Файл: Невербальные коммуникации: значение, способы и эффективность использования в современных компаниях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 247

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Например, время от времени партнеры взглядом сообщают друг другу, что внимательно слушают, что стимулирует дальнейшую беседу. Взгляд, его направление, частота контакта глаз – еще один компонент невербального общения. Направление взгляда показывает направленность внимания собеседника и вместе с тем дает обратную связь, показывающую то, как относится собеседник к тем или иным сообщениям.

Взгляд используется также для установления взаимоотношений. Когда человек стремится к установлению более теплых взаимоотношений, он ищет взгляд собеседника. Однако если кто-то смотрит нам в глаза слишком долго, то это настораживает. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов межличностной коммуникации, потому что они занимают центральное место на лице человека, при этом зрачки ведут себя полностью независимо. При дневном освещении зрачки могут расширяться и сужаться в зависимости от того, как меняется отношение и настроение человека от позитивного к негативному и наоборот.

Когда человек радостно возбужден, его зрачки расширяются в четыре раза больше по сравнению с нормальным состоянием. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться, при этом получаются так называемые «глаза-бусинки» или «змеиные глаза». Основа для настоящего общения может быть установлена только тогда, когда вы общаетесь с человеком с глазу на глаз. Если при общении с одними людьми вы чувствуете себя уютно, то с другими – дискомфортно. Это связано, главным образом, с тем, как они смотрят на вас, какова продолжительность их взгляда и как долго они могут выдержать ваш взгляд. Именно поэтому очень важно во время деловых бесед и переговоров контролировать выражение своих глаз.

Ваш взгляд должен встречаться с глазами партнера около 60-70% от всего времени общения. Скованный, зажатый собеседник, который встречается с вами взглядом менее 1/3 от времени общения, редко пользуется доверием. Во время переговоров и деловых бесед никогда не следует надевать темные очки, потому что у партнера появляется ощущение, что его рассматривают в упор. Часто встречается так называемый взгляд искоса.

Он используется для передачи интереса или враждебности. Если такой взгляд сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность и часто используется для того, чтобы завлечь собеседника. Если он сопровождается опущенными вниз бровями, нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, он означает подозрительное, враждебное или критическое отношение. Больше всего нас раздражают люди, которые во время разговора опускают веки.


Это подсознательный жест, который является попыткой человека «убрать» вас из своего поля зрения, потому что вы ему надоели или стали неинтересны, или он чувствует свое превосходство над вами. При нормальной частоте моргания 6-8 раз в минуту веки этого человека закрываются на секунду или больше, как будто человек моментально стирает вас из своей памяти. Если человек подчеркивает свое превосходство над вами, то его прикрытые веки сочетаются с откинутой назад головой и долгим взглядом, известным как «высокомерный взгляд». Если вы заметили похожий взгляд у вашего собеседника, это означает, что ваше поведение вызывает у него негативную реакцию и нужно что-то изменить, чтобы успешно завершить разговор.

В некоторых славянских народов (чехов, словаков, а особенно поляков), принято женщине целовать руку. Это делается в таких случаях: при знакомстве, в процессе приветствия, приглашения на танец и после него. На наш взгляд, поцелуй руки представительницам слабого пола может считаться проявлением не только определенного уровня культуры человека, но и жестом уважения в отношении женщины. Вполне существенной считается ходьба человека, то есть стиль передвижения, по которому не трудно распознать ее эмоциональное состояние.

Например, в рамках исследований соответствующих специалистов с точностью знакомились такие эмоциональные состояния, как гнев, страдание, черный настроение, гордость. При этом оказалось, что наиболее тяжелая ходьба имеет место при гневе, самая легкая походка – в состоянии радости; вялая, подавленная – страданиях, а самая большая длина шага присуща состояния гордости.

Правила взаимодействия в деловом общении и невербальные сигналы. В деловом общении существуют правила взаимодействия, их надо знать и выполнять в зависимости от того, какое место за столом переговоров занимают участники переговоров.

Рассмотрим размещение участников переговоров в условиях рабочего кабинета за стандартным прямоугольным столом при четырех положениях вашего собеседника: угловое расположение; позиция делового взаимодействия; конкурирующая оборонительная позиция; независимая позиция. Угловое расположение характерно для людей, занятых дружеской непринужденной беседой. Эта позиция способствует постоянному контакту глаз и имеет простор для жестикуляции и возможность для наблюдения за жестами собеседника.

Угол стола служит частичным барьером в случае опасности или угрозы со стороны собеседника. При таком расположении отсутствует территориальное разделение стола. Когда два человека работают в соавторстве над какой-нибудь проблемой, они обычно занимают позицию делового взаимодействия, размещаясь рядом, с одной стороны стола. Это одна из самых удачных стратегических позиций для обсуждения и выработки общих решений. Положение партнеров друг против друга обычно создает атмосферу соперничества.


Такое расположение собеседников способствует тому, что каждая сторона будет придерживаться своей точки зрения. Стол между ними становится своеобразным барьером. Люди занимают за столом такое положение в том случае, если они находятся в относительном соперничестве, или когда один из них критикует другого. Кроме того, если встреча происходит в кабинете, то такое расположение свидетельствует также об отношениях субординации.

Следует помнить, что конкурирующая оборонительная позиция затрудняет понимание точки зрения собеседников и не создает непринужденной атмосферы. Большего взаимопонимания можно достигнуть в позиции углового расположения и в позиции делового взаимодействия.

Разговор в такой позиции должен быть коротким и специфическим. Бывают случаи, когда очень трудно или неуместно занимать позицию углового расположения при предъявлении своего материала.

Допустим, вам нужно предложить образец, схему или книгу на рассмотрение человека, сидящего напротив вас за прямоугольным столом. Сначала положите то, что вы хотите предложить, на центральную линию стола. Если он наклонится вперед, чтобы лучше рассмотреть ваш материал, но не перетянет его на свою сторону, то это означает, что ему ваш материал малоинтересен. Люди, не желающие взаимодействовать за столом друг с другом, занимают независимую позицию, размещаясь по диагонали. Чаще всего такое положение занимают посетители библиотек, отдыхающие на скамейке в парке или посетители ресторанов и кафе. Эта позиция свидетельствует об отсутствии заинтересованности. Ее следует избегать в том случае, когда нужно вести откровенную беседу или заинтересованные переговоры. На создание психологического климата существенное влияние оказывает не только расположение собеседников за столом, но и форма самих столов.

Так, квадратный стол способствует созданию отношений соперничества между людьми, равными по должностям. Квадратные столы хороши для проведения короткой деловой беседы или для того, чтобы подчеркнуть отношения субординации. Здесь отношения сотрудничества устанавливаются скорее с тем человеком, который сидит за столом рядом с вами, причем человек, который сидит справа от вас, будет более внимательна к вам, чем тот, кто сидит слева. Максимальное сопротивление будет делать тот человек, который сидит прямо напротив вас. За прямоугольным столом на встрече людей одинакового социального статуса основным считается то место, на котором сидит человек, обращенная лицом к двери.


Круглый стол создает атмосферу неофициальности и непринужденности и за ним лучше всего проводить беседы людям одинакового социального статуса. Кроме того, когда приходится вести деловую беседу с двумя собеседниками, один из которых очень разговорчивый, а другой, наоборот, очень молчалив, желательно расположиться за круглым столом. Для того, чтобы все партнеры принимали в беседе активное участие, следует использовать простой, но очень эффективный прием: когда разговорчивый собеседник задает вопрос, во время ответа посмотрите сначала на него, а потом поверните голову в сторону молчаливого собеседника, затем снова в сторону разговорчивого, а затем опять – в сторону молчаливого. Этот прием позволяет необщительному собеседнику почувствовать, что он тоже вовлечен в разговор, а вам – завоевать расположение этого человека (это означает, что вы в случае необходимости сможете получить поддержку с его стороны).

Таким образом, квадратный (или прямоугольный) стол, который обычно является рабочим столом, используется для деловых бесед, переговоров, брифингов. Круглый стол чаще всего используется для создания непринужденной, неофициальной атмосферы и хорош в том случае, когда вам нужно достичь соглашения. Следует не только правильно выбрать форму стола, но и уметь посадить за него вашего собеседника так, чтобы создать максимальный психологический комфорт. Это особенно важно, когда вы приглашаете его на торжественный обед к себе домой или в ресторан. Постарайтесь сделать так, чтобы ваш собеседник сидел спиной к стене.

Психологами доказано, что у человека повышается частота дыхания и сердцебиение, если он сидит спиной к открытому пространству, особенно если за спиной – постоянное хождение. Кроме того, напряжение увеличивается, когда спина человека повернута к входной двери или к окну, особенно если это окна первого этажа. Как мы видим, эти, казалось бы, мелочи имеют важное значение в деловом общении. Именно поэтому очень важно не только знать, но и уметь применить все, что мы используем на практике для достижения эффективного результата.

Для того чтобы иметь успешную профессиональную деятельность, менеджеру необходимо научиться читать невербальные сигналы. Умея это делать, менеджер может о клиенте, партнере, сотруднике, или о любом другом человеке, которого видит впервые, узнать еще до того, как он начнет говорить.

Наконец, как обнаружено, общение людей всегда пространственно организовано. В завершение рассмотрения темы необходимо отметить, что какими бы не были важны чувства, эмоции, отношения людей, все-таки деловое общение предполагает не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу подобающей информации. Ее содержание передается с помощью языка, то есть принимает вербальную, словесную форму. Если отойти от общих теоретических моделей к обычной жизненной практики, то для содержательного делового общения необходимо прежде всего умение говорить и умение слушать. Вступая в контакт со своим деловым партнером, в процессе управления необходимо особо следить за своим языком.


Литературный стиль непременно будет вызывать уважение к собеседнику и способствовать эффективности общения. В другом случае это обстоятельство способно существенно повлиять на авторитет оратора или тормозить переговорный процесс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, исходя из сказанного выше, самым полным, по нашему мнению, считаем определение понятия невербальной коммуникации как такого, что объединяет концепты кинесики, проксемике, паралингвистики и обозначает осознанную или неосознанную невербальную коммуникативную поведение, что проявляется через движения тела, жесты, выражение лица, дистанцию, размещение тела и пространственную организацию, ощупь и запах и такие аспекты голосовой поведения как интонация, качество голоса, и функционирует в непосредственном общении и в текстовой коммуникации.

В свою очередь, выделение понятия невербальной коммуникации как составляющей речевой коммуникации в системе языка позволяет наметить ряд перспектив относительно дальнейших разведок, которые усматриваются в характеристике основных положений невербальной коммуникации в скопусе лингвистических теорий и в рассмотрении проблем взаимодействия лингвального и экстралингвального факторов в речевой коммуникации.

На основании проведенного исследования работы менеджера, можно сделать следующие выводы: во-первых, невербальные средства делового общения могут оказать определенную помощь в достижении желаемого результата в процессе переговоров с бизнес-партнерами или в управлении персоналом; во-вторых, какие бы не были чувства, эмоции, отношения людей, все-таки деловое общение предполагает не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу надлежащей информации, содержание которой пересматривается с помощью языка, то есть вербальных средств.

Языковая культура, в этом случае, должна отвечать нормам современного украинского литературного языка и словесному этикету, принятому в соответствующем кругу людей, что является отражением интеллектуального уровня, профессиональной и общей культуре собеседника.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Андреева Г.А. Использование ТСО при формировании коммуникативно-речевых умений на уроках русского языка // Технические средства и Интернет в обучении русскому языку как иностранному: Сб. науч.тр. – Лодзь: Интрусистики. – 2009. – 223с.
  2. Бодалев А.А. Личность в общении. – М.: Педагогика, 2008.- 272 с
  3. Вавина Л.С. Методические рекомендации по обучению грамоте учащихся І-ІІ отделений вспомогательной школы. – М.: РУМК спецшкол, 2007. – 112 с.
  4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. – М.: Просвещение, 2006. – 256 с.
  5. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов - М.: Наука, 1980. - 104 с.
  6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – С.-Пб.: Питер, 2007- 211с.
  7. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: ллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – М.: Психология, 2006. – 332с.
  8. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогиигиене общения. – М.: Психология, 2008. – 331с.
  9. Дризде Т.М. Психология общения, - СПб.: Изд-во «Речь», 2002. – 223с.
  10. Зимбардо Ф. Застенчивость: Пер. с англ.. – М.: Психология, 2001. – 211с.
  11. Игры –обучение, тренинг, досуг/Под ред. В.В. Петрусинского. – М.: Педагогика, 2004. – 332с.
  12. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия /Сост. Б.Н.Лозовский.– М.: Прогресс, 2003.- 256с.
  13. Караяни А.Г. и Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экс-тремальных условиях, 2009.–68с.
  14. Колшанский Г. В. Паралингвистика / Г.В. Колшанский - М.: Наука, 1974. - 94 с.
  15. Крейдлин Г. Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации / Г.Е. Крейдлиш - М.: Языки славянской культуры, 2005. - 224 с.
  16. Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М.: Наука, 2008. – 244с.
  17. Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Директ, 2005.- 1224с.
  18. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., Директ-Медиа, 2008. - 1174 c.
  19. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс... –Ростов н/Д.: Фе-никс, 2001. – 332с.
  20. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.: Наука, 2004. – 221с.
  21. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения / А. Меграбян - СПб.: Речь, 2001. - 256 с.
  22. Ниренберг Г. Читать человека как книгу / Г. Ниренберг, Г. Калеро - Баку.: Сада, 1992. - 176 с.
  23. Пиз А. Язык жестов. – Н. Новгород: ННИ, 2002. – 441с.
  24. Пиз А. Язык телодвижений. Как: читать мысли Других людей по их жестам. – М.: Психология, 2005. – 322с.
  25. Ушаков Н.В. Основы психологии общения. - М.: Транспорт, 2002. - 112с 21. Харрис Я –хороший, Ты–хороший. – М.: Прогресс, 2003. – 277с.
  26. Pease A. The definitive book of body language / A. Pease, B. Pease - Australia: Pease International, 2004. - 386 p.
  27. Невербальные средства общения [Електронний ресурс] / Н. К. Иванов, Е. А. Никифорова, Днепропетровск Украина - Режим доступу до журн.: http://citatu.com.ua/blog-afits/1362/1635/.
  28. Психология делового общения [Електронний ресурс] / Ю. П. Березуцкая Режим доступу до журн.: http: //www.psichology. vuzlib. or g/book_o297_page_ 1 .html. (дата обращения: 11.01.20)
  29. Структура управлінської взаємодії [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://uki.docdat.com/text/77 l/index-2.html?page=3(дата обращения: 11.01.20)
  30. Як зробити бізнес на жестах [Електронний ресурс] - Режим доступу до журн.: http://ukrsprava.com/index.php?newsid=6880. (дата обращения: 11.01.20)
  31. Hall Е. Т. Understanding Cultural Differences: Germans, French and Americans / E.T Hall, M.R. Hall [Електронний ресурс] - Режим доступу до журн.: http://books. google. ca/books?hl=m&id=(дата обращения: 11.01.20) Hr3adyadHC4C&q=Arab+world#v=onepage&q=Arab%20world&f=false (дата обращения: 11.01.20)