Файл: Учебника Разработка предметноориентированных систем.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 438

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
информационный блок, компоненту задаются и другие условия отображения информации.
У Компонента есть несколько шаблонов, которые могут выводить информацию на странице сайта тем или иным способом. Меняя шаблоны, контент-менеджер меняет внешний вид страницы сайта.
Увидеть панель управления компонента можно, включив режим Правки, если навести указатель мыши на список товаров, то появится панель управления компонентом, позволяющая добавлять новый товар, редактировать старый.
Представлена архитектура программы «1С-Битрикс: Управление сайтом».
Рассмотрим основные сценарии взаимодействия всех частей CMS между собой:
1. Создание физических страниц.
Создание, изменение, удаление физической страницы с текстом и картинками – простой сценарий взаимодействия элементов структуры сайта.
При создании страницы сайта создаётся файл в файловой системе сайта в выбранной папке. Этот файл и показывается при открытии страницы пользователем.
При редактировании содержания физической страницы не происходит обращения к программному коду системы: модулям, компонентам, базе данных, если на этой странице не размещены компоненты.
2. Работа с инфоблоками.
Работа с инфоблоком представляет собой работу с динамически формируемой информацией.
Условная схема работы с динамичной информацией с помощью инфоблока и компонентов:
Добавление информации:
- создать инфоблок, настроить его поля и добавить в него данные;
- инфоблок размещает эту информацию в базе данных.

Создание страницы для динамической информации:
- в рамках файловой структуры в нужном разделе создать страницу;
- на странице разместить нужный компонент определенного модуля;
- настроить компонент на созданный инфоблок.
Пользователь открывает страницу – происходит следующее:
- по запросу компонента база данных передаёт данные из инфоблока модулю;
- модуль выполняет необходимые изменения этой информации и выдаёт её компоненту для показа.
В результате пользователь на странице видит текст, картинки, видео и т. д.
Несмотря на то, что в описанном алгоритме создаётся одна физическая страница с компонентом, на сайте этот компонент показывает один или несколько разделов со множеством программно созданных страниц, то есть на одной физической странице размещён компонент, создающий динамически большое количество виртуальных страниц. Это существенно упрощает работу контент-менеджера и является особенностью динамической информации.
3. Работа без инфоблоков.
Без использования инфоблоков работают, в основном, служебные модули, с которыми контент-менеджеру практически не придётся сталкиваться. Это модули, где информация публикуется пользователям сайта
(блоги, форумы, опросы и др.) или формируется самостоятельно на основе служебной информации о работе сайта (например, модули Веб-аналитика или
Баннерная реклама). В этом случае схема работы упрощается.
Создание страницы для динамической информации:
- в файловой структуре в нужном разделе создать страницу;
- на странице разместить нужный компонент из модуля.
Пользователь открывает страницу – происходит следующее:


- пользователь заполняет форму с данными (форма обратной связи, пишет сообщение на форуме или блоге). Компонент передаёт данные в базу данных для хранения;
- при следующем открытии страницы другим пользователем база данных передаёт модулю информацию;
- модуль производит необходимые изменения этой информации и выдаёт её компоненту для показа.
В результате пользователь на странице видит текст, картинки, видео и т. д.
Если модуль предназначен для обработки служебной информации о сайте, то происходит следующее взаимодействие:
- модуль сам передаёт информацию в базу данных для хранения;
- при необходимости вызывает её из базы данных, обрабатывает и показывает на странице в Административном разделе или на страницах сайта.
Контент-менеджер перед началом работы в системе «1С-Битрикс:
Управление сайтом» должен авторизоваться.
Панель управления – простой и понятный инструмент для выполнения повседневных задач контент-менеджера. От простого редактирования информации до распределения прав доступа – всё это можно выполнить в одном месте.
С помощью данного инструмента проводят работу с содержимым сайта.
Две основных части панели управления – это вкладки Сайт и
Администрирование:
1.
Вкладка Сайт представляет собой непосредственно публичную часть сайта и панель инструментов. Такой режим отображения очень нагляден, так как можно внести изменения и сразу увидеть их на странице. Однако в этом режиме у контент-менеджера нет доступа ко всем настройкам и возможностям.

2.
Вкладка Администрирование представляет административную часть системы. В административном разделе есть доступ ко всем настройкам и возможностям системы.
Публичный раздел
Находясь на вкладке Сайт, контент-менеджер может вносить изменения в публичную часть сайта и сразу видеть результат.
Набор инструментов на панели, представленный на рис. 16, зависит от текущей страницы и прав пользователя. То есть администратор может ограничить доступ пользователя к определенным инструментам.
Рис. 16. Панель инструментов на вкладке СайтКнопки на панели позволяют выполнить целый ряд операций:
1. Создать страницу / Создать раздел – пункты позволяют создать новую страницу или раздел различными способами.
2. Изменить страницу / Изменить раздел – пункты для редактирования страниц и разделов. Под редактированием будем понимать целый комплекс операций:
- изменение содержимого;
- настройка заголовка и свойств;
- определение прав доступа.
3. Режим правки позволяет работать с включаемыми областями, рабочей областью страницы и компонентами.
4. Меню – пункт для работы с навигацией, позволяет быстро перейти в любую часть административного раздела.
5. Структура – меню для доступа к управлению структурой системы.
6. SEO – инструменты поисковой оптимизации. С помощью этого инструмента можно управлять ключевыми словами, заголовками и даже получить конкретные рекомендации системы по оптимизации.


7. Сбросить кеш – пункт для работы с кешированием.
8. Компоненты – пункт для быстрого перехода к редактированию компонентов.
9. Шаблон сайта / Отладка – пункты предназначены для разработчиков, поскольку затрагивают вопросы администрирования и изменения кода.
10. Статистика – инструмент для просмотра данных веб-аналитики
(графика посещаемости страниц, статистики переходов).
11. Короткий URL – пункт для создания короткой ссылки на текущую страницу.
12. Стикеры – инструмент для создания заметок-комментариев прямо на странице с помощью стикеров.
13. Настройка темы – изменение текущей цветовой темы шаблона сайта
(если такая возможность предусмотрена шаблоном).
14. Мастер настройки – для установки любого решения на базе «1С-
Битрикс: Управление сайтом».
15. Протестировать новое решение – инструмент разработчика. При установке системы обычно выбирается готовое решение, например интернет- магазин или информационный портал. С помощью данной кнопки можно быстро перейти к установке другого решения.
На панели расположены инструменты, функции которых сгруппированы по смыслу и могут быть недоступны, если нет прав доступа.
Административный раздел
Административный раздел на всех сайтах под управлением «1С-
Битрикс: Управление сайтом» одинаковый.
Административный раздел – часть «1С-Битрикс: Управление сайтом», где производится управление модулями системы, структурой сайта, его содержанием, посетителями и другими составляющими сайта. Недоступен для просмотра обычным пользователям сайта. Список возможностей контент- менеджера в этом разделе зависит от того, какие права дал ему
Администратор.

Для перехода в Административный раздел служит закладка, расположенная на Панели управления в Публичном разделе сайта.
Интерфейс административного раздела системы Bitrix Framework логически разграничен на области, обеспечивающие доступ к функциональным возможностям системы.
Интерфейс содержит следующие области:
-
Административная панель;
-
Административное меню;
-
Меню функций;
-
Рабочая область.
Интерфейс системы построен по иерархическому принципу: вышестоящие области интерфейса переключают зависимые области в тот или иной режим работы. Это позволяет скрыть ненужный в данный момент функционал системы и вынести на первый план требуемые функции. Такая организация интерфейса обеспечивает его наглядность и неперегруженность.
В таблице
4 представлены команды общего назначения административной панели управления:
Таблица 4
Команды административной панели управления переход в публичный раздел переход в административный раздел центр уведомлений кнопка формы настроек активного модуля, которая позволяет перейти к настройкам интерфейса административной части поиск в Панели управления по пунктам меню и настройкам модулей переход к изменению профиля текущего пользователя в форме административного раздела ссылка Выйти завершает авторизованный сеанс в административном разделе

кнопка перехода на другой язык административного интерфейса кнопка вызывает окно настроек горячих клавиш и позволяет их настроить для удобства текущей работы кнопка, которая позволяет закрепить административную панель управления кнопка переключения в Контекстную справку
Весь функционал
«1С-Битрикс:
Управление сайтом» в
Административном меню разбит на логические блоки.
Состав административного меню в зависимости от того, установлены ли те или иные модули, может различаться.
Рабочий стол – инструмент для организации удобного управления работой сайта с помощью произвольно размещаемых гаджетов.
Контент – содержит инструменты для управления информационными блоками, структурой сайта (то есть папками и файлами), ресурсами медиабиблиотеки, а также настройки документооборота и управления документами.
Сайты – инструменты создания и управления сайтами.
Маркетинг – содержит маркетинговые инструменты для работы магазина, проведения рассылок, баннерной рекламы и т. д.
Магазин – позволяет осуществить продажу товаров и услуг с сайта.
Сервисы – полный набор функций позволяет управлять опросами, веб- формами, рекламой, рассылками, техподдержкой, форумами и почтовой системой. Зависит от наличия в системе тех или иных модулей.
Аналитика – функции сбора, обработки и отображения статистики по сайтам. Этот раздел присутствует, только если установлен модуль Веб- аналитика.
Marketplace – позволяет обновлять систему, устанавливать и обновлять партнерские модули и решения.
Переход в Битрикс24 – открывает Мастер установки Битрикс24.
Позволяет перейти на продукт «1С-Битрикс24: Интернет-магазин + CRM»,
объединяющий все возможности «1С-Битрикс: Управление сайтом» и
Битрикс24.
Этот блок присутствует в «1С-Битрикс: Управление сайтом» с версии v20.0.0.
Настройки – позволяют управлять пользователями, валютами интернет- магазина, шаблонами, а также настраивать прочие параметры сайта и системы.
Содержимое Меню функций зависит от того, какой блок выбран в
Административном меню.
Выбирая пункты дерева-меню, переходим непосредственно к тем функциям, которым они соответствуют. При этом Основная рабочая область будет отображать интерфейс для работы именно с этими функциями.
В случае необходимости Административное меню и Меню функций сворачиваются/разворачиваются с помощью соответствующих стрелок.
Стрелки появляются при наведении указателя мыши к черте, разделяющей
Меню функций и Рабочую область. С помощью кнопки можно свернуть Меню функций, с помощью курсора – придать ему нужную ширину.
Список элементов
Вся информация об элементах в административном разделе «1С-
Битрикс: Управление сайтом»: баннеры, товары, новости и т. д., всё выводится в виде Списка элементов.
Список элементов позволяет не только просмотреть всё или быстро найти нужный элемент. Он позволяет выполнить некоторые другие действия: активировать/деактивировать элементы, переносить их в другие разделы, менять статус элемента в Документообороте и многое другое. Возможности действий зависят от того, список каких элементов в данный момент просматривается.
На странице со списком элементов обычно выводится фильтр, контекстная панель, сам список элементов и панель действий под списком.


Фильтр – инструмент для отбора информации, отображаемой в списках элементов. Указав критерии поиска в фильтре, можно найти и показать не все, а только требуемые данные.
При поиске в поля можно вводить неполные параметры.
Параметры, по которым фильтр может отображать данные, будут различными для разных форм. Различно и их число. По умолчанию показывается всегда одно поле: Название (или аналог этого понятия).
Элементов в таблице бывает очень много даже после фильтрации. Для удобства просмотра предусмотрена возможность вывода на странице разного количества элементов: от 5 по умолчанию до 500. Выбор количества выводимых элементов, а также кнопки для перемещения по страницам списка, расположены в нижнем правом углу.
Основная рабочая область – это место, где производится большинство операций по управлению сайтом:
- просмотр элементов, составляющих контент сайта, например информационных блоков, баннеров и т. п.;
- добавление контента;
- создание и удаление папок и файлов;
- настройка меню и т. д.
Такие операции реализуются формами двух основных видов:
- списки элементов – предназначены для просмотра элементов в форме таблиц, а также в отдельных случаях (например, формы статистики) – в форме графиков и диаграмм;
- формы редактирования – применяются для добавления и правки элементов, а также для задания настроек модулей и системы в целом.
Формы, отображаемые в рабочей области, хоть и разные, но имеют общие элементы.
Если форма позволяет производить какие-либо действия в отношении отображаемых элементов, то между фильтром и собственно списком на форме
располагается контекстная панель, содержащая команды. Контекстные панели могут отображаться как в списках элементов, так и на формах редактирования.
Контекстная панель имеет дополнительные команды:
-
Настроить – выводит диалоговое окно, где пользователь выбирает колонки для отображения в списке и задаёт некоторые параметры, применяемые по умолчанию (поле и направление сортировки и т. п.);
- Excel – выполняет экспорт элементов из списка в файл Microsoft
Excel.
Каждый элемент системы можно изменить: отредактировать новость, изменить описание товара, изменить SEO параметры страницы, создать скидку, настроить параметры модуля и т. д. Форма изменения появляется по команде Изменить. Несмотря на то, что формы различаются полями, объёмом изменяемой информации, можно выделить некоторые общие моменты для всех форм. Формы редактирования настраиваются под конкретные условия работы.
Навигация и поиск
В Административном разделе предусмотрено несколько способов навигации и поиска. Традиционно навигация осуществляется с помощью пунктов Административного меню и Меню функций.
На любой странице Административного раздела можно воспользоваться
«умным» поиском, который при наборе слова уже начинает предлагать возможные варианты страниц, где встречается набираемое слово.
В рамках файловой структуры есть механизм поиска файлов, размещающийся на контекстной панели в виде кнопки Поиск. Поиск ищет как по имени, так и по содержимому. Ограничения можно наложить следующие:
- по папке или сайту;
- дате изменения;
- размеру файла;
- регистру.