Файл: Ответы к экзамену по дисциплине Финансы и финансовый рынок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 348

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
определяется как отношение прибыли отчетного периода (ПОП) к акционерному капиталу (АК):
Р = ПОП : АК*100

32.Управление прибылью предприятия

Более эффективным аналитическим методом расчета прибыли является планирование на основе базовой рентабельности отчетного года с учетом всех изменений в планируемом году.

Базовая рентабельность —это отношение прибыли от выпуска товарной продукции за прошлый год, скорректированной на изменения отпускных цен, которые произойдут в плановом году, к ее полной себестоимости. Для сопоставимости с условиями планового года из прибыли отчетного года исключается также та ее часть, которая приходится на продукцию, снимаемую в плановом году с производства.

С помощью показателя базовой рентабельности рассчитывается прибыль только по сравнимой продукции. Отдельно определяется прибыль по несравнимой готовой продукции, прибыль в переходящих остатках готовой продукции и прибыль от реализации в планируемом периоде.

Расчет осуществляется в такой последовательности:

1) Рассчитывается прибыль по сравнимой товарной продукции на основе процента базовой рентабельности как произведение объема товарной продукции планового года по полной себестоимости на процент базовой рентабельности.

2) Определяется влияние на прибыль по сравнимой продукции отдельных факторов: себестоимости, ассортимента выпускаемых изделий, качества выпускаемой продукции, отпускных цен.

3) Определяется прибыль в переходящих остатках готовой продукции.

4) Определяется прибыль от реализации по несравнимой товарной продукции прямым методом как разница между отпускной ценой за вычетом косвенных налогов и полной себестоимостью изделий.

5) Составляется сводный расчет прибыли по товарной продукции на плановый год путем суммирования полученных аналитическим методом результатов.

6) Определяется совокупная прибыль по предприятию с учетом сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов.

Рентабельность — показатель эффективности деятельности предприятия, выражающий относительную величину прибыли и характеризующий степень отдачи средств, используемых в производстве.

Традиционно рентабельность измеряется следующими основными показателями:

- рентабельность продукции;

- рентабельность продаж;

- рентабельность производства.

Рентабельность продукции рассчитывается какотношение прибыли от ее реализации (П) к полной себестоимости этой продукции (работ, услуг) (С):

Р = П : С*100
Рентабельность продаж рассчитывается какотношение прибыли от реализации (П) к выручке от реализации продукции (работ, услуг) в ценах без косвенных налогов (В):
Р = П : В * 100
Рентабельность производства отражает отдачу авансированных в него средств и исчисляется как процентное отношение прибыли к сумме основного (ОФ) и оборотного (ОС) капитала:
Р = П : (ОФ + ОС) * 100
Приведенные показатели рентабельности являются базовыми. В зависимости от целей, стоящих перед анализом финансовых результатов, они могут модифицироваться в различные варианты:

Рентабельность активов определяется как отношение прибыли отчетного периода (ПОП) к стоимости основных фондов (ОФ), оборотных средств (ОС) и расходов на оплату труда (ФЗП):
Р =ПОП : (ОФ+ОС+ФЗП)*100
Рентабельность совокупного капитала определяется как отношение прибыли отчетного периода (ПОП) к среднегодовой стоимости имущества (ССИ):
Р = ПОП : ССИ*100
Рентабельность акционерного капитала определяется как отношение прибыли отчетного периода (ПОП) к акционерному капиталу (АК):
Р = ПОП : АК*100

33.Заемные финансовые ресурсы и заемная политика предприятия

Заемные финансовые ресурсы — это финансовые ресурсы и материальные ценности одних субъектов хозяйствования, временно вовлекаемые в кругооборот средств других субъектов на возвратной и платной основе. Они характеризуют в совокупности объем финансовых обязательств предприятия.

К наиболее распространенным в мировой практике формам заемных средств относятся: банковский и коммерческий кредиты, лизинг, факторинг и др.

Банковский кредит — средства, представляемые банком взаймы клиенту для целевого использования на установленный срок за определенную плату.

Банковский кредит классифицируется по различным признакам:


Признак классификации

Вид кредита

По срокам кредитования

Краткосрочные (до 12 месяцев) и долгосрочные (свыше 12 месяцев)

По объектам кредитования

Кредиты, выданные на цели создания и движения текущих активов и кредиты, выданные на цели создания и движения долгосрочных активов

С учетом предназначения

Производственные и потребительские

В зависимости от формы предоставления

Выданные по кредитной линии, овердрафту и разовые

По методам погашения

Срочные, отсроченные, просроченные, досрочно погашаемые

По валюте выдаче

Кредиты в иностранной и национальной валюте; выдаваемые наличным и безналичным путем

В зависимости от особенностей предоставления

Консорциальный, в виде кредитных карточек, факторинг, лизинг



Цена кредита — плата за кредит (процентная ставка). Она зависит от сроков погашения кредита, методов его предоставления, назначения, кредитоспособности клиента, выполнения им своих обязательств в предыдущие периоды, экономической ситуации в стране, соотношения спроса и предложения на кредитные ресурсы, проводимой в стране кредитной политики.

Кредитоспособность заемщика — это его способность своевременно и в полном объеме погасить свои кредитные обязательства.

Кредитный договор —юридический документ, регламентирующий взаимоотношения между банком и кредитополучателем по выдаче и погашению кредита, определяющий взаимные обязательства и экономическую ответственность сторон.

Лимит задолженности — предельный размер задолженности по кредиту на каждый календарный день.

Лимит выдачи — предельный размер общей суммы предоставляемых кредитополучателю денежных средств.

Кредитный риск — вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь, связанных с невозвратом долга по предоставленному кредиту.
34.Банковский кредит и управление им

Банковский кредит — средства, представляемые банком взаймы клиенту для целевого использования на установленный срок за определенную плату.

Банковский кредит классифицируется по различным признакам:


Признак классификации

Вид кредита

По срокам кредитования

Краткосрочные (до 12 месяцев) и долгосрочные (свыше 12 месяцев)

По объектам кредитования

Кредиты, выданные на цели создания и движения текущих активов и кредиты, выданные на цели создания и движения долгосрочных активов

С учетом предназначения

Производственные и потребительские

В зависимости от формы предоставления

Выданные по кредитной линии, овердрафту и разовые

По методам погашения

Срочные, отсроченные, просроченные, досрочно погашаемые

По валюте выдаче

Кредиты в иностранной и национальной валюте; выдаваемые наличным и безналичным путем

В зависимости от особенностей предоставления

Консорциальный, в виде кредитных карточек, факторинг, лизинг



Цена кредита — плата за кредит (процентная ставка). Она зависит от сроков погашения кредита, методов его предоставления, назначения, кредитоспособности клиента, выполнения им своих обязательств в предыдущие периоды, экономической ситуации в стране, соотношения спроса и предложения на кредитные ресурсы, проводимой в стране кредитной политики.

Кредитоспособность заемщика — это его способность своевременно и в полном объеме погасить свои кредитные обязательства.

Кредитный договор —юридический документ, регламентирующий взаимоотношения между банком и кредитополучателем по выдаче и погашению кредита, определяющий взаимные обязательства и экономическую ответственность сторон.

Лимит задолженности — предельный размер задолженности по кредиту на каждый календарный день.

Лимит выдачи — предельный размер общей суммы предоставляемых кредитополучателю денежных средств.

Кредитный риск — вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь, связанных с невозвратом долга по предоставленному кредиту.
35.Коммерческий кредит: технология привлечения и использования

Коммерческий кредит — это товарный кредит, сущность которого заключается в предоставлении продавцом отсрочки покупателю в оплате счетов за поставленные ему товары.

Коммерческий кредит относится к краткосрочным кредитам. Срок его устанавливается в договоре поставок между продавцом и покупателем и зависит от наличия долгосрочных связей между контрагентами и их доверии друг к другу; финансового состояния поставщика и покупателя; контрактной стоимости товара; цены кредита; конкурентоспособности товара на рынке и др.
36.Факторинг как способ привлечения заемных средств

Факторинг — это приобретение у поставщика права на получение платежа с плательщика за поставленные ему товарно-материальные ценности, выполненные работы или оказанные услуги.

Виды факторинга:

Внутренний факторинг характеризуется тем, что он осуществляется между резидентами, т. е. продавец, покупатель и фактор находятся в одной стране.

Международный — в случае если одна из сторон находится в другом государстве.

Под закрытым (конфиденциальным) факторингом понимается сделка, в силу которой поставщик передает право фактору на будущую выручку от реализации поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг), оставаясь в стороне от сделки с покупателем. При скрытом факторинге должника вообще не ставят в известность о заключении договора факторинга.


Открытый — поставщик передает фактору юридическое право требования (уступает требование) получения денежных средств с покупателя, в результате чего фактор становится кредитором по сделке с покупателем, а обязанность по поставке товаров остается на поставщике. При открытом факторинге уведомление должнику об участии в сделке фактора направляется как поставщиком, так и самим фактором.

Факторинг с правом регресса— понимается право обратного требования к поставщику возместить факторинговой фирме уплаченную сумму.

Факторинг без права регресса используется крайне редко, и в тех ситуациях, когда возможность неплатежа со стороны покупателя маловероятна. В данном случае фактор оплачивает долговые требования поставщика (за минусом издержек) независимого от того, оплатит ли свои долги покупатель.
37.Лизинг и его роль в ресурсообеспеченности предприятия

Лизинг представляет собой метод кредитования предприятия путем предоставления ему за плату в аренду основных фондов.

Объектом лизинга являются все виды имущества: недвижимость (здания, сооружения, заемные участки), а также машины, оборудование, транспортные средства.

Оперативныйлизинг — это арендные отношения, при которых расходы лизингодателя, связанные с приобретением объекта лизинга, его содержанием, сдачей в аренду, не покрываются лизинговыми платежами в течение одного лизингового контракта;

Финансовыйлизинг — это арендные отношения, характеризующиеся тем, что для лизингодателя срок, на который имущество передается во временное пользование, совпадает по продолжительности со сроком его полной амортизации. При этом полный объем обязанностей по страхованию, техническому обслуживанию и ремонту возлагается на пользователя имущества. В течение срока договора лизингодатель возмещает себе всю стоимость имущества и получает доход от лизинговой операции.
38.Бюджетное финансирование предприятий сферы материального производства

В составе финансовых ресурсов предприятия кроме заемных средств могут использоваться и государственные средства в виде бюджетного финансирования.

Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими бюджетными средствами, которое позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного воспроизводства. Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства.