Файл: Тактикоспециальная подготовка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 345

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уголовное законодательство (ст. 212 УК РФ) предусматривает уголовную ответственность за организацию массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, оказанием вооруженного сопротив­ления представителю власти, а также за участие в массовых беспорядках и призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти, к массовым беспоряд­кам, а равно за призывы к насилию над гражданами.

Массовые беспорядки, имеющие место в исправительных учреждениях, характеризуются тем, что их участниками яв­ляются преступники, отбывающие наказание. Действия этих лиц отличаются особой агрессивностью. Участники массовых беспорядков учиняют погромы, поджоги, разрушают инженер­ные заграждения в жилой и производственной зонах, устра­ивают препятствия для ввода сил, задействованных в опера­ции по пресечению противоправных действий осужденных.

В ходе массовых беспорядков могут совершаться насиль­ственные преступления в отношении как отдельных осужден­ных, так и сотрудников. Организаторы и подстрекатели направляют толпу осужденных на уничтожение и поврежде­ние имущества, вывод из строя коммунально-бытовых объек­тов, а также инженерно-технических средств охраны с целью выхода осужденных за пределы учреждения. Для этого может использоваться гусеничная техника, автомобильные и желез­нодорожные транспортные средства, находящиеся в исправи­тельном учреждении.

Учитывая агрессивное состояние участников беспорядков, их организаторы могут призвать к освобождению лиц, со­держащихся в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа. В отношении персонала, несущего там службу, возмож­на расправа со стороны бесчинствующих осужденных. Ли­деры отрицательных группировок, как правило, пользуются создавшейся ситуацией для физического уничтожения претен­дентов и других неугодных им осужденных, особенно подо­зреваемых в сотрудничестве с администрацией.
Таким образом, анализируя экстремальные чрезвычайные и кризисные ситуации, возникающие в исправительных уч­реждениях, можно сделать следующие выводы:

1) они могут быть самыми разными как по видам, так и
по характеру (сложности, напряженности, масштабу);

Их возникновение обусловлено:

а) негативными явлениями и процессами, происходящими среди лиц, содержащихся в исправительных учреждениях;

б) недостатками в обеспечении устойчивости работы исправительных учреждений;

в) явле­ниями природного, биогенного и техногенного характера;

г) различного рода негативными событиями и обстоятель­ствами, имеющими место как в самом учреждении, так и вне его;

д) ненадлежащей организацией профессиональной дея­тельности персонала;

е) необеспечением действий персонала;

2) осложнение оперативной обстановки - это начальная стадия чрезвычайной (экстремальной) или кризисной ситуации;

3) высшей стадией осложнения оперативной обстановки является кризисное состояние исправительного учреждения, характеризующееся нарушением устойчивости его функционирования и отсутствием при этом достаточных ресурсных возможностей для немедленной нормализации его деятель­ности.
2.Планы действий учреждений и органов ФСИН России при ЧО.
Порядок и методика разработки планов действий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы при чрезвычайных обстоятельствах предусмотрены соответствующей Инструкцией Министерства юстиции Рос­сийской Федерации.

Планы действий территориальных органов УИС при чрез­вычайных обстоятельствах разрабатываются в соответствии с указаниями министра юстиции Российской Федерации и начальника центрального органа УИС; планы действий исправительных учреждений и следственных изоляторов УИС разрабатываются на основании плана действий органа УИС при чрезвычайных обстоятельствах в части, их касающейся, и с учетом особенностей и специфики выполняемых задач; планы действий отделов специального назначения, центра инженерно-технического обеспечения, научно-исследователь­ского института, образовательных учреждений, подразделе­ний по конвоированию, как правило, не разрабатываются. Однако их силы и средства могут учитываться в планах органов УИС, выписки из которых направляются данным руководителям для проведения расчетов на случай выделения

сил и средств в группировку органа УИС для действий при ЧО и их подготовки.

Разработку плана в органе УИС организует лично его руководитель, а в исправительных учреждениях и СИЗО - начальник учреждения или СИЗО. Для организации деятель­ности по разработке плана издается приказ (распоряжение) по органу (исправительному учреждению или СИЗО) УИС, в котором указываются состав группы планирования, ее руководитель, место работы, меры по созданию условий работы, срок готовности проекта плана. Руководителем группы планирования назначается один из заместителей начальника органа (исправительного учреждения или СИЗО) УИС.

После объявления приказа (распоряжения) проводится инструктивное занятие с составом группы планирования, на котором устанавливаются порядок работы группы, сроки подготовки основных расчетов и содержание разделов плана. По готовности основных расчетов и проектов разделов плана проводится штабная тренировка с начальствующим соста­вом управленческого аппарата, на которой рассматриваются подготовленные документы, разделы плана согласовываются по времени и задачам, заслушиваются доклады руководите­лей структурных подразделений (служб) с обоснованием вносимых ими предложений и расчетов, а также даются указания об устранении недостатков и сроках доработки плана. План разрабатывается в одном экземпляре, является долговременным для служебного пользования документом и корректируется по мере надобности.

Все разделы плана должны быть без дополнительных пояснений и содержать только необходимые сведения, кото­рые излагаются сжатыми формулировками с применением простых оборотов, сокращенных обозначений, аббревиатур и условных знаков.

Графическая часть плана оформляется на топографичес­кой карте (плане города) цветными изображениями с исполь­зованием условных знаков и сокращенных обозначений, исполненными в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов.

В органе УИС план подписывается руководителем органа УИС, согласовывается со взаимодействующими органами и утверждается начальником управления УИС Минюста России по федеральному округу; в исправительных учреждениях и СИЗО, входящих в орган УИС, - руководителем испра­
вительного учреждения, начальником СИЗО, согласовывает­ся со взаимодействующими органами (по территориальности) и утверждается руководителем органа УИС. После утвер­ждения план вступает в силу, а выписки из него направля­ются в подчиненные учреждения (подразделения, службы) в части, их касающейся.

Хранится план в сейфе (металлическом шкафу) секрета­риата (канцелярии) в папке отдельно от других докумен­тов и опечатывается начальником органа (учреждения) УИС, а выписка из плана по первоочередным действиям при чрезвычайных обстоятельствах хранится у оператив­ного дежурного (дежурного) в дежурной части органа (учреждения) УИС.

При проверке плана запрещается делать в нем какие-либо пометки, исправления, замечания и другие записи. Результа­ты проверки записываются в специальную ведомость учета проверок плана с указанием обнаруженных недостатков и сроков их устранения. Об устранении (выполнении) указан­ных в ведомости учета проверок плана недостатков (пред­ложений) делается запись и ставится подпись исполнителя с указанием должности и фамилии.

Не исключается корректировка плана, которая может осуществляться при следующих условиях: издание новых нормативных актов по планированию и действиям при чрез­вычайных обстоятельствах; изменение организационно-штат­ной структуры и списочной численности сотрудников (более 25 %), табеля положенности вооружения, техники и матери­альных средств; переподчинение органа (исправительного учреждения или СИЗО) УИС без изменения пункта постоян­ной дислокации, создание (открытие) новых исправительных учреждений (СИЗО) или их закрытие; изменение места дис­локации постоянного пункта управления органа УИС; выяв­ление в ходе инспектирования, контрольных проверок, ком­плексных и целевых выездов, а также штабных тренировок, командно-штабных и тактико-специальных учений несоот­ветствий плана, которые не позволяют органу (исправитель­ному учреждению или СИЗО) УИС выполнить задачи при чрезвычайных обстоятельствах.

Корректировка разделов плана осуществляется должно­стными лицами, ответственными за их исполнение: в орга­не УИС - по указанию начальника органа УИС, в испра­вительном учреждении или СИЗО - по указанию соответ­
ствующего начальника. Во всех случаях в листе учета корректирования плана делаются отметки о причинах проведения корректировки и внесенных в него изменениях с указанием даты, должности, фамилии исполнителя и его подписи.

Уточнения в план могут вноситься и при необходимости замены устаревших сведений.

При смене должностных лиц, имеющих право подписывать и утверждать план, вновь назначенные на должности знако­мятся с ним в месячный срок и в случае согласия с содер­жанием ставят свои подписи рядом с подписью предыдущего должностного лица.

План должен включать в себя следующие разделы:

  1. Задачи, выполняемые при чрезвычайных обстоятельствах.

  2. Состав и основные функции оперативного штаба (в исправительных учреждениях и СИЗО - состав группы управления и основные действия начальника учреждения, СИЗО).

  3. Силы и средства, привлекаемые к действиям при чрез­вычайных обстоятельствах.

  4. Формирование и подготовка сводного отряда (в испра­вительных учреждениях и СИЗО - формирование и подготов­ка резерва).

  5. Оповещение и приведение сил и средств в различные виды готовности.

  6. Расчет на перевозку сил и средств УИС различными видами транспорта.

7. Расчеты на выполнение задач при чрезвычайных обсто­ятельствах.

  1. Организация взаимодействия.

  2. Морально-психологическое обеспечение.

  1. Тыловое и техническое обеспечение.

  2. Меры безопасности.

Приложения к плану составляют: графическая часть плана - топографическая карта, бланки формализованных докумен­тов на магнитных носителях и другие материалы.
3. Понятие режима особых условий.
В случаях стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных в исправительном учреждении может быть введен режим особых условий.

В период действия режима особых условий в исправительном учреждении может быть приостановлено осуществление некоторых прав осужденных, предусмотренных статьями 88 - 97 УИК, введены усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты, изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных.