Файл: Невербальные коммуникации: значение, способы и эффективность использования в современных компаниях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис.4 Результаты опроса «Какая реклама будет успешной?»

Когда человек выступает перед аудиторией, в первую очередь внимание обращают на внешность оратора, то есть на его одежду, прическу, косметику и т. п (55%), затем – на его мимику, жесты (32,5%), взгляд (25%), затем – на то, как он говорит (27,5%), и только потом на то, что он сообщает (37,5%). Это обязательно следует учитывать руководителю при выступлении перед своим коллективом или же какой-либо другой аудитории. Не следует заставлять иностранца смотреть в глаза так, как это принято у нас (потому что это может иметь негативные последствия!). На самом же деле, взгляд – культурно обусловленный НОК.

Итак, на встречах с иностранцами следует быть очень осторожным с использованием невербалике, лучше быть нейтральным в этом отношении, и больший акцент делать в данном случае на самой информации (как и отметили 30% студентов). Что же касается зрительного контакта, не обязательно смотреть прямо в глаза, такой совместный зрительный контакт можно установить, сосредотачиваясь на одних и тех же предметах, например, каком-то материале, плакатах, указке (20%).

Рис. 5 Результаты опроса «Какое расположение работников по отношению друг к другу лучше всего для повышения производительности труда?»

Для повышения производительности необходима атмосфера дружеского сотрудничества, которая предполагает общение, взаимодействие сотрудников между собой, чего можно легко достичь при расположении «лицом друг к другу» (что выбрали 35% опрошенных). Тем не менее, как уже упоминалось ранее, прямой взгляд в глаза может порождать соперничество, при расположении же «бок о бок» (что выбрали 60% опрошенных) все равны.

Невербальные средства коммуникации имеют значительное влияние на движение информационных потоков в организации: сами по себе не имеют особого влияния, но при умелом использовании значительно способствуют передачи информации по горизонтальным и вертикальным каналам информационного потока (52,5 %), могут значительно ускорять или замедлять это движение (32,5 %); в отдельных случаях могут выступать препятствием при формировании информационного запроса (10%). Такие внешние факторы, как цвет стен, высота потолка в помещении и т. п. также могут влиять на взаимоотношения в коллективе. Меньше конфликтов будет возникать в комнате со светло-зеленой окраской (52,5%). Как известно, это цвет спокойствия и гармонии.


Выбирая его, студенты даже согласились с низким потолком, хотя она может психологически «давить», особенно в небольшом помещении. Отсюда и 30% за высокую потолок и белое окрашивание стен, которое само-по-себе является нейтральным, хотя и несколько холодным. Напротив, красный цвет - энергичный, но слишком агрессивный, поэтому и выбрали его сравнительно немного.

То, насколько обособленно от коллектива располагается руководитель, является показателем степени открытости, доверия между ними. Например, стеклянные двери свидетельствуют о «прозрачность» отношений в команде, в прямом и переносном смысле. Такое интерьерное решение является достаточно смелым и рискованным, на это способны 20 % опрошенных студентов.

Еще больше (возможно даже слишком) убирает рамки общения руководителя и подчиненных общий кабинет. Лишь в некоторых случаях такой вариант применяют, когда руководитель располагает с собой в кабинете своего заместителя или иную приближенную лицо (выбрали 5 %). Другой крайностью является вариант постоянно закрытых дверей, в которые можно заходить только постучавшись, однако он встречается довольно часто, что и отразилось в ответах (22,5 %). «Золотой серединой» является первый вариант (двери почти всегда открыты, закрываются только для важных переговоров со сторонними людьми), который выбрали большинство студентов (52,5 %).

Итак, восприятие и использование вербальных и невербальных средств общения способствуют налаживанию эффективной коммуникации в процессе управления персоналом в организации.

2.2. Проксемические особенности невербального делового общения менеджера

Невербальная коммуникация – коммуникация с помощью неязыковых средств (жесты, мимика, паузы, манеры, внешность). Психологами установлено, что в процессе взаимодействия менеджера до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств. Австралийский специалист по языку телодвижений» А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается лишь 7% информации, тогда как с помощью звуковых средств (тон голоса, интонация и т. п) – 38%, а с помощью мимики, жестов, позы – 55%.

Общение как живой процесс непосредственной коммуникации проявляет эмоции тех, кто общается, образуя невербальный аспект обмена информацией. Средства невербальной коммуникации как «язык чувств» значительно усиливают смысловой эффект вербальной коммуникации, а при определенных обстоятельствах могут ее изменять. В деловом разговоре они имеют порой большее значение, чем слова.


Для делового человека исключительно важно, с одной стороны, уметь контролировать свои движения и мимику, а с другой – понимать язык жестов и мимику собеседника, правильно интерпретировать их. Невнимание к невербальных средств в деловом общении может дезорганизовать собеседника, если неправильно воспринимать его мимику, жесты, поведение в типичных ситуациях или неосмотрительно самому себя вести.

Американский антрополог Эдуард Т. Холл был одним из основоположников в области изучения пространственных потребностей человека, и в начале шестидесятых годов он ввел термин «проксемика», дословный перевод которого означает «близость». Его исследования в этой области привели к новому пониманию наших взаимоотношений с другими человеческими существами.

Невербальное поведение человека неразрывно связана с ее психическим состоянием и служит средством его выражения. Это показатель скрытых от непосредственного наблюдения индивидуально-психологических характеристик личности. На этой основе раскрывается внутренний мир человека, осуществляется формирование психологического содержания общения и совместной деятельности. У большинства народов выявлены совместные жесты, которые можно объединить в следующие группы: коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, вопросы, удовлетворение, возражения и т. п.); моральные, то есть выражающие оценки и определенные отклонения (жесты одобрения, доверия и недоверия, растерянности и т. п.); описательные жесты, которые составляют суть лишь в контексте словесного (языкового) выражения.

Известны невербальные сигналы, которые в разных странах несут различную информацию. Например, большинство европейских народов передают согласие, качая голову сверху вниз, болгары этим жестом передают несогласие, японцы – лишь подтверждают, что внимательно слушают собеседника.

Американскими учеными Экслайном и Л. Винтерсом было доказано, что взгляд всегда связан с процессом формирования определенного высказывания или трудностями, связанными с этим процессом. Когда человек формирует мнение, например, он чаще всего смотрит в сторону, а когда он готов-на собеседника. Физиономическая маска-доминантное выражение лица человека, формирующееся в течение жизни под влиянием преобладающих мыслей, чувств, отношений. Одежда часто является свидетельством профессиональной принадлежности.

Стиль одежды вызывает у партнеров по общению ожидания определенного способа поведения. Жест-социально сформированное движение, выражающее определенное психическое состояние.


Жесты человека очень разнообразны. Они могут быть коммуникативными (заменяют речи в общении и выполняют самостоятельную функцию, например, поднятие руки для приветствия при встрече), жестами подчеркивания (сопровождают речи и усиливают его воздействие), модальными (служат для выражения оценки или отношение к ситуации).

Мимика и жесты развиваются как общественные средства коммуникации, хотя некоторые элементы являются врожденными. На результат общения влияет межличностное пространство, то есть дистанция между партнерами, их расположение. Например, выявлено, что чем теснее отношения между людьми, тем на меньшем расстоянии они располагаются в процессе общения. В то же время, очень близка и слишком удаленная дистанции негативно сказываются на деловом общении.

В работе В. О. Лабунской подпадают общему обсуждению вопрос о функциях невербального общения. Говоря о том, что невербальное общение в межличностном взаимодействии полифункциональное, автор указывает на ряд функций, из которых отметим наиболее существенные на наш взгляд.

Итак, невербальное общение:

1) создает образ партнера по общению;

2) выступает в качестве способа регуляции пространственно-временных параметров общения;

3) выступает как показатель отношений;

4) является индикатором актуальных психических состояний личности;

5) выполняет функцию экономии речевого сообщения;

6) выступает в роли уточнения, изменения в понимании вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;

7) выполняет функцию разрядки, облегчения, регулирует процесс возбуждения.

Классификация средств невербального поведения (общения) по В. О. Лабунской построена на базе основных атрибутов бытия, материи, общих формах ее существования – движении, времени, пространстве. Согласно данной схеме, в структуру невербального общения входят практически все перечисленные в других классификациях подструктуры невербального поведения, в основу которых положены основные характеристики невербальных средств, системы их отражения и восприятия (оптическая, акустическая, тактильная, ольфакторная), а также элементы этих систем и их взаимосвязь.

Ученые И. Мацюк и Н. Станкевич предлагают, например, такое разделение невербальных средств:

1. Оптические – жесты, мимика, поза, походка, контакт глаз, одежду.

2. Акустические – темп речи, тембр, высота, сила голоса, паузы, интонация.

3. Кинетические – прикосновение, пожатие руки, поцелуй, объятия.


4. Ольфакторные – запах тела, запах косметики.

5. Пространственно-временные – расстояние между собеседниками, размещение их в пространстве, продолжительность контакта [13, с. 72].

Следует отметить, что невербальные средства общения в менеджменте не менее важны, чем вербальные. Некоторые отечественные и зарубежные ученые (А. Герасимчук, о. Тимошенко, Я. Шашкевич, Б. Добек-Островская и др.) даже считают, что более 50% коммуникации между людьми осуществляется с помощью невербальных средств общения, которые могут усиливать или, наоборот, ослабить действие вербальных средств.

Невербальные средства коммуникации – неотъемлемая часть нашей жизни. Можем ли мы, например, разговаривать, не жестикулируя? Наверное, нет. Общение станет затруднительным, ведь мимика, интонация и жестикуляция усиливают, дополняют смысл речи и дают дополнительную информацию. Еще две тысячи лет назад Цицерон учил ораторов: «Все движения души должны сопровождаться жестами, способными объяснить дела души и мысли: жесты кисти руки, пальцев, всей руки, протянутой вперед, ноги, ударяет о землю, особенно мимика глаз; жесты подобны языку тела, который понимают даже дикари и варвары». К невербальным средствам ученые относят движения тела, жесты (движения рук, ног), пространственное поле между собеседниками, выражение глаз и неправильность взгляда, выражение лица, акустические средства (связанные с языком и не связанные с ней), тактильные средства (пожатие рук, поцелуи), улыбка, косметика, реакции кожи (покраснение, побледнение), запахи (духи, алкоголь), одежда и его цвет, манеры и проч. Существенную помощь в ведении дел менеджера могут оказать средства невербального общения.

Менеджеру необходимо понимать психологические особенности людей, закономерность движений их тела, жестов рук, мышц лица, выражения глаз, высоты голоса и т. п. с целью приобретения умения предсказать поведение собеседников. Исследование этих вопросов составляет цель указанной публикации. Такие знания непременно посодействуют в выполнении профессиональных обязанностей всем, кто контактирует с людьми, осуществляя функции воспитания, занимается предпринимательской, правоохранительной или управленческой деятельностью.

Компоненты невербального общения. Так, невербальные средства общения дополняют и уточняют вербальную форму общения, невербальные сигналы, такие, как характерное движение головой, означающее «да или нет», жест, знак могут заменять слова и выражения; невербальные сигналы (жесты, позы, мимика, жесты) дают возможность выразить чувства и эмоции в гиперболизированном плане: удивление, возмущение, печаль, страх, радость, хоть на самом деле человек не переживает так сильно, как хочет показать это партнеру; невербальные сигналы-регуляторы, которые передаются взглядом в процессе зрительного контакта могут быть задействованы для контроля и регуляции деловой беседы, переговоров.