ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 345
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уголовное законодательство (ст. 212 УК РФ) предусматривает уголовную ответственность за организацию массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, а также за участие в массовых беспорядках и призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти, к массовым беспорядкам, а равно за призывы к насилию над гражданами.
Массовые беспорядки, имеющие место в исправительных учреждениях, характеризуются тем, что их участниками являются преступники, отбывающие наказание. Действия этих лиц отличаются особой агрессивностью. Участники массовых беспорядков учиняют погромы, поджоги, разрушают инженерные заграждения в жилой и производственной зонах, устраивают препятствия для ввода сил, задействованных в операции по пресечению противоправных действий осужденных.
В ходе массовых беспорядков могут совершаться насильственные преступления в отношении как отдельных осужденных, так и сотрудников. Организаторы и подстрекатели направляют толпу осужденных на уничтожение и повреждение имущества, вывод из строя коммунально-бытовых объектов, а также инженерно-технических средств охраны с целью выхода осужденных за пределы учреждения. Для этого может использоваться гусеничная техника, автомобильные и железнодорожные транспортные средства, находящиеся в исправительном учреждении.
Учитывая агрессивное состояние участников беспорядков, их организаторы могут призвать к освобождению лиц, содержащихся в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа. В отношении персонала, несущего там службу, возможна расправа со стороны бесчинствующих осужденных. Лидеры отрицательных группировок, как правило, пользуются создавшейся ситуацией для физического уничтожения претендентов и других неугодных им осужденных, особенно подозреваемых в сотрудничестве с администрацией.
Таким образом, анализируя экстремальные чрезвычайные и кризисные ситуации, возникающие в исправительных учреждениях, можно сделать следующие выводы:
1) они могут быть самыми разными как по видам, так и
по характеру (сложности, напряженности, масштабу);
Их возникновение обусловлено:
а) негативными явлениями и процессами, происходящими среди лиц, содержащихся в исправительных учреждениях;
б) недостатками в обеспечении устойчивости работы исправительных учреждений;
в) явлениями природного, биогенного и техногенного характера;
г) различного рода негативными событиями и обстоятельствами, имеющими место как в самом учреждении, так и вне его;
д) ненадлежащей организацией профессиональной деятельности персонала;
е) необеспечением действий персонала;
2) осложнение оперативной обстановки - это начальная стадия чрезвычайной (экстремальной) или кризисной ситуации;
3) высшей стадией осложнения оперативной обстановки является кризисное состояние исправительного учреждения, характеризующееся нарушением устойчивости его функционирования и отсутствием при этом достаточных ресурсных возможностей для немедленной нормализации его деятельности.
2.Планы действий учреждений и органов ФСИН России при ЧО.
Порядок и методика разработки планов действий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы при чрезвычайных обстоятельствах предусмотрены соответствующей Инструкцией Министерства юстиции Российской Федерации.
Планы действий территориальных органов УИС при чрезвычайных обстоятельствах разрабатываются в соответствии с указаниями министра юстиции Российской Федерации и начальника центрального органа УИС; планы действий исправительных учреждений и следственных изоляторов УИС разрабатываются на основании плана действий органа УИС при чрезвычайных обстоятельствах в части, их касающейся, и с учетом особенностей и специфики выполняемых задач; планы действий отделов специального назначения, центра инженерно-технического обеспечения, научно-исследовательского института, образовательных учреждений, подразделений по конвоированию, как правило, не разрабатываются. Однако их силы и средства могут учитываться в планах органов УИС, выписки из которых направляются данным руководителям для проведения расчетов на случай выделения
сил и средств в группировку органа УИС для действий при ЧО и их подготовки.
Разработку плана в органе УИС организует лично его руководитель, а в исправительных учреждениях и СИЗО - начальник учреждения или СИЗО. Для организации деятельности по разработке плана издается приказ (распоряжение) по органу (исправительному учреждению или СИЗО) УИС, в котором указываются состав группы планирования, ее руководитель, место работы, меры по созданию условий работы, срок готовности проекта плана. Руководителем группы планирования назначается один из заместителей начальника органа (исправительного учреждения или СИЗО) УИС.
После объявления приказа (распоряжения) проводится инструктивное занятие с составом группы планирования, на котором устанавливаются порядок работы группы, сроки подготовки основных расчетов и содержание разделов плана. По готовности основных расчетов и проектов разделов плана проводится штабная тренировка с начальствующим составом управленческого аппарата, на которой рассматриваются подготовленные документы, разделы плана согласовываются по времени и задачам, заслушиваются доклады руководителей структурных подразделений (служб) с обоснованием вносимых ими предложений и расчетов, а также даются указания об устранении недостатков и сроках доработки плана. План разрабатывается в одном экземпляре, является долговременным для служебного пользования документом и корректируется по мере надобности.
Все разделы плана должны быть без дополнительных пояснений и содержать только необходимые сведения, которые излагаются сжатыми формулировками с применением простых оборотов, сокращенных обозначений, аббревиатур и условных знаков.
Графическая часть плана оформляется на топографической карте (плане города) цветными изображениями с использованием условных знаков и сокращенных обозначений, исполненными в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов.
В органе УИС план подписывается руководителем органа УИС, согласовывается со взаимодействующими органами и утверждается начальником управления УИС Минюста России по федеральному округу; в исправительных учреждениях и СИЗО, входящих в орган УИС, - руководителем испра
вительного учреждения, начальником СИЗО, согласовывается со взаимодействующими органами (по территориальности) и утверждается руководителем органа УИС. После утверждения план вступает в силу, а выписки из него направляются в подчиненные учреждения (подразделения, службы) в части, их касающейся.
Хранится план в сейфе (металлическом шкафу) секретариата (канцелярии) в папке отдельно от других документов и опечатывается начальником органа (учреждения) УИС, а выписка из плана по первоочередным действиям при чрезвычайных обстоятельствах хранится у оперативного дежурного (дежурного) в дежурной части органа (учреждения) УИС.
При проверке плана запрещается делать в нем какие-либо пометки, исправления, замечания и другие записи. Результаты проверки записываются в специальную ведомость учета проверок плана с указанием обнаруженных недостатков и сроков их устранения. Об устранении (выполнении) указанных в ведомости учета проверок плана недостатков (предложений) делается запись и ставится подпись исполнителя с указанием должности и фамилии.
Не исключается корректировка плана, которая может осуществляться при следующих условиях: издание новых нормативных актов по планированию и действиям при чрезвычайных обстоятельствах; изменение организационно-штатной структуры и списочной численности сотрудников (более 25 %), табеля положенности вооружения, техники и материальных средств; переподчинение органа (исправительного учреждения или СИЗО) УИС без изменения пункта постоянной дислокации, создание (открытие) новых исправительных учреждений (СИЗО) или их закрытие; изменение места дислокации постоянного пункта управления органа УИС; выявление в ходе инспектирования, контрольных проверок, комплексных и целевых выездов, а также штабных тренировок, командно-штабных и тактико-специальных учений несоответствий плана, которые не позволяют органу (исправительному учреждению или СИЗО) УИС выполнить задачи при чрезвычайных обстоятельствах.
Корректировка разделов плана осуществляется должностными лицами, ответственными за их исполнение: в органе УИС - по указанию начальника органа УИС, в исправительном учреждении или СИЗО - по указанию соответ
ствующего начальника. Во всех случаях в листе учета корректирования плана делаются отметки о причинах проведения корректировки и внесенных в него изменениях с указанием даты, должности, фамилии исполнителя и его подписи.
Уточнения в план могут вноситься и при необходимости замены устаревших сведений.
При смене должностных лиц, имеющих право подписывать и утверждать план, вновь назначенные на должности знакомятся с ним в месячный срок и в случае согласия с содержанием ставят свои подписи рядом с подписью предыдущего должностного лица.
План должен включать в себя следующие разделы:
7. Расчеты на выполнение задач при чрезвычайных обстоятельствах.
Приложения к плану составляют: графическая часть плана - топографическая карта, бланки формализованных документов на магнитных носителях и другие материалы.
3. Понятие режима особых условий.
В случаях стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных в исправительном учреждении может быть введен режим особых условий.
В период действия режима особых условий в исправительном учреждении может быть приостановлено осуществление некоторых прав осужденных, предусмотренных статьями 88 - 97 УИК, введены усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты, изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных.
Массовые беспорядки, имеющие место в исправительных учреждениях, характеризуются тем, что их участниками являются преступники, отбывающие наказание. Действия этих лиц отличаются особой агрессивностью. Участники массовых беспорядков учиняют погромы, поджоги, разрушают инженерные заграждения в жилой и производственной зонах, устраивают препятствия для ввода сил, задействованных в операции по пресечению противоправных действий осужденных.
В ходе массовых беспорядков могут совершаться насильственные преступления в отношении как отдельных осужденных, так и сотрудников. Организаторы и подстрекатели направляют толпу осужденных на уничтожение и повреждение имущества, вывод из строя коммунально-бытовых объектов, а также инженерно-технических средств охраны с целью выхода осужденных за пределы учреждения. Для этого может использоваться гусеничная техника, автомобильные и железнодорожные транспортные средства, находящиеся в исправительном учреждении.
Учитывая агрессивное состояние участников беспорядков, их организаторы могут призвать к освобождению лиц, содержащихся в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа. В отношении персонала, несущего там службу, возможна расправа со стороны бесчинствующих осужденных. Лидеры отрицательных группировок, как правило, пользуются создавшейся ситуацией для физического уничтожения претендентов и других неугодных им осужденных, особенно подозреваемых в сотрудничестве с администрацией.
Таким образом, анализируя экстремальные чрезвычайные и кризисные ситуации, возникающие в исправительных учреждениях, можно сделать следующие выводы:
1) они могут быть самыми разными как по видам, так и
по характеру (сложности, напряженности, масштабу);
Их возникновение обусловлено:
а) негативными явлениями и процессами, происходящими среди лиц, содержащихся в исправительных учреждениях;
б) недостатками в обеспечении устойчивости работы исправительных учреждений;
в) явлениями природного, биогенного и техногенного характера;
г) различного рода негативными событиями и обстоятельствами, имеющими место как в самом учреждении, так и вне его;
д) ненадлежащей организацией профессиональной деятельности персонала;
е) необеспечением действий персонала;
2) осложнение оперативной обстановки - это начальная стадия чрезвычайной (экстремальной) или кризисной ситуации;
3) высшей стадией осложнения оперативной обстановки является кризисное состояние исправительного учреждения, характеризующееся нарушением устойчивости его функционирования и отсутствием при этом достаточных ресурсных возможностей для немедленной нормализации его деятельности.
2.Планы действий учреждений и органов ФСИН России при ЧО.
Порядок и методика разработки планов действий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы при чрезвычайных обстоятельствах предусмотрены соответствующей Инструкцией Министерства юстиции Российской Федерации.
Планы действий территориальных органов УИС при чрезвычайных обстоятельствах разрабатываются в соответствии с указаниями министра юстиции Российской Федерации и начальника центрального органа УИС; планы действий исправительных учреждений и следственных изоляторов УИС разрабатываются на основании плана действий органа УИС при чрезвычайных обстоятельствах в части, их касающейся, и с учетом особенностей и специфики выполняемых задач; планы действий отделов специального назначения, центра инженерно-технического обеспечения, научно-исследовательского института, образовательных учреждений, подразделений по конвоированию, как правило, не разрабатываются. Однако их силы и средства могут учитываться в планах органов УИС, выписки из которых направляются данным руководителям для проведения расчетов на случай выделения
сил и средств в группировку органа УИС для действий при ЧО и их подготовки.
Разработку плана в органе УИС организует лично его руководитель, а в исправительных учреждениях и СИЗО - начальник учреждения или СИЗО. Для организации деятельности по разработке плана издается приказ (распоряжение) по органу (исправительному учреждению или СИЗО) УИС, в котором указываются состав группы планирования, ее руководитель, место работы, меры по созданию условий работы, срок готовности проекта плана. Руководителем группы планирования назначается один из заместителей начальника органа (исправительного учреждения или СИЗО) УИС.
После объявления приказа (распоряжения) проводится инструктивное занятие с составом группы планирования, на котором устанавливаются порядок работы группы, сроки подготовки основных расчетов и содержание разделов плана. По готовности основных расчетов и проектов разделов плана проводится штабная тренировка с начальствующим составом управленческого аппарата, на которой рассматриваются подготовленные документы, разделы плана согласовываются по времени и задачам, заслушиваются доклады руководителей структурных подразделений (служб) с обоснованием вносимых ими предложений и расчетов, а также даются указания об устранении недостатков и сроках доработки плана. План разрабатывается в одном экземпляре, является долговременным для служебного пользования документом и корректируется по мере надобности.
Все разделы плана должны быть без дополнительных пояснений и содержать только необходимые сведения, которые излагаются сжатыми формулировками с применением простых оборотов, сокращенных обозначений, аббревиатур и условных знаков.
Графическая часть плана оформляется на топографической карте (плане города) цветными изображениями с использованием условных знаков и сокращенных обозначений, исполненными в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов.
В органе УИС план подписывается руководителем органа УИС, согласовывается со взаимодействующими органами и утверждается начальником управления УИС Минюста России по федеральному округу; в исправительных учреждениях и СИЗО, входящих в орган УИС, - руководителем испра
вительного учреждения, начальником СИЗО, согласовывается со взаимодействующими органами (по территориальности) и утверждается руководителем органа УИС. После утверждения план вступает в силу, а выписки из него направляются в подчиненные учреждения (подразделения, службы) в части, их касающейся.
Хранится план в сейфе (металлическом шкафу) секретариата (канцелярии) в папке отдельно от других документов и опечатывается начальником органа (учреждения) УИС, а выписка из плана по первоочередным действиям при чрезвычайных обстоятельствах хранится у оперативного дежурного (дежурного) в дежурной части органа (учреждения) УИС.
При проверке плана запрещается делать в нем какие-либо пометки, исправления, замечания и другие записи. Результаты проверки записываются в специальную ведомость учета проверок плана с указанием обнаруженных недостатков и сроков их устранения. Об устранении (выполнении) указанных в ведомости учета проверок плана недостатков (предложений) делается запись и ставится подпись исполнителя с указанием должности и фамилии.
Не исключается корректировка плана, которая может осуществляться при следующих условиях: издание новых нормативных актов по планированию и действиям при чрезвычайных обстоятельствах; изменение организационно-штатной структуры и списочной численности сотрудников (более 25 %), табеля положенности вооружения, техники и материальных средств; переподчинение органа (исправительного учреждения или СИЗО) УИС без изменения пункта постоянной дислокации, создание (открытие) новых исправительных учреждений (СИЗО) или их закрытие; изменение места дислокации постоянного пункта управления органа УИС; выявление в ходе инспектирования, контрольных проверок, комплексных и целевых выездов, а также штабных тренировок, командно-штабных и тактико-специальных учений несоответствий плана, которые не позволяют органу (исправительному учреждению или СИЗО) УИС выполнить задачи при чрезвычайных обстоятельствах.
Корректировка разделов плана осуществляется должностными лицами, ответственными за их исполнение: в органе УИС - по указанию начальника органа УИС, в исправительном учреждении или СИЗО - по указанию соответ
ствующего начальника. Во всех случаях в листе учета корректирования плана делаются отметки о причинах проведения корректировки и внесенных в него изменениях с указанием даты, должности, фамилии исполнителя и его подписи.
Уточнения в план могут вноситься и при необходимости замены устаревших сведений.
При смене должностных лиц, имеющих право подписывать и утверждать план, вновь назначенные на должности знакомятся с ним в месячный срок и в случае согласия с содержанием ставят свои подписи рядом с подписью предыдущего должностного лица.
План должен включать в себя следующие разделы:
-
Задачи, выполняемые при чрезвычайных обстоятельствах. -
Состав и основные функции оперативного штаба (в исправительных учреждениях и СИЗО - состав группы управления и основные действия начальника учреждения, СИЗО). -
Силы и средства, привлекаемые к действиям при чрезвычайных обстоятельствах. -
Формирование и подготовка сводного отряда (в исправительных учреждениях и СИЗО - формирование и подготовка резерва). -
Оповещение и приведение сил и средств в различные виды готовности. -
Расчет на перевозку сил и средств УИС различными видами транспорта.
7. Расчеты на выполнение задач при чрезвычайных обстоятельствах.
-
Организация взаимодействия. -
Морально-психологическое обеспечение.
-
Тыловое и техническое обеспечение. -
Меры безопасности.
Приложения к плану составляют: графическая часть плана - топографическая карта, бланки формализованных документов на магнитных носителях и другие материалы.
3. Понятие режима особых условий.
В случаях стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных в исправительном учреждении может быть введен режим особых условий.
В период действия режима особых условий в исправительном учреждении может быть приостановлено осуществление некоторых прав осужденных, предусмотренных статьями 88 - 97 УИК, введены усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты, изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных.