Файл: Ответы к экзамену по дисциплине Финансы и финансовый рынок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 336
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Внутренние факторы делятся на:
-
Управленческие факторы: высокий уровень коммерческого риска; недостаточное знание конъюнктуры рынка; неэффективный финансовый менеджмент; отсутствие гибкости в управлении. -
Производственные факторы: устаревшие и изношенные основные фонды; низкая производительность труда; высокие энергозатраты. -
Прочие внутренние факторы: низкая конкурентоспособность продукции; зависимость от ограниченного круга поставщиков и потребителей.
Основанием для отнесения неплатежеспособности организации к неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер, служит неплатежеспособность организации в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, а также наличие на дату составления последнего бухгалтерского баланса значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами, превышающего 0,85.
Национальная система банкротства в Республике Беларусь в своей практике прибегает к следующим процедурам:
-
досудебному оздоровлению; -
послесудебным процедурам банкротства, к которым относятся:
-
защитный период; -
конкурсное производство (санация и ликвидационное производство); -
мировое соглашение.
59.Финансовые отношения в условиях банкротства
Национальная система банкротства в Республике Беларусь в своей практике прибегает к следующим процедурам:
-
досудебному оздоровлению; -
послесудебным процедурам банкротства, к которым относятся:
-
защитный период; -
конкурсное производство (санация и ликвидационное производство); -
мировое соглашение.
Досудебное оздоровление — это система мер, предпринимаемых с целью предупреждения банкротства должником, государственными органами, местными исполнительными и распорядительными органами (в пределах компетенции) до момента подачи в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника. Данные меры предполагают:
-
изменение структуры и состава органов управления должника; -
взыскание дебиторской задолженности; -
выделение должнику бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами, заключение договоров займа (кредитных договоров), погашение кредиторской задолженности за счет иных источников; -
привлечение инвестиций, в том числе иностранных; -
содействие достижению соглашения должника с кредиторами о реструктуризации кредиторской задолженности; -
реструктуризацию задолженности по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы; -
ходатайство об изменении сроков уплаты налогов, сборов (пошлин), штрафов (пени) и иных обязательных платежей путем их отсрочки, рассрочки, а также налогового кредита; -
предоставление должнику кредитов, бюджетных ссуд, субсидий, иных видов финансовой помощи; -
иные меры, не противоречащие законодательству о банкротстве.
Для организации мер по досудебному оздоровлению должника при республиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах создаются специальные комиссии по предупреждению экономической несостоятельности и банкротства предприятий-должников. Эти же комиссии констатируют неэффективность досудебного оздоровления должника и принимают решение о начале судебного этапа процедур банкротства, о подаче соответствующего заявления в хозяйственный суд.
Для признания должника банкротом кредитор должен подать в хозяйственный суд заявление, предусматривающее наличие для этого в совокупности трех оснований.
Первое основание: наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер.
Второе основание: кредитор должен предъявить доказательства применения к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо сведения об отсутствии у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований.
Третье основание: установление минимального размера суммы задолженности перед кредитором, необходимой для подачи заявления о банкротстве. Для обычных предприятий — 100 и более базовых величин. Для градообразующих и приравненных к ним организаций, госорганизаций, организаций с долей госсобственности в уставном фонде, а также юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих международные заказы, — 2,5 тыс. базовых величин.
Защитный период — это процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве. На этой стадии идет проверка оснований для возбуждения конкурсного производства, инициируемая хозяйственным судом, который не позднее трех дней со дня принятия заявления о банкротстве должен вынести определение о назначении временного управляющего. Защитный период вводится на срок до трех лет.
Должник в процессе защитного периода не вправе принимать следующие решения:
-
о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) или ликвидации предприятия; -
создании организаций, вхождении в организации, выходе из организаций, приостановлении членства в организациях, принятии (непринятии) в связи с участием в организациях мер, которые могут ухудшить их финансовое состояние; -
создании филиалов и представительств; -
выплате дивидендов; -
выпуске (выдаче, размещении) ценных бумаг; -
выходе из состава участников должника — юридического лица; -
участии в ассоциациях, союзах, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц.
По окончании защитного периода временный управляющий должен представить в хозяйственный суд отчет о своей деятельности и заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника. На их основании хозяйственный суд принимает решение об открытии конкурсного производства или заключении мирового соглашения между должником и кредитором.
Конкурсное производство — это наиболее радикальная из названных процедур банкротства, она зачастую ведет фактически к ликвидации предприятия-должника в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов и защиты прав и законных интересов должника.Конкурсное производство включает санацию и ликвидационное производство.
Общий срок конкурсного производства при проведении ликвидационного производства составляет 16 месяцев, а при проведении санации — 22 месяца.
Завершая процедуру конкурсного производства, хозяйственный суд принимает:
-
решение о банкротстве с санацией должника; -
решение о банкротстве с ликвидацией должника; -
определение о прекращении производства по делу о банкротстве.
Санация — процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику, осуществляемая для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов в установленные сроки.
При этом для восстановления платежеспособности должника могут приниматься следующие меры:
-
ликвидация дебиторской задолженности; -
предоставление должнику финансовой помощи из специализированного фонда при органе государственного управления по делам о банкротстве; -
перепрофилирование производства; -
закрытие нерентабельных производств; -
продажа части имущества должника; -
предоставление должнику в установленном порядке дотаций, субсидий, субвенций.
Ликвидационное производство — процедура конкурсного производства, применяемая к должнику, признанному банкротом, предполагающая его ликвидацию посредством продажи его имущества с целью освобождения от долгов и соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Для практической реализации этой процедуры назначается временный управляющий.
Удовлетворение требований кредиторов при продаже имущества должника осуществляется в следующей очередности:
В первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью.
Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору (контракту), и выплачиваются вознаграждения по авторским договорам.
В третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и целевые бюджетные фонды.
В четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.
В пятую очередь удовлетворяются требования иных кредиторов.
После всех расчетов с кредиторами управляющий обязан представить в хозяйственный суд отчет по итогам ликвидационного производства.
Мировое соглашение в производстве по делу о банкротстве — это процедура банкротства в виде соглашения между должником и конкурсными кредиторами об уплате долгов, в котором предусматриваются:
-
освобождение должника от долгов; -
уменьшение долгов; -
рассрочка их уплаты; -
срок уплаты долгов.
60.Антикризисные мероприятия при угрозе банкротства
Антикризисные мероприятия при угрозе банкротства включают следующее:
1. увеличение объемов поступления денежных средств за счет:
-
увеличения объемов продаж за счет активизации маркетинговой деятельности, выделения и увеличения производства наиболее востребованной потребителями продукции; -
распродажи запасов готовой продукции со скидками; -
продажи или сдачи в аренду неиспользуемых или малоиспользуемых основных средств, нематериальных активов, вложений во внеоборотные активы; -
продажи финансовых вложений; -
продажи не являющихся критическими для обеспечения работы предприятия запасов сырья, материалов и других материальных ценностей; -
истребования, продажи или факторинга дебиторской задолженности; -
привлечения кредитных ресурсов на различных условиях, предлагаемых организациями кредитно-финансовой системы; -
продажи осуществляемых инвестиционных проектов; -
финансовой помощи собственников организации, заинтересованных в продолжении ее деятельности контрагентов или государства; -
получения финансирования путем привлечения инвестиций, увеличения уставного капитала существующими или новыми собственниками организации.
2. ускорение оборачиваемости оборотных средств;
3.рациональное использование и реструктуризация кредиторской задолженности;
4. снижение величины и оптимизация структуры затрат предприятия;
5.совершенствование управления денежными средствами;
6. уменьшение величины обязательных платежей в бюджет;
7. реорганизация предприятия;
8. продажа предприятия-должника.
61.Основные положения деятельности предприятий различных организационно-правовых форм
Гражданским кодексом Республики Беларусь определено, что предпринимательскую деятельность могут вести физические лица (граждане) без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и юридические лица.
Юридическим лицом признается организация, прошедшая государственную регистрацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Она может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, должна иметь самостоятельный баланс или смету.