Файл: Невербальные коммуникации: значение, способы и эффективность использования в современных компаниях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 242

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Интеграция во всех сферах общественной и культурной жизни, увеличение иноязычного общения в различных сферах жизнедеятельности человека, осознание важности невербальной коммуникации для качественного межкультурного общения, необходимость значительного улучшения подготовки специалистов по международным отношениям, переводчиков и филологов обусловили актуальность данного исследования.

Проблемы ознакомления с основными понятиями и терминами невербальной коммуникации, сравнение невербальных систем общения различных культур, изучение приемов интерпретации невербального поведения представителей различных социальных, возрастных, гендерных, культурных, религиозных сообществ являются чрезвычайно важными для эффективной подготовки специалиста по международным отношениям, переводчика и филолога любой компании. Знание основ интерпретации невербального поведения человека является основополагающим в работе переводчика, работающего в сфере устного последовательного и синхронного, а также и письменного перевода. Сотрудники с подобными знаниями незаменимы для руководителя любой компании.

Теоретическая база исследования. Природа невербальных средств, их место и роль в коммуникации начали широко исследоваться в литературе еще в начале ХХ века и активизировались во второй его половине (труды А. Хилла, Бы. Успенского, Г. Колшанского, И. Горелова, С. Григорьевой, Н. Григорьева, А. Козыренко, Н. Одарчук, М. Аргайла, А. Кедровой, Е. Верещагина, В. Костомарова и др.).

Объект работы - невербальная коммуникация.

Предметом работы является невербальная коммуникация на предприятии.

Целью курсовой работы является изучение невербальной коммуникаций, и их использование в менеджменте предприятия.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

1. Изучение теоретических основ коммуникаций.

2. Проанализировать особенности невербальной коммуникации.

3. Рассмотреть особенности использования невербальной коммуникации в менеджменте компании.

4. Проанализировать проксемические особенности невербального делового общения.

Гипотеза курсовой работы - доказать, что невербальные коммуникации необходимы для нормального развития и функционирования организации.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения.

В первой части работы рассматривается теоретический материал, касающийся этапов и элементов невербальной коммуникационного процесса.


Во второй – краткая характеристика особенностей использования невербальной коммуникации в менеджменте компании, а также рассматриваются мероприятия по улучшению коммуникационного процесса в компании.

Теоретическая и практическая значимость курсовой работы заключается в том, что научные положения и выводы, относящиеся к управлению внутренних, и внешних коммуникаций можно применить для другой организации или предприятия.

Глава 1. Теоретические основы невербальной коммуникации

1.1 Невербальная коммуникация как составляющая речевой коммуникации в системе языка

Коммуникация - от лат. communicatio-связь-категория, означающая взаимодействие системных элементов, в знаковом, семиотическом аспекте. Теория коммуникации развивалась очень быстро в последние десятилетия XX столетия в связи с успехами кибернетики и компьютеризации. В лингвистике, психологии, этнологии выявлен широкий спектр функций и возможностей коммуникации. В культуре коммуникация – условие взаимодействия элементов, средство для осуществления прямых и обратных связей системы: производитель-артефакт потребитель.

Язык определяется как инструмент социального взаимодействия, как средство регуляции деятельности, средство воздействия одних людей на деятельность, поведение других. Следовательно даже акт молчания, несмотря на отсутствие словесного выражения, считается наиболее информативным из всех невербальных каналов. В межличностном общении переплетается 2 вида коммуникации: вербальная (основывается на словесных символах и знаках и реализуется в разговоре, слушании, чтении, письме) и невербальная (подает позаказную систему коммуникаций, которая основывается на внеязыковых знаковых системах) [28].

До сих пор открытым остается вопрос о сущности самого понятия невербальной коммуникации, ведь в наше время ученые так и не пришли к его единого определения, а некоторые ученые и вообще обращаются только к выделению составных частей невербальной коммуникации. Именно этот фактор и обусловил выбор темы данной статьи.


Коммуникацией традиционно называют обмен информацией между индивидами через посредство языковой или иной общей системы символов или знаков [12, c. 156]. Несмотря на то, что определение коммуникации варьируется согласно теоретического подхода, существует 5 основных факторов, которые характерны общему процессу взаимодействия. Это инициатор, реципиент, средство передачи сообщения само сообщение и эффект, который оно создает. Схематически этот процесс можно изобразить следующим образом (рис. 1)

Рис. 1. Схема коммуникативного процесса

Другими словами, коммуникативный процесс начинается тогда, когда сообщение (вербальное или невербальное) выражается и кодируется отправителем, передается через сигнал или ряд сигналов и декодируется получателем.

Как самостоятельное научное направление понятие «невербальная коммуникация» (nonverbal communication), сформировалось сравнительно не так давно, в 50-х годах XX века. Исследователями было предложено пять групп определений.

Самое общее из них рассматривает под невербальным общением все типы коммуникативного поведения, которые отличаются от слов. Подобный подход подвергался активной критике.

Второй распространенный подход перечисляет различные типы поведения и бездоказательно относит их к средствам невербальной коммуникации.

Третий подход определяет невербальную коммуникацию в соответствии с ориентацией на отправителя. Этот подход утверждает, что только интенциональные, символические типы поведения должны рассматриваться как коммуникация. Данная точка зрения также неоднократно критиковалась.

Авторами четвертого подхода являются М. Винер, С. Девоу,С. Рубиноу и Дж. Геллер, которые пытаются разделить невербальную поведение и невербальную коммуникацию. Они определяют невербальную коммуникацию как процесс, состоящий из случайно кодированных, интенциональных и символических действий.

Следующее определение невербальной коммуникации было предложено Дж. Бергун и ее помощниками. С их точки зрения, невербальная коммуникация ограничена типами поведения, которые «используются регулярно среди членов данного социума, обычно понимаются как интенциональные, имеют интерпретации, которые легко узнать».

Последнее и самое широкое трактовка определяет все типы поведения как коммуникацию. Л. Баркер и Н. Коллинз даже спорят, что «невербальная коммуникация намного шире, чем невербальное поведение. Комната, лишенная поведения одухотворенных предметов, передает информацию через атмосферу и функцию. Статическая одежда передает информацию о лице, которое ее носит».


Это широкое понимание активно критиковалось. В некоторых отечественных и в большинстве зарубежных исследованиях наука, предметом которой является невербальная коммуникация, и, шире, невербальное поведение и взаимодействие людей, согласно Г. Есть. Крейдлина, называется невербальной семиотикой, теорией знаковых систем. Науки, которые входят в невербальную семиотику – это, отдельные подсистемы, которые изучены в разной степени и нередко вообще не связаны друг с другом. Крейдлин выделяет наиболее значимые отдельные науки, формирующие невербальную семиотику: паралингвистику, кинесику, окулесику, аускультацию, гаптику, гастику, ольфакцию, проксемику, хронемику, системологию.

В лингвистическом аспекте понятие невербальной коммуникации может иметь эквивалент, обозначаемый термином паралингвистическая или экстралингвистическая коммуникация. Различные специалисты вкладывают несколько разнообразные значения в термин «паралингвистическая» и «экстралингвистическая» коммуникация.

В то же время не существует единого взгляда на модальность информационного экстралингвистического канала. Что касается терминов «невербальная» и «экстралингвистичная» коммуникация, то второе понятие, означая практически то же самое, что и первое, характеризует все формы невербального поведения человека не в общем, а в процессе языковой коммуникации.

Для корректного толкования лингвистических понятий, касающихся невербальной коммуникации считаем целесообразным подать их в виде диаграммы (рис. 2), состоящий из таких основных, на наш взгляд, концептов: кинесика, проксемика, паралингвистика.

Рис.2. Основные компоненты невербальной коммуникации

Таким образом, из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что под невербальными средствами коммуникации понимают несловесные средства, сопровождающие речевое общение и участвующих в передаче информации. Их роль в процессе общения оценивается настолько высоко, что в лингвистической литературе имеет место утверждение: не невербальные средства устроены в вербальный компонент, а вербальный компонент органично входит в невербальную сферу общения как в нечто первобытное.

Надо заметить, что зарубежные лингвисты обычно используют термин язык тела (body language) на обозначения невербальной коммуникации, поэтому, несмотря на длительную лингвистическую традицию, можем употреблять термины язык тела и невербальная коммуникация как синонимы.

Невербальная коммуникация подчиняется определенным правилам, которым мы следуем бессознательно, но реагируем на их нарушение. К этим правилам можно отнести следующее:


1) использование невербальных знаков должно быть определенным и узнаваемым;

2) мы должны уметь переводить наши чувства и намерения в невербальные средства (“кодировать”);

3) наблюдатель должен знать как интерпретировать невербальные знаки («декодировать»).

Основные проблемы интерпретации невербальных сообщений (их кодирование и декодирование) связаны с самой природой невербальной коммуникации. Особенности невербальных сообщений (контекстуальность, многозначность, спонтанность и непреднамеренность) предусматривают сложность процесса интерпретации невербального поведения.

Установлено, что устойчивыми и однозначными являются лишь экспрессивные коды основных эмоциональных состояний человека: радости, гнева, страха, внимания, удивления, презрения и некоторых других. Другие способы невербального кодирования подвергаются воздействию многих факторов.

Среди них: - общая ситуация общения; - индивидуальные особенности проявления состояний каждым из участников общения; - пол; - возраст; - степень значимости партнеров друг для друга; - культурные и этнические нормы выражения индивидуальных особенностей личности. Соответственно, если принять во внимание все эти факторы в ситуации непосредственного межличностного взаимодействия с целью точной интерпретации невербальных посланий практически невозможно.

Поэтому велика вероятность ошибок в определении содержания многих невербальных сообщений. Итак, интерпретируя невербальные сообщения, необходимо учитывать следующие моменты: уникальность невербального языка; неизбежность противоречий между невербальным выражением и его психологическим содержанием; - изменчивость способов невербального выражения; - зависимость успешности кодирования от умения человека адекватно выражать свои переживания, от уровня сформированности у него навыков кодирования невербальных сообщений.

1.2 Невербальные средства в межкультурной коммуникации

Для человека как общественного существа одной из важнейших потребностей является потребность в общении-межличностном и межгрупповом взаимодействии, основу которого составляет познание друг друга и обмен определенными результатами психической деятельности (информацией, мыслями, чувствами, оценками и т.п.). По своим материальным выражением общения реализуется в двух видах: вербальном, то есть словесном и невербальном, несловесному.