Файл: Методические рекомендации по развитию познавательного интереса в изучении природы в подготовительной.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


        Работа по сказке имеет свое продолжение в другом виде деятельности – театрализованной. Детям доставляет огромное удовольствие проявлять себя в качестве артистов. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь,  развивается память, внимание, а чтобы образ был более похожим, появляется мотивация больше узнать об особенностях конкретного животного, а это значит – больше рассматривать, наблюдать, познавать, интересоваться.

Таким образом, можно сделать вывод, что ознакомление с природой у детей происходит с помощью различных видов деятельности и методов экологического воспитания. Ведущими методами являются: наблюдение, а наиболее приемлемой формой является экскурсия.
1.3. Методы изучения природы

Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у детей познания природы, убеждений и практических навыков, активной жизненной позиции в области охраны природы является объективной необходимостью. Знания о природном окружении дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого и кинофильм.

Особое значение для детей имеет непосредственное общение с природой – наблюдения. Правильно организованные наблюдения учат ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. На основе наблюдений рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, это приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. Наблюдения, организуемые в дошкольном учреждении, помогают детям систематически знакомиться с миром природы и проявлять своё отношение к нему.

Познание ребёнком окружающей действительности начинается с ощущений, которые появляются в процессе воздействия предметов и явлений природы на его чувства, отсюда следует, что в основе ознакомления детей с природой лежит наглядность. Дети должны иметь возможность посмотреть объекты, потрогать, послушать, понюхать, но при этом необходимо руководить познавательным процессом.

Воспитатель должен обращать внимание детей на главное в предметах, связывать с обозначающими их словами. Формирование представлений детей и обогащение словаря происходит одновременно.

Существуют разнообразные формы, методы и приёмы ознакомления детей с природой, выбор их зависит от воспитательных, образовательных задач. Основные принципы, определяющие средства осуществления поставленных задач – единство воспитания и образования, наглядность и активность в познании детей и ведущая роль воспитателя.


Руководя познанием природы и приобретении детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет различные методы и приёмы.

К таким методам относятся наблюдение, эксперимент, труд, игры. Широко применяются методы, основанные на слове воспитателя – рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их изображений. Применяя тот или иной метод, воспитатель может использовать множество различных приёмов, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элемент игры, применяет пословицы и поговорки, дидактические игры. Выбор методов и приёмов определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, возраста детей и накопленного ими опыта.

В группах младшего дошкольного возраста основным методом является наблюдение. Показ картинок, дидактические игры, игрушки играют большую роль в познании детьми природы.

Учитывая конкретность мышления и небольшой опыт у детей среднего возраста, ознакомление их с природой нужно делать более наглядным, для уточнения и закрепления образующихся представлений, можно использовать дидактические игры с естественными предметами (листья, овощи, фрукты)

Ознакомление детей старшего возраста с природой происходит в основном путём наблюдений на экскурсиях, прогулках, во время игр и труда. В этом возрасте большое место отводится беседам, рассказам воспитателя с использованием картин, презентаций, чтением художественной литературы.

Для реализации различных методов, используемых в познании природы с детьми дошкольного возраста мы используем различные формы. Такими формами организации деятельности детей при ознакомлении с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, рассмотрим некоторые из них.

Занятия – это основная форма организации детей в ознакомлении их с природой, на занятиях воспитатель не только сообщает детям новые сведения, но уточняет и закрепляет уже имеющиеся у них знания. Для этого используются различные методы – наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, беседы.

Экскурсии – это занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях: в саду, на лугу, около водоёма. Воспитательно-образовательное значение экскурсий очень велико – они способствуют воспитанию эстетических чувств, усиливают интерес к природе.



Прогулки ежедневно используются для ознакомления с природой всех возрастных групп. Программное содержание прогулок определяется наличием различных природных явлений, на прогулках организуются игры с использованием природного материала. Во время прогулок дети участвуют в трудовых процессах – сгребают листву, поливают и пропалывают растения. Важным методом прогулки является наблюдение.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие, ложный познавательный процесс, при котором формируются конкретные знания, развиваются мышление. речь, воспитывается интерес и любовь к природе, чувство прекрасного.

В зависимости от объекта и возраста детей, наблюдения могут быть эпизодическими и длительными.

В группах младшего и среднего возраста наблюдения как правило кратковременные, но часто повторяемые (наблюдения за погодой, сезонными изменениями в окружающей природе).

У детей старшего возраста длительные наблюдения занимают наибольшее место – дети следят за развитием растений из семян, сезонными изменениями в природе, за жизнью насекомых и птиц.

Наилучшим методическим приёмом, активизирующим мышление детей во время наблюдений, является сравнение…..

Эксперимент или опыт – это особый вид наблюдений, организованный в специально созданных условиях. Привлечение детей к проведению несложных опытов на занятиях, прогулках, в уголке природы имеют большое значение для развития наблюдательности и любознательности, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы. Примерами таких опытов являются: замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образование солнечных зайчиков, которые очень часто используют в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Входе экскурсий, проведения опытов и экспериментов собираются определенные данные, которые требуют фиксаций. Для фиксации наблюдений можно использовать зарисовки, лепка объектов, составление рассказов. Ведение календаря природы развивает наблюдательность, приучает устанавливать последовательность и связь явлений, их причины.

Труд как метод воспитательной и образовательной работы в детском саду имеет большое значение, непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают связи между развитием растений и уходом за ними. Труд детей в природе повышает интерес к ней, помогает воспитывать у детей бережное отношение к природе, способствует формированию высоких нравственных качеств.


Игра – как метод, при помощи которого дети знакомятся с окружающим их миром.

В дидактических играх используются натуральные материалы природы. Игры используются на занятиях, экскурсиях, прогулках, они помогают детям усвоить качество предметов, уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие познавательного интереса происходит наиболее оптимально при комплексном использовании методов, что способствует лучшему познанию природы детьми дошкольного возраста.

Выводы по первой главе:

1. Для детей дошкольного возраста характерны психолого-педагогические особенности, которые необходимо учитывать при работе с детьми, а также в развитии познавательного интереса.

2. Ознакомление с природой у детей происходит с помощью различных видов деятельности и методов экологического воспитания. Ведущими методами являются: наблюдение, а наиболее приемлемой формой является экскурсия.

3. Развитие познавательного интереса происходит наиболее оптимально при комплексном использовании методов, что способствует лучшему познанию природы детьми дошкольного возраста.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ С ЦЕЛЬЮ

ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ

2.1 Экспериментальные исследования по выявлению

развития познавательного интереса в изучении

природы в подготовительной группе

Для подтверждения гипотезы исследования, что развитие познавательного интереса у дошкольников в изучении природы будет более успешным, если использовать практические методы.

Эксперимент проводился на базе МБДОУ ДС №38 «Колокольчик»,

г. Светлоград.

За экспериментальную и контрольную группы были выбраны дети подготовительной группы, в количестве 16 человек.

Эксперимент состоял из трёх этапов:

1 этап - констатирующий.

На данном этапе эксперимента была проведена диагностика уровня развития познавательного интереса детей подготовительной группы в экспериментальной и контрольной группах.

2 этап - формирующий.

На данном этапе эксперимента с экспериментальной группой проводился эксперимент, направленный на выявление роли познавательного интереса в изучении природы с детьми дошкольного возраста 6-7 лет. Дошкольники, составлявшие контрольную группу, не включались в формирующий эксперимент.

3 этап - контрольный.

На данном этапе эксперимента была осуществлена повторная диагностика уровня развития познавательного интереса детей подготовительной группы в экспериментальной и контрольной группах, а также, проведен анализ полученных результатов.

Приступая к констатирующему этапу эксперимента, следует отметить, что содержание экологического образования и воспитания тесно связано с формой подачи материала и имеет отчётливые внешние проявления, а именно: активное участие детей в познавательном процессе.

Цель констатирующего этапа – определение уровня развития познавательного интереса детей подготовительной группы посредством практических методов.

В ходе констатирующего этапа был проведен выбор диагностической методики, направленной на выявление уровня развития познавательного интереса дошкольников подготовительной группы.

Инструкция к проведению: Проводят индивидуальную диагностику с каждым из десяти детей: ребенку говорят: «Мы будем сейчас играть с тобой в интересную игру. Я буду говорить тебе начало предложения, а ты его будешь заканчивать. Давай попробуем: «Если кусочек льда принести в комнату, то… Продолжай». Можно задать вопрос: «То, что случится?»» Если ребёнок не понял правила игры, предложить ещё одно предложение: «Воспитательница похвалила мальчика (девочку), потому что…» После проигрывания ребёнку предлагается 10 тестовых фраз (Приложение 1).