Файл: Ответы к экзамену по дисциплине Финансы и финансовый рынок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 336

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внутренние факторы делятся на:

  1. Управленческие факторы: высокий уровень коммерческого риска; недостаточное знание конъюнктуры рынка; неэффективный финансовый менеджмент; отсутствие гибкости в управлении.

  2. Производственные факторы: устаревшие и изношенные основные фонды; низкая производительность труда; высокие энергозатраты.

  3. Прочие внутренние факторы: низкая конкурентоспособность продукции; зависимость от ограниченного круга поставщиков и потребителей.

Основанием для отнесения неплатежеспособности организации к неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер, служит неплатежеспособность организации в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, а также наличие на дату составления последнего бухгалтерского баланса значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами, превышающего 0,85.

Национальная система банкротства в Республике Беларусь в своей практике прибегает к следующим процедурам:

  1. досудебному оздоровлению;

  2. послесудебным процедурам банкротства, к которым относятся:

  • защитный период;

  • конкурсное производство (санация и ликвидационное производство);

  • мировое соглашение.


59.Финансовые отношения в условиях банкротства

Национальная система банкротства в Республике Беларусь в своей практике прибегает к следующим процедурам:

  1. досудебному оздоровлению;

  2. послесудебным процедурам банкротства, к которым относятся:

  • защитный период;

  • конкурсное производство (санация и ликвидационное производство);

  • мировое соглашение.

Досудебное оздоровление — это система мер, предпринимаемых с целью предупреждения банкротства должником, государственными органами, местными исполнительными и распорядительными органами (в пределах компетенции) до момента подачи в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника. Данные меры предполагают:

  • изменение структуры и состава органов управления должника;

  • взыскание дебиторской задолженности;

  • выделение должнику бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами, заключение договоров займа (кредитных договоров), погашение кредиторской задолженности за счет иных источников;

  • привлечение инвестиций, в том числе иностранных;

  • содействие достижению соглашения должника с кредиторами о реструктуризации кредиторской задолженности;

  • реструктуризацию задолженности по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы;

  • ходатайство об изменении сроков уплаты налогов, сборов (пошлин), штрафов (пени) и иных обязательных платежей путем их отсрочки, рассрочки, а также налогового кредита;

  • предоставление должнику кредитов, бюджетных ссуд, субсидий, иных видов финансовой помощи;

  • иные меры, не противоречащие законодательству о банкротстве.


Для организации мер по досудебному оздоровлению должника при республиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах создаются специальные комиссии по предупреждению экономической несостоятельности и банкротства предприятий-должников. Эти же комиссии констатируют неэффективность досудебного оздоровления должника и принимают решение о начале судебного этапа процедур банкротства, о подаче соответствующего заявления в хозяйственный суд.

Для признания должника банкротом кредитор должен подать в хозяйственный суд заявление, предусматривающее наличие для этого в совокупности трех оснований.

Первое основание: наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер.

Второе основание: кредитор должен предъявить доказательства применения к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо сведения об отсутствии у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований.

Третье основание: установление минимального размера суммы задолженности перед кредитором, необходимой для подачи заявления о банкротстве. Для обычных предприятий — 100 и более базовых величин. Для градообразующих и приравненных к ним организаций, госорганизаций, организаций с долей госсобственности в уставном фонде, а также юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих международные заказы, — 2,5 тыс. базовых величин.

Защитный период — это процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве. На этой стадии идет проверка оснований для возбуждения конкурсного производства, инициируемая хозяйственным судом, который не позднее трех дней со дня принятия заявления о банкротстве должен вынести определение о назначении временного управляющего. Защитный период вводится на срок до трех лет.

Должник в процессе защитного периода не вправе принимать следующие решения:

  • о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) или ликвидации предприятия;

  • создании организаций, вхождении в организации, выходе из организаций, приостановлении членства в организациях, принятии (непринятии) в связи с участием в организациях мер, которые могут ухудшить их финансовое состояние;

  • создании филиалов и представительств;

  • выплате дивидендов;

  • выпуске (выдаче, размещении) ценных бумаг;

  • выходе из состава участников должника — юридического лица;

  • участии в ассоциациях, союзах, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц.


По окончании защитного периода временный управляющий должен представить в хозяйственный суд отчет о своей деятельности и заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника. На их основании хозяйственный суд принимает решение об открытии конкурсного производства или заключении мирового соглашения между должником и кредитором.

Конкурсное производство — это наиболее радикальная из названных процедур банкротства, она зачастую ведет фактически к ликвидации предприятия-должника в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов и защиты прав и законных интересов должника.Конкурсное производство включает санацию и ликвидационное производство.

Общий срок конкурсного производства при проведении ликвидационного производства составляет 16 месяцев, а при проведении санации — 22 месяца.

Завершая процедуру конкурсного производства, хозяйственный суд принимает:

  1. решение о банкротстве с санацией должника;

  2. решение о банкротстве с ликвидацией должника;

  3. определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Санация — процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику, осуществляемая для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов в установленные сроки.

При этом для восстановления платежеспособности должника могут приниматься следующие меры:

  • ликвидация дебиторской задолженности;

  • предоставление должнику финансовой помощи из специализированного фонда при органе государственного управления по делам о банкротстве;

  • перепрофилирование производства;

  • закрытие нерентабельных производств;

  • продажа части имущества должника;

  • предоставление должнику в установленном порядке дотаций, субсидий, субвенций.

Ликвидационное производство — процедура конкурсного производства, применяемая к должнику, признанному банкротом, предполагающая его ликвидацию посредством продажи его имущества с целью освобождения от долгов и соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Для практической реализации этой процедуры назначается временный управляющий.


Удовлетворение требований кредиторов при продаже имущества должника осуществляется в следующей очередности:

В первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору (контракту), и выплачиваются вознаграждения по авторским договорам.

В третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и целевые бюджетные фонды.

В четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

В пятую очередь удовлетворяются требования иных кредиторов.

После всех расчетов с кредиторами управляющий обязан представить в хозяйственный суд отчет по итогам ликвидационного производства.

Мировое соглашение в производстве по делу о банкротстве — это процедура банкротства в виде соглашения между должником и конкурсными кредиторами об уплате долгов, в котором предусматриваются:

  • освобождение должника от долгов;

  • уменьшение долгов;

  • рассрочка их уплаты;

  • срок уплаты долгов.

60.Антикризисные мероприятия при угрозе банкротства

Антикризисные мероприятия при угрозе банкротства включают следующее:

1. увеличение объемов поступления денежных средств за счет:

  • увеличения объемов продаж за счет активизации маркетинговой деятельности, выделения и увеличения производства наиболее востребованной потребителями продукции;

  • распродажи запасов готовой продукции со скидками;

  • продажи или сдачи в аренду неиспользуемых или малоиспользуемых основных средств, нематериальных активов, вложений во внеоборотные активы;

  • продажи финансовых вложений;

  • продажи не являющихся критическими для обеспечения работы предприятия запасов сырья, материалов и других материальных ценностей;

  • истребования, продажи или факторинга дебиторской задолженности;

  • привлечения кредитных ресурсов на различных условиях, предлагаемых организациями кредитно-финансовой системы;

  • продажи осуществляемых инвестиционных проектов;

  • финансовой помощи собственников организации, заинтересованных в продолжении ее деятельности контрагентов или государства;

  • получения финансирования путем привлечения инвестиций, увеличения уставного капитала существующими или новыми собственниками организации.


2. ускорение оборачиваемости оборотных средств;

3.рациональное использование и реструктуризация кредиторской задолженности;

4. снижение величины и оптимизация структуры затрат предприятия;

5.совершенствование управления денежными средствами;

6. уменьшение величины обязательных платежей в бюджет;

7. реорганизация предприятия;

8. продажа предприятия-должника.
61.Основные положения деятельности предприятий различных организационно-правовых форм

Гражданским кодексом Республики Беларусь определено, что предпринимательскую деятельность могут вести физические лица (граждане) без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и юридические лица.

Юридическим лицом признается организация, прошедшая государственную регистрацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Она может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, должна иметь самостоятельный баланс или смету.