Файл: Программа работы классного руководителя с коллективом класса Сроки реализации программы 20202022 гг.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 232

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хучельская основная общеобразовательная школа»

Канашского района Чувашской Республики

 

Утверждаю:

Директор школы: Л.Г.Ильина

«___»______________ 20___ г.

.
 

  

 

 

 

Программа работы классного руководителя

с коллективом класса
Сроки реализации программы: 2020-2022 гг.

 

 

 

 

 

Автор: Белкова Ирина Николаевна,

классный руководитель 7 класса
 
Хучель – 2021

1. Пояснительная записка
Данная программа – программа становления и развития каждого ученика по отдельности и всего класса в целом, направлена на отображение в семиклассниках “модели выпускника” – творчески развитой, социально – ориентированной личности, способной к самореализации.

Прежде всего, это – идея формирования базовой культуры личности, культуры жизненного самоопределения: экономической и политической, демократической и правовой, нравственной и экологической, художественной и физической, культуры семейных отношений. Формируя базовую культуру личности школьника, классному руководителю необходимо создать широкое информационное поле для усвоения и развития базовых культурных начал.

Новизна программы заключается в осуществлении иного подхода к содержанию и технологии воспитания, в совмещении традиционных и инновационных форм и методов воспитательной работы, в поиске нравственных образов духовной культуры и выработке на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника.

Актуальность. Каждый родитель хочет видеть в своем ребёнке человека с высоким культурным и интеллектуальным уровнем развития, с богатым внутренним миром, с необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых в профессиональном ориентировании, выборе дальнейшего пути с целью получения образования, отвечающего требованиям современной жизни.

ХХI век – век высокоскоростной технологии, обильной, легкодоступной, но трудновоспринимаемой информации, жестокой конкурентности – требует формирования у школьников духовности и инициативности, гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и толерантности, также способности к успешной социализации в обществе.


Педагогическая целесообразность. Каждый педагог ставит перед собой цель воспитать школьников настоящими людьми. Вот и мне тоже хочется видеть своих выпускников интеллигентными, подтянутыми, хорошими семьянинами… т.е. людьми с большой буквы. Мне не хочется, чтобы они болтались без дела (как некоторые нынче), нарушали закон, испытывали проблемы со своими детьми и т.д. Моя задача сейчас – создать условие для самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности учащегося в обществе. В конечном итоге, главная идея воспитания в том, чтобы подготовить человека к трем главным ролям реальной жизни-гражданина, работника, семьянина.

Цель программы: раскрыть способности каждого ученика, воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, оказание помощи обучающимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.

Задачи программы:

1. Формирование классного коллектива, в котором для каждого будет создана атмосфера эмоционального комфорта для всестороннего развития личности, охватывающее интеллектуальный, нравственный, духовный, культурный и эстетический рост.

2. Создание благоприятной среды для физического развития детей, формирования навыков здорового образа жизни, соблюдения правил человеческого общежития.

3. Формирование устойчивой потребности личности в постоянном саморазвитии, самореализации, самосовершенствовании и с ним самовоспитание, достойное и уважительное отношение к самому себе.

4. Воспитание чувства преданности Родине и гордости за неё в независимости от экономических и политических трудностей в обществе.

Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

-Закона РФ «Об образовании»;

-Конвенции о правах ребенка;

-Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;

-Приоритетного национального проекта «Образование»;

-Инициативы Президента «Наша новая школа»;

Особенности. Программа включает в себя два этапа обучения и воспитания старших подростков: 7 – 8 классы. В основе ее – система коллективного творчества. Цель каждого этапа – сделать мир вокруг лучше, добрее; помочь всем, кто нуждается в помощи; познать новое и научиться многому. Каждый этап заканчивается подведением итогов за год. Детям, которые на протяжении всего года прилежно учились, активно участвовали во всех добрых делах и начинаниях, вручаются благодарственные письма.



Главный принцип программы – забота об улучшении окружающего мира, о далеких и близких друзьях. Чем больше ребята делают добрых дел, чем больше помогают людям, тем теплее, светлее и радостнее вокруг.

Важно не проведение самого мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, его склонности и интересы, отношение к жизни и самому себе. Идеи успешности процесса воспитания будут выглядеть смешно, если они не будут строиться на добровольности учащихся в воспитательном мероприятии. Принудительный воспитательный процесс ведет к моральной деградации учащихся. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля проявляется, если воспитатель опирается на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, творчество.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 12–15 лет. Участники программы: обучающиеся 7 класса, родители, классный руководитель 7 класса, педагогический коллектив МБОУ «Хучельская ООШ» Канашского района.

Формы и способы психолого-педагогического сопровождения реализации программы:

  • поддержка идеи программы коллективами учащихся, родителей и учителей;

  • привлечение к реализации программы педагогов школы, при необходимости специалистов районной психологической службы;

  • организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей; открытость воспитательного пространства класса;

  • сотрудничество с учителями, работающими в классе.

В качестве принципов, определяющих цель, содержание, пути и способы воспитания выступают следующие:

  • Принцип гуманизации – подразумевает организацию личностно-ориентированного подхода к организации воспитательного процесса;

  • Принцип природосообразности – предполагает: воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов;

  • Принцип культуросообразности – требует приобщения ребёнка к различным ценностям культуры, этноса, общества, цивилизации в целом. Содержание, методы и формы воспитания должны отражать культурные ценности, присущие социуму региона, различным его социальным группам и учитывают исторические традиции;

  • Принцип системности – рассматривает воспитание не только как самостоятельную систему, все элементы которой не просто связаны, а находятся в зависимости, но и как часть другой системы, во многом влияющей на её функционирование;

  • Принцип диалогичности – сотрудничество, сотворчество классного руководителя, детей и их родителей. Человек может проявить себя и может быть понят только через диалог. Только в совместном творчестве равных партнёров, которые слышат друг друга, возможен процесс взаимообогащающего влияния, обеспечивающего успешность воспитания;

  • Принцип адаптивности – предполагает создание условий и мотивацию;

  • Принцип успешности – мажорный тон жизни ребёнка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности, в нравственном поведении;

  • Принцип творческой самостоятельности – самоорганизация и развитие интересов. Практическое овладение учащимися соответствующими видами учебной работы, физического труда, спорта, искусства и реализация полученных знаний, умений, навыков в многоплановой деятельности.



Сроки реализации программы:




этапы

сроки

Содержание деятельности

1

Подготовительный

Август 2020 г.

Поиск форм, методов, способов развития классного коллектива.

Изучение современных технологий новаторов, обобщения их педагогического опыта

2.


Аналитико-диагностический.

Планирование


Сентябрь 2020 г.


Продолжение изучения классного коллектива:

- комплексная проверка здоровья учащихся;

- наблюдение за детьми на уроках, во время перемен, прогулок и внеклассных мероприятий;

- углубленное психолого-педагогическое изучение детей, выявление индивидуальных особенностей развития и самооценки ребенка;

- посещения семей детей с целью изучения социально – бытовых условий проживания;

- изучение межличностных отношений в классе

3.

Начальный (пробный)

Октябрь- ноябрь 2020 г.

Использование на практике приемов, методов развивающей работы классного коллектива.

Формирование развития классного коллектива.

4.

Промежуточный контроль.


Декабрь 2020 г.

Составление рейтинга, подведение итогов начального этапа, проведение анализа работы, корректирование программы.

5.

Практический

Январь 2020 г. – май 2021 г.

Обеспечение реализации программы развития классного коллектива;

регулярный промежуточный мониторинг эффективности программы

6.

Обобщающе - аналитический

Конец четвертей

Осуществление мониторинга эффективности программы; анализ работы, корректировка;

разработка методических рекомендаций.

7.

Обобщающий

Май 2021 г.

Обработка и интерпретация данных за год. Рейтинг.

Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.

Определение перспектив и путей дальнейшего развития классного коллектива.


Формы работы по реализации программы:

- классные часы, классные собрания, беседы, обсуждения

- конкурсы, викторины, интерактивные игры, праздники, экскурсии, походы,

соревнования

- индивидуальные занятия, беседы, консультации

- секции, кружки

- проекты, исследовательские работы

- дебаты, дискуссии, обсуждения, круглые столы, конференции

- встречи с интересными людьми, с психологами, врачами и др.

- родительские собрания, посещения семьи ребенка

- творческие работы
Методы работы по реализации программы:

- объяснительно-наглядные (репродуктивные)

- проблемные

- частично-поисковые (эвристические)

- исследовательские

-методы убеждения, коллективного творчества, личного примера, товарищеского и

педагогического воздействия, педагогического наблюдения, анкетирования.
Ожидаемые результаты и способы их определения:

- образование сплоченного дружного содружества учителя, детей и родителей, создание положительной репутации класса;

- вовлечение всех учащихся в активную деятельность класса и школы;

- формирование у учащихся сознательной дисциплины, навыков культурного поведения;

- раскрытие и развитие способностей каждого ребенка, повышение учебной мотивации;

- развитие стремления к саморазвитию и самореализации;

- воспитание личности, социально активной, выбирающей здоровый образ жизни, готовой к созидательной деятельности, умеющей делать нравственный выбор.

Основной составляющей воспитательной работы в классе, на мой взгляд, является участие класса в общешкольных мероприятиях согласно плану работы школы. Это позволит четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса школы, будет способствовать повышению уровня общительности каждого, развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом, поможет рассмотрению классного коллектива как неотъемлемой части дружной и веселой семьи, название которой – школа, формированию чувства коллективизма и гуманизма у школьника. Участие класса в общешкольных мероприятиях поможет заполнить досуг детей интересными и познавательными, весёлыми и развлекательными мероприятиями, тем самым, сведя к минимуму влияние улицы, что особенно важно для подростков.