Файл: Направление подготовки экономика профиль Финансы и кредит Ценовая и неценовая конкуренция экономических стратегий российского бизнеса курсовая работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При росте экспортных цен на треть балансовая рентабельность продаж отраслей промышленности, по данным Росстата, в 2009 г. выросла менее чем на 2 п. п. (до 15 %). Среди трех важнейших затратообразующих факторов - цен естественных монополий (прежде всего транспорта и электроэнергетики), заработной платы, цен на нефтепродукты - лишь последние повышались темпами, опережающими индекс оптовых цен (ИОЦ), тогда как первые два рынка в своей ценовой динамике отставали от ИОЦ, который и без того замедлил свой прирост в 2009 г. - до 16 % (против 28, 3 % в 2008 г.). Но это не вылилось в значимый рост рентабельности (по-видимому, в силу недостаточной внутренней эффективности производства), а следовательно, дестимулировало инвестиционный процесс. Склонность к инвестированию снижалась в основном в производствах нефтегазовых отраслей, что вполне объясняется прошлогодней реструктуризацией этого отраслевого комплекса и связанным с ней пересмотром текущих инвестиционных программ.

При этoм в среднесрочной перспективе давление издержек на рентабельность бизнеса тoлько усилится, так как цены на продукцию естественных монополий могут начaть расти опережающими темпами (учитывая как обострение реальных инвeстиционных ограничений в электроэнергетике и на транспорте, так и усилениe лоббизма естественных монополий при их огосударствлении). Растущие издержки в cреднесрочной пeрспективе будут ограничивать не столько рост зарплат, сколько инвеcтиции в оснoвной капитал, тeмп прироста которых в реальном выражении уже третий год последовательнo снижается (с 12, 5 % в 2007 г. до 10, 8 % в 2008 г. и 10, 4 % в 2009 г.) При этoм склонность к инвестированию в основной капитал из прибыли также уменьшается: если в 2008 г. масштабы инвестиций составляли порядка 83 % прибыли экономики, то в 2009 г. - около 76 %.

Перспективы экономического роста в России в значительной мере связаны с возможностью восстановления высоких темпов роста физических объемов экспорта (прежде всего сырьевого) и с динамикой конкурентоспособности обрабатывающего сектора экономики.

Замедление роста товарного экспорта в 2009 г. связано с тремя товарными группами – «топливо» (с 11 % прироста в 2008 г. до 3 % в 2009 г.), «металлы» (с 17 до 7 %) и «машины и оборудование» (с 8 до 3 %). Столь резкое и серьезное замедление роста объемов российского экспорта на фоне увеличения на треть ценовой привлекательности экспортных рынков может говорить как о временном характере спада (если он вызван резким изменением тактических ориентиров крупнейших компаний), так и о возникновении серьезных ограничений в экспортной инфраструктуре или в сырьевой базе.


В топливной промышленности, по имеющимся оценкам, катастрофических ограничений в трубопроводной экспортной инфраструктуре пока нет, и замедление роста экспорта было связано, с одной стороны, с перестройкой организационной структуры ряда крупнейших предприятий отрасли, а с другой стороны, с неопределенностью на фоне роста предельной налоговой нагрузки. Опережающий добычу рост экспорта в предшествующие годы достигался в значительной степени за счет альтернативных видов транспорта, в то же время его предельная прибыль (с учетом высокого налогового бремени «нефтянки» и возросших рисков смены собственника) была достаточно низкой.

Что касается металлургии, то замедление роста экспорта связано в основном со снижением вывоза меди на 8 % (к 2008 г.), а также с умеренными темпами роста (если не стагнацией) экспорта черных металлов, в частности из-за увеличения производства в Китае. Эти факторы выглядят более серьезным ограничением наращивания экспорта в краткосрочном периоде, чем в топливной промышленности.

Экспорт машиностроительной продукции мог снизиться не только в силу циклической конъюнктуры мирового рынка вооружений, но также из-за обсуждаемой реорганизации российского ОПК.

При этом теоретически выход на более высокие, чем в 2009 г., темпы роста экспорта возможен, однако маловероятен в силу высокого уровня неопределенности и постоянных организационных преобразований. Кроме того, возможно появление внешних ограничений экспорта в течение ближайших нескольких лет, в том числе и в связи с предстоящим вводом новых мощностей в странах, конкурирующих с Россией на рынке сырья, в частности в мировой цветной металлургии.

Ситуация в обрабатывающих отраслях в 2009 г. коренным образом не улучшилась, о чем говорит динамика таких отраслевых индикаторов текущей конкурентоспособности, как реальный отраслевой курс рубля к доллару и удельные издержки по оплате труда, то есть показателей, определяемых прежде всего относительной динамикой цен и зарплат. Качественные оценки изменения конкурентоспособности российских предприятий, фиксируемые опросами профессиональных прогнозистов. Опросы проводились Центром развития 31 октября - 6 ноября 2009 г. и 31 января - 8 февраля 2009 г.), показали, что в этой сфере продолжается ухудшение ситуации. Число негативных оценок превысило число позитивных на 27, 6 %, хотя три месяца назад баланс оценок был еще менее благоприятным и составлял 36, 7 %.

Итак, если процесс реорганизации сырьевого сектора затянется, что наиболее вероятно, то его темпы роста сохранятся на текущем невысоком уровне - 1-2 % в год. С учетом прогнозируемого в среднем за год в 2006-2008 гг. 7-процентного прироста в машиностроении и 6-процентного - в пищевой промышленности темпы роста промышленного производства в целом не выйдут за границу 5 %, составив в среднем около 4, 5 % в год. На фоне более высоких темпов роста ВВП это будет означать, что при инерционном развитии ситуации в сфере экономической политики деиндустриализация экономики продолжится. При этом она будет происходить не за счет ускоренного роста новых непромышленных секторов при сохранении традиционного индустриального потенциала, что можно было бы расценивать как улучшение структуры роста, а за счет торможения роста в сырьевом секторе и в отраслях обрабатывающей промышленности, связанных с ним технологически. Это показывает важность проблемы конкурентоспособности прежде всего в отраслях, напрямую конкурирующих с импортом, то есть в обрабатывающем секторе промышленности.



Ценовые индикаторы конкурентоспособности на макроуровне: недостаточность ориентации на динамику реального эффективного курса.

В качестве одного из основных показателей конкурентоспособности принято использовать реальный эффективный обменный курс, который рассчитывается с учетом структуры внешней торговли и обычно корректируется на индекс потребительских цен. Рост данного индикатора означает снижение ценовой конкурентоспособности страны по сравнению с ее основными торговыми партнерами.

В мировой практике при расчете ценовой конкурентоспособности используют не только индексы потребительских цен, но и так называемые удельные расходы на труд.

Если оценка реального эффективного обменного курса на основе индекса потребительских цен дает информацию о ценовой конкурентоспособности экономики страны, то расчет на основе удельных расходов на труд позволяет оценить конкурентоспособность по издержкам. Такой подход даже в большей степени отвечает концепции сравнительных преимуществ, поскольку именно расходы на труд являлись ключевой переменной в рикардианской модели международной торговли. При этом рост реального эффективного курса рубля сигнализирует о потенциальном усилении позиций импортируемых товаров на внутреннем рынке и ослаблении позиций несырьевых экспортируемых товаров на внешних рынках. В свою очередь, рост удельных расходов на труд, рассчитанных относительно динамики аналогичных показателей стран - торговых партнеров, при прочих равных условиях означает снижение прибыльности предприятий в экономике, что негативно отражается на объеме средств, доступных для инвестирования, а значит, на конкурентоспособности в среднесрочной перспективе.

Ценовая конкурентоспособность России после пика в 1999 г. неуклонно снижалась, причем до 2009 г. примерно одинаковыми темпами как по ценам, так и по издержкам. К концу 2009 г. темп прироста реального эффективного курса по издержкам на труд был почти в два раза выше, чем по индексу потребительских цен. В 2010 г. такая тенденция сохраняется, и конкурентоспособность России по издержкам на труд снизилась еще больше. Складывается ощущение, что быстро «проев» запас конкурентоспособности, созданный девальвацией рубля в 2008-2009 гг., российская экономика стремится израсходовать в ближайшие годы ресурс конкурентоспособности по издержкам на труд. Таким образом, получить целостную картину изменения конкурентоспособности реального сектора экономики и оценить влияние на нее реального валютного курса на эмпирическом уровне непросто, так как, помимо реального курса рубля и роста производительности труда, на конкурентоспособность воздействуют другие трудноуловимые микроэкономические и отраслевые факторы. Конкурентоспособность того или иного товара характеризуется соотношением цена/качество, то есть чем меньше стоит единица полезности продукции для потребителя, тем более конкурентоспособна продукция. Поскольку ограничителем движения цены в сторону понижения являются издержки производства, повышать конкурентоспособность можно как за счет снижения издержек (а следовательно, и цены), так и за счет повышения качества продукции. Таким образом, уровень конкурентоспособности продукции характеризуется относительным уровнем цен и уровнем эффективности производства (производительности труда), а также качественными характеристиками продукции).

2.3 Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг в сфере производства и обслуживания

Понятие «конкурентоспособность» тесно связано с понятием «конкуренция». Конкурентоспособность можно понимать как способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкуренции.

В сфере производства важнейшими путями повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров являются обеспечение заданного уровня их качества или проектирование и разработка новых видов продукции, упаковывание в привлекательную по внешнему виду и размерам упаковку, уменьшение издержек производства.

В отличие от производства, где возможны значительные изменения при формировании основополагающих характеристик потребительной стоимости товаров, в сфере обслуживания усилия исполнителей направлены на сохранение достигнутого уровня качества, предотвращение количественных и качественных потерь. Однако за счет этого нельзя повысить конкурентоспособность реализуемых товаров или предоставляемых услуг.

В то же время существуют определенные пути повышения их конкурентоспособности, связанные с экономическими критериями: уменьшение торговых надбавок на товары и снижение тарифов на услуги за счет использования внутренних резервов, экономии затрат на процессы обслуживания без снижения уровня его качества, что позволит установить более низкие цены при реализации товаров и оказании услуг.

Ограничение активного воздействия на повышение конкурентоспособности товаров и услуг в сфере обслуживания требует обоснованного отбора и применения методов обеспечения конкурентоспособности, которые необходимо рассматривать как наиболее эффективные пути повышения конкурентоспособности.

Одним из путей повышения конкурентоспособности товаров и услуг в сфере обслуживания является обеспечение их организационного и информационного подкрепления в форме предоставления дополнительных сервисных услуг, а также доведение до потребителей необходимой и достоверной информации. Кроме того, повысить конкурентоспособность товаров и услуг в сфере производства и обслуживания можно путем разработки и внедрения систем обеспечения конкурентоспособности.

Система обеспечения конкурентоспособности (СОК) - совокупность систем управления организаций, направленных на создание потребительских предпочтений.


Компонентами «входа» СОК товаров и услуг являются материальные и нематериальные ресурсы (сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование, информация), которые необходимы для производства и получения на выходе готовой продукции или результата услуги. Для обеспечения конкурентоспособности таких товаров или услуг необходимо, чтобы на «входе» были конкурентоспособные ресурсы (по качеству и цене). Вероятность получения таких ресурсов тем больше, чем выше конкуренция среди поставщиков.

Связь с внешней средой позволяет организации учитывать ее неконтролируемые факторы, которые влияют на конкурентоспособность товаров и услуг. К ним относятся социально-экономические, правовые, экологические, природные, научно-технические и другие факторы.

К компонентам обратной связи относятся потребительские предпочтения (их формирование и поддержание), рекламации потребителей, информация от потребителей о приемлемости качества и цены.

Вместе с тем перечисленных компонентов внешней среды недостаточно для обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг. В дополнение к ним важную роль играют компоненты внутренней структуры. При создании, реализации и поддержании подсистем внутренней структуры (научного сопровождения, целевой, обеспечивающей и т. п.) решающее значение имеет персонал.

Управление персоналом как одним из компонентов подсистемы внутренней структуры отличается следующими характерными признаками:

- нацеленность работы персонала на обеспечение и поддержание конкурентоспособности товаров и услуг по всему технологическому циклу.

- быстрая адаптация к постоянно изменяющейся конкурентной среде;

- постоянное повышение своей квалификации;

- систематический анализ конкурентной среды, а также преимуществ своей организации, реализуемых ею товаров, оказываемых услуг и организации-конкурента, ее товаров и услуг;

- учет факторов, влияющих на формирование и поддержание потребительских предпочтений;

- знание методов обеспечения конкурентоспособности и умение применять их в сфере обслуживания.


Заключение

Таким образом, можно сказать, что в настоящее время конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны.

Конкуренция - экономический процесс взаимодействия и взаимосвязи между предприятиями на рынке, с целью сбыта своей продукции. В конкуренции присутствует борьба за выгодные условия хозяйствования, что координирует движение всех участников через спрос, предложение и цену, а также издержки.