Файл: С 24 ноября 2022г по 14 декабря 2022 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Учреждение соблюдает социальную справедливость и равноправно распределяет социальные ресурсы с целью расширения возможностей их предоставления нуждающимся в поддержке получателей социальных услуг.
  1. Определение права, размера и сроков назначения трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала.


Уже с начала этого года в России началась пенсионная реформа. Закон об изменении пенсионной системы, подписанный Президентом Российской Федерации 3 октября 2018 года, существенно изменит порядок введения пенсионного страхования по старости для граждан России. Это связано с увеличением пенсионного возраста, который будет расти до 2023 года, пока не достигнет 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин.

. Опираясь на данные предложенной таблицы, можно сказать, что:

  1. Во втором полугодии 2019 года мужчины и женщины смогут выйти на пенсию, если:

  • они родились в первом полугодии 1959 и 1964 года соответственно;

  • имеют как минимум 10 лет страхового стажа и 16,2 накопленных балла.

  1. В 2020 году (в первом полугодии) такая возможность будет:

  • у мужчин и женщин, родившихся в 1964 и 1959 году соответственно;

  • получивших 11 лет страхового стажа и имеющих 18,6 баллов ИПК.

В 2023 году размер пенсий увеличился в среднем на 1 тысячу рублей, что в несколько раз опережает реальную инфляцию. Повышение индексации регулируется Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» №350-ФЗ [10], который был утвержден Президентом Российской Федерации и представлен общественности 3 октября 2018 года.

Уже 1 января 2019 года пенсионеры получили надбавку к пенсии. Эта процедура индексации утверждается на постоянной основе. В то же время стоит отметить, что работающие пенсионеры не могут претендовать на повышение, поскольку их индексация была отменена в 2016 году. Однако после увольнения они смогут получать страховую пенсию по старости, проиндексированную на все годы. В 2019 году индекс повышения составил 7,05%, в 2020 году будет равняться 6,6%, а в 2021 году – 6,3%. Таким образом, к 2024 году средний размер пенсий в России будет установлен на уровне 20 000 рублей. Бюджет на повышение пенсий будет формироваться за счет повышения возраста выхода на страховую пенсию по старости.

Изменения коснутся условий выхода на пенсию по старости и плана увеличения выплат, подробнее в приложении 2:

  • для мужского и женского населения страны в этом году пенсионный возраст увеличится на 6 месяцев вместо запланированного 1 года. Следовательно, мужчинам нужно достичь 60,5 лет, женщинам – 55,5 лет;

  • точно так же возраст будет увеличиваться для оформления пенсионного обеспечения (6 месяцев);

  • планируется корректировка требований по назначению льготных пенсий.

Согласно законодательству Российской Федерации для выхода на страховую пенсию по старости нужно:

  1. Достичь пенсионного возраста;

  2. Иметь страховой стаж не ниже предусмотренного значения;

  3. Иметь минимальное необходимое значение индивидуального пенсионного коэффициента (далее ИПК), исчисляемого в баллах.

Частью 3 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусматривается минимально необходимое количество ИПК в размере 30 баллов. Но переход к такому нормативу осуществляется постепенно с 2015 года. Еще в 2015 году необходимо было иметь всего 6,6 баллов. С каждым годом данный норматив увеличивался на 2,4 балла, следовательно в 2016 году необходимо было иметь уже 9 баллов, в 2017 – 11,4 балла.

Переходный период завершиться в 2025 году, когда минимальное значение ИПК составит 30 баллов. Для того, чтобы определить сколько баллов нужно для пенсии, можно воспользоваться таблицей из приложения 3.

Исходя из данных таблицы можно увидеть следующее: чтобы выйти на страховую пенсию по старости в 2019 году, нужно иметь как минимум 16,2 балла ИПК. Если же пенсионных балов окажется недостаточно, то пенсионер сможет оформить пенсию только по достижению установленных показателей. Необходимо помнить, что показатели ежегодно повышаются, а также увеличиваются требования к стажу и возрасту.

С 2019 года проведение пенсионной реформы Правительством Российской Федерации не вносит изменения в требования о страховом страже. Все корректировки по этому поводу были проведены ранее. Таким образом, частью 2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлен минимальный страховой стаж, который составляет 15 лет. Однако, такая величина устанавливается не сразу, а постепенно. До 2015 года минимальный трудовой стаж составлял 5 лет. Но в 2015 году, когда в России существенно менялось пенсионное законодательство, необходимо было иметь уже 6 лет. При этом, было предусмотрено, что ежегодно данное значение будет повышаться на 1 год, пока к 2024 году не достигнет 15 лет.



Узнать, сколько страхового стажа необходимо иметь, в зависимости от года оформления выплат, можно опираясь на данные таблицы в приложении 4.

В страховой стаж включаются следующие периоды:

  1. Периоды работы или иной деятельности на территории РФ, если в течение этого времени уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, в соответствии с частью 1 статьей 11 Федерального закона «О страховых пенсиях»;

  2. Иные периоды, которые согласно части 1 статьи 12 Закона засчитываются в страховой стаж:

  • уход за детьми до 1,5 лет (в общей сложности не более 6 лет);

  • уход за ребенком-инвалидом, инвалидом1-ой группы или лицом, достигшим 80 лет;

  • прохождение военной службы или иной приравненной к ней службы и другие.

С 2019 года действует новая льгота, которая предоставляется гражданам с длительным стажем трудовой деятельности — 42 года у мужчин и 37 лет у женщин. Для этих лиц можно оформить выплаты на 2 года раньше срока (относительно нового пенсионного возраста — в 63 и 58 лет соответственно).

Таким образом, страховая пенсия — это один из видов ежемесячной выплаты гражданам, которые потеряли возможность получать доход вследствие потери трудоспособности из-за старости, по причине в связи с инвалидностью или утраты дохода кормильца, связанного с его смертью.

Данный вид пенсии выплачивается трудоустроенным лицам, имеющих минимальный стаж работы. Видами страховой пенсии определены: пенсия по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (ред. от 01.03.2020).5

Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на двух обстоятельствах: рождение (усыновление) второго и последующего ребенка и период времени, в течение которого это произошло, с 1 января 2007 года до 31 декабря 2016 года

Сам капитал представляет собой счет, на который перечисляются деньги из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации для реализации дополнительных мер государственной поддержки. За время своего действия закон претерпел множество положительных изменений, начиная с периода действия программы - можно было бы использовать льготы по капиталу до 31 декабря 2026 года - и заканчивая кругом лиц, имеющих право на их получение, и перечнем целей, на которые могут быть направлены эти средства.


Правом на получение материнского капитала можно воспользоваться один раз определенным категориям граждан, предусмотренных в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Гарантируется право на дополнительные меры поддержки государственным именным документом -государственным сертификатом на получение материнского (семейного) капитала.

Правовая система, гарантирующая реализацию дополнительных мер государственной поддержки семей с детьми, включает различные правовые акты в соответствии со своей правовой направленностью:

- Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая, от 5 августа 2000 года №117-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021), содержащий дефиницию, включающую средства материнского (семейного) капитала, направляемые для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в число доходов, не подлежащих налогообложению (п. 34 статьи 217 Налогового Кодекса Российской Федерации)6;

- Федеральный закон от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 26.05.2021), который устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств7;

- постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года №926 (ред. от 31.03.2020) «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов»8 устанавливает порядок направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг, а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) расходы, и определяет порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели.


Таким образом, мы можем уже подвести небольшие выводы, так, например, на начальной стадии введения программы в действие, материнский капитал подлежал начислению и выдаче при рождении второго и далее ребенка рождённого после 1 января 2007 года, а с введением новых норм законодательства, материнский капитал начисляется уже после рождения первого ребёнка в семье. Согласно данным статистики в Российской Федерации начальная стадия программы материнский капитал имела успех и рождаемость повышалась, однако в последние годы рождаемость снова снизилась и были внесены корректировки в программу, внесены изменения в законодательство, с целью урегулировать данный вопрос и в попытке снова поднять уровень рождаемости, в настоящее время программа продлена до 2026 года.