Файл: Особенности коммерческой деятельности в сфере оптовой торговли.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «БЕЛАГРОПРОМ»
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «БЕЛАГРОПРОМ»
ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
«БелАгроПром» за покупками. В планах закупить автобусы, для того чтобы организовать бесплатные маршруты до агрокластера.
В области информационного обеспечения агропродовольственного рынка используется Единая городская автоматизированная информационно- аналитическая система оптового продовольственного рынка Белгорода (далее - ЕГА ИАС ОПР). ЕГА ИАС ОПР
- это общегородская информационная система, предназначенная для автоматизации процессов поддержки принятия управленческих решений органами исполнительной власти города Белгорода (Департамента торговли и услуг города Белгорода, органов контроля и надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов, Префектур административных округов и т.д.), производителями и поставщиками сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для решений задач обеспечения продовольственной безопасности города Белгорода.
ЕГА ИАС ОПР содержит следующие информационные системы:
-
- Автоматизированная система мониторинга товародвижения оптового продовольственного комплекса города Белгород (АСМТ ОПР);
- Комплекс автоматизированных информационных подсистем информационно- аналитической системы оптового продовольственного рынка города Белгорода (КАИП ИАС ОПР);
- Система координации товародвижения оптового продовольственного рынка города Белгорода (СКТ ОПР).
ЕГА ИАС ОПР позволяет в режиме реального времени отслеживать по 250 наименованиям продовольствия:
-
- поставки и цены на продовольствие из регионов Российской Федерации и продукцию, ввозимую в город по импорту;
- реализацию продовольствия по каналам реализации (оптовая торговля, социальная сфера, сетевые структуры, розничная торговля), цены реализации;
- запасы продовольствия в городе на любой запрашиваемый период.
Разработка и внедрение в ходе реализации подпрограммы современных информационных систем повысит обоснованность и качество решений, принимаемых органами исполнительной власти города Белгорода в сфере торговли и услуг. В указанном направлении подпрограмма предусматривает:
-
- автоматизация ведения Торгового реестра города Белгорода;
- мониторинг с использованием информационных систем и ресурсов Департамента торговли и услуг города Белгорода размещения.
В сложившейся экономической ситуации перед бизнесом стоят две основные проблемы: в какой валюте брать кредит и как правильно рассчитать издержки на всем пути следования товара. Если брать кредит в рублях, то неизвестно, что будет с ним дальше и сможет ли заемщик возместить потраченные деньги. А вторая проблема возникает, когда иностранному поставщику необходимо рассчитать экономическую выгодность проекта. Чтобы получить конечную сумму всех издержек, необходимо переводить стоимость транспортных, арендных расходов из рублей в валюту и обратно, что с нестабильным курсом не даст объективной картины рентабельности проекта. По мнению экспертов, именно работа таких агрокластеров, как «БелАгроПром», позволяет поставщикам продуктов в условиях валютных скачков минимизировать потери, а сетям и ресторанам не повышать цены для конечных потребителей.
Ввиду этого у ООО «БелАгроПром» выбрана верная стратегия своего развития, которая ориентирована на потребности современных потребителей и корректируется в зависимости от сложной экономической ситуации в стране. Далее необходимо провести более подробную
оценку эффективности стратегии, выбранной ООО
«БелАгроПром».
Вывод.
На основании проведенной оценки финансовых показателей ООО
«БелАгроПром» можно сделать следующие выводы.
Результаты анализа коммерческой деятельности ООО «БелАгроПром» за 2017-2019гг. свидетельствует о том, что организация в целом работает эффективно, что выражено увеличением показателя чистой прибыли на 5121т.р или на 25.39% в 2018г по отношению к 2017г. и на 8008т.р или на 31.66% в 2019г. по отношению к 2018г.
Причиной стали большие темпы роста выручки от реализации, чем себестоимости продукции. Однако, есть отрицательные моменты в деятельности предприятия такие как рост затрат и увеличение дебиторской задолженности, снижение кредиторской задолженности.
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО
КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Согласно данным, полученным во второй главе, поставщики и заказчики отмечают в качестве отрицательной тенденции в развитии ООО
«БелАгроПром» - неопределенность цены на рынке. Это происходит ввиду отсутствия информационной площадки с постоянной корректирующийся ценой. Для решения этой проблемы целесообразно создать систему ежедневного мониторинга цен на оптовых рынках с представлением открытых данных. Для создания системы ежедневного мониторинга необходима организация сбора
оперативной информации о закупочных ценах на основной набор товаров и предоставление открытых данных на информационной интернет-площадке.
Создание института информационного обеспечения рынка ООО«БелАгроПром» имеет следующие преимущества: возможность бесплатного пользования государственными услугами, быстрое подключение к системе множества организаций из-за использования административного ресурса. Но у варианта с государством-инициатором могут быть следующие недостатки: низкое качество механизма из-за отсутствия у государственных служащих стимулов к улучшению информационной системы и внедрению инновационных решений, увеличение сроков создания информационной системы из-за особенностей формирования бюджета (проект переносится на следующий год, несмотря на его готовность), увеличение расходов бюджета.
Создание механизма обеспечения рыночной информацией специализированным частным предприятием в виде ООО «БелАгроПром» обеспечит заинтересованность в развитии проекта, увеличении его качества, а также повысит гибкость и адаптацию к рынку, при этом - не приводя к трате средств регионального бюджета. С другой стороны, это может повлечь за собой необходимость оптовым предприятиям осуществлять определенную плату за дополнительные услуги, а также несколько замедлит рост участников- пользователей нового механизма.
Таким образом, в основе института информационного обеспечения ООО«БелАгроПром» необходимо обеспечить механизм обеспечения рыночной информацией участников системы оптовой торговли. Им может быть товарная биржа или информационно-торговая площадка. Такой механизм позволит обеспечить достаточную обеспеченность участников рынка рыночной информацией, свободную конкуренцию, эффективное функционирование рынка. При этом необходимо преодолеть структурные «провалы» рынка при проектировании такого механизма, включив в него
систему гарантии, рейтинг деловой репутации для снижения неопределенности и асимметрии информации.
Оптимальным путем формирования механизма обеспечения рыночной информацией является его создание специализированным частным предприятием, которое сотрудничает с государством и бизнес- объединениями на агропродовольственном рынке. Это обеспечит высокое качество проекта, его постоянное улучшение, внедрение инновационных решений, а также быстрое распространение через существующую сеть связей с участниками агропродовольственного рынка.
Недостаток механизмов сбыта продукции на агропродовольственном рынке и обеспечения производителей рыночной информации приводят к увеличению роли посредников в цепи поставок от производителя до потребителя и перераспределению добавочной стоимости продукции от производителей к посредникам.
Состояние цепочек поставок на агропродовольственном рынке характеризуется существованием множества непроизводительных посредников, появляющихся из-за недостаточности информации о контрагентах, высоких транзакционных издержек, связанных с поиском контрагентах и оппортунизмом. Такая ситуация на рынке позволяет посредникам делать высокие наценки на продукцию, не создавая потребительской ценности. Все это приводит к росту рыночных цен на товары, сокращению прибылей производителей продукции и перерабатывающих предприятий.
Вероятно, наличие устойчивой группы торгово- посреднической структур в цепи поставок между производством и переработкой зерна имеет характер институциональной ловушки. Это приводит к тому, что барьеры входа в этот рынок значительно повышаются для новых новым посредников, работающих по традиционной бизнес модели. Следовательно, для преодоления ловушки нужно вмешательство государства в это звено цепи поставок, либо появление игроков с новыми, более
эффективными, бизнес-моделями и механизмами реализации зерна.
Одним из таких механизмов становится электронная торговля. Электронные торговые площадки могут дать оперативную рыночную информацию и сводить производителей с переработчиками без лишних посредников. Также в современных условиях электронные площадки выступают центральным звеном товарных бирж, что обеспечивает более удобную торговлю зерном. Электронные торговые площадки на агропродовольственном позволяют сократить количество непроизводительных посредников в сети, увеличив доход производителей и переработчиков зерна, а также снизить транзакционные издержки.
Эти эффекты показывает опыт зарубежных стран. Р. Банкер, С. Митра и В. Самбамурзи на примере рынка кофе Индии показывают, что цена реализации продукции сельхозпроизводителями на электронных площадках выше в среднем на 4%, чем при сбыте через традиционные еженедельные аукционы Ассоциации индийских торговцев кофе.
Исследование электронной торговли и на рынке семян голубиного гороха в Индии показало, что фермеры, использующие электронную торговую площадку NSPOT, могут снизить затраты на маркетинг на 50-70% и реализовать продукцию по ценам на 5-10% более высоким, чем при реализации на традиционных рынках.
А.А. Быков исследует опыт Казахстана, где работают 8 электронных товарных бирж на рынке зерна. Цена реализации зерна сразу после уборки урожая на электронной бирже на 13-17% выше, чем цена при использовании традиционных методов реализации. Быков отмечает, что электронная торговля позволяет производителям в среднем сократить транзакционные издержки на 10- 15%. Быков отмечает и проблемы электронной торговли, предлагая их решение в интеграции электронной биржевой торговли с кластерной политикой.
На более сложные формы электронной торговли, такие как биржи, сильно влияет несовершенство законодательства в области товарной биржевой торговли. При этом влияние законодательства на другие типы электронных торговых площадок не является критическим для их развития. Проведем сравнительную характеристику пяти способов реализации продукции с позиции производителя зерна (таблица 0.1).
Таблица 0.1 Сравнительная характеристика способов реализации продукции
Способ |
Посредничес кие организации |
Собственный отдел маркетинга и Продаж |
Доски объявлений |
Системы электронны х торгов |
Электронная биржа |
Основная целевая аудитория |
Крупные, средние и малые предприятия |
Крупные и средние предприятия |
Средние и малые хозяйства |
Крупные и средние предприятия |
Крупные и средние предприятия |
Преимущест ва |
Надежность и простота сбыта |
Надежность, своя база клиентов, скорость, контроль, гарантия сбыта |
Бесплатность, простота работы, возможность найти лучшую цену |
Гарантированн ость сбыта, экономия на закупках, прозрачность |
Гарантированн ость сбыта, прозрачность возможность страхования |
Недостатки |
Более низкие цены реализации |
Высокие постоянные затраты на оплату труда |
Продолжительны й поиск и верификация предложений, высокие риски |
Сложность работы, и наличие ЭЦП |
Сложность работы, и наличие ЭЦП, уплата процента брокеру |
Торговые посредники широко распространены в цепях поставок на аграрном рынке. Многие из них, включая организацию транспортировки и хранения продукции, но при этом очень стремятся как можно дешевле купить продукцию у поставщика и как можно дороже продать закупщику. В условиях незащищенности сельскохозяйственных производителей, особенно малых и средних (из-за скоропортящейся продукции, закредитованности предприятий, погодных рисков и сезонности производства и т.д.), посредники покупают по низким ценам, завышая свою прибыль. Средние и малые сельскохозяйственные производители, в основном, имеют слабые отделы продаж и маркетинга (а зачастую вообще не имеют их), что приводит к неэффективности продвижения их продукции. Перерабатывающим
предприятиям, оптовым и розничным торговым организациям в таких условиях легче покупать у перекупщиков по более высокой цене, а не напрямую.
Наличие собственных отделов продаж и маркетинга ООО «БелАгроПром» позволяет контролировать процесс реализации продукции, создавать клиентскую базу и выстраивать с ними долгосрочные отношения. Наличие штатных менеджеров по продажам позволяет быстрее реализовать продукцию, используя различные инструменты и каналы реализации. При этом в малых и средних сельскохозяйственных производителей часто нет собственных отделов продаж и маркетинга, поскольку реализация осуществляется непостоянно.
Для малого предприятия, имеющего сезонное производство, содержать отдел продаж и маркетинга и соответственно платить им заработную плату круглый год невыгодно. Следовательно, возникает потребность в аутсорсинге функции продажи маркетинга.
Электронные торговые
площадки
Доска
Система электронных
сделок
Рисунок 0.1. Классификация электронных торговых площадок на агропродовольственном рынке
Можно разделить электронные торговые площадки на 3 типа: доски объявлений, системы электронных торгов и электронные биржи (рисунок 0.1).
Сайты – «доски объявлений» - это электронные торговые площадки, упорядочивающие информацию о предложениях для более быстрого поиска информации о контрагентах. Их функция - дать поставщику и покупателю информацию друг о друге, для того, чтобы они связались напрямую и заключили сделку физическим (не электронным) способом. После того, как поставщик и
покупатель находят друг друга, они обмениваются сообщениями и совершают сделку уже традиционным способом.