Файл: Особенности коммерческой деятельности в сфере оптовой торговли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Доски объявлений» рассчитаны, в основном, на малые и средние предприятия, фермеров и индивидуальных предпринимателей. Как правило, категория «объявления» появляется на популярных информационных сайтах по аграрной тематике. На таких сайтах появляется много разнообразных объявлений, но отсутствует система электронного заключения сделки и возможность оплаты через интернет.

Главная функция - поиск контрагентов на сайте является бесплатной. В основном, сайты - «доски объявлений» получают доход за счет баннерной рекламы, поднимая предложение в верх списка (например, avito.ru), предоставления аналитические материалы (например, мониторинг цен на зерно в СЗФО), а также предоставляя комплексные услуги по привлечению потенциальных клиентов.

Общие недостатки «досок объявлений»: текст объявлений не структурирован, слишком большое количество объявлений затрудняет выбор контрагента, слишком большое количество сайтов – «досок объявлений» преумножает трудность выбора контрагента, иногда информация в объявлениях не соответствует действительности, что приводит к увеличению риска оппортунизма, отсутствия гарантий исполнений обязательств по сделке.

Пользователь теряется в выборе и догадках о том, посредник ли его контрагент или нет и настоящее ли это объявление.

Системы электронных торгов – это электронные торговые площадки, организующие процесс реализации продукции в различных формах торговли. Выделяют пять форм торговли: тендер, аукцион, торги, скупка, магазин, при этом системы электронных торгов, в основном, используют первые три из них. Системы электронных торгов рассчитаны, в основном, на крупных и средних производителей зерна и действуют в масштабах всей

страны. Часто эти площадки предоставляют дополнительные аналитические услуги – обзоры цен, анализ конъюнктуры на рынке. Системы электронных торгов получают доход на комиссии со сделки или за подписку на использование площадки.

Они обеспечивают надежную реализацию продукции, используя систему штрафов, неустоек для предотвращения оппортунизма и экономию закупщиков до 10% с помощью аукционов, торгов и тендеров. Работа на них требует наличия электронной цифровой печати, аккредитации на площадке и необходимости обучения работе на площадке.

При этом общие недостатки электронных бирж: сложность работы на площадке для малых производителей, необходимость приобретения электронной цифровой печати, необходимость обучения, относительно большие ресурсы времени, затрачиваемые на работу с одной системой электронных торгов, снижают стимул работы на других (в отличие от простых «досок объявлений»), неудобство и малая доступность для малых и средних предприятий, а также производителей, реализующих скоропортящиеся продукты.


Электронные биржи – это электронные торговые площадки, обеспечивающая функционирование рынка биржевых товаров и производных финансовых инструментов. Биржа ведет учет совершенных сделок, реализует и гарантирует расчеты между контрагентами. В отличие от систем электронных торгов, на некоторых бирже можно заключать фьючерсные контракты и торговать ими.

Электронные биржи являются гарантированным и надежным способом реализации агропродовольственной продукции, при этом в условиях рынка России им свойственны недостатки систем электронных торгов – сложность, недоступность для малых производителей и т.д. Поэтому электронные биржи подходят больше для средних и крупных предприятий.

С развитостью рынка идет переход от простых электронных площадок, «досок объявлений», к более

сложным – системам электронных сделок и электронным биржам. Наиболее перспективным пилотным рынком для реализации этой системы является ООО «БелАгроПром». Задача проекта предлагаемой информационно-торговой системы в том, чтобы сделать ООО «БелАгроПром» не просто большим складом и местом торговли, но «умной» оптово-распределительной системой. Основными элементами информационно- торговой системы ООО

«БелАгроПром» являются:

  • Торговая интернет-площадка «БелАгроПром»;
  • Система распределения продукции по качеству и сегменту пользователей;
  • Интерактивная база данных о наличии и движении всей продукции (по типу Retail links);
  • Инструменты для снижения рисков поставщиков и конечных потребителей;

Рассмотрим каждый из элементов подробнее.

  • Торговая интернет-площадка ООО

«БелАгроПром».

Для развития системы оптовой торговли необходимо создать механизмы оптимизации цепочек поставок, в частности – электронную торговую система, позволяющая оптимизировать каналы реализации продукции, на основе интегрированной информации с различных торговых площадок и источников информации. Это позволит поставщикам и заказчикам находить друг на друга с минимальными транзакционными издержками.

Разрабатываемый механизм будет основан на применении lean-технологии, получившей широкое распространение в менеджменте для формирования «бережливой цепочки поставок», имеющей минимальные потери.

Эта система собирает предложения, с одной стороны, по реализации продукции у производителей, с другой - по закупке продукции у предприятий оптовой и розничной торговли, торговых сетей. Данные предложение также собираются с других «досок объявлений», торговых площадок, систем электронных торгов на партнерских основаниях. Далее, исходя из


запроса поставщика, по интегрированной базе предложений проводится оптимизация с использованием математического алгоритма, целевая функция которого - общий доход. В результате, пользователь получает такой набор предложений контрагентов реализация (или закупка) по которым принесет наибольший доход (минимальные затраты).

Система также выстраивает логистические схемы по доставке товара от поставщика к заказчику и прорабатывает оптимальную схему страхования рисков.

Разрабатываемая электронная торговая система включает в себя систему рейтинга и истории сделок предприятий, что сократит ненадежность и оппортунизм контрагентов, срыв сроков поставки продукции и оплаты.

Система может учитывать потребности предприятий в дополнительных услугах и внедрении новых технологий (через систему «тэгов») и делать предложения обслуживающих компаний и научных центров для заинтересованных компаний. Это позволит создать механизм по эффективному продвижению инноваций и их внедрению на предприятиях.

Создание такой электронной системы позволит создать цивилизованные рыночные отношения на агропродовольственном рынке, сократить потери и транзакционные издержки в цепочке поставок, рыночные цены на продукцию, увеличить прибыльность производственных и перерабатывающих предприятий.

Кроме того, это позволит повысить эффективность деятельности органов государственного управления, которые занимаются регулированием рынков, поддержкой производственных и перерабатывающих компаний.

После тестирования в ООО «БелАгроПром» система масштабируется на другие оптово-распределительные центры.

  • Система распределения продукции по качеству и сегменту заказчиков.

Данная система осуществляет информационное обеспечение распределения продукции по качеству и сегменту пользователей внутри терминалов

«БелАгроПром» (рисунок 0.2). Это позволит снизить риски, возникающие по причине несоответствия качеству продукции требованиям сегмента или группы заказчиков.

В рестораны

Приемка и оценка качества продукции

На склад для оптовых поставок

На переработку

В магазины

На социальные нужны

В розничные сити

Рисунок 0.2. Распределение продукции по качеству и сегменту пользователей

Наиболее оптимальным для продовольственного рынка Белгорода будет являться интеграция продуктового клуба и интернет площадки Интерактивная база данных о наличии и движении всей продукции. Это даст возможность малым ритейлерам закупать по той же цене, что и крупные игроки + 5-7% наценки площадки, не имея собственных больших складов. Крупные ритейлеры смогут автоматизировать процесс закупки и всегда отслеживать более выгодные предложения поставщиков. Улучшение стабильности поставок для крупного ритейлера – с одной стороны, минимуму появление ситуации «пустых полок», с другой – сокращаются лишние затраты на хранение (рисунок 0.3).


Рисунок 0.3. Этапы работы интерактивной базы данных с оптовиками

Если данная система создается совместно с крупным ритейлером, то для него появляется источник устойчивого дохода от собственников малых розничных точек.

Инструменты для снижения рисков поставщиков и конечных потребителей Инструменты для снижения рисков поставщиков и конечных потребителей направлены на повышение эффективности цепей поставок в системе оптовой торговли агропродовольственного рынка.

Рассмотрим инструменты по повышению эффективности инфраструктуры оптового рынка агропродовольственной продукции в связке с проблемами на рынке.

На информационной интернет-площадке размещается ответ в виде индекса цен основных групп агропродовольственной продукции. Представление открытых данных по средней закупочной цены на БелАгроПром по основным группам агропродовольственной продукции позволит поставщикам иметь ясный ответ на возникающий у них простой вопрос

«Если я отправлю машину с 20 тонн картофеля сегодня на БелАгроПром, по какой цене у меня ее возьмут?».

Очень полезной будет система прогнозирования цен на неделю вперед – этого времени достаточно, чтобы отсортировать на хранилище и упаковать основные виды агропродовольственной продукции и доставить их в Белгород. Таким образом, большее количество поставщиков сможет принять решение о поставке, не обращаясь к перекупщикам или будучи неуверенным в цене через неделю.

Дорожные карты для поставщиков в Белгороде - это наглядное представление сценариев действий поставщика

при реализации агропродовольственной продукции в Белгороде. Он должна включать в себя перечень, режим, условия работы и контакты рынков, овоще баз, логистических- распределительных центров и рекомендации по реализации продукции в Белгороде.

Дорожные карты для поставщиков в Белгород позволят сократить риски малых и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей, и оптовых компаний в аграрных регионах, связанные с неопределенностью при поставке продукции.

Следующим инструментом для повышения эффективности цепи поставок на оптовом агропродовольственном рынке служит единый открытый тест- калькулятор качества продукции. Задача этого инструмента в стандартизации экспресс-диагностики качества основных видов агропродовольственной продукции.


Имея результаты такого теста, поставщик будет понимать, какую цену ставить за свою продукцию и какому типу потребителей продавать ее. Это также снижает риск возникновения ситуации «ценовых качелей». Она заключается в том, что заказчик, посмотрев фотографии или образцы продукции, заверяет поставщика, что его продукция будет принята на складе по высокой цене. Затем поставщик привозит свою продукцию на склад заказчику, тот снова смотрит продукцию уже в машине и заявляет, что эта продукция имеет качество хуже, чем качество образцов или качество продукции на фотографиях. После этого, заказчик ставит ультиматум поставщику – либо тот продает по заниженной цене, либо разворачивает машину и везет в другое место. В условиях неопределенности при реализации продукции и возрастающих затрат на перемещение и простои грузовой машины, поставщик с высокой степенью вероятности принимает предложение заказчика, при этом занижая свою маржу, а иногда даже работая в убыток.

Ведение списка надежных заказчиков с рейтингом и открытыми комментариями на открытой информационной

площадке поспособствует снижению оппортунизма заказчиков и позволит поставщикам избежать мошенников. Гарантом надежности такого списка должен быть либо орган Администрация Белгород (например, Департамент торговли и услуг), либо авторитетная бизнес- ассоциация. Такой список может стать каналом привлечения поставщиков для заказчиков, но они за то, что туда попадут, должны соблюдать некоторые условия - добросовестно вести бизнес и платить налоги, быть открытыми компаниями. Такой вид взаимодействия будет выгоден всем сторонам - заказчикам, поставщикам и местным властям.

Кроме того, добросовестным заказчикам агропродовольственной продукции можно выдавать поручительства от Администрации Белгорода, предназначенные для снижения рисков поставщиков от несвоевременной оплаты контракта. Это позволит таким заказчиком легче работать с поставщиками и сократить посредников в цепи поставок.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Рассмотрим, как предлагаемые мероприятия скажутся на финансовых показателях ООО

«БелАгроПром».

  1. Расходы на проведения предложенного мероприятия составит 264 тыс.руб. В эту сумму включаются расходы введение на предприятие электронной торговой системы и на подготовку персонала к работе с электронной торговой системой. Выручка до мероприятия составляла 424949 тыс. руб. По предварительным оценкам отдела маркетинга ООО