Файл: Министерство науки и высшего образования российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 1390
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4
1 ... 33 34 35 36 37 38 39 40 ... 53
РАЗДЕЛ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1 Цель и задачи дисциплины (модуля)
Цель дисциплины (модуля) заключается в получении обучающимися теоретических знаний о особенностях и технологиях инклюзивного взаимодействия с последующим применением в профессиональной сфере и практических навыков (формирование) по образованию, развитию, абилитации, реабилитации и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов их социализации и профессионального самоопределения, реализации просветительских программ, способствующих формированию в обществе толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи дисциплины (модуля):
1.
Ознакомление с особенностями и технологиями инклюзивного взаимодействия
2.
Формирование системы знаний об особых коммуникативных потребностях различных категорий людей с ограниченными возможностями здоровья
3.
Формирование четкого представления об информационной доступной среде и различных средствах ее построения и обеспечения
4.
Овладение приемами ведения просветительской работы в области инклюзивного взаимодействия.
1.2. Место дисциплины (модуля) в структуре основной профессиональной
образовательной программы высшего образования-программы бакалаврита
Учебная дисциплина «Социальная информатика» реализуется в обязательнойчасти основной образовательной программы по направлению подготовки
44.03.01
«Педагогическое образование» заочной форме обучения.
Изучение дисциплины (модуля) «Адаптивные информационно-коммуникационные технологии» базируется на знаниях и умениях, полученных обучающимися ранее в школе
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:
- Возрастная и педагогическая психология
-Педагогика
1.3 Планируемые результаты обучения по учебной дисциплине в рамках
планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной
программы высшего образования – программы бакалавриата
Процесс освоения дисциплины (модуля) направлен на формирование у обучающихся следующих универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций: УК-
1 в соответствии с основной профессиональной образовательной программой высшего образования – программа бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01
«Педагогическое образование».
5
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:
Категория
компетенции
Код
компетенции
Формулировка
компетенции
Код и
наименование
индикатора
достижения
компетенции
Результаты
обучения
Системное и критическое мышление
УК-1
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.ИД-1.
Сформирован понятийный аппарат и теоретическая основа для выполнения практических действий в рамках компетенции
УК-1.1 Знать: принципы сбора, отбора и обобщения информации, методики системного подхода для решения профессиональных задач
УК-1.ИД-
2.Планирует и выполняет практические действия в рамках компетенции
УК-1.2 Уметь: анализировать и систематизировать разнородные данные, оценивать эффективность процедур анализа проблем и принятия решений в профессиональной деятельности
УК-1.ИД-3.
Применяет методы анализа практической деятельности и ее результатов в рамках компетенции
УК-1.3 Владеть: навыками научного поиска и практической работы с информационными источниками; методами принятия решений
6
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем дисциплины (модуля), включая контактную работу обучающегося с
педагогическими работниками и самостоятельную работу обучающегося
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы. По дисциплине предусмотрен зачет.
Заочная форма обучения
Вид учебной работы
Всего
часов
Семестры
1
Контактная работа обучающихся с
педагогическими работниками
16
16
Учебные занятия лекционного типа
4 4
из них: в форме практической подготовки
Практические занятия
4 4
из них: в форме практической подготовки
Лабораторные занятия
из них: в форме практической подготовки
Иная контактная работа
8 8
из них: в форме практической подготовки
Самостоятельная работа обучающихся
52
52
Контроль промежуточной аттестации
4
4
Форма промежуточной аттестации зачет
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В
ЧАСАХ
72
72
2.2. Учебно-тематический план дисциплины (модуля)
Заочная форма обучения
Раздел, тема
Виды учебной работы, академических часов
В
се
го
то
я
те
л
ьн
ая
р
аб
от
Контактная работа обучающихся с педагогическими
работниками
7
В
се
го
и
з
н
и
х:
в
ф
о
р
м
е
п
р
а
к
т
и
ч
ес
к
о
й
п
о
д
го
т
о
вк
и
Л
ек
ц
и
он
н
ы
е
за
н
я
ти
я
и
з
н
и
х:
в
ф
о
р
м
е
п
р
а
к
т
и
ч
ес
к
о
й
п
о
д
го
т
о
вк
и
С
ем
и
н
ар
ск
и
е/
п
р
ак
ти
ч
ес
к
и
е
за
н
я
ти
я
и
з
н
и
х:
в
ф
о
р
м
е
п
р
а
к
т
и
ч
ес
к
о
й
п
о
д
го
т
о
вк
и
Л
аб
ор
ат
ор
н
ы
е
за
н
я
ти
я
и
з
н
и
х:
в
ф
о
р
м
е
п
р
а
к
т
и
ч
ес
к
о
й
п
о
д
го
т
о
вк
и
И
н
ая
к
он
та
к
тн
ая
р
аб
от
а
и
з
н
и
х:
в
ф
о
р
м
е
п
р
а
к
т
и
ч
ес
к
о
й
п
о
д
го
т
о
вк
и
Модуль 1 (семестр 1)
Раздел 1.1 34 26 8
2 2
4
Раздел 1.2 34 26 8
2 2
4
Контроль
промежуточной
аттестации (час)
4
Общий объем,
часов
72
52
16
4
4
8
Форма
промежуточной
аттестации
зачет
Общий объем,
часов
72
52
16
4
4
8
РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЕ
3.1. Виды самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине
Заочная форма обучения
Раздел, тема
Всего
Виды самостоятельной работы обучающихся
8
А
к
ад
ем
и
ч
ес
к
ая
ак
ти
в
н
ос
ть
, ч
ас
Ф
ор
м
а
ак
ад
ем
и
ч
ес
к
ой
ак
ти
в
н
ос
ти
В
ы
п
ол
н
ен
и
е
п
р
ак
т.
за
да
н
и
й
, ч
ас
Ф
ор
м
а
п
р
ак
ти
ч
ес
к
ог
о
за
да
н
и
я
Р
уб
еж
н
ы
й
т
ек
ущ
и
й
к
он
тр
ол
ь,
ч
ас
Ф
ор
м
а
р
уб
еж
н
ог
о
те
к
ущ
ег
о
к
он
тр
ол
я
Модуль 1 (семестр 1)
Раздел 1.1 26 12
Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС
12 реферат
2
Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя
Раздел 1.2 26 12
Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС
12 реферат
2
Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя
Общий объем по
модулю/семестру,
часов
52
24
24
4
Общий объем по
дисциплине
(модулю), часов
52
24
24
4
3.2 Методические указания к самостоятельной работе по учебной дисциплине
РАЗДЕЛ 1 ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
Цель:изучить основные социальные предпосылки и последствия информатизации современного общества, формирования и развития информационной и библиографической культуры.
Перечень изучаемых элементов содержания:
Технический аспект социальных предпосылок информатизации. Предпосылки информатизации в экономической, политической, культурно-духовной и социальной сферах общества. Исходные условия и альтернативные варианты развития процесса информатизации в России. Социальные последствия информатизации. Таблица К. Хессига.
Информационная среда как диалектическое единство средств информатики и системы социальной информации. Информационный потенциал общества - понятие. Социальные структуры и институты, способствующие активизации информационного ресурса общества.
9
Информационная и библиографическая культура - понятия. Информатизация образования в мире и РФ.
Вопросы для самоподготовки:
1. Социальные условия формирования отечественной техносферы информатизации.
2. Социальные последствия информатизации российского общества.
3. Основные базы данных и знаний, используемые в профессиональной социологической деятельности.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 1
Форма практического задания: лабораторный практикум.
Цель работы: Изучение и анализ различных аспектов информатизации общества.
Лабораторный
практикум
№1.
Информационный потенциал общества.
Компьютерная грамотность и информационная культура. Социокультурные аспекты развития информационной среды.
Лабораторная работа №1.
Тема: Характеристика и анализ показателей информационного потенциала общества, компьютерная грамотности и информационной культуры, социокультурных аспектов развития информационной среды.
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 1:
Форма рубежного контроля – отчет по лабораторной работе.
РАЗДЕЛ 2 ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: ОБЩЕСТВО И
ЛИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Цель: анализ возможностей, предоставляемых информатизацией для совершенствования образа жизни, профессиональной деятельности.
Перечень изучаемых элементов содержания:
Учет физического, психического и социального начал личности в процессе информатизации. Адаптация лиц с ограниченными физическими возможностями в современной информационной среде. Социально-психологические аспекты информатизации.
Компьютеромания и компьютерофобия как социальные явления. Социальные проблемы информатизации. Информационная безопасность личности, общества, государства - понятия.
Информационный образ жизни - понятие, его слагаемые, их современное состояние.
Тенденции в изменении параметров, соотношения и типов взаимосвязи социальных групп
10
при переходе к постиндустриальному, информационному обществу.. Проблема «общества потребления». Информатизация российского общества: профессиональное измерение.
Структура и социальные аспекты развития профессиональных ресурсов сети Интернет.
Вопросы для самоподготовки:
1. Национально-региональная и культурная идентичность в сети Интернет.
2. Социальные сети, сообщества в информационном пространстве.
3. Понятие «информационное неравенство», примеры.
4. Национально-региональная и культурная идентичность в сети Интернет.
5. Социальные сети, сообщества в информационном пространстве.
6. Социальные проблемы, примеры.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 2
Форма практического задания: лабораторный практикум.
Цель работы: Изучение и анализ личности в информационном обществе.
Лабораторный практикум №2. Личность в информационном обществе.
Информационная безопасность личности, общества, государства. Социальные проблемы и перспективы развития человеко-машинных систем.
Лабораторная работа №1.
Тема: Характеристика и анализ личности в информационном обществе, информационной безопасности личности, общества, государства, социальных проблем и перспектив развития человеко-машинных систем.
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 2:
Форма рубежного контроля – отчет по лабораторной работе
РАЗДЕЛ 4. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЕ
4.1. Форма промежуточной аттестации обучающегося по учебной дисциплине
Контрольным мероприятием промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине является зачет, который проводится в устной / письменной форме.