Файл: Роль мотивации в поведении организации (Теоретические аспекты мотивации персонала в организации).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 487
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Мотивации персонала: экономическая сущность
1.2 Основные методы мотивации и стимулирования труда в организации
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА В ООО «БАРСЕЛОНА-ЗАР»
Тестовое задание
- Что Вы больше всего цените в своей работе? Можете дать один или два варианта ответа.
- Что я в основном сам решаю, что и как мне делать.
- Что она дает мне возможность проявить то, что я знаю и умею.
- Что я чувствую себя полезным и нужным.
- Что мне за нее относительно неплохо платят.
- Особенно ничего не ценю, но эта работа мне хорошо знакома и привычна.
- Какое выражение из перечисленных ниже Вам подходит более всего? Дайте только один ответ.
- Я хочу обеспечить своим трудом себе и своей семье приличный доход.
- В своей работе я полный хозяин.
- У меня достаточно знаний и опыта, чтобы справиться с любыми трудностями в моей работе.
- Я ценный, незаменимый для организации работник.
- Я всегда выполняю то, что от меня требуют.
- Как Вы предпочитаете работать? Можете дать один или два варианта ответа.
- Предпочитаю делать то, что знакомо, привычно.
- Нужно, чтобы в работе постоянно появлялось что-то новое, чтобы не стоять на месте.
- Чтобы было точно известно, что нужно сделать и что я за это получу.
- Предпочитаю работать под полную личную ответственность.
- Готов(а) делать все, что нужно для организации.
- Допустим, что Вам предлагают другую работу в Вашей организации. При каких условиях Вы бы на это согласились? Можете дать один или два варианта ответа.
- Если предложат намного более высокую зарплату.
- Если другая работа будет более творческой и интересной, чем нынешняя.
- Если новая работа даст мне больше самостоятельности.
- Если это очень нужно для организации.
- При всех обстоятельствах я предпочел (предпочла) бы остаться на той работе, к которой привык (привыкла).
- Попробуйте определить, что для Вас означает Ваш заработок? Можете дать один или два варианта ответа.
- Плата за время и усилия, потраченные на выполнение работы.
- Это прежде всего плата за мои знания, квалификацию.
- Оплата за общие результаты деятельности организации.
- Мне нужен гарантированный заработок - пусть небольшой, но чтобы он был.
- Какой бы он ни был, я его заработал(а) сам(а).
Как Вы относитесь к перечисленным ниже источникам дохода? Дайте только один ответ в каждом пункте.
- Заработная плата и премии
- Очень важно.
- Не очень важно.
- Совсем не важно.
- Доплаты за квалификацию
- Очень важно.
- Не очень важно.
- Совсем не важно.
- Доплаты за тяжелые и вредные условия работы
- Очень важно.
- Не очень важно.
- Совсем не важно.
- Социальные выплаты и льготы, пособия
- Очень важно.
- Не очень важно.
- Совсем не важно.
- Доходы от капитала, акций
- Очень важно.
- Не очень важно.
- Совсем не важно.
- Любые дополнительные приработки
- Очень важно.
- Не очень важно.
- Совсем не важно.
- Приработки, но не любые, а только по своей специальности
- Очень важно.
- Не очень важно.
- Совсем не важно.
- Доходы от личного хозяйства, дачного участка и т. п.
- Очень важно.
- Не очень важно.
- Совсем не важно.
- Выигрыш в лотерею, казино и т. п.
- Очень важно.
- Не очень важно.
- Совсем не важно.
- На каких принципах, по-вашему, должны строиться отношения между работником и организацией? Дайте только один ответ.
- Работник должен относиться к организации как к своему дому, отдавать ей все и вместе переживать трудности и подъемы. Организация должна соответственно оценивать преданность и труд работника.
- Работник продает организации свой труд, и если ему не дают хорошую цену, он вправе найти другого покупателя.
- Работник приходит в организацию для самореализации и относится к ней как к месту реализации своих способностей. Организация должна обеспечивать работнику такую возможность, извлекать из этого выгоду для себя и на этой основе развиваться.
- Работник тратит на организацию свои силы, а организация должна взамен гарантировать ему зарплату и социальные блага.
- Как Вы считаете, почему в процессе работы люди проявляют инициативу, вносят различные предложения? Можете дать один или два варианта ответа.
- Чувствуют особую ответственность за свою работу.
- Из-за стремления реализовать свои знания и опыт, выйти за установленные работой рамки.
- Чаще всего из-за желания улучшить работу своей организации.
- Просто хотят выделиться или завоевать расположение начальства.
- Хотят заработать, поскольку всякая полезная инициатива должна вознаграждаться.
- Какое суждение о коллективной работе Вам ближе? Можете дать один или два варианта ответа.
- Коллектив для меня очень важен, одному хороших результатов не добиться.
- Предпочитаю работать автономно, но чувствую себя так же хорошо, когда работаю вместе с интересными людьми.
- Мне нужна свобода действий, а коллектив чаще всего эту свободу ограничивает.
- Можно работать и в коллективе, но платить должны по личным результатам.
- Мне нравится работать в коллективе, так как там я среди своих.
- Представьте себе, что у Вас появилась возможность стать владельцем Вашей организации. Воспользуетесь ли Вы этой возможностью? Можете дать один или два варианта ответа.
- Да, так как я смогу участвовать в управлении организацией.
- Да, потому что это может увеличить мой доход.
- Да, так как настоящий работник должен быть совладельцем.
- Вряд ли: на заработке это не скажется, участие в управлении меня не интересует, а работе это помешает.
- Нет, не нужны мне лишние заботы.
- Представьте, пожалуйста, что Вы сейчас ищете работу. Вам предлагают несколько работ. Какую из них Вы выберете? Можете дать один или два варианта ответа.
- Наиболее интересную, творческую.
- Наиболее самостоятельную, независимую.
- За которую больше платят.
- Чтобы за не слишком большие деньги не требовалось особенно «надрываться».
- Не могу представить, что я уйду из нашей организации.
- Что Вы прежде всего учитываете, когда оцениваете успехи другого работника в Вашей организации? Можете дать один или два варианта ответа.
- Его зарплату, доходы, материальное положение.
- Уровень его профессионализма, квалификации.
- Насколько хорошо он «устроился».
- Насколько его уважают в организации.
- Насколько он самостоятелен, независим.
- Если положение в Вашей организации ухудшится, на какие перемены в Вашей работе и положении Вы согласитесь ради того, чтобы остаться на работе? Можете дать сколько угодно ответов.
- Освоить новую профессию.
- Работать неполный рабочий день или перейти на менее квалифицированную работу и меньше получать.
- Перейти на менее удобный режим работы.
- Работать более интенсивно.
- Соглашусь просто терпеть, потому что деваться некуда.
- Скорее всего, я просто уйду из этой организации.
- Если Вы руководитель, то что Вас привлекает прежде всего в этом положении? Можете дать один или два варианта ответа.
- Возможность принимать самостоятельные, ответственные решения.
- Возможность принести наибольшую пользу организации.
- Высокий уровень оплаты.
- Возможность организовывать работу других людей.
- Возможность наилучшим образом применить свои знания и умения.
- Ничего особенно не привлекает, за положение руководителя не держусь.
- Если Вы не являетесь руководителем, то хотели бы Вы им стать? Можете дать один или два варианта ответа.
- Да, поскольку это даст возможность принимать самостоятельные, ответственные решения.
- Не против, если это нужно для пользы дела.
- Да, так как при этом я смогу лучше применить свои знания и умения.
- Да, если это будет должным образом оплачиваться.
- Нет, профессионал может отвечать только за самого себя.
- Нет, руководство меня не привлекает, а хорошо заработать я могу и на своем месте.
- Да, чем я хуже других?
- Нет, это слишком большая нагрузка для меня.
Спасибо!
Ключ к тесту оценки мотивации Герчикова Описание теста
Тест оценки мотивации Герчикова позволяет выявить, какой из пяти типов мотивации согласно теории Герчикова наиболее свойственен оцениваемому:
- инструментальный (ИН);
- профессиональный (ПР);
- патриотический (ПА);
- хозяйский (ХО);
- люмпенизированный (ЛЮ).
Дополнительное описание мотивационных типов сотрудников см. в таблице. Каждый человек с точки зрения его мотивации представляет собой сочетание в некоторых пропорциях пяти чистых мотивационных типов.
Ключ к тесту
Определите количество ответов в каждой колонке. Колонка с максимальным количеством баллов (за каждый ответ - один балл) указывает на ведущий тип мотивации.
Таблица 1 - Идентификация типов трудовой мотивации
Вопросы |
Типы трудовой мотивации, (номерами) ответов |
идентифицируемые соответствующими вариантами |
|||
ИН |
ПР |
ПА |
ХО |
ЛЮ |
|
1 |
4 |
2 |
3 |
1 |
5 |
2 |
1 |
3 |
4 |
2 |
5 |
3 |
3 |
2 |
5 |
4 |
1 |
4 |
1 |
2 |
4 |
3 |
5 |
5 |
1 |
2 |
3 |
5 |
4 |
6 |
|||||
7 |
1 |
1 |
3 |
3 |
|
8 |
1 |
3 |
3 |
1 |
|
9 |
3 |
1 |
|||
10 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
11 |
1 |
3 |
1 |
||
12 |
1 |
1 |
3 |
3 |
|
13 |
1 |
||||
14 |
3 |
3 |
1 |
||
15 |
2 |
3 |
1 |
1 |
4 |
16 |
5 |
2 |
3 |
1 |
4 |
17 |
4 |
2 |
1 |
3 |
5 |
18 |
2 |
4 |
1 |
3, 1 |
5 |
19 |
3 |
1 |
5 |
2 |
4 |
20 |
1 |
2 |
4 |
5 |
3 |
21 |
4, 6 |
1 4 7 |
1, 2, 4, 5 |
1 2 4 |
2, 5 |
22 |
3, 6 |
5 |
2 |
1 |
4 |
23 |
4, 6 |
3, 5 |
2 |
1, 3 |
7, 8 |
Итого: |
Интерпретация результата
Характеристика люмпенизированного типа:
- все равно, какую работу выполнять, нет предпочтений;
- согласен на низкую оплату при условии, чтобы другие не получали больше;
- низкая квалификация;
- не стремится повысить квалификацию, противодействует этому;
- низкая активность и выступление против активности других;
- низкая ответственность, стремление переложить ее на других;
- стремление к минимизации усилий.
Характеристика инструментального типа:
- интересует цена труда, а не его содержание (т. е. труд является инструментом для удовлетворения других потребностей, отсюда и название этого типа мотивации);
- важна обоснованность цены, не желает «подачек»;
- важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно.
Характеристика профессионального типа:
- интересует содержание работы;
- не согласен на неинтересную для него работу, сколько бы за нее ни платили;
- интересуют трудные задания - возможность самовыражения;
- считает важной свободу в оперативных действиях;
- важно профессиональное признание как лучшего в профессии.
Характеристика патриотического типа:
- необходима идея, которая будет им двигать;
- важно общественное признание участия в успехе;
- главная награда - всеобщее признание незаменимости в фирме. Характеристики хозяйского типа:
- добровольно принимает на себя ответственность;
- характеризуется обостренным требованием свободы действий;
- не терпит контроля.
(справочное)
Анализ мотивации сотрудников организации
(управление мотивацией Ш. Ричи, П. Мартин.)
Распределите в каждом вопросе среди четырех утверждений 11 балов. Заполните таблицу и постройте диаграмму.
Утверждения
- Я полагаю, что мог бы внести большой вклад на такой работе, где:
- хорошая заработная плата и прочие виды вознаграждений;
- имеется возможность установить хорошие взаимоотношения с коллегами по работе;
(в) я мог бы влиять на принятие решений и демонстрировать свои достоинства как работника;
(г) у меня есть возможность совершенствоваться и расти как личность.
- Я не хотел бы работать там, где:
- отсутствуют четкие указания, что от меня требуется;
- практически отсутствуют обратная связь и оценка эффективности моей работы;
(в) то, чем я занимаюсь, выглядит малополезным и малоценным;
(г) плохие условия работы, слишком шумно или грязно.
- Для меня важно, чтобы моя работа:
- была связана со значительным разнообразием и переменами;
- давала мне возможность работать с широким кругом людей;
(в) обеспечивала мне четкие указания, чтобы я знал, что от меня требуется;
(г) позволяла мне хорошо узнать тех людей, с кем я работаю.
- Я полагаю, что я не был бы очень заинтересован работой, которая:
- обеспечивала бы мне мало контактов с другими людьми;
- едва ли была бы замечена другими людьми;
(в) не имела бы конкретных очертаний, так что я не был бы уверен, что от меня требуется;
(г) была бы сопряжена с определенным объемом рутинных операций.
- Работа мне нравится, если:
- я четко представляю себе, что от меня требуется;
- у меня удобное рабочее место, и меня мало отвлекают;
(в) у меня хорошие вознаграждение и заработная плата;
(г) позволяет мне совершенствовать свои профессиональные качества.
- Полагаю, что мне бы понравилось, если:
- были бы хорошие условия работы и отсутствовало бы давление на меня;
- у меня был бы очень хороший оклад;
(в) работа в действительности была бы полезная и приносила мне удовлетворение;
(г) мои достижения и работа оценивались бы по достоинству.
- Я не считаю, что работа должна:
- быть слабо структурированной, так, что непонятно, что же следует делать;
- предоставлять слишком мало возможностей хорошо узнать других людей;
(в) быть малозначимой и малополезной для общества или неинтересной для выполнения;
(г) оставаться непризнанной, или её выполнение должно восприниматься как само собой разумеющееся.
- Работа, приносящая удовлетворение:
- связана со значительным разнообразием, переменами и стимуляцией энтузиазма;
- дает возможность совершенствовать свои профессиональные качества и развиваться как личность;
(в) является полезной и значимой для общества;
(г) позволяет мне быть креативным (проявлять творческий подход) и экспериментировать с новыми идеями.
- Важно, чтобы работа:
- признавалась и ценилась организацией, в которой я работаю;
- давала бы возможности для персонального роста и совершенствования;
(в) была сопряжена с большим разнообразием и переменами;
(г) позволяла бы работнику оказывать влияние на других.
- Я не считаю, что работа будет приносить удовлетворение, если:
- в процессе ее выполнения мало возможностей осуществлять контакты с разными людьми;
- оклад и вознаграждение не очень хорошие;
(в) я не могу установить и поддерживать добрые отношения с коллегами по работе;
(г) у меня очень мало самостоятельности или возможностей для проявления гибкости.
- Самой хорошей является такая работа, которая:
- обеспечивает хорошие рабочие условия;
- дает четкие инструкции и разъяснения по поводу содержания-работы;
(в) предполагает выполнение интересных и полезных заданий;
(г) позволяет получить признание личных достижений и качества работы.
- Вероятно, я не буду хорошо работать, если:
- имеется мало возможностей ставить перед собой цели и достигать их;
- я не имею возможности совершенствовать свои личные качества;
(в) тяжелая работа не получает признания и соответствующего вознаграждения;
(г) на рабочем месте пыльно, грязно или шумно.
- При определении служебных обязанностей важно:
- дать людям возможность лучше узнать друг друга;
- предоставить работнику возможность ставить цели и достигать их;
(в) обеспечить условия для проявления работниками творческогоначала;
(г) обеспечить комфортность и чистоту места работы.
- Вероятно, я не захочу работать там, где:
- у меня будет мало самостоятельности и возможностей для совершенствования своей личности;
- не поощряются исследования и проявление научного любопытства;
(в) очень мало контактов с широким кругом людей;
(г) отсутствуют достойные надбавки и дополнительные льготы.
- Я был бы удовлетворен, если:
- была бы возможность оказывать влияние на принятие решений другими работниками;
- работа предоставляла бы широкое разнообразие и перемены;
(в) мои достижения были бы оценены другими людьми;
(г) я точно знал бы, что от меня требуется и как я должен это выполнять.
- Работа меньше удовлетворяла бы меня, если:
- не позволяла бы ставить и добиваться сложных целей;
- четко не знал бы правил и процедур выполнения работы;
(в) уровень оплаты моего труда не соответствовал бы уровню сложности выполняемой работы
(г) я практически не мог бы влиять на принимаемые решения и на то, что делают другие.
- Я полагаю, что должность, должна предоставлять:
- четкие должностные инструкции и указания на то, что от менятребуется;
- возможность лучше узнать своих коллег по работе;
(в) возможности выполнять сложные производственные задания,требующие напряжения всех сил;
(г) разнообразие, перемены и поощрения.
- Работа приносила бы меньше удовлетворения, если:
- не допускала бы возможности хотя бы небольшого творческого вклада;
- осуществлялась бы изолированно, т.е. работник должен былбы работать в одиночестве;