Файл: Государственное образовательное учереждение высшего образования московской области государственный гуманитарнотехнологический.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Возможности удовлетворения основных потребностей ребенка зависят от окружающих его людей. У ребенка есть и определенные межличностные потребности: в любви, заботе, одобрении со стороны других. Более того, по мнению Хорни, человек нуждается в определенных столкновениях — «здоровых трениях» — с желаниями и волей других. Если эти потребности удовлетворяются в раннем опыте ребенка, если он чувствует любовь и поддержку окружающих, то у него развивается чувство безопасности и уверенности в себе. Но слишком часто близкие люди не могут создать для ребенка такой атмосферы: их отношение к ребенку блокируется их собственными искаженными, невротическими потребностями, конфликтами и ожиданиями.

Вот как описывает Хорни искаженные отношения: «Они могут быть доминирующими, гиперопекающими, запугивающими, тревожными, чрезмерно требовательными, чрезмерно снисходительными, колеблющимися, некритичными, безразличными и т.п. В результате у ребенка развивается не чувство «мы», а переживание глубокой ненадежности и смутной озабоченности, для которой используют понятие «базисная тревожность». Это чувство изолированности и беспомощности в мире, который он воспринимает как потенциально враждебный себе» [41; с.76].

Наиболее значимым в работах Карен Хорни представляется именно выделение неудовлетворения потребности в межличностной безопасности, надежности как основного источника тревожности — прежде всего для детей.

Эрих Фромм подчеркивал, что основным источником тревожности, внутреннего беспокойства является переживание отчужденности, связанное с представлением человека о себе как об отдельной личности, чувствующей в связи с этим свою беспомощность перед силами природы и общества. Основным путем разрешения этой ситуации Фромм считал самые различные формы любви между людьми. Недаром один из первых разделов своей книги «Искусство любви» он назвал «Любовь — разрешение проблемы человеческого существования» [40; с.78].

Таким образом, необходимо помнить, что маленького ребенка следует учить преодолевать тревогу на ранних этапах, когда идет интенсивное становление психики ребенка. На втором году жизни не следует формировать ни бесшабашного бесстрашия, ни чрезмерной осторожности. Ребенка надо чутко «вести за руку», передавая ему опыт взаимодействия с окружающим миром, помня о возрастных особенностях. Формирование базального доверия к окружающему миру необходимо для преодоления детской тревожности.


Таким образом, мы можем сделать вывод, что многие психологи как зарубежные, так и отечественные занимались изучением проблемы детских страхов, и каждый из них дает свое определение «страх» и его причины. Но многие из них пришли к одному выводу, что главная причина детских страхов - нарушение внутрисемейных отношений.К основным причинам детских страхов можно отнести: эмоциональное состояние матери во время беременности; наследование типа нервной системы; семейные конфликты и неполные семьи; традиционализм отношений в семье; эмоциональный шантаж и предчувствия; открытые посылы и прямые угрозы; нескромность родителей; отдаленность родителей; отсутствие привязанности внутри семьи и негативное отношение к престарелым.

Немалую роль в развитие личности младшего школьника имеет такой фактор, как личностная тревожность. Причинами ее возникновения могут быть противоречивые, завышенные и негативные требования к ребенку и стиль семейного воспитания. 3.Фрейд выделил 3 типа тревожности: объективную, невротическую и моральную.

Невротическая тревожность отличается от объективной тем, что опасность является внутренней, а не внешней, и в том, что она сознательно не признается, и ее источником является боязнь потенциального вреда. К.Хорни выделила главной причиной детской тревожности неудовлетворенность потребностью в межличностной безопасности и надежности. Э.Фромм считал, что основным источником тревожности является переживание отчужденности, связанное с представлением человека о себе как об отдельной личности.

Поэтому, необходимо помнить, что маленького ребенка следует учить преодолевать тревогу с раннего возраста, когда идет интенсивное становление психики ребенка и формирование базального доверия к окружающему миру, которое необходимо для преодоления детской тревожности.


Глава 2. Исследование выявления детских страхов и способы их коррекции в младшем школьном возрасте

2.1 Организация и методы исследования

Наше исследование проходило на базе МОУ СОШ №20 г. Орехово-Зуево с учениками 4 «А» класса. Выборка составила 15 человек, из них 10 девочек и 5 мальчиков.

Цель исследования - выявить детские страхи и определить способы их коррекции в младшем школьном возрасте.

Гипотеза исследования: в младшем школьном возрасте у детей преобладают такие страхи, как страх собственной смерти и смерти своих родителей, боязнь войны, пожара и явлений стихии (наводнение, землетрясение).

В исследовании мы использовали ряд психодиагностических методик, в частности методику выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», проективную методику изучения эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье «Рисунок семьи» В.К. Лосевой, «Тест школьной тревожности» Филлипса и тест «Шкала явной тревожности CMAS» (адаптация А.М. Прихожан).

  1. Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой и А.И. Захарова.

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты,

одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Экспериментатор рисует контурно два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка. Детям дается задание: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка (31 страх) по домикам».

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.

  1. «Тест школьной тревожности» Филипса.

Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Школьникам предлагается ответить на 58 вопросов теста, на каждый из которых нужно ответить «Да» или «Нет».

  1. Тест «Шкала явной тревожности CMAS» (адаптация А.М. Прихожан).


Цель: выявление тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет.

Ребятам предлагается ответить на 53 вопроса-утверждения. В предложениях описаны события, случаи, переживания.

  1. Проективная методика «Рисунок семьи» В.К. Лосевой.

Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений и прояснение отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

Чтобы определить эмоциональное благополучие ребенка в семье, можно предложить ему нарисовать семью, а интерпретации детского рисунка, разработанные известным психоаналитиком, профессором В.К. Лосевой, помогут вам в этом.

Отказ ребенка: «Я не хочу» или вопрос: «А кто это?» говорят нам о том, что у ребенка не сформировано понятие «семья» или о тревожности. В рисунке нет ничего случайного. Ведь ребенок рисует не с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей. Отговорки: «А брата я просто забыл нарисовать» или «Сестра у меня не получилась...» — не имеют значения.

2.2. Интерпретация результатов исследования

При анализе результатов исследования мы выявили следующее:

  1. Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой и А.И. Захарова

(см.: Приложение 1) позволила нам выявить следующую закономерность страхов у младших школьников:

У мальчиков:

  1. 100% страх того, что умрут родители;

  2. в 83% случаев страх нападения, умереть, страхи стихии (наводнение, землетрясение, бури), страх войны;

  3. в 50% случаев страх заболеть, страх того, что накажут родители, страх пожара и опоздать в школу;

  4. в 33% случает страх одного из родителей, страшных снов, страх самолетов, огня, резких звуков и страх сделать что-нибудь не так.

  5. Менее всего мальчики боятся оставаться одни, сказочных героев, перед тем как заснуть, животных, высоты и глубины, врачей (17%).

  6. Не боятся мальчики: каких-то людей и детей, темноты, замкнутого пространства, воды, больших улиц, крови, уколов и боли.

У девочек:

  1. 100% страх собственной смерти и смерти родителей;

  2. в 91% случаев страх животных, стихии, пожара, войны;

  3. в 82% случаев страх нападения, уколов и опоздать в школу;

  4. в 55% случаев страх каких-то людей, страшных снов, высоты и глубины, огня, врачей, крови, боли, резких звуков и сделать что-либо не так;

  5. в 30% случаев страх заболеть, того, что накажут родители, сказочных персонажей;

  6. менее всего девочки боятся темноты, транспорта, замкнутого пространства (18%) .





2. «Тест школьной тревожности» Филлипса (см.: Приложение 2) дал такие результаты:

  1. 9% девочек и 50% мальчиков имеют общую тревожность в школе, а 18% девочек имеют повышенную тревожность в школе;

  2. 9% девочек и 17% мальчиков переживают социальный стресс;

  3. 9% девочек и 50% мальчиков испытывают фрустрацию в потребности в достижении успеха;

  4. 9% девочек и 33% мальчиков испытываю тревожность в ситуации самовыражения;

  5. 9% девочек и 50% мальчиков испытывают тревожность в ситуации проверки знаний,

  6. 18% девочек и 17% мальчиков испытывают повышенную тревожность в ситуации проверки знаний,

  7. 9% девочек и 17% мальчиков имеют страх в ситуации проверки знаний;

  8. 9% девочек и 17% мальчиков испытывают тревожность в несоответствии ожиданиям окружающих,

  9. 27% девочек и 33% мальчиков испытывают повышенную тревожность в несоответствии ожиданиям окружающих,

  10. 9% мальчиков имеют страх не соответствовать ожиданиям окружающих;

  11. 18% девочек и 17% мальчиков испытывают низкую физиологическую сопротивляемость стрессу;

  12. 17% мальчиков испытывают тревожность по проблемам и страхам в отношении с учителями.




  1. Проективная методика «Рисунок семьи» (см.: Приложение 4) показала такие результаты:

  1. 4 ученика (26.67%) нарисовали себя между мамой и папой, что говорит нам о том, что отношения в семье у них хорошие, крепкие, доверительные;

  2. 1 ученик (6,67%) изобразив семью, поставил себя ближе к матери, это говорит о том, что с матерью ребенок ближе эмоционально и психологически, мама лучше всех понимает ребенка и является для него авторитетом;

  3. 4 ученика (26.67%) поставили себя ближе к отцу, что говорит о близкой психологической связи ребенка с папой;

  4. 2 ученика (13.33%) изобразили себя между мамой и братом, что говорит о том, что именно эти члены семьи для ребенка являются самыми близкими;

  5. 3 ученика (20%) нарисовали себя ближе к старшему брату, это говорит о близком эмоциональном контакте именно с этим членом семьи;

  6. 1 ученик (6,67%) поставил себя между мамой и кошкой, что говорит о недостатке ребенка в общении с родителями, он ищет друга в домашнем питомце.