице допускается размещение как статической, так и динамической информации. Как правило, статическая информация размещается над динамической информацией.
На странице сайта статическая информация видна в виде текста.
Динамическая информация может выводиться самым разным образом: текст, картинки, иконки, ссылки и т. д. Конкретный вид вывода динамической информации зависит от типа и настроек компонента, осуществляющего этот вывод.
При редактировании статической страницы в Визуальном редакторе статическая информация отображается непосредственно в виде текста.
Динамическая информация в визуальном редакторе не показывается. Видна только иконка компонента, который будет выводить эту самую динамическую информацию на странице сайта.
Если на статической странице и присутствует статическая информация, и размещен компонент, то статическая информация будет видна на каждой динамической странице, создаваемой этим компонентом.
Страница сайта формируется системой «1С-Битрикс: Управление сайтом» по определённым правилам. Шаблон сайта формирует каркас страницы, в который добавляется динамическая и/или статическая информация, размещенная на странице.
Создание шаблонов сайта и размещение на них компонентов осуществляется разработчиками сайтов.
Любая страница сайта имеет следующую структуру:
1. Верхняя – header («шапка» сайта), как правило, располагается сверху и включает в себя логотип, лозунг сайта, верхнее горизонтальное меню и левое меню (если они есть в дизайне). Может включать в себя динамическую
информацию, например цепочку навигации. Формируется на основе шаблона дизайна сайта.
2. Основная рабочая область – work area, как правило, в ней размещаются собственно информационные материалы сайта. В качестве
Основной рабочей области может подключаться как физический файл, так и создаваемый системой на основе комплексных компонентов динамический код.
Если в качестве Основной рабочей области подключается физический файл, то такая страница называется статической. Если подключается динамический код, то такая страница называется динамической.
3. Нижняя – footer («подвал сайта»), как правило, расположена внизу и включает в себя контактную информацию, сведения об авторе и владельце сайта и т. д., нижнее горизонтальное меню и правое меню (если они есть в дизайне). Может включать в себя динамическую информацию, например форму подписки на рассылки. Формируется на основе шаблона дизайна сайта.
Эти три части могут занимать разную площадь, иметь разную форму.
Неизменно одно: их порядок.
Когда речь заходит о редактировании страниц сайта, в большинстве своем имеется в виду изменение содержимого Основной рабочей области.
Здесь контент-менеджер размещает любую информацию: текст, список новостей, каталог товаров, форму голосования и т. д.
В шаблоне сайта (в «подвале» и в «шапке») предусматриваются дополнительные Включаемые области, в которых также размещается информация, и с ней тоже работает контент-менеджер.
Включаемая область – специально выделенная область на странице сайта, которую можно редактировать отдельно от основного содержания страницы. Включаемая область – это компонент. Следовательно, искать её надо с помощью включённого режима Правка.


Контент-менеджер управляет свойствами страниц из публичного раздела. Свойства задаются при создании страницы или при ее редактировании.
Если информация размещена в Информационных блоках, то есть является динамической информацией и выводится на странице штатным компонентом, то можно настроить автоматическое заполнение свойств страницы (заголовка, ключевых слов и описания).
В свою очередь администратор может установить дополнительные свойства страницы.
Управление свойствами раздела аналогично управлению свойствами страницы.
Контент-менеджер управляет свойствами страниц из публичного раздела. Свойства задаются при создании раздела или при редактировании страницы.
В системе «1С-Битрикс: Управление сайтом» свойства раздела автоматически наследуются всеми подразделами и страницами данного раздела, то есть не надо задавать свойства для каждого подраздела каталога отдельно, сайт это сделает автоматически. Причем при необходимости можно свойства любой отдельно взятой страницы раздела отредактировать под конкретную ситуацию.
Работа в Визуальном редакторе
Система «1С-Битрикс: Управление сайтом» обладает мощным встроенным WYSIWYG редактором для работы со страницами сайта.
Благодаря визуальному редактору прямо в браузере можно выполнить многие операции: от простого редактирования текста до настройки компонентов. По сути, с помощью визуального редактора можно редактировать любую информацию на сайте.
Визуальный редактор позволяет работать с текстом, графикой и видео, компонентами и сниппетами.

Редактор работает во всех современных браузерах Internet Explorer версии 11, Firefox версии 3.x и выше, Opera версии 12.x и выше, Safari версии
5 и выше, Google Chrome версии 7 и выше.
Визуальный редактор не отображается в формах редактирования, если:
- его использование запрещено администратором сайта;
- в форме редактирования включён иной режим работы с текстом;
- он отключен в настройках модуля Информационные блоки (это касается только форм редактирования элементов и разделов инфоблоков).
Встроенный визуальный редактор используется для редактирования статических и динамических текстов.
Визуальный редактор используется и в публичной, и в административной части сайта.
Редактор используется в двух случаях:
- для редактирования страниц, например, когда нужно просто изменить статический текст на странице;
- для редактирования текстовых описаний, например, для изменения описания товара или редактирования новости.
Визуальный редактор состоит из следующих панелей: инструменты, режимы редактирования, компоненты/сниппеты и навигация. Состав панелей может быть разным в зависимости от ситуации.
Визуальный редактор может работать в следующих режимах редактирования. Визуальный режим – вариант для обычного пользователя, простой и интуитивно понятный. В таком режиме сразу видно, как будут выглядеть элементы на странице. Второй вариант – режим исходного кода. Он предназначен для опытных пользователей и позволяет произвести дополнительную настройку, например, задать значения параметров. Также существует совмещенный режим – экран делится на две части для визуального режима и режима кода.
Компонент – это программный код, оформленный в визуальную оболочку, выполняющий определённую функцию какого-либо модуля по