Файл: 1. Понятие тгп как науки, предмет изучения и его особенности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 551
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Виды социальных норм первобытного общества
Восточный путь возникновения государства
Западный путь возникновения государства
Суть договорной теории происхождения государства
В чем заключается главная идея договорной теории
Авторы теоретических положений
Преимущества и недостатки теории
Что такое теория насилия происхождения государства
Видные представители теории насилия
Первоначальные факторы теории насилия
Преимущества и недостатки теории
Материалистическая теория происхождения государства — описание
Преимущества и недостатки теории
Суть психологической теории происхождения государства
Достоинства и недостатки теории
Проблемы объективности и субъективности психологической теории
Роль теории для современной науки
Точки зрения и мнения о теологической идее
Виды монархий По объему ограничений
Понятие системы права и отрасли права. Правовые системы
1.Система права и правовые системы
Понятие и виды гипотез. Версия Понятие гипотезы
Процесс правообразования происходит в глубинах социума. В этой связи государству необходимо лишь грамотно и эффективно оформлять соответствующие правовые запросы, которые уже сформировались в обществе. Иными словами, правотворчество следует рассматривать как завершающий этап правообразования.
Понятие правотворчества включает все виды и формы деятельности, направленной на перевод правовой воли общества в закон:
– принятие нормативно-правовых актов государственными органами;
– проведение референдума;
– заключение различных соглашений с нормами права;
– санкционирование обычаев;
Функции правотворчества – определенные направления воздействия правотворческой деятельности в приложении к праву.
Функции правотворчества выполняются при помощи определенных организационных форм правотворчества:
– в форме текущего правотворчества;
– в форме деятельности органов, уполномоченных на выполнение систематизации нормативных актов.
Правотворчество выполняет ряд функций.
Во-первых, функция новеллизации права.
В узком смысле понятие новеллизация права означает принятие абсолютно новых норм права – т.н. «новелл».
В широком смысле понятие новеллизация права (законодательства) предполагает принятие, изменение и отмену норм права или нормативно-правовых актов; санкционирование уже имеющихся норм (к примеру, обычаев).
Новеллизация права сопровождается изменением действующих норм права, то есть внесение новизны в содержание или форму права.
Новеллизируют право и так называемые интерпретационные акты в виде актов официального толкования норм права, к примеру, решения Конституционного Суда РФ, который является субъектом официального толкования законов в России.
Во-вторых, функция устранения (восполнения) пробелов в праве.
Следует отметить, что выполнение данной функции правотворчества реализуется лишь в результате действия субъекты правотворчества, что позволяет устранить пробелы в праве. При этом субъекты правоприменения могут лишь преодолевать пробелы в праве и законодательстве.
В-третьих, функция детализации (конкретизации) права.
Правотворчество выполняет данную функцию, когда нормы законов находят свою детализацию в нормах соответствующих подзаконных нормативных актах.
В-четвертых, функция систематизации законодательства.
В рамках выполнения данной функции правотворчества наиболее глубоким способом систематизации законодательства выступает его кодификация. Она позволяет упорядочить содержание и форму законодательства.
Представленные функции правотворчества находятся в диалектических взаимосвязях между собой, поскольку одна функция предполагает другую как причина вызывает наличие её следствия. Так, функция систематизации законодательства в форме его кодификации предполагает его новеллизацию, детализацию и восполнение пробелов.
Таким образом, правотворчество представляет собой деятельность уполномоченных органов по разработке, принятию, переработке и отмене нормативно-правовых актов. Правотворчество выполняет следующие функции: новеллизация права, устранение пробелов в праве, детализация права, систематизация законодательства.
44.Способы правотворчества и стадии законодательной процедуры.
Правотворчество
Это действия уполномоченных органов по подготовке, принятию, изменению и отмене нормативных правовых актов; завершающая часть процесса правообразования. Субъектами правотворчества могут выступать как государственные, так и негосударственные органы в виде профсоюзов, органов местного самоуправления, общественных организаций и граждан при наличии соответствующих полномочий.
Различают три способа правотворчества:
1.непосредственная правоустановительная деятельность полномочных государственных органов
2.санкционирование государственными органами норм, которые сложились независимо от них в виде обычая (делового обыкновения) или выработаны негосударственными организациями
3.непосредственное правотворчество народа, проводимое в форме всенародного голосования (референдума)
Законодательный процесс включает ряд последовательных стадий: законодательную инициативу от разработки законопроекта до его внесения в парламент, обсуждение в парламенте, принятие
закона и его публикацию. Особая роль в законодательном процессе принадлежит основному органу законодательной власти государства, то есть, как правило, парламенту, и его структурам.
Правотворчество – это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Правотворчество является видом государственной деятельности. Правотворческая деятельность состоит в создании норм права, в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм. Правотворчество завершает процесс формирования права и означает возведение государственной воли в закон. С.А.Комаров отмечает, что «правотворчество, или законотворчество, являются одной из форм государственного руководства обществом и осуществляется государством независимо от его задач, типа, форм осуществления и организации государственной власти».
Субъектами правотворчества выступают государственные органы и структуры, наделенные соответствующими полномочиями на принятие законов. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм. Правотворчество является проявлением активной государственной деятельности, средством его управления обществом. В Российской Федерации нормативно-правовые акты могут издаваться лишь представительными и исполнительными органами власти. При этом каждый орган вправе издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление) и исключительно по вопросам, входящим в его компетенцию. Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего акт, в механизме правового регулирования.
Начальной стадией процесса правообразования является – возникновение потребности в регулировании определенных общественных отношений. Возможно издание непосредственно государством нормативного акта, возможно также официальное признание конкретного общественного отношения юридическим или официальное признание уже сложившегося обычая как юридической нормы и конкретного источника субъективных прав и обязанностей. Содержание правотворчества складывается из последовательно осуществляемых организационных действий. Таким образом, правотворческий процесс представляет собой технологию создания нормативно-правовых актов и доведение их предписаний до адресатов. В юридической науке различают три способа правотворческой деятельности полномочных государственных органов:
-
непосредственная правоустановительная деятельность полномочных государственных органов; -
санкционирование государством норм, которые сформировались в форме обычаев или были выработаны негосударственными организациями; -
непосредственное правотворчество народа (референдумы).
Правом принятия нормативно-правовых актов в Российской Федерации обладают Государственная Дума, Совет Федерации, представительные органы субъектов федерации, органы местного самоуправления. К числу правотворческих органов относятся также Президент РФ, Правительство РФ, министерства и другие ведомства, главы администраций. Полномочия на правотворчество каждого органа детально регламентированы Конституцией и законодательством. Например, Правительство РФ свои акты нормативного характера издает в форме постановлений, а министерства и другие ведомства издают приказы и инструкции. В пределах своих полномочий нормативные акты издают органы законодательной и исполнительной власти субъектов федерации. Органы местного самоуправления, обеспечивая управление вопросами местного значения, издают нормативные акты, в основном, в виде решений. Администрации объединений, предприятий, учреждений в пределах своих полномочий издают локальные нормативные акты.
Правотворчеству присущи следующие принципы:
-
научность (изучение потребностей принятия закона); -
законность (создание нормативных актов во исполнение Конституции и законов); -
гласность (открытость правотворческого процесса для общественности); -
демократизм (участие представителей народа в законотворчестве, демократические процедуры принятия и само демократическое содержание законов); -
профессионализм (работа по принятию законов должна осуществляться на постоянной основе с привлечением ученых и специалистов, с проведением научных экспертиз законопроектов); -
оперативность (своевременность издания нормативных актов).
Итак, принципы правотворчества – это руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм.
Правотворчество подразделяется на следующие виды:
-
Непосредственное правотворчество народа посредством референдума; -
Правотворчество государственных органов (Федерального Собрания, Правительства); -
Правотворчество отдельных должностных лиц (Президента, министров); -
Правотворчество органов местного самоуправления; -
Локальное правотворчество (предприятий, учреждений, организаций); -
Правотворчество общественных организаций.
В зависимости от значимости правотворчество делится на:
-
законотворчество (правотворчество высших представительных органов – парламентов, в соответствии с которым издаются нормативно-правовые акты высшей юридической силы – законы); -
делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, в основном правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию нормативно-правовых актов, входящих в компетенцию представительного органа); -
подзаконное правотворчество (нормотворчество органов исполнительной власти по изданию указов, постановлений, приказов, распоряжений, решений).
В отличие от законотворчества подзаконное нормотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшим формализмом. В тоже время подзаконное правотворчество осуществляется негласно, подготовка и принятие подзаконных актов осуществляется соответствующими правовыми управлениями, администрациями и часто характеризуется определенной громоздкостью и противоречивостью. Подзаконное правотворчество в тоже время позволяет быстро разрешать вопросы, требующие правового воздействия, тогда как закон по таким вопросам принимается в течение достаточно длительного времени по усложненной процедуре, свойственной законотворчеству.
Законотворческий процесс является основной частью правотворческого процесса. Если результатом правотворчества в целом являются различные формы права – законы, подзаконные нормативно-правовые акты, нормативные договоры, юридические прецеденты, то результатом законотворчества являются законы.
В законотворческом процессе можно выделить два этапа: неофициальный (подготовка нормативно-правового акта) и официальный (его принятие). Принятие нормативно-правового акта процедурно жестко определено и включает в себя следующие стадии: