Файл: Программа работы классного руководителя с коллективом класса Сроки реализации программы 20202022 гг.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 232
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хучельская основная общеобразовательная школа»
Канашского района Чувашской Республики
Утверждаю:
Директор школы: Л.Г.Ильина
«___»______________ 20___ г.
.
Программа работы классного руководителя
с коллективом класса
Сроки реализации программы: 2020-2022 гг.
Автор: Белкова Ирина Николаевна,
классный руководитель 7 класса
Хучель – 2021
1. Пояснительная записка
Данная программа – программа становления и развития каждого ученика по отдельности и всего класса в целом, направлена на отображение в семиклассниках “модели выпускника” – творчески развитой, социально – ориентированной личности, способной к самореализации.
Прежде всего, это – идея формирования базовой культуры личности, культуры жизненного самоопределения: экономической и политической, демократической и правовой, нравственной и экологической, художественной и физической, культуры семейных отношений. Формируя базовую культуру личности школьника, классному руководителю необходимо создать широкое информационное поле для усвоения и развития базовых культурных начал.
Новизна программы заключается в осуществлении иного подхода к содержанию и технологии воспитания, в совмещении традиционных и инновационных форм и методов воспитательной работы, в поиске нравственных образов духовной культуры и выработке на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника.
Актуальность. Каждый родитель хочет видеть в своем ребёнке человека с высоким культурным и интеллектуальным уровнем развития, с богатым внутренним миром, с необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых в профессиональном ориентировании, выборе дальнейшего пути с целью получения образования, отвечающего требованиям современной жизни.
ХХI век – век высокоскоростной технологии, обильной, легкодоступной, но трудновоспринимаемой информации, жестокой конкурентности – требует формирования у школьников духовности и инициативности, гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и толерантности, также способности к успешной социализации в обществе.
Педагогическая целесообразность. Каждый педагог ставит перед собой цель воспитать школьников настоящими людьми. Вот и мне тоже хочется видеть своих выпускников интеллигентными, подтянутыми, хорошими семьянинами… т.е. людьми с большой буквы. Мне не хочется, чтобы они болтались без дела (как некоторые нынче), нарушали закон, испытывали проблемы со своими детьми и т.д. Моя задача сейчас – создать условие для самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности учащегося в обществе. В конечном итоге, главная идея воспитания в том, чтобы подготовить человека к трем главным ролям реальной жизни-гражданина, работника, семьянина.
Цель программы: раскрыть способности каждого ученика, воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, оказание помощи обучающимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Задачи программы:
1. Формирование классного коллектива, в котором для каждого будет создана атмосфера эмоционального комфорта для всестороннего развития личности, охватывающее интеллектуальный, нравственный, духовный, культурный и эстетический рост.
2. Создание благоприятной среды для физического развития детей, формирования навыков здорового образа жизни, соблюдения правил человеческого общежития.
3. Формирование устойчивой потребности личности в постоянном саморазвитии, самореализации, самосовершенствовании и с ним самовоспитание, достойное и уважительное отношение к самому себе.
4. Воспитание чувства преданности Родине и гордости за неё в независимости от экономических и политических трудностей в обществе.
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
-Закона РФ «Об образовании»;
-Конвенции о правах ребенка;
-Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
-Приоритетного национального проекта «Образование»;
-Инициативы Президента «Наша новая школа»;
Особенности. Программа включает в себя два этапа обучения и воспитания старших подростков: 7 – 8 классы. В основе ее – система коллективного творчества. Цель каждого этапа – сделать мир вокруг лучше, добрее; помочь всем, кто нуждается в помощи; познать новое и научиться многому. Каждый этап заканчивается подведением итогов за год. Детям, которые на протяжении всего года прилежно учились, активно участвовали во всех добрых делах и начинаниях, вручаются благодарственные письма.
Главный принцип программы – забота об улучшении окружающего мира, о далеких и близких друзьях. Чем больше ребята делают добрых дел, чем больше помогают людям, тем теплее, светлее и радостнее вокруг.
Важно не проведение самого мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, его склонности и интересы, отношение к жизни и самому себе. Идеи успешности процесса воспитания будут выглядеть смешно, если они не будут строиться на добровольности учащихся в воспитательном мероприятии. Принудительный воспитательный процесс ведет к моральной деградации учащихся. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля проявляется, если воспитатель опирается на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, творчество.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 12–15 лет. Участники программы: обучающиеся 7 класса, родители, классный руководитель 7 класса, педагогический коллектив МБОУ «Хучельская ООШ» Канашского района.
Формы и способы психолого-педагогического сопровождения реализации программы:
-
поддержка идеи программы коллективами учащихся, родителей и учителей; -
привлечение к реализации программы педагогов школы, при необходимости специалистов районной психологической службы; -
организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей; открытость воспитательного пространства класса; -
сотрудничество с учителями, работающими в классе.
В качестве принципов, определяющих цель, содержание, пути и способы воспитания выступают следующие:
-
Принцип гуманизации – подразумевает организацию личностно-ориентированного подхода к организации воспитательного процесса; -
Принцип природосообразности – предполагает: воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов; -
Принцип культуросообразности – требует приобщения ребёнка к различным ценностям культуры, этноса, общества, цивилизации в целом. Содержание, методы и формы воспитания должны отражать культурные ценности, присущие социуму региона, различным его социальным группам и учитывают исторические традиции; -
Принцип системности – рассматривает воспитание не только как самостоятельную систему, все элементы которой не просто связаны, а находятся в зависимости, но и как часть другой системы, во многом влияющей на её функционирование; -
Принцип диалогичности – сотрудничество, сотворчество классного руководителя, детей и их родителей. Человек может проявить себя и может быть понят только через диалог. Только в совместном творчестве равных партнёров, которые слышат друг друга, возможен процесс взаимообогащающего влияния, обеспечивающего успешность воспитания; -
Принцип адаптивности – предполагает создание условий и мотивацию; -
Принцип успешности – мажорный тон жизни ребёнка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности, в нравственном поведении; -
Принцип творческой самостоятельности – самоорганизация и развитие интересов. Практическое овладение учащимися соответствующими видами учебной работы, физического труда, спорта, искусства и реализация полученных знаний, умений, навыков в многоплановой деятельности.
Сроки реализации программы:
№ | этапы | сроки | Содержание деятельности |
1 | Подготовительный | Август 2020 г. | Поиск форм, методов, способов развития классного коллектива. Изучение современных технологий новаторов, обобщения их педагогического опыта |
2. | Аналитико-диагностический. Планирование | Сентябрь 2020 г. | Продолжение изучения классного коллектива: - комплексная проверка здоровья учащихся; - наблюдение за детьми на уроках, во время перемен, прогулок и внеклассных мероприятий; - углубленное психолого-педагогическое изучение детей, выявление индивидуальных особенностей развития и самооценки ребенка; - посещения семей детей с целью изучения социально – бытовых условий проживания; - изучение межличностных отношений в классе |
3. | Начальный (пробный) | Октябрь- ноябрь 2020 г. | Использование на практике приемов, методов развивающей работы классного коллектива. Формирование развития классного коллектива. |
4. | Промежуточный контроль. | Декабрь 2020 г. | Составление рейтинга, подведение итогов начального этапа, проведение анализа работы, корректирование программы. |
5. | Практический | Январь 2020 г. – май 2021 г. | Обеспечение реализации программы развития классного коллектива; регулярный промежуточный мониторинг эффективности программы |
6. | Обобщающе - аналитический | Конец четвертей | Осуществление мониторинга эффективности программы; анализ работы, корректировка; разработка методических рекомендаций. |
7. | Обобщающий | Май 2021 г. | Обработка и интерпретация данных за год. Рейтинг. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего развития классного коллектива. |
Формы работы по реализации программы:
- классные часы, классные собрания, беседы, обсуждения
- конкурсы, викторины, интерактивные игры, праздники, экскурсии, походы,
соревнования
- индивидуальные занятия, беседы, консультации
- секции, кружки
- проекты, исследовательские работы
- дебаты, дискуссии, обсуждения, круглые столы, конференции
- встречи с интересными людьми, с психологами, врачами и др.
- родительские собрания, посещения семьи ребенка
- творческие работы
Методы работы по реализации программы:
- объяснительно-наглядные (репродуктивные)
- проблемные
- частично-поисковые (эвристические)
- исследовательские
-методы убеждения, коллективного творчества, личного примера, товарищеского и
педагогического воздействия, педагогического наблюдения, анкетирования.
Ожидаемые результаты и способы их определения:
- образование сплоченного дружного содружества учителя, детей и родителей, создание положительной репутации класса;
- вовлечение всех учащихся в активную деятельность класса и школы;
- формирование у учащихся сознательной дисциплины, навыков культурного поведения;
- раскрытие и развитие способностей каждого ребенка, повышение учебной мотивации;
- развитие стремления к саморазвитию и самореализации;
- воспитание личности, социально активной, выбирающей здоровый образ жизни, готовой к созидательной деятельности, умеющей делать нравственный выбор.
Основной составляющей воспитательной работы в классе, на мой взгляд, является участие класса в общешкольных мероприятиях согласно плану работы школы. Это позволит четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса школы, будет способствовать повышению уровня общительности каждого, развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом, поможет рассмотрению классного коллектива как неотъемлемой части дружной и веселой семьи, название которой – школа, формированию чувства коллективизма и гуманизма у школьника. Участие класса в общешкольных мероприятиях поможет заполнить досуг детей интересными и познавательными, весёлыми и развлекательными мероприятиями, тем самым, сведя к минимуму влияние улицы, что особенно важно для подростков.